Сухарев Юрий

Календарь

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Копырин А.Л. Поиск лесоучастка № 217

Рассматривая старые карты, взгляд постоянно натыкался на небольшую надпись «Лесоучасток № 217». Это бывший лесной поселок лесозаготовителей, существовавший с конца 20-х годов ХХ века.

Для справки:

    217 лесоучасток (не сущ.)  Лесной поселок лесозаготовителей, находился за Восточными отвалами комбината «Ураласбест», восточнее современной линии ЛЭП идущей от Рефтинской ГРЭС в южном направлении. Отделение лесозавода на 101 квартале. Поселок был расположен в сосновом бору. Здесь было несколько домов, баня, столовая, магазин и два барака для сезонных рабочих.

    Поселок 101 квартала, поселки 92 и 217 кварталов и Мокринский кордон были соединены деревянной дорогой лежневкой, по которой вывозили лес. От поселков в различных направлениях так же существовали лежневки для вывоза древесины.

   Электроэнергия от «паровика», (локомобиль) в послевоенный период проведено электричество. Был медпункт, в поселке 217 квартала в медпункте работала врач (не фельдшер). Был конный двор и большая стоянка тракторов.

   И хотя мы в этом районе бывали много раз, но вот выходили на территорию этого лесоучастка всего один раз, в конце ХХ века. В тот период, еще не было цифровых фотоаппаратов, а пленочный «Зенит» с большим объективом таскать неудобно и поэтому ни каких снимков сделано не было. А территория осталась в памяти, тем более что на площадке в лесном массиве, было несколько больших куч грунта, как оставшиеся фундаменты от домов и на столбах, остатки колючей проволоки.

   А еще запомнилось, что на дороге, которая шла с лесной площадки, лежал старинный кованый угольник, для прочистки в зимний период лесных дорог. И впереди на двойной тяге большое кованое кольцо, оно служило для присоединения к фаркопу трактора. Вот это кованое кольцо и запомнилось мне больше всего. Оно как магнит притягивало мои воспоминания, стояло перед глазами и мне, почему то, хотелось найти это угольник и обязательно сфотографировать.

   Как только выпал снег, ударили первые морозы и, как показалось, промерзли болота, мы решил «пробежать» небольшой маршрут и найти интересующие объекты. Ну а так как коллективом, веселей шагать по лесным просторам, товарищи поддержали мои сумбурные мысли и составили компанию.

   Ранним утром даже еще не рассвело, а мы уже идем по лесу. С одной стороны дорога не близкая, часа два с половиной только в одну сторону, это при удачно сложившихся обстоятельствах и столько же обратно. А если вздумается посмотреть еще что то или завернуть на солонец, время увеличивается. А с другой стороны, что такое для нашей компании шесть часов на ходу. В былые времена, а это лет пять назад, мы в осенний период шагали и по шестнадцать часов.

   Весь район нам известен давно и маршрут мы решили вперед заложить по самому кратчайшему направлению, а вот обратно, планируем пройти по лесному участку соседнего района, где давно не бывали.

   Район, по которому мы идем, интересен своим рельефом, он весь в небольших холмах и низинах. На вершине холмов растут высокие сосны, а вот в низинах густые заросли ельника. Здесь когда то проходила дорога, по которой покосники вывозили сено. Но вот уже с десяток лет, ей ни кто не пользуется и во многих местах она завалена буреломом. Теперь только в памяти тех, кто здесь бывает эта дорога и существует. На местности ее почти не видно.

   На склонах много лежек от косуль. Встречаются следы лосей, а вот следов зайцев подальше от дороги не видно.

След лося

Севернее буквально в полукилометре находится квартальная просека. Но она тоже существует чисто номинально. Если в далекие годы ХХ века, по ней можно было даже проехать, то теперь тут и пройти то можно с трудом. Просека завалена упавшими деревьями, которые свалены прошедшими в наших лесах ураганами в последние три года.

Лось рога чесал

   Тем, кто часто бывает в лесу и хотя бы раз в год проходит по лесным угодьям, в которых бывал в прошлом году, интересно посмотреть какие изменения происходят на местности. Конечно, глобальных изменений нет. Почти весь высокоствольный лес на нашей территории уже вырублен, новых больших площадей вырубки нет. А вот охотники, это наверно единственные энтузиасты, кто постоянно бывают в лесу. И присутствие здесь охотников, особенно молодых, очень заметно.

След зайца

   На повороте у квартального столбика, валяются банки из под пива, современные упаковки из под галет, сникерсов и еще каких то сухих полуфабрикатов. И вокруг столбика стеклянные осколки бутылки. Сценарий тот же, как и много лет назад.

   Пробежав по лесу и не найдя, возможно даже не увидев ни какой добычи, выпили, закусили и для «продувки стволов» пальнули пулями по бутылке. На стволах деревьев стоящих дальше, видны свежие задиры от прилетевших пуль. Где то содрана кора, а где то слепой след, дырочка, пуля осталась внутри.

