Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Направление узкоколеек

 

  Выбрав погожий весенний день наш поисковый коллектив решил пройти очередной маршрут. Два года назад в лесном массиве за Восточными отвалами комбината «Ураласбест» был найден участок узкоколейной железной дороги. С этого периода тема неизвестной узкоколейки обросла большим комплексом вопросов.

   Вопрос нахождение в лесу участка узкоколейной железной дороги не даёт нам покоя уже на протяжении большого отрезка времени. Поэтому мы решили ещё раз пройти по лесному массиву, где до сих пор остались на местности просеки от неизвестной пока узкоколейной железной дороги.

   Здесь, наверно, нужно сказать, что если посмотреть на старые карты середины ХХ века, то на этом участке  нанесена деревянная дорога лежневка и не одна. В этом районе была целая сеть лесных деревянных дорог.  Кроме старых карт эти лежневки навечно отпечатались в воспоминаниях наших старожилов, да и мы, сегодняшнее поколение старшего возраста, помнит эти дороги лежневки, потому как ежегодно посещали эти районы, ходили по ним и ездили на велосипедах. А кое-кто из ветеранов со школьного возраста помнил насыпи от узкоколейных железных дорог, но на тот (детский для них) период четко не зафиксировал все это в памяти.

   И вот, уже на протяжении пары лет, неоднократно бывая в этом районе, пройдя по трассам предполагаемой узкоколейки, полной ясности в этом вопросе нет. Поэтому мы в очередной раз отправились сюда, надеялись найти на местности предметы и артефакты, имеющие отношение к железной дороге. В очередной раз мы надеялись найти какие-нибудь металлические изделия, которые остались со старых времён и еще один немаловажный, а возможно и основной вопрос, о направлении трассы узкоколейки.

   Начальный пункт узкоколейки теоретически мы знаем, это лесопункт, который находился на территории 101 квартала. Здесь еще с довоенного периода была перегрузочная площадка, куда свозили заготовленную в лесных массивах древесину и потом перегружали ее в железнодорожные вагоны широкой колеи. 

   А вот куда вели рабочие тупики узкоколеек… Возможно они имели сообщение с соседним Сухоложским районом, а там узкоколейка которая работала в районе  поселка Алтынай, прекратила работу до 1960 года. И, наверно, уместно напомнить, что нашим коллективом так же обнаружены трассы узкоколеек в Сухоложском районе, про которые помнит старшее поколение жителей поселка Рефтинского. Часть этих дорог мы зафиксировали и по результатам поисковых работ определили, что несколько тупиков проложены в направлении Асбестовского района. Но главный вопрос остается, это рабочие тупики или погрузочные на складах, и нас не оставляет самый главный вопрос, имели они соединение с Асбестовскими узкоколейками.

   На сегодняшний день у нас нет даже точного периода существования этих дорог. В архивах пока таких документов не найдено, старшее поколение точно так же ничего не может прояснить о существовании в этих районах узкоколеек.

   Руководителем и вдохновителем как всегда, был заведующий музеем завода АТИ, известный краевед нашего города В.Н.Рубцов. А.Б.Шершнев участник многих полевых выходов  и специалист по использованию современной цифровой аппаратуры. От Рефтинского объединения краеведов на маршрут вышел Председатель РОРК Ю.М.Сухарев. Замыкающим и проводником в поисковой группе автор статьи.

   Выехав рано утром, мы спешили попасть в лес. Несмотря на сухую погоду в двух местах наш автомобиль  застрял в болотинках и казалось бы на открытом пространстве обнаружились большие лужи. Полчаса движения по неровной лесной дороге и мы оставили автомобиль в лесу. Дальше только пешком, но для нашего коллектива, часто мерящего лесное пространство ногами, на пути встречается много интересного. Весна, лес еще не принял свой объемный вид из наряженных лиственных деревьев и поэтому видимость отличная. А следовательно можно увидеть то, что является невидимой частью жизни лесного пространства.  

   Следы лесных животных встречаются на каждом шагу, а кроме того на кустах хорошо видны обкусанные вершинки и заломы кустарников, а так же обгрызенная кора и стволы деревьев, о которых лоси «чесали» рога.

Отсутствие листвы позволяет рассмотреть широкий сектор обзора и в кустах видим оставленное с прошлого года или может уже приготовленное из травы гнездо, какой-то маленькой птички.

   Недалеко от дороги виден большой куст подснежников. Конечно, сворачиваем с дороги и тщательно фотографируем. Еще казалось бы совсем недавно эти весенние цветы росли везде и когда читали в литературе, что они занесены в красную книгу, даже улыбались. Но вот уже несколько лет, бывая в весеннем лесу, редко встречаем подснежники. Вокруг города понятно, там возможно их срывают или вытаптывают любители лесных прогулок, но почему они не растут в середине леса, где праздношатающихся единицы. Ответ наверно один – экология.

   Начало нашего маршрута можно отсчитывать от пересечения квартальной просеки с предполагаемой трассой узкоколейки. Предварительно мы конечно поработали со старыми картами и для контроля занесли данные в современный навигатор, а кроме того у нас работал современный смартфон с соответствующим набором программного обеспечения.

Наличие лежневки именно в этом месте мы уже установили еще год назад и вот сегодня мы в очередной раз пройдем по предполагаемой трассе и постараемся найти хотя бы косвенные признаки узкоколейки.

   Двигаясь по лесу, внимательно осматриваем все, что попадает на пути, в нескольких местах видны остатки деревянного настила, это уже период лежневых дорог, а они здесь работали в 50-е годы ХХ века. Попадают на глаза и маленькие металлические воронки для сбора сосновой смолы, по нашим данным такие применялись в довоенный период.  Находим несколько металлических предметов разного назначения, и как мы на тот период решили шляпок от болтов. Попадаются и сюрпризы, например в одном месте скопление круглых металлических шаров, внешне напоминающих остатки сварочного шлака, но без признаков ржавчины.

И прямо на дороге наткнулись на  прошлогодние остатки самца сибирской косули с не плохими, с точки зрения коллекционеров, рогами.

   Двигаясь по лесу не забываем поглядывать на бумажные карты и сверяемся с навигатором и конечно же изредка вынимаем из кармана самый простой и надежный прибор обыкновенный компас. Это конечно просто для определения направления относительно сторон света. Заблудиться здесь невозможно, потому что как бы не петляла дорога, а она все равно приведет нас на площадку жилого поселка.

   Вот и нужное нам место, сквозь лес на высоком месте видна большая поляна. Именно здесь был поселок 217 лесоучастка, так написано на старых картах. В  документах другого периода, этот самый крупный по тем временам поселок в этом районе именуется участком № 94. Все это можно объяснить, но нас интересует другое, именно сюда сходятся несколько лесных дорог и к этому поселку  ведут трассы лежнёвых деревянных дорог, их хорошо помнят наши старожилы, которые в разные годы пользовались этими дорогами. На сегодняшний день вокруг поселка остались только лесные дороги, которые завалены буреломом.

   Площадка поселка занимает обширную площадь, она до сих пор не заросла лесом и, хотя не осталось даже намёка на останки строений, при внимательном рассмотрении можно увидеть небольшие островки зарослей малины и огромный разверстый куст черемухи в северном углу площадки.

   Осмотрев территорию посёлка не нашли никаких признаков останков строений, кроме следов «чёрных копателей» которые уже посетили этот район и выложили на поверхность найденные предметы не представляющие интереса. На месте жилых поселков, всегда в большом количестве, находятся детали от автотракторной техники, бытовые предметы и конечно кухонная утварь: кружки, ложки, чашки. Ну и, конечно, вполне объяснимо и в какой-то степени это нас даже  радует, что практически везде находятся детские игрушки. В этот раз находки оставленные «черными копателями» не были исключением.   

   Проверив площадку бывшего поселка, мы решили пообедать, но перед тем как развязать рюкзаки внимательно осмотрели одежду снаружи. Территория поселка заросла травой и, хотя трава прошлогодняя и почти вся лежит на земле, клещи здесь чувствуют себя вольготно. Каждый из путешественников снял со своей одежды по нескольку штук. Пришлось снять и верхнюю одежду и некоторым раздеться до голого торса, и обнаружили клещей даже с внутренней стороны одежды. Забегая вперед скажем, что несмотря на химическую обработку одежды в начале маршрута, за день каждый снял минимум пару десятков клещей.

   После обеда и короткого совещания решили обследовать территорию севернее площадки бывшего поселения. Работы по поиску признаков наличия узкоколейки не увенчались успехом. Здесь мы опять нашли пару оторванных головок от металлических  болтов и собрались уже уходить, как нам повезло, наконец-то найден костыль  узкоколейной железной дороги.

И поиски продолжились с удвоенной энергией и не зря, мы нашли в общей сложности порядка семи костылей различной конфигурации и… и опять оторванные головки от болтов.

   Тщательно очистив от ржавчины один из болтов и, внимательно присмотревшись, с удивлением обнаружили, что это не головка болта, не окалина или  металлическая заусеница с гусеницы трактора, а головка узкоколейного костыля. Осмотрев места найденных костылей нетрудно заметить, что они находились на одной линии располагавшейся с юго-запад на северо-восток. Скорее всего, это и есть одна из некогда существовавших линий узкоколейки, но вот поверх этой дороги уже растут приличной толщины березы. Только на одном небольшом участке есть подобие небольшой земляной насыпи, это сооружение можно отнести к земляной призме железнодорожного полотна.

   На юго-западе находится поселок 101 квартала, туда ведет одно из направлений обнаруженной нами трассы, а вот куда ведет северное направлении, на погрузочную площадку или в соседний Сухоложский район это видимо предстоит еще определить.

    Дальнейшие наши поиски пришлось свернуть преждевременно, пошел сильный дождь. Возможно, мы еще  могли поработать пару часов и пройти по лесу несколько километров, но погода берет свое. И хотя дождь шёл с перерывами разной интенсивности, это не добавило нам энтузиазма и послужило сигналом возвращаться  к началу нашего маршрута.

   Обратный путь мы, конечно, проделали по-другому: вышли на трассу высоковольтной линии электропередач и пошли по относительно неплохо накатанной дороге, более лёгким путём. А вернувшись к машине, сложили оборудование и фототехнику подвели итоги и допили остатки чая из термосов.

    И, как бывало уже не раз, только сели в автомобиль и захлопнули двери, начался сильный ливневый дождь. Несколько лет назад мы попали в такую же ситуацию, закончив в вечернее время работы, сели в автомобиль, только успели закрыть дверь и пошёл сильный проливной дождь. Что это, сильные дожди в конце работы, хорошая или плохая примета — обдумывать не стали, впереди намечается большая перспективная работа.

   Сегодня мы выяснили часть нашего основного вопроса, направление трассы узкоколейки, осталось наверно самая интересная, ответственная и трудоемкая работа, выяснить практическим путем на местности, было ли соединение Асбестовской узкоколейки с веткой железной дороги, которую мы обнаружили в Сухоложском районе.

   А пока предстоит работа по обработке кино и фото материала. Созданию и монтажу фильма по результатам нашей поисковой работы и написание нескольких статей в адрес редакций, которые заинтересованы в наших материалах.

Май 2022 г.                      А.Копырин.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты