Копырин А.Л. На место Ольховского кордона
Не предсказуемая уральская погода, в этот весенний период, подарила нам пару недель теплой солнечной погоды. Самое главное, что нет дождей, это значит большинство лесных дорог проходимы. Поэтому такую возможность упустить нельзя и коллектив энтузиастов единомышленников отправился в очередной экспедиционный маршрут.
Маршруты у нас определены заранее, можно сказать еще с прошлого года, единственное, что мы корректируем это последовательность и вносим изменения в траекторию движения в зависимости от состояния дорог, по которым приходится добираться до начала пешеходного пути.
Руководителем, проводником и вдохновителем как всегда, был заведующий музеем завода АТИ, известный краевед нашего города В.Н.Рубцов. От Рефтинского объединения краеведов на маршрут вышли Председатель РОРК Ю.М.Сухарев, активные и не заменимые участники почти всех краеведческих мероприятий Н.В.Клюкин и М.В.Шишминцев, замыкающим в поисковой группе шел автор статьи.
На сегодня объектами нашего исследовательского маршрута должны стать Ольховский кордон, старая Мокринская дорога и старая Ряпосовская дорога, на определенном участке. В этом удаленном районе многие участники сегодняшнего мероприятия еще не бывали.
Кордон Ольховский существовал с конца ХIХ века и до 1920 года. Место для кордона была выбрано недалеко от пересечения квартальных на старинной, но оживленной и основательно наезженной в то время, Мокринской дороге.
В дореволюционный период работники кордона производили досмотр за лесозаготовительными и углевыжигательными работами на подконтрольной территории. Немного западнее проходила старинная дорога от Кирилловского кордона на Воронобродский кордон. Продолжение этой дороги в юго-восточном направлении, выводит нас к Каменскому чугунолитейному заводу. На отдельных участках эта дорога была известна под название Угольная. По ней доставляли древесный уголь на Каменский завод.
Кордон Ольховский был закрыт в 1920 году и, по нашим данным, перенесен западнее, ближе к угольной дороге, но уже с новым названием Стригановский. Этот район на сегодняшний день засыпан Восточными отвалами комбината «Ураласбест».
Предварительно мы изучили старые карты, схемы и всю доступную информацию по этим участкам. Конечно, заглянули на экран компьютера, через современные спутниковые снимки и занесли интересующие нас координаты в современный навигатор.
В путь двинулись рано утром от кромки леса по лесным дорогам, просекам и линиям ЛЭП. С утра земля на дорогах оказалось замерзшей, это на руку нашим поисковикам. Грязь замерзла, на лужах лед и, как впоследствии оказалось, еще большие массивы промерзшего льда сохранились на болотах, что помогло нам преодолеть водные преграды, но об этом позднее.
Дойдя до пересечения высоковольтных, мы остановились на небольшой перекур. Присели на бревна, перевели дыхание. Выпили чаю и обратили свое внимание на высоковольтную линию электропередач, которая идет от Южного отвала в сторону Сухого Лога.
В народном лексиконе она была известна как «деревяшка». Линия построена в довоенный период на деревянных П образных опорах, отсюда и название. А несколько лет назад энергетики провели модернизацию и вместо деревянных опор были установлены бетонные.
Но если подходить к этой теме более основательно, можно сказать, что эта линия Асбест — Сухой Лог напряжением 110 квт, работала в довоенный период, но немного в другом виде. На деревянные опоры, которые были установлены на широкой просеке и существовали до недавнего периода, эта линия была перестроена в послевоенный период.
Решение на прорубку широкой просеки, под новую линию ЛЭП, было принято в июле 1940 года. Но закончить работы не удалось, помешала война. И только в феврале 1947 года, работы вновь были продолжены и доведены до конца.
И вдоль этой высоковольтной, с этого же периода была проложена дорога, которая выходила на старую Ряпосовскую дорогу и шла до реки Пышмы. Этой дорогой в зимний период активно пользовались вплоть до конца 80-х годов ХХ века, пока не была построена новая асфальтированная дорога на село Светлое.
