Копырин А.Л. Новая дорога
До недавнего времени в наш город вела только одна дорога из посёлка Белоярского. До перестройки успели сделать вторую дорогу на село Грязновское. И обе эти дороги выходят на Сибирский тракт, по которому можно попасть или в Богданович, или в Екатеринбург.На сегодняшний день вокруг посёлка Белоярского строят объездную дорогу. Мы, представители старшего поколения, любознательны, а еще любим двигаться и узнавать что-то новое.
Нигде в интернете нет ни схемы строительства этой дороги, ни тем более проекта, а эта дрога к нам также имеет, хотя и косвенное отношение, но все таки каким-то боком она нам поможет. И вот мы решили съездить посмотреть состояние строительного пространства. Куда идёт дорога, как сделана и другие атрибуты строительных работ, в которых мы немножко разбираемся, потому что сами участвовали в строительстве некоторых дорог. А кроме того рисовали проекты на строительство дорог и, конечно, контролировали точное соблюдение проекта.
Для справки можно сказать, что в 80-х годах советского периода наше предприятие комбинат «Ураласбест» участвовало в строительстве автодороги Свердловск-Серов и Свердловск-Пермь. Комбинат в то время был передовым предприятием горной промышленности Урала, ну и, следовательно, получил самые сложные участки. Это проходка трассы в скальных породах. В процессе работ применялись буро-взрывные работы, а так же работали экскаваторы, горные бульдозеры и автосамосвалы БЕЛАЗ.
А мы поехали на новую дорогу. Про строительство дороги знает наверно весь город, да и не только наш город. В процессе строительства из Асбеста возили объемы горных пород и грузовики разбили основную магистраль, ведущую в город. И пока московское телевидение не показало сюжет о гигантских ямах, о ремонте дороги ни кто не вспомнил.
Еще до этого телевизионного сюжета водители ругались: не хватило у кого-то ума возить эти объёмы в зимний период, когда дорога была мороженая? Тогда бы не было ни одной ямы и не потребовался ремонт в начале летнего сезона.
Новый участок дороги, который на сегодняшний день строится, видно с перекрёстка дороги, когда мы едем из Екатеринбурга в Асбест, на повороте, впереди большое открытое пространство. На перекрестке дорог, слева и справа отсыпанные и спланированные площадки и окинув пространство опытным глазом, без сомнения узнаем породу с наших асбестовых отвалов.
Выезжаем на новую трассу, она почти готова под укладку асфальта, конечно нужно отсыпать щебёнкой, прогудронить и возможно, как говорят по нынешним современным технологиям, положить специальное синтетическое полотно. Так строят дороги в московском регионе и специалисты из нашего города так же принимали участие в строительстве этих дорог.
Мы едем в спокойном варианте по отсыпанной дороге. Ширина новой дороги отличная, по горизонтали дорога с плавными радиусами уходит на восток. Вдоль все трассы дренажные канавы для стока воды. Но вот в двух местах наверное потребуется поднятие линии ЛЭП для того чтобы был выдержать габарит для проезда большегрузных автомобилей. Опоры уже завезены их устанавливают и, наверное, через пару недель опоры будут поставлены.
Проезжаем дальше, через реку Пышму устроен временный мост. Рядом в стадии строительства капитальный бетонный мост. Временный мост небольшой, но тем не менее, через него идёт оживлённое движение. Ездит строительная техника, проезжают служебные автобусы, которые подвозят рабочих, а также легковые автомобили частных граждан.
С удивлением видим «Мерседесы» и «Лекусы», которые мчатся по щебёночной дороге, да так что только «шишки воют», да пока здесь есть пространство, где можно погонять и полихачить. А гонщики переезжают мост и поворачивают налево, это скорее всего дорога в деревню Ялунино. И хотя новая дорога ещё не закончена движение по ней оживлённое. Видимо много хозяев иностранных автомобилей приобрели в деревне дома как дачи или возможно там живёт группа состоятельных граждан, которые ездят на работу в Екатеринбург.
Мы переезжаем мост и двигаемся дальше. Дорога хорошо подготовлена, земляное полотно отсыпано, видимо, по проекту, через каждые 20 м стоят деревянные колышки с определёнными отметками.
Рядом есть разбитый пикетаж, который закреплён синими табличками, которые видные издалека. Нам участвовавшим в строительстве подобных дорог неоднократно, всё это хорошо знакомо. Несмотря на современные электронные приборы, космические спутники, GPS, интернет и прочее цифровые технологии с искусственным интеллектом, никуда не деться от обыкновенных деревянных палок, которые в строительном дорожном варианте называется вешками.
И ставят их обыкновенные люди, прошедшие эту дорогу туда и обратно раз на десять, и не заменит их ни роботы с искусственным интеллектом, ни спутниковые системы.
За мостом дорога идёт с подъёмом вверх и плавно поворачивает направо. Вид на местности просто завораживающе пейзажный, панорамы на этом участке конечно отличные. Везде где мы путешествуем и видим какие-то интересные пейзажные картины или необычные сочетания ситуации в цвете и пропорциях, всегда говорим: сейчас бы сюда Левитана чтобы нарисовал отличную картину.
Смотрим вперед и видим с левой стороны высокий сосновый бор. С правой стороны лес помоложе, с тёмно-зелёными кронами, с жёлтыми высокими стройными стволами сосен. От леса до трассы дороги на склоне ярко зелёная трава. И дальше откосы к дороге ярко-оранжевого цвета — это глина. И уже на самой трассе лежат три слоя, насыпанные под укладку щебёнки. Нижний слой — сухоложский желто-коричневый щебень, второй слой — грунт темного цвета и сверху отсыпан нашим асбестовским балластом светло синего цвета, который теперь называется «смесь Б6». Сколько бы мы не ходили и не ездили вокруг нашего района и какие дороги бы мы не встречали в лесу — везде видно присутствие нашего асбестовского камня.
А наше путешествие по новой строящейся дороге подходит к концу, выезжаем к насыпанным дамбам, впереди видна техника строителей и высокие «стаканы» из арматуры, это подготовка к заливке бетоном опор моста.
Здесь новая дорога будет соединяться с автотрассой Сибирского тракта. Дорога кстати видна невооруженным взглядом, по ней колоннами идут большие «фуры» с разноцветными тентами, мчатся легковые автомобили и, наверно, скоро, может через год ну максимум два, мы сможем с ветерком прокатиться по новой дороге.
Июнь 2025 г. А.Копырин