Копырин А.Л. Поселок Асбестовский (Алапаевский район)
Какой путешественник не мечтает побывать на новых территориях. Как говорится, разбуди посредине ночи и спроси, поедешь? Ответ однозначный.
И тут сразу приходят строки из песен Владимира Высоцкого: «…Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…»
Вот и мне удалось побывать на Уральских горах, на огромных просторах нашей Свердловской области, где действительно, еще бывать не приходилось.
Местность куда лежал наш путь, это поселок Асбестовский Алапаевского района. Заочно с этим поселком, те кто интересуется историей нашего города и предприятия, знакомы давно. В современной печати есть много публикаций, которые имеют отношение к теме горных работ по добыче асбеста, в Алапаевском районе.
Кроме того, в тридцатых годах ХХ века в поселке Асбестовском, работали мои старшие родственники. А в послевоенный период, на Алапаевском рудоуправлении работали старожилы из нашего города.
И совсем интересно, в период навязывания новой экономической модели и внедрения компьютеризации, во все сферы деятельности, мне регулярно стали приходить письма на адрес моей улицы, но с названием поселок Асбестовский.
Неоднократно бывая на почте, с трудом разъяснил работникам, что поселок Асбестовский находится в другом районе. Который написан русскими буквами прямо на конверте, не говоря уже о всем понятном, неизвестно зачем нанесенном на конверт, цифровом индексе населенного пункта.
Но это дело десятое, а побывать на предприятии добывавшем асбест, с которым заочно знаком уже давно, в любом случае интересно.
Для справки:
Месторождение хризотил-асбеста под городом Алапаевском было открыто местными жителями в 1906 году. Первоначально месторождение было названо Курмановским.
С 1907 года по 1928 год Курмановское месторождение эксплуатировалось Алапаевским заводоуправлением.
Добыча асбеста производилась в двух небольших открытых разрезах, общей протяженностью немногим более 300 метров.
Все работы велись кустарным способом, как и везде в тот период. На добычных работах в основном использовался ручной труд и применялась конная откатка. При руднике была построена небольшая сортировка, в современном понимании обогатительная фабрика.
В 1921 году, после создания государственного треста «Ураласбокомбинат», в его состав были включены асбестовые рудники Невьянского и Режевского районов. Немного позже в состав треста, был включен и Алапаевский асбестовый рудник, который до этого был концессионным предприятием.
В 1928 году государственным трестом «Ураласбест» Алапаевский рудник был полностью восстановлен и запущен в производство. Поселок при руднике получил название Асбестовский. Хотелось бы отметить, что до этого, жилой поселок при Курмановском прииске, назывался Куделькой.
В тот же период, на прилегающей территории были проведены геологоразведочные работы. Кроме залежей хризотил-асбеста, здесь были обнаружены и другие полезные ископаемые, например хром.
Добыча асбеста на месторождении продолжалась до 60-х годов ХХ века. А вот месторождение хрома разрабатывается до сих пор.
Хотя объемы добычи небольшие и предприятие «Алапаевский хромитовый рудник» не может похвастаться высокой степенью автоматизации, но на сегодняшний день, это самое крупное предприятие в данном районе.
Кроме этого, на базе горного предприятия, работают частные компании по производству щебня разных фракций, который идет в дорожное строительство.
С довоенного периода на Алапаевском асбестовом руднике работали многие жители нашего города. С первых лет советской власти, когда разработки асбеста вошли самостоятельным предприятием, под названием Алапаевское рудоуправление, в состав треста «Ураласбест», сюда направляли квалифицированных специалистов.
Кроме того с Баженовского месторождения отправляли горное оборудование, запчасти, строительные материалы.
В конце двадцатых годов, в поселке Асбестовском, силами треста «Ураласбест», были построены клуб имени Артема и школа. А так же для Алапаевского рудоуправления на краткосрочных курсах, обучались специалисты в школе массовых профессии.
Для справки: 1940 г.
В состав Алапаевского комбината входит горный цех – с двумя карьерами и железнодорожным транспортом 600 мм колеи.
Водоотливная станция и дробильная установка.
Понизительная подстанция, пожарное депо, цеха механический и литейный и прочие вспомогательные сооружения.
Асбообогатительная фабрика. Здание фабрики деревянное, построенное в 1912 году, нуждается в ежегодных восстановительных работах.
Фабрика питается рудами механизированной добычи, после предварительного дробления на дробильной установке и рудами ручной добычи.
Фабрика выпускает сортовой асбест текстильных, жестких и полужестких марок с 1 по 6 сорт.
Конструктивная мощность фабрики 6 тыс.тонн сортового асбеста в год.
Кстати наши специалисты в 1947 году работали и в геологоразведочных партиях, на территории Алапаевского района и на руднике, который добывал хром. На фотографиях того периода надпись: «рудник Хромистый».