   Разглядывать некогда, светлого времени в этот зимний период не так много и нужно двигаться дальше. Выходим на высоковольтную линию и спокойным размеренным шагом полтора часа в северном направлении. Дойдя до квартального столбика, за шестой опорой ЛЭП, а это мы предварительно посмотрели и посчитали  на экране компьютера со спутника, остановились, вытащили бумаги, сверились и направились в лесной массив в восточном направлении.

   Буквально двадцать минут спокойного пешего хода и мы выходим на большую светлую площадку приличных размеров. Вот это и есть территория бывшего лесоучастка № 217. Место под жилой поселок выбрано, конечно, по всем канонам старого русского промысла. На высоком месте, с северной стороны в полукилометре болотина, в которую впадает узенький ручеек. Сейчас он зарос кустами и заболотился. А в те далекие годы, скорее всего, выполнял роль источника воды.

   Площадка бывшего поселка пропахана, значит здесь произведены посадки. И наверно здесь лет через двадцать или тридцать, будет большой сосновый лес. А пока можно посмотреть на местности где стояли дома, но нас интересует другое, как проходили через поселок дороги и каково их состояние на сегодняшний день.

   При желании можно спокойно изучить площадку и определить, где стояли дома и прочие объекты, тем более что у нас есть план это поселка. Но мы производим только общий осмотр и фотографирование. В двух местах, растут большие кусты черемухи, такое впечатление, что они посажены в конце поселка в восточном и северном направлении.

  При беглом осмотре ни каких признаков присутствия человека и не заметно, ни каких останков от культурной деятельности. Обычно на многих лесных поселках валяются какие-нибудь металлические предметы, бочки из под топлива, баки под воду, молочные бидоны, а вот в поселке Осиновка мы нашли старинные весы из магазина. Здесь пока ни чего.

   Выходим на дорогу, которая идет в северном направлении, и движемся по ней вперед. Но оказалось, что дорога поворачивает в глубь леса в восточном направлении, а мы бы хотели выйти на высоковольтную. Идем в сторону высоковольтной и натыкаемся на болото и оно не промерзло. Сверху наледь, значит где то есть приток воды. Приходится обходить большим кругом и все таки выходим на высоковольтную.

   Вдали виднеются желтые камыши, и как бы просматривается дорога. Проходим вперед и с удивлением видим узкий проход в камышах, он напоминает дорогу, но проехать здесь даже сейчас при замерзшем болоте наверно не так просто. Ну а летом тем более. Зато на этой импровизированной дороге большое количество следов. Здесь ходят зайцы, лоси, косули, тут же прошла лиса, есть мелкие следы от колонка или какого подобного зверька и конечно мыши.

   Мы попытались пройти весь участок заросший камышами. Летом это, скорее всего, непроходимое болото. Но и сейчас, пройдя вперед, буквально сто метров, остановились на середине болота, сквозь камыши сочится вода. Откуда-то ее выдавливает, и она поверх замерзшего болота течет небольшим разлитым ручейком.

   Мочить обувь не хочется, потому что потом к подошвам налипнут большие коросты и придется снимать сапоги и отбивать ледышки, или разводить костер и оттаивать подошвы обуви. Подобное было у нас уже не раз.

   Возвращаемся обратно. А проход в камышах очень живописен. Влево и вправо идут узкие проходы, похожие на тропинки: или тут в летний период кто то ходит или это ранней зимой прошли звери, притоптав камыш. Достаем фотоаппараты, во все стороны делаем снимки и выходим из зарослей камыша. Товарищи предлагают летом прийти в этот район и подробно пройтись по дорогам вокруг 217 лесоучастка и осмотреть это живописное болото с камышами. Основное что нас интересует, это возможность сквозного прохода здесь летом.

   Да и большое количество дорог проходящих через территорию несуществующего поселка, так же вызывает много вопросов. Надо попробовать по ним пройти хотя бы частично, до следующей высоковольтной. Или на север в сторону поселка Рефтинского, для того что бы определить, где лесные дороги выходят на приемлемую дорогу.

   Но остается еще один вопрос, который возник в ходе сегодняшнего исследовательского мероприятия. Территорию жилого лесного поселка мы нашли, но это не та площадка, которую мы видели много лет назад. Та была совершенно другой конфигурации, меньшей площади и в лесу. И самое главное, мы не нашли кованого угольника, который хотели запечатлеть. Так что, скорее всего следующий поисковый выход нам придется осуществить наверно на следующий год, в начале осени. Когда дни длиннее и еще нет снега.

   А мы выходим с высоковольтной в лес и устраиваемся на обед. Времени третий час. Остается полчаса на обед. И потом очередным «суворовским переходом» вернуться по высоковольтной до поворота дороги. А там совсем не далеко до начальной точки нашего маршрута.  Если даже мы не успеем пройти этот участок засветло, дорога нам знакома и часа два мы сможем шагать в темноте. А это уже, как сказал один из наших товарищей, романтика и приключение.

 

 

  Декабрь 2020 г.                А.Копырин

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты