Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Копырин А.Л. Пироговский тракт

  В нашем районе, да и в соседних, много старых забытых и заброшенных дорог. Что такое заброшенные или забытые дороги. Да и как их можно назвать забытыми? На сегодняшний день эти дороги не работают. Но на местности они есть, хотя частично заросли кустарником.

   А ведь совсем недавно, в последней четверти ХХ века, они были проезжими, ими часто пользовались как в промышленных целях, так и население в личных целях, а знали их наверно все представители старшего поколения города и близлежащих поселков.

   Тут наверно уместно будет напомнить, что на сегодняшний день расстояние измеряется немного по-другому. Виной всему способы передвижения и методика измерения, ну и конечно менталитет человека.

   Если раньше население мерило дорогу собственными ногами и фиксировало его в часах, то на сегодняшний день, расстояние измеряют по спидометру автомобиля или по навигатору. 

   Одним из интересных объектов в плане дорожной сети прошлого ХХ века, можно назвать забытую и не используемую на сегодняшний день дорогу, в соседнем Сухоложском районе. Особый интерес представляет то, что она, наверно единственная в нашем районе, носит имя своего создателя и называется Пироговский тракт.

   Старшее поколение жителей нашего города отлично знает эту дорогу, но и в соседнем Сухоложском районе это название широко известно старожилам. Особенно тем, кто часто бывает в лесу, а это покосники, грибники, рыбаки и охотники. Только вот почему она носит такое название, почти ни кто не знает.

   Дорога активно работала с довоенного периода и вплоть до 90-х годов ХХ века, когда была построена современная автомагистраль на Сухой Лог, которой мы пользуемся сейчас.

   Дорога с грунтовым покрытием, шириной по верху до

восьми с лишним метров, с глубокими откосами для стока воды и на сегодняшний день находится в неплохом состоянии.

   А раньше здесь было оживленное гужевое движение, проезжали грузовики и трактора. И по этой же дороге ездили студенты и трудящие в деревни Светлая (тогда еще Ряпасова) и Мокрая, для помощи колхозникам в сельхозработах.

   Впервые по этой дороге, автору пришлось проехать в летнее время начала 60-х годов ХХ века. Дорога была накатана, оживленного движения конечно не было, но вот пыль за машиной клубилась, как на полевой дороге. В тот период и было услышано название этой дороги — Пироговский тракт.

   Впоследствии в школьном возрасте, с родственниками, неоднократно пришлось проезжать по этой дороге и посетить лесные массивы, находящиеся рядом. В тот период население было деятельное и активное, сбор грибов и ягод, занятие знакомое любому жителю нашего города. А этих даров леса в том районе, было огромное множество.

   А в студенческом возрасте, когда появился мотоцикл, по этой дороге пришлось проехать неоднократно. И не только по самой дороге. Молодежь в тот период была любознательной и шустрой, на месте не сидели. И мы проехали не только по самой дороге, но и сворачивали на все боковые дорожки и тропинки, которые были хорошо накатаны.

   Большинство дорожек вели на покосы. Но по некоторым, проезжая в лесных массивах и по накатанным полевым дорогам, расширяя «горизонты познания и открывая для себя неведомые дали», мы попали в деревни Шата, Мелехина, Кунара и выехав на старый Сибирский тракт, проехали к селу Грязновскому.

   После каждой поездки, я разговаривал со своими старшими родственниками и спрашивал о дорогах. Прикладные знания нашего старшего поколения были безграничны и уникальны. Они рассказывали, где и как можно свернуть, что бы проехать ближе или как попасть на какой-нибудь кордон.  

   При этом назывались покосы, их хозяева, где стояли избушки в лесных массивах и фамилии тех, кто их строил. Рассказывали интересные и курьезные случаи, произошедшие на этих дорогах с кем нибудь из родственников. Как «блудили» сбившись с дороги с вечера до рассвета между двух сосен. Ну а тема встреч с медведями и волками это отдельный сюжет.