После привала группа направилась вдоль высоковольтной в северном направлении. На местности увидели большое количество следов всех лесных обитателей. Особенно много следов жизнедеятельности лосей и косуль, пространства по кромке леса и на покосах, завалены большими кучами крупного «гороха».
На покосах издалека видны белые стволы осин, это лоси «шкурят» упавшие деревья. Кора осин в зимний период тоже идет на корм лосям и косулям, не откажется и заяц от подобных деликатесов, а так же грызут осиновую кору мышки, которые в большом количестве населяют лесные просторы и служит кормовой базой для многих хищников. На кромке высоковольтных мы заметили и пару толстых сосен, которые лоси так же не оставили без внимания и «ошкурили» упавшие стволы.
Встречаются так же следы рябчика, которые он оставляет в большом количестве при зимних ночевках в снежных лунках. В кустах заметили небольшое гнездо из травы, свитое какой-то маленькой птичкой. Но гнездо пока пустое или может это прошлогоднее пристанище и на этот сезон птичка приготовила себе новое жилище.
Одним из интересных и наверно самых заметных следов присутствия в лесу животных, это задиры на стволах деревьев. На стволе ели увидели и зафиксировали свежие задиры с выступившей смолой, тут же видны небольшие прилипшие кусочки шерсти. Это кабан чесал бока.
Воочию увидели несколько глухарей, взлетевших в разных местах, а так же нашли остатки от глухарки, с разбросанными вокруг яркими цветными перьями. А вдоль кромки леса на высоте парил виновник, крупный хищник. Он плавными кругами кружил в небе, выискивая очередную жертву.
Рассказывая о животном мире нельзя забыть и не сказать о самых многочисленных представителях лесного мира встретившихся нам в этот день, клещах. Несмотря на то, что мы с самого начала обработали одежду различными видами химикатов, клещи все-таки решились напасть на людей. Уже пройдя часть маршрута, мы повторно оросили наши брюки и штормовки химическим реагентами и в том числе ароматным одеколоном синего цвета с иностранным названием. Но ни чего не смутило клещей и через каждые полчаса как минимум, кто-нибудь из нас, щелчком сбивал с одежды очередного клеща.
Двигаясь по лесу, увидели конечно много интересного и необычного, но это видно и понятно только тем кто умеет смотреть на природу взглядом заинтересованного поисковика. В лесном массиве встречаются необычные деревья, некоторые с причудливо раздвоенными стволами. Другие с искривленными стволами, а есть старые засохшие сосны, которые со стороны кажутся странными искусственными сооружениями.
Пару часов энергичного хода и мы подошли к болотистому участку, прямо посредине высоковольтной. Этот участок зарос камышом выше человеческого роста и, несмотря на то, что впереди виднеется как бы дорога, там впереди, внутри камышей, сплошное болото, вперемежку с небольшими озерцами, которые образовались у плотин бобров. Эти неутомимые лесные строители, в этом болоте настроили столько своих сооружений, что в середине от их плотин образовалось большое озеро, которое видно даже со спутника через экран компьютера.
Но нам надо двигаться дальше и мы, свернув на едва заметную лесную дорогу, попытались обойти это болото. Как всегда болота бывают с несколькими рукавами и к тому же проточными. Вот последнее болото с несколькими руслами весело журчащей весенней воды, нам пришлось преодолевать обходными маневрами.
Нам помогло, что в середине камышей еще сохранился лед, болото не оттаяло. А вот через текущие ручьи пришлось осторожно переходить по упавшим стволам деревьев, а где возможно перепрыгивать. Но «приключений» хватило с избытком, хотя некоторые товарищи пытались упасть, но на этот раз грязной болотной воды в сапоги мы не начерпали.
Для определения точного местоположения поселка, а его нет на местности уже более ста лет, были применены современные методики в виде занесения координат в поисковый навигатор. Кроме того предварительно были изучены старые топографические карты, как официальные так и карты энтузиастов старожилов нашего города, составленные ими самими, которые намного точнее и информативнее в плане нахождения старых дорог, примет и наличия достопримечательностей.
Карта, которую взял В.Н.Рубцов в качестве путевого листа, просто поразила всех присутствующих. Старинная карта составленная по материалам начала ХХ века и регулярно пополнявшаяся, нарисована цветной тушью на батистовой кальке, по всем строгим нормам и правилам того периода.
Мне в процессе своей производственной деятельности, довелось видеть очень много различных карт выполненных на различных основах. А сколько карт, планов и схем пришлось составлять самому…, вот наверно поэтому испытываю особое уважение к старым планам и картам. Пришлось держать в руках и работать с клеенчатыми кальками, батистовыми, лавсановыми и обыкновенными кальками, а так же синьками от 50-х до 90-х годов, когда они сменили химический состав и стали уже розового цвета.
На таких старых картах, сохранились не только нанесенные объекты того периода, сохранились народные названия, редакционные и уточняющие надписи автора, пометки и дополнения, которые делались по мере изменения ситуации. И вот по такой, можно сказать антикварной карте, мы уточняли свой маршрут.
На месте где находился кордон, уже ни чего не осталось. Площадка заросла лесом и только едва заметная колея старой дороги, напоминает о том, что здесь еще пятьдесят лет назад, была оживленная дорога. Старожилы возраста наших родителей, рожденные в 30-х годах ХХ века, отлично знали эту дорогу и неоднократно по ней передвигались. В тяжелые военные годы по ней ходили в деревню менять вещи на продукты.
А мы пришли сюда в первой четверти ХХI века, осмотрелись, сопоставили данные карт и навигатора и произвели небольшие поисковые работы. Находки в этом районе оказались очень скупые, они не порадовали нас разнообразием.
Обрывки металлических тросов, привязанные в стволам деревьев, верный признак работы лесозаготовителей. Несколько обломков металлических деталей, это остатки гусеничной техники, которая применялась на лесозаготовках в середине ХХ века.
Это закономерно, здесь в советский период производились масштабные лесозаготовительные работы, а кроме того работали вздымщики, это предприятие Билимбаевского мехлесхоза которые занимались сбором сосновой смолы живицы.
Более интересные и наверно традиционные находки, подковы среднего размера, их можно отнести как к двадцатому веку, так и к предыдущим периодам. Наверно все знают, что гужевой транспорт широко применялся еще в 70-х годах ХХ века.
А вот найденные стрелянные латунный гильзы, очевидно брошенные охотниками, датированы очень точно. На одной клеймо 1951 года, на второй 1953 года.
С поисковыми мероприятиями прошли по дороге в обоих направлениях по километру, но ни чего интересного найти не удалось. Забегая вперед можно сказать, что в конце нашего маршрута, прямо на высоковольтной Ю.М.Сухарев нашел небольшой рог молодого лося.
Присев на поваленное дерево, устроили короткий обед и затем энергичный марш бросок на следующую дорогу, которая так же по нашему мнению представляет интерес.
Здесь, в этом районе лет двадцать назад проведены почти сплошные рубки леса и направление дороги теряется в густых зарослях сосновых посадок и буйных зарослях кустов. Достоверно определить точное направление дороги не удается. Поисковые мероприятия, проведенные нами на этом участке, не принесли ни каких интересных результатов.
Но все увиденное зафиксировано на кино и фото аппаратуру. По результатам сегодняшнего поискового маршрута будет сделан фильм и опубликована статья, с многочисленными фотографиями на нашем сайте.
Короткий отдых с чаепитием. Еще раз сопоставили данные приборов навигаторов, со старинными картами и нам остался путь в обратную сторону. Программа запланированных мероприятий на сегодня была выполнена, хотя особо интересных находок не найдено, но материалы подготовлены, маршрут пройден, осталось немного, часа три (с гаком) энергичного хода и мы выйдем к исходной точке.
Апрель 2021 г. А.Копырин.