Проехать на рудник можно разными путями. Но сегодня мы едем, по трассе, где дорога получше и движение менее напряженное.
Дорога идет по полям, минуя деревни и населенные пункты. Природа в любом уголке нашего Урала очень живописна.
Глядя в даль, можно увидеть плавные очертания уральских гор, кое где сквозь дымку видны высокие промышленные трубы, но более часто наблюдаются ярко раскрашенные вышки сотовой связи.
Намного ближе видны пологие складки местности, почти сплошь занятые полями. На этом участке все они плавно спускаются вправо, там на границе с лесом, кое где проглядывает замерзшее русло реки.
А вдоль реки, видны серые приземистые крыши деревянных домов, там деревня. От основной дороги по полю, идет неширокая полузанесенная снегом дорога.
Деревни расположены по берегу реки и видимо там по деревням идет еще одна дорога, по которой раньше передвигалось население. Она и сегодня действует, мы успели заметить трактор, двигавшийся совсем рядом с населенным пунктом.
Дорога извилистой лентой петляет по полям, обходя населенные пункты, а в некоторые деревни, заходит на окраину.
На очередном повороте посреди поля, замечаем на высоком месте обветшавший памятник со звездой, с такой же полузаброшенной изгородью. В прошлый раз, мои товарищи останавливались здесь и осмотрели монумент.
Это памятник героям гражданской войны, погибшим в боях. Только лишь по расположению памятника, можно предположить, что здесь когда то была деревня.
Еще полчаса и мы подъезжаем к границе леса. Конечно с нашими Пышминскими борами, эти леса не сравнить. Дорога с плавными поворотами выводит нас к промышленной базе предприятия.
На въезде установленная стела и рядом экскаваторный ковш. Производственная база предприятия, для нас работавших на крупнейшем горно-обогатительном комбинате, конечно особого впечатления не производит.
Но что поделать, видимо такая эта передовая экономическая модель капитализм, с ее мелкотоварным производством, в виде термина фирма. А при ближайшем рассмотрении кустарное производство и не какая то там фирма, а обыкновенная артель, в худшем понимании этого слова. Но это понятно только тем, кто работал на крупных промышленных предприятиях.
Карьер конечно не большой, в некоторых местах со сдвоенными бортами, узкой дорогой и осыпями негабарита.
Остальное все так же, водоотлив. Линия ЛЭП, буровая установка, небольшие рабочие площадки и черный провал в борту.
Это вход в штрек, его «подсекли» горными работами и осушили. Вокруг штрека и сверху, почти в вертикальной стене горной выработки, видны черные жилы – это хром.
Вот его и добывают современные промышленники.
Увидеть такое необычное сооружение, возрастом наверно около века и не посмотреть что там внутри, для нас это нонсенс. В перспективе мы конечно рассчитывали обнаружить там горный инструмент начала ХХ века, но в любом случае здоровый инстинкт любознательности, толкнул нас в темное чрево старой выработки.
Под ногами вода и остатки деревянных сооружений. Здесь и тесанные бревна, «кругляк» и положенные вдоль штрека плахи, уходящие куда то в глубину горного массива.
Там буквально в ста метрах от входа, горная выработка уходящая вверх. Видны остатки деревянных сооружений, остатки лестницы и еще какие то деревянные предметы.
И рядом с деревянными сооружениями, со смещением вдоль штрека, в основании подошвы, уходящая вниз такая же выработка. Она затоплена водой. Скорее всего, это слепой ствол, уходящий на нижние горизонты.
Но самое интересное было вокруг нас, это сталактиты. Размеры сталактитов различные. От нескольких сантиметров, до уровня плеча взрослого человека.
При освещении фонариками, они переливались различными цветами, а от вспышек фотоаппаратов, искрились, как будто сделаны из драгоценных минералов.
Сталактиты были только у входа в штрек, в остальном пространстве их не было. Исследовав доступную часть штрека, мы не нашли ни каких артефактов.
А через час, мы были уже в самом поселке Асбестовском. Поселок наверно можно сравнить с нашим поселком Изумруд. На окраинах свободно разбросаны одноэтажные дома частного сектора.
В середине на центральной улице, есть двухэтажные дома планировки 50-х годов ХХ века. Управление рудника так же расположено в двухэтажном, наверно самом аккуратном доме, из всех нами виденных.
Посредине поселка проходит высоковольтная линия электропередач и уходит она в сторону рудника. Там подстанция. Рядом небольшая котельная и тут же водонапорная башня из красного кирпича.
Внимательно покрутив головой во всех направлениях, я не увидел ни чего похожего, с фотографий конца 40-х годов, когда здесь работали мои родственники. Да и не удивительно, время идет, все меняется.
Вот и нам пришло время возвратиться в родные места. Окинув на прощанье видимые глазом просторы, сделали несколько снимков и уже через полчаса, минуя дорожный указатель, выехали на дорогу.