   А в период, когда мы стали ходить на охоту и все эти лесные массивы, как нашего района, так и соседних, прошли вдоль и поперек своими ногами, Пироговский тракт еще работал.

   Прекратил он свою активную «трудовую деятельность» в девяностых годах ХХ века. Но и после этого периода, его пытались использовать лесозаготовители.

   В тот период, когда дорога уже не работала, часто пересекая ее или двигаясь вдоль, с интересом обращали внимание на все изменения.

   По самой дороге, осталась глубокая уже заросшая колея от лесовозов «УРАЛ». На отдельных участках, проезжают лесники, охотники или любители путешествий, на современных вездеходах и квадроциклах, но в основном Пироговский тракт заброшен и зарастает кустами. В некоторых местах, поперек дороги лежат упавшие деревья. А в южной части на выходе к старой Грязновской дороге, он почти не просматривается.

   Пироговский тракт находится в соседнем районе,  можно спросить, а при чем тут город Асбест? Вот именно этот вопрос может дать много интересной информации.

   Дорога построена в довоенный период. На картах ХIХ века ее нет. На картах 1924 года, она так же отсутствует, а вот на картах 30-х годов ХХ она уже отмечена уверенной толстой линией, как и все грунтовые дороги района.

   По устной информации старожилов, (легенды или дань моде, сейчас слушая телевизор, с удивлением узнаем что почти все объекты в Советский период были построены репрессированными, раскулаченными или на худой конец заключенными) дорога эта построена раскулаченными и репрессированными, как раз в период 1937 года. И названа она по фамилии руководителя строившего эту дорогу — Пирогова.

   По тем же источникам информации, Пирогов был крупным московским специалистом высокого ранга, сосланным в наш город. Пока документального подтверждения этой информации не найдено.

   А вот Сергей Федорович Пирогов начальник Главной автотракторной конторы (так называлась предприятие в конце 30-х годов ХХ века) работал в нашем городе с до военного периода. А в сентябре 1957 года приказом железного наркома Л.М.Когановича, бывшим в тот период управляющим трестом, С.Ф.Пирогов начальник главной автотранспортной конторы, был освобожден от занимаемой должности, по семейным обстоятельствам.   

   Тут наверно нужно напомнить, что в те времена, руководители любого ранга на одном месте долго не задерживались. Их постоянно снимали с должности, переводили на другие предприятия, как говорили они сами «тасовали». Кого-то отправляли на работу в другие регионы, в том числе и в Москву, а кто-то попадал под суд и терялся навсегда в бесконечных списках арестованных и репрессированных.

   А вот С.Ф.Пирогов на своей должности проработал более двадцати лет. Скорее всего, это может говорить о его умении руководить предприятием, при любых неблагоприятных условиях.

   В тот период в его подчинении были грузовые машины, трактора, автобусы, большое количество гужевого транспорта (конный обоз). И кроме того при автобазе был участок для ремонта дорог.

   Но вернемся к самой дороге. В прошлом году, с группой энтузиастов, в зимний период, пройдя на лыжах по всей трассе Пироговского тракта, мы осмотрели состояние старинной дороги. Кажется совсем небольшой отрезок восемь километров. А какие удивительные пейзажи, даже в зимний период, открываются перед вашими глазами.

   Но, конечно же, здесь нужно пройти осенью, в тот самый удивительный период золотой осени, когда деревья стоят в разноцветных нарядах и лист с деревьев еще полностью не облетел, а трава на некоторых участках ярко зеленого цвета. Вот именно в это время и в этом году наш коллектив и прошел вдоль старой дороги с необычным названием Пироговский тракт.

   Со стороны села Светлого дорога начинается с полей, затем входит в высокоствольный сосновый бор и так, перемежаясь с вырубами и участками березового и осинового леса, густо сдобренного кустарниками, идет в Южном направлении, до пересечения со старой Грязновской дорогой. 

   Именно так мы и прошли. Но на сегодня северная часть, где дорога выходила к селу отсутствует, она распахана. От асфальтовой дороги мы идем вдоль леса по дороге наезженной сельскохозяйственной техникой. С правой стороны дороги в лесу просматривается относительно большая водная поверхность. Пруд, озеро, болото? Выходим на кромку и удивляемся: везде засуха, ручьи и мелкие речки в лесу пересохли, а здесь относительно большой и наполненный водой водоем.

   Замечаем какое то движение в конце водоема и, выглянув из кустов, успеваем рассмотреть удаляющееся филейные части трех кабанов. А здесь, на берегу водоема в грязи, глубокие свежие лежки, кабаны принимали грязевые ванны.

Еще десять минут хода и мы на месте. Вот он, широкий просвет в сосновом бору, это и есть Пироговский тракт.

   Прямо тут же с краю замечаем лежащие на кромке дороги камни. Это часть отсыпки земляного полотна, оставшегося с того времени когда велось строительство дороги. На сегодняшний день полотно дороги на входе в лесной массив представляет собой широкую в 8 метров (по электронной рулетке 8.122) дорогу с кюветами.

Здесь нужно пояснить, двигаясь вдоль дороги, мы измеряли ширину проезжей части, кюветы слева и справа. Высоту отсыпки полотна и некоторые другие моменты связанные с дорожным строительством. Конечно, все это производили выборочно, единственное условие — в местах которые можно фиксировать на карте. Это значит, пересечение с лесными дорогами, линиями электропередач и квартальными просеками.

   На сегодняшний день полотно дороги поросло травой и его можно сравнить с грунтовой дорогой, которая не функционирует с десяток лет.

   По трассе дороги идут следы от колесного трактора и другой техники. Пройдя дальше, определяем, что это видимо жители деревни приезжали собирать на дрова упавшие деревья. Но не только для этого заезжала сюда техника. Периодически бывая в этом районе, проходили вдоль тракта и неоднократно пересекали его в разных местах. Дорога, частично, была завалена упавшими деревьями, кое-где росли небольшие кусты, в том числе и на самой дороге, а кюветы почти полностью заросли кустарником, ивой и осинником.

   На сегодняшний день можно с удивлением сказать, что дорога освобождена от кустов и упавших деревьев, даже кустарники, росшие в кюветах и по кромкам дороги, выпилены и сложены в кучи. Это наводит на мысль что в ближайшее время здесь будет ходить техника, следовательно будут работать лесорубы и появятся большие плантации лесорубных делян.

   Но и это еще не все, в разных местах, в том числе и на самой дороге, аккуратные ямки разной глубины, сделанные ковшом экскаватора. Сначала мы решили, что это подсыпают грунт на дорогу в низких местах, следовательно предусмотрена и планировка или грейдирование полотна дороги. Но при внимательном рассмотрении пришли к заключению, что ямы, это работы по поиску металлических изделии, (видны следы обуви и мелкие покопки, в том числе, видимо, и руками) обнаруженных в земле современным прибором. Прибор (металлоискатель) купить понятно, не так сложно по современным понятиям, но вот пригнать даже небольшой строительный колесный экскаватор, это вам «не фунт изюма».

   Совсем недалеко от современных полей с основной трассы дороги есть отвороток вправо на запад, это на покосы. На сегодняшний день покосы заросли и даже кое где появились кусты. А совсем недавно (это лет десять назад, а может чуть больше) покосы были выкошены.

2008 г

   В правую сторону, на восток, за лесом просматриваются просветы, это начинаются огромные Шадринские покосы. Перемежаясь с перелесками, тянутся они далеко почти до озера Беткулово.

   А мы здесь, у поворота на покосы, обращаем внимание на дорожное покрытие. Сверху видна щебенка, проезжавший трактор «сдернул» верхний слой растительного грунта и перед нами камни размером меньше кулака, зеленоватого цвета, многие с тонкими белыми прожилками. Это не что иное, как серпентинит, с прожилками асбеста из наших карьеров.

   Двигаемся дальше и видим, как дорогу пересекает небольшое стадо косуль. Сфотографировать не успеваем, но что делать, такое случается часто. Не только животный мир в этом районе насыщен и разнообразен. Какое многоцветие оттенков осеней палитры видит глаз, а вот современная цифровая видео техника не может это передать в полной мере. Остается только любоваться оттенками золотой осени, за каждым поворотом новые несравнимые ни с чем картины. Обилие желтых, красных, оранжевых оттенков вперемежку с  такой же многоцветной палитрой зеленых цветом создает картину золотой осенней поры. 

   Но мы шагаем дальше и внимательно смотрим по сторонам. В некоторых местах высота насыпи, по которой идет дорога, более полутора метров. В стороне в лесу валяются крупные камни, которые не были использованы при строительстве, их оставили на обочине и столкнули в лес, что бы не мешали. В одном месте замечаем уложенную под полотно дороги асбоцементную трубу. Речки в этом месте нет, но низина ярко выражена. Скорее всего, во времена строительства тут был ручей. А еще через полчаса замечаем в лесу с западной стороны, небольшой бетонный столбик.

   Это геодезический репер заложенный видимо во время строительства, он с номером и железным «пятачком» сверху, все как положено. Из всех этих наблюдений можно сделать вывод, что дорога строилась не просто так «с разбегу» методом народной стройки. Здесь, видимо, было и инженерное сопровождение, а так же скорее всего был и проект.

   Выходим к пересечению со старой лесной дорогой. Она пересекает Пироговский тракт под углом. Вправо, в западном направлении, она уходит на старую Грязновскую дорогу, а влево на восток идет, обходя озеро Беткулово с северной стороны и по южной окраине, некогда существовавшей деревни Чебаки, уходит на деревню Мелехину.

   Здесь на развилке дорог, на поверхности дорожного полотна, трактором «сдернут» растительный слой и так же отчетливо видно, засыпанное щебнем верхнее строение дороги. Ну и наш асбестовский щебень с прожилками асбеста не спутать ни с чем.

   Сделав замеры на развилке дорог, двигаемся дальше. А вот дальше трасса Пироговского тракта оказалась не прочищенной. Перехвалили работников — сказал мой товарищ. Действительно поперек дороги лежали упавшие деревья, про обочины уже говорить не будем, все заросло кустами, про кюветы вообще помолчим. Но может это временное явление и дорогу прочистят в этом году, до снега еще далеко, а может и в следующем.

   Перешагивая упавшие деревья и обходя разросшиеся кусты, через полчаса приближаемся к пересечению с квартальной просекой. Это граница Сухоложского и Богдановического районов. На столбах указатели, а сбоку у дороги на Сухоложской стороне стоит в окопке металлическая труба с флажком, земельный знак. Только вот кто ставил, зачем и что он обозначает, на эти вопросы ответа пока добиться ни у кого не можем.

   В западном направлении квартальная просека уходит к садам Светлой, а в восточном направлении «упирается» в озеро Беткулово. Как раз в то место где в былые годы был дом лесника. Квартальная в «рабочем» состоянии по ней активно ездят и, сворачивая на Пироговский тракт, проезжают до второй старинной дороги.

   Дорога очень узкая, в восточном направлении вьется извилистой лентой, повторяет рельеф местности и выходит на Шадринские покосы. Затем обходя с южной стороны озеро Беткулово, уходит в сторону деревни Мелехино. В западном направлении дорогу почти не видно, по ней не ездят наверно с середины ХХ века. На сегодняшний день она завалена упавшими деревьями и заросла кустарником. А раньше она выходила на старую Грязновскую дорогу.

   От пересечения этих дорог до высоковольтной пятнадцать минут хода. И дальше, минуя линию ЛЭП, продолжаем свой путь в южном направлении. Направление дороги немного меняется, она уклоняется западнее и плавным поворотом выходит на старую Грязновскую дорогу.

   Еще не пройдя и половины дороги, увидели слева от дороги стремительно двигающийся по земле объект. Какой то зверь серо-черного цвета быстро уносил ноги в чащу леса. Подошли, посмотрели, оказалась нора, скорее всего барсук. У всех остальных зверей расцветка и размеры немного другие.

   Пройдя дальше, увидели, что со старой Грязновской дороги уже сделан хороший заезд и с восточной стороны от Пироговского тракта гигантский выруб. Частично он уже зарос молодым сосняком. С западной стороны в сосновом лесу так же была рубка. Но здесь все сделано очень хорошо. Остатки сучьев сложены в большие кучи, кустарник почищен и остается только удивляться, что оказывается можно в лесу работать и оставлять после себя приведенную в порядок территорию.

   На кромке свежее зарастающего выруба, стоит светло желтый столбик установленный наверно лесниками.

Мы наверно не обратили на него внимания, но подсыпан он так же нашей асбестовой щебенкой. Но наше внимание привлекло другое, надпись на столбике сделанная карандашом. Кому она предназначалась или что значила, мы придумать не успели, потому что вдалеке показалось именно стадо козлов.

   Пока мы стояли на пересечении с квартальной и разглядывали выруба, а так же в очередной раз рассматривали асбестовую щебенку на дороге, вдалеке на дорогу выскочило стадо косуль. Видео камера была в руках, оставалось только включить и навезти резкость с приближением. На это ушло наверно меньше минуты и к тому времени, когда мы стали снимать косуль с большого расстояния на дороге их осталось уже три штуки. Но на этот раз мы запечатлели обитателей лесного пространства.

   На этом участке мы тоже произвели промеры ширины дороги и кюветов и уже через пятнадцать минут вышли к старой Грязновской дороге. Дорога оказалась так же наезженной и неудивительно, состояние ее так же неплохое, ям и луж с грязью нет, год сухой, колеи есть на отдельных участках, но их можно объехать, что и видно по наезженным следам.

   Вот пройден еще один маршрут, собраны материалы, произведена кино и фото фиксация на сентябрь 2021 года. В прежние годы мы здесь бывали часто, в те легендарные времена все дороги были проезжие, покосы кошены, а зверя, дичи и грибов лесу не меряно.

   Как-то, встретившись в этом лесу с Сухоложскими охотниками, разговорились, стали спрашивать о дорогах, как ближе проехать, где свернуть. Они в свою очередь поинтересовались, откуда мы так хорошо знаем район и давно ли здесь ходим.

   — Да лет пятьдесят наверно, и то «с гаком» — улыбаясь ответил наш товарищ. И в течении часа поведал им как раньше ездили на озеро Беткулово на рыбалку и охоту, как ночевали в доме на берегу озера, а еще рассказал как в ненастье приходилось спать в стогах сена. Да много чего можно рассказать при встрече охотникам на лесной дороге.

   Вспомнили старое, нашли общих знакомых, помянули ушедших, на том и расстались. Они ушли своей дорогой, мы своей…

   …лет пятьдесят, это же полвека…

Приложение:

 

     Т А Б Л И Ц А   И З М Е Р Е Н И Й.

Ширина

Восточного кювета

Ширина дороги Ширина

Западного

кювета

Высота

насыпи

                        У         п о л я
4.124 8.122 2.613 0.5
                       З а      п о к о с а м и
4.748 9.067 3.216 0.74
                       П о в о р о т        д о р о г и        в л е в о
3.121 9.135 5.214  
3.223 11.151 4.013 0.92
                       П е р е д      п е р в о й       д о р о г о й
4.485 7.591 5.786 0.68
4.762 7.758 5.921 2.11
                       П е р е д       в т о р о й        д о р о г о й
3.982 8.027 5.33 1.23
                       П е р е д       Л Э П
4.453 8.171 3.126 0.63
                       П о с л е      Л Э П
3.765 8.301 4.433 0.39
3.892 8.814 4.432 0.67
                     У   п е р е к р е с т к а     с    к в а р т а л ь н о й
7.441 7.778 4.564 0.47
       

 

Размеры даны в метрах.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты