Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Копырин А.Л. Переправа

болото картУ каждого охотника наверно есть своя любимая охота. Есть и такие, которые ходят за компанию, особенно если есть возможность поехать в соседние регионы.

    В начале осени, пока открыта охота по птице, некоторые и вообще не бывают в лесу. А вот в конце сентября, когда открывается охота с гончей на зайца, тут они и идут. Методика у всех разная.

    Некоторые любят одиночную охоту, некоторые облавную, часть охотников ездит на водоемы с ночевкой. А вот моих товарищей, например хлебом не корми, дай прочесать какой-нибудь участок леса. Растянувшись в цепь с расстоянием метров пятьдесят, они идут с ружьями наперевес, как в  советских фильмах немецкие солдаты прочесывали лес в поисках партизан.

    Особенно если впереди болото или свежий труднопроходимый выруб, тут они все «прочешут» насквозь. Особая любовь к болотам объясняется просто — они ходили на охоту в болотных сапогах. Сложив голенище «гармошкой» ниже колена, они передвигались по лесу. Как только подходили к болоту, они раскатывали голенище вверх и смело, и как мне казалось с удовольствием, лезли в грязь. И все для того, что бы «приучить» меня тоже ходить в болотниках.

    Я на охоту ходил в коротких резиновых сапогах. Сверху брюки, от рабочей спецовки (позднее появился камуфляж) и в сапоги не попадают листья и мелкие сучки.

    Как правило, большой необходимости лезть в болото не было, к тому же любое болото, можно обойти или пройти по его кромке, так что я свободно ходил до снега в коротких сапогах.

    Моя любимая охота — по чернотропу без собаки, с подхода. Спокойно идешь по старой дороге или квартальной просеке смотришь, слушаешь, ну иногда и пальнешь.

    По болотам и кустам, без особой необходимости лазить не люблю. Местность я знаю хорошо и если мои товарищи, где то «чешут» участок леса, я шел рядом с ними, но выбирал параллельные дороги или квартальные. Если собака поднимет зайца, гон в лесу слышно далеко, я всегда успевал «подтянуться» и принять полноценное участие в охоте.

    Товарищи, обычно бывали недовольны, основной аргумент у них был такой: «Где то шляешься, а собака подняла зайца и гоняет, а ты пока прибежишь…».

    Но, как правило, бывало наоборот. Мои товарищи «ломились» сквозь кусты или болото с шумом и треском, кроме того собака, которая широким поиском, обследовала впереди лежащий район и уже все разогнала. Птица улетела, козлы разбежались и если какой-то придурковатый заяц еще задремал в кромке кустов и не убежал вовремя, он естественно удирал от шума и треска в противоположную сторону.

    Иногда выбегал и ко мне, потому что я шел тихо, не матерился как некоторые, когда падали лицом в грязь, запнувшись за сучок. Не проклинал лесорубов, во все горло, которые не убрали из выруба, ветвистые вершины деревьев. Примерно половина всех взятых зайце попалась именно так, убегая от шума, треска и собачьего гона прибегали ко мне. И оставалось только подставить широко открытый рюкзак, что б заяц оказался «взят в плен».

    Вот и в очередной раз, мы шли по лесу в северном направлении, впереди обширное болото. Мои товарищи, встав друг за другом, сквозь заросли камыша и мелких кустов, полезли в болото. Я решил обойти, что бы не прыгать по кочкам.

    Болото, которое находилось впереди, было довольно большого размера, оно имело вытянутую форму и в одном месте, был участок где при желании можно было утонуть. Двигаясь по тропе, проложенной в болоте среди кочек, на этом участке пройти можно было только по кустам и то очень осторожно. Место было довольно топкое и трясина качалась, когда вступал на ее поверхность. Иногда  слышались звуки похожие на тяжелые вздохи, это выход болотного газа.

    Из болота в правую сторону, имелся сток небольшого ручья. В этом направлении местность плавно понижалась и ручей, вытекавший из болота, прорезал на местности небольшое русло. Ширина в некоторых местах была максимум до двух метров. Ручей тек спокойно, по краям ни каких кустов, в тот год уровень воды был на полметра ниже берегового обрыва.

    Впервые обходя это болото, я вышел на кромку ручья и рассматривая место для переправы, заметил что противоположный берег примерно на метр выше, того места где я стоял. Недалеко от меня росла старая кривая береза с широким корневищем.

    Прикинул смогу перепрыгнуть с места, или нет? Вроде и долечу до противоположного берега, ну а если сорвусь и в воду? Ширина ручья метра два, наверно глубиной максиму полметра, а может и меньше, вода почти черная с мусором, который несет небольшим течением из болота. Если упаду — замочу ноги.

    Если попробовать с разбега? С ружьем на плече и полным рюкзаком, в телогрейке. В теории я решил для себя, что конечно я могу перепрыгнуть ручей, единственное условие, которое остановило меня, противоположный берег был выше и существенно. Поэтому я нашел оправдание: зачем прыгать, надо пойти посмотреть место, где можно ручей перешагнуть или найти упавшее дерево и перейти по нему.

    Пока я стоял и думал, прикидывал и рассматривал, как мне перебраться на другую сторону, на противоположной стороне ручья из травы, метрах в двадцати с шумом взлетел глухарь.

    Посмотрев ему вслед, я двинулся вдоль ручья и через несколько минут нашел удобное место для переправы и спокойно перебрался на противоположный берег. Пока я «шарашился» вдоль ручья, на противоположном берегу лежали лоси. При моем приближении они загодя ушли, я обнаружил только свежие лежки.

    Место было перспективное, я его запомнил по кривой березе. На следующий год мы оказались в этом же районе, но подошли к болоту с другой стороны.

    Мои товарищи опять с треском, шумом и разговорами полезли в болото, я предварительно предложил им обойти, они естественно не согласились на том основании, что год сухой, дождей мало и по болоту «можно пройти как по асфальту», полезли в камыш. И мы пошли каждый «своим путем». Обойдя болото с запасом, я издалека увидел кривую березу и взял в руки ружье — вдруг глухарь.

    Конечно, ни какого глухаря не было и лосиных лежек, в этот год тоже не было. Подойдя к стволу кривой березы, посмотрел на ручей, воды не было. Какого же было мое удивление, когда я увидел глубину русла ручья.

    В том месте, где я в прошлый год хотел перепрыгнуть и рассматривал варианты, что если свалюсь — не глубоко, зачерпну в сапог, но вылезу. Именно в этом месте глубина ручья оказалась около двух с половиной метров. Вода прорезала углубление, с отвесными стенками, похожее на каньон. Если б я туда «нырнул» с «тяжелым вооружением» и полным рюкзаком, обратно не выкарабкаться.

    Вот так безобидный вроде бы ручеек, шириной то метра два от силы, мог стать для охотника последней переправой.

 

2013-2014 г.

 

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты