Копырин А.Л. На мраморный карьер
В последние дни осеннего сухого периода мы прошли большой пешеходный маршрут. Начало маршрута на окраине посёлка Шамейка и дальше вдоль дороги на Ильинский кордон. Размеренно шагая ранним утром, мы были слегка удивлены: дорога, которая ведёт от посёлка Шамейка, ещё в начале лета была почти не проезжей. Большие лужи, грязь, канавы всё это представляло определённые трудности для проезда даже на автомобилях повышенной проходимости.
На сегодняшний день, когда мы шагали по этой дороге, очень глубокие ямы были подсыпаны щебёнкой и со всех луж «спущена» вода. Какой то энтузиаст или ответственный производственник прокопал канавку и вода естественным способом слилась на обочину.
Погода отличная, с утра слегка прохладно, но мы двигаемся энергично, беседуем на ходу и успеваем посмотреть на прекрасные картины неповторимого уральского леса.
Первая наша остановка Ильинский кордон. На подходе нас встретили сторожевые собаки с явным намерением укусить, но такие ситуации случаются нередко и мы к этому готовы. У нас есть несколько способов убедить любую злую собаку к нам не подходить.
Выйдя на площадку выше бывшего Ильинского кордона, остановились, здесь развилка трёх дорог, в прежние годы здесь лежал большой штабель леса. Самого кордона нет уже более тридцати лет, но место это даже на картах отмечено как Ильинский корон. На сегодняшний день здесь нет заготовленного леса и незаметно остатков свежей древесины.
Остановились на кромке леса у развилки трёх дорог. Левая дорога идёт на бывший посёлок 29 квартала. Средняя дорога уходит в северном направлении и затем поворачивает перпендикулярно на восток, эта дорога среди тех кто здесь бывал и знает эти направления называется дорога «Вдоль труб». Когда-то здесь начали строить водовод, но грянула какая то там перестройка… и всё осталось как всегда.
Самая правая дорога уходит вдоль водоема, этой дорогой пользуется рыбаки и охотники, но сейчас ещё и лесозаготовители. Она с ответвлениями и поворотами идёт на кромку водоёма. Сюда в прежние времена ездили в большом количестве любители природы с лодками и катерами. Вот и сегодня, пока мы шли до Ильинского кордона, нас обогнал автомобиль с привязанной на багажнике резиновой лодкой. Значит, любители природы ещё есть и рыбаки не разучились пользоваться удочками и другой снастью.
Осмотревшись на развилке, мы двинулись в сторону бывшего посёлка 29 квартала. На дороге видны остатки деревянной дороги лежнёвки, проложенной в 50-х годах ХХ века, особенно она просматривается в низинах и сырых местах. Начиная от Ильинского кордона, в сторону бывшего посёлка дорога в очень плохом состоянии. Здесь можно проехать только на автомобиле повышенной проходимости или на лесовозе.
Быстро ехать на такой дороге не получится и не то что быстро, здесь можно только «проползти» по колее, а так же придется объезжать большое количество ям. А когда-то по этой дороге проезжали не только на мотоциклах, мы свободно проезжали на автомобиле «Жигули» дорога была в приемлемое состояние. И не только здесь ездили, эта дорога была хорошо накатана, потому что дальше в лесу было несколько жилых посёлков.
Дорога… невольно вспоминается как ходили в этот район на охоту и ездили за грибами и ягодами в далекие годы ХХ века. Дальше в лесу было три жилых поселка, а во всех лесных массивах большое количество покосов. Постоянно вспоминаем, как возвращаясь с охоты проезжали в темноте мимо поселка 29 квартала. А там ярко освещенные дома, гремит музыка и жители отмечали праздник 7 ноября. В последние годы в поселке жил один человек, как мы говорили, отшельник Виталий Евтушенко. Но вот уже много лет как его не стало, нет и многих людей, кто ходил по этой дороге, но… жизнь продолжается.
Мы идём по дороге и осматриваемся по сторонам, замечаем на деревьях остатки скворечников. В былые времена в одном из домов в посёлке 29 квартала была база туристического отряда. Руководитель Вурдова Ирина Фёдоровна с молодежью развешивали скворечники вдоль дороги и на прилегающей территории вокруг посёлка. На сегодняшний день скворечников практически не осталось. В лучшее времена мы находились скворечник с номером 108.
Полчаса неспешного хода и мы подходим к посёлку 29 квартала. Цель нашего экспедиционно экскурсионного маршрута, посмотреть и сориентироваться на предмет экскурсионных программ и интересных локаций в этом лесном районе. О чём можно рассказать и что показать любителям длинных пеших переходов.
Недалеко от перекрёстка дорог у посёлка 29 квартала с правой стороны в лесу находится небольшой котлован. Это остатки железного прииска, который работал здесь в XVIII веке. Выйди на кромку прииска, осмотрели, что осталось в наличии и двинулись дальше. Сам посёлок 29 квартал на сегодняшний день не существует. Последний дом, в котором была станция юннатов, в прошлом году сгорел и сегодня на месте этого дома большой штабель леса. С левой стороны вдоль дороги засеянное огромное поле светло зелёным люцерном. Это охотники делают подкормочные площадки для лесных зверей.
Выходим к штабелю леса и осматриваемся. Бревна лежат прямо на месте, где был последний дом. Глядя на заросшее мелкими кустами пространство даже не верится, что здесь несколько лет назад были жилые дома и проживал последний житель этого посёлка, которого мы окрестили отшельником. А место это было обжито еще до революции, так говорили местные жители, и действительно В.Н.Рубцов, работая в архивах, нашел подтверждение, что здесь в 18 веке работали прииски.
В это время на территорию посёлка въехал большой лесовоз, который развернулся рядом с нами и начал производить погрузку леса из штабеля. Нам пришлось освободить территорию и двинуться дальше.
С одной стороны это и хорошо, потому что время у нас ограничено, а маршрут на сегодняшний день большой и шагать нам еще почти три четверти расстояния. Выйдя с территории посёлка, пытались найти остатки живописного колодца, который мы видели здесь несколько лет назад, но… лесорубы, которые валили лес на этом участке, видимо затоптали старый колодец. Свежие выруба впереди нашего маршрута сбили нас с дороги и мы слегка уклонились.
Здесь мы не были порядка трех лет, а за это время ландшафт изменился и очень значительно. Появились огромные выруба слева и справа от дороги, которых не было еще пару лет назад. Ориентиром к повороту был старый колодец, с крышей и скрипящим воротом, который мы в последнее своё посещение конечно зафиксировали на фото, покрутили ручку и пытались смерить глубину колодца. Но на сегодняшний день этого ориентира нет.
В результате «встав» не на ту тропу ушли в сторону, но поняли это, когда дошли до середины огромного выруба и упёрлись в небольшое болото. Сверившись по компасу и по картам мы внесли корректировку в наш маршрут, двинулись через выруба наискосок. И через некоторое время вышли на дорогу, которая нас интересовала. Полчаса хода по лесной извилистой дороге, которую мы узнали, и мы вышли на развилку дорог, где находился старый прииск Медвежихинский.
От него на местности остались небольшие ямы, которые на сегодняшний день заросли сосновым лесом. Но остатки горных работ почти двух веков назад хорошо видны на местности. Бугры, ямы глубиной до пяти метров отвалы старой породы, которые занимают приличную территорию, все это видно невооруженным глазом. Дальше мы двигались по дороге, которая идёт в западном направлении, и двигаясь по ней увидели старые геологические скважины, пробуренные прямо на дороге и, немного в стороне, выкопанные шурфы. Шурфы на местности сохранились отлично, около них есть деревянные вешки, на которых сохранились номера этих шурфов.
Ещё около полчаса хода и мы выходим на дорогу, которая идёт в сторону Малорефтинского кордона. Дорога хорошо накатана, по ней вывозят лес в сторону города, а мы двигаемся в северном направлении и выходим на территорию мраморного карьера, который в прежние времена назывался «Медовым». Здесь прямо на территории карьера мы сделали привал на обед. Пройдя по брошенным горизонтам, поросшим уже кое-где молодыми сосенками и кустами, все в очередной раз сфотографировали и, конечно, осмотрели разноцветные образцы мрамора, которые валялись тут же.
Здесь на рабочих площадках, прямо в камне, видны пропилы от большой промышленной пилы которая называлась барловая машина. При желании можно всё это хорошо рассмотреть, потрогать руками, отколоть небольшой образец понравившегося цвета. А цвет мрамора здесь с различными оттенками, которые на сегодняшний день уже померкли, потому что работы здесь не производятся более 20 лет.
После обеда мы двинулись по старой дороге в сторону посёлка Шамейка. За высоковольтными линиями вправо уходит дорога, которая сегодня является основной для тех, кто едет на Малорефтинский кордон. А вот дорога, которая идёт на посёлок Шамейка, практически не проезжая. В двух местах есть огромные заболоченные участки, которые не могут преодолеть даже гружённые лесовозы. В одном месте такие колеи, что остаётся просто удивляться. Здесь видимо застрял лесовоз, свалил свой груз (спиленный лес) и всё равно не мог выехать. Его обкапывали бульдозером или погрузчиком и вытаскивали при помощи всяких приспособлений. В колеях большое количество чурок, тонкие бревна которые подкладывали под колеса и большое количество ям от работавшей техники.
А мы идём дальше и смотрим по сторонам. Кругом лес, огромные сосны, кое-где видны остатки геологоразведочных скважин, которые были набурены несколько лет назад. Выходим к очередной болотине и здесь у нас поворот на запад, на лесную дорогу. И по заваленной лесной дороге двигаемся к территории, где находилась золотопромывочная фабрика, которая среди старшего поколения жителей посёлка Шамейка называлась химический завод.
Вдоль дороги в лесу стоят могучие сосны вперемежку с огромными елями. Лес тёмный, сердитый, как сказал один из наших путешественников, а уже через полчаса хода лес становится светлее и его можно квалифицировать как смешанный. И вот тут с левой стороны от дороги была расположена золотопромывочная фабрика. Немного дальше видно болото, это второе искусственное русло реки Шамейки или отводная канава, куда сливали отходы промывки.
Пройдя на площадку, где была фабрика ничего не нашли. Здесь несколько лет назад находились деревянные венцы, которые были как основание, а также анкерные металлические болты, на которые крепилась оборудование. На сегодняшний день вся деревянная структура сгорела в прошлогодних пожарах, а металлические детали из железа выкопаны и увезены любителями металлолома. Несколько лет назад, когда мы были на этом участке, под одним из деревьев лежала большая куча металлических изделий различного назначения, начиная от старых лопат, болтов, гаек до деталей механизмов. На сегодняшний день здесь ничего не осталось, металлисты всё увезли на сдачу.
Проходим через бугры, спускаемся в самую глубокую яму в этом котловане, здесь остался в наличии последний шахтный ствол с деревянной крепью. В этом районе было пять шахтных стволов, на сегодняшний день все остальные или обвалились или засыпаны оползнями. В сохранившемся шахтном стволе с удивлением видим лестницу опущенную вовнутрь ствола. Кто-то пытался проверить глубину или неизвестно для каких целей пытался спуститься вниз. В прошлый наш приход, это было год назад, этой лестнице в наличии не было.
Двигаясь в обратном направлении, по дороге вдоль речки Шамейки, мы выходим к посёлку. Сейчас посёлок можно назвать поселком дачного типа, постоянных жителей здесь немного, наверное две или три семьи.
Время нас поджимает, мы не смогли полностью пройти по посёлку, посетить колодец который здесь устроили на месте родника и осмотреть ещё некоторые детали, которые могут вызвать интерес. За нами пришла машина, нам осталась снять рюкзаки, вымыть сапоги, погрузиться и уехать. Единственное что мы успели осмотреть это большой Шамейский пруд и дорогу, которая проходит через плотину в направлении посёлка Чапаева и заканчиваются в посёлке Малышева. Этой пешеходной дорожкой в прежние времена очень часто пользовались местные жители.
Осень 2024 г. А.Копырин