Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Копырин А.Л. Поселок Марковка

Лесные просторы вокруг нашего города представляются необъятными. Многие, кто читает краеведческую и историческую литературу, наверняка обратили внимание, как все, кто посещал наши края в ХIХ и начале ХХ веке, писали о дремучей тайге, где не ступала нога человека. Подобные определения были на печатных страницах, при начале промышленного освоения района в советский период.

   Да, наши лесные просторы конечно удивительны. Но кроме лесного пространства, небольших болот и многочисленных ручьев, в дебрях нашей тайги было большое количество маленьких лесных поселков. И существовали эти поселки… нет не существовали, они активно работали, а самые первые — трудно представить себе, с середины ХYIII века.

   На сегодняшний день, когда мы привыкли к современным условиям жизни, можно говорить, что поселки были маленькие. Но если взять в расчет, что большинство лесных поселков (с изменениям по времени, местоположением и сменой деятельности) работали до середины ХХ века и поговорить со старожилами, то  выяснится, что многие жители считали свои поселения крупными.

   Что сейчас можно сказать об этих поселениях на просторах нашей тайги. О многих поселениях не осталось официальной информации, некоторые упоминаются в краеведческой и специальной литературе, в том числе и в архивах. А о некоторых рассказывали старожилы.

Да и кто, сегодня может рассказать о том времени, о поселениях, любое из которых, долгие годы располагалось вдалеке от проезжих дорог, посредине тайги на берегу небольших речек.

   А такие люди есть. В нашем городе подобными знаниями обладает известный краевед, заведующий музеем завода АТИ Владимир Николаевич Рубцов.

Кроме того, что он изучил огромное количество всевозможных материалов в архивных фондах ГАСО, он имеет огромный объем прикладных практических знаний по истории нашего района. И не удивительно, с середины 50-х годов ХХ века он с родителями и родственниками часто бывал во многих лесных поселках, которые в тот период работали и жили своей размеренной жизнью. Именно он и выступил инициатором очередного поисково-исследовательского мероприятия.

   На этот раз площадкой поисковых мероприятий был выбран некогда существовавший лесной поселок Марковка. На маршрут вышла группа Рефтинского общества краеведов. Поисково-экспедиционное мероприятие возглавил председатель общества Ю.М.Сухарев. В поисковой группе пошли М.В.Шишминцев, автор этих строк А.Л.Копырин, и активный участник многих поисковых мероприятий О.М.Кожевников, о котором можно добавить, что он человек разносторонний.

   Можно перечислить много его общественных должностей, званий и постов, но самое главное, он человек увлеченный и не равнодушный и всегда поддерживает все здравые начинания.

   И как уже говорилось, инициатором, проводником и информационным центром коллектива, как всегда был известный краевед города Асбеста В.Н.Рубцов.  

   Нужно наверно сказать, еще об одном участнике нашего коллектива, который принимает участие во многих  мероприятиях, на протяжении нескольких последних лет. Это охотничий спаниель Веста. Собака неприхотлива и всегда в отличной физической форме, жизнерадостна и подвижна. Она первая лезет в густые заросли кустов, забегает далеко вперед, перепрыгивает по камням ручьи и речки. Ну и, во время обеда, первой «садится» за стол.

   Ранним утром группа поисковиков на автомобилях, выехала в направлении Ильинских водозаборных скважин. Дорога проходила через поселок Шамейка и дальше по грунтовой дороге в северном направлении. Если до поселка Шамейка дорога еще относительно нормальная, то за поселком, дорога представляет сплошные ямы, выбоины. И все это наполнено водой и жидкой грязью, а в некоторых плавают палки и обломки лесоматериалов. Все это следствие движения по этим дорогам тяжелой груженой техники, вывозящей лес.

   Как не вспомнить лозунг советского периода: Лес – наше богатство! И как прокомментировал один из наших поисковиков участников: Теперь лес – чье-то богатство. Мало того, что они вывозят наш лес, они привели в непроезжее состояние дороги. Еще десять лет назад, по этим дорогам ездили на легковых машинах, теперь  они пригодны только для передвижения тракторов и лесовозов.

   Дорога до намеченного места остановки, заняла два часа. И если по тому направлению, которое называется дорогой, можно с трудом проехать, иногда — по лесу в объезд, лавируя между деревьями, и потом снова через ямы, колеи и навалы грунта. То вот на лесных участках дороги встали. Пришлось оттаскивать упавшие жерди, пилить и рубить деревья покрупнее, которые перекрыли дорогу.

   Оставив машины в лесном массиве, уже пешком через некоторое время вышли на большую поляну. Когда то здесь были покосы, но на сегодняшний день, вся поляна засажена подсолнечником, топинамбуром и рапсом.

А на кромке покоса устроена капитальная кормушка с запасами сена на зиму, для лесных животных. Это работа охотников.

   В далекие времена прошлых лет, в лесу бывало оживленное движение. В ХIХ веке по всем лесным дачам бродили артели работных людей, в поисках железной руды, золота и цветных каменьев. Еще до них, лесные угодья освоили крестьяне Режевского завода и села Покровского. И совсем рядом бывали крестьяне Белоярской слободы.

   И уже в период промышленного освоения района в лесных кварталах постоянно были люди, собирали сосновую смолу живицу, заготавливали лес. А на протяжении всех этих периодов, в «дремучей тайге» работали покосы. Народ косил сено для домашних животных.

   Вот здесь хотелось бы чуть задержаться. Сколько было домашних животных, у жителей деревень и городов в тот период. Все лесные угодья были разделены, на пригодных участках освоены покосы. А покосы были рядом с населенными пунктами, вблизи жилья и были дальние покосы, на расстоянии 30-40 км от жилья. Сколько труда, сил, энергии, времени вкладывалось в эту работу. Какой работящий (так говорили раньше) был наш народ.

    И все, кто бывал и работал в лесу (а работали еще и лесники), поддерживали в порядке дороги, выпиливали упавшие деревья, ремонтировали мосты через реки, и через мелкие ручьи сооружали переходы. Но вот пришла перестройка…

   Сегодня в лесу, наверно кроме рыбаков и охотников никто ничего не делает. Рыбаки, проезжая в отдаленные углы на рыбалку, поддерживают дороги, вырубая на них сваленные непогодой деревья, заваливают  грунтом колеи от лесовозов.

   Охотники на бывших покосах, на старых местах, где когда то жили люди, распахивают подкормочные площадки, сооружают солонцы, делают для лесных животных, запасы сена на зиму. Но вот восстановить мосты, даже через  небольшие речки, это не под силу.

   Вот так и обстоят дела с некогда существовавшим мостом, через речку Марковку. От моста, прямо в речке, лежат несколько старых бревен.

А на противоположном берегу, на взгорке был жилой поселок. На местности большая поляна, с краю видны ямы от домов, остатки каких то строений, кучи камней и ржавые металлические изделия.

   С северной стороны охотниками устроена еще одна большая подкормочная площадка.

С запасами сена, лиственными вениками и все это под крышами. Здесь в зимний период лесная животина может подкормиться.

Для справки:

    Поселок Марковка. Существовал с начала советского периода. Первоначально располагался, немного южнее, рядом с квартальной просекой. В послевоенный период был перенесен на берег одноименной речки. В тот период, 50-е годы ХХ века, в поселке было несколько жилых домов из бруса, хозяйственные постройки, магазин, пекарня. Население работало на заготовке сосновой смолы живицы. Поселок работал до начала 70-х годов ХХ века. В середине 70-х корпуса строений были еще целыми, но предприимчивый и хозяйственный народ вывозил кирпич, дверные блоки и половую доску.

   Шагая по лесной дороге повсюду можно увидеть остатки работы вздымщиков (так называлась специальность сборщиков смолы). На стволах сосен старые нарезки, в виде елочки. И тут же на стволах металлические воронки, аккуратно закрепленные на соснах, донышком вверх. Видимо последние работы производились осенью и на зиму, работники перевернули воронки, надеясь весной возобновить работу, но…

   Лесная дорога, извилистой лентой проходит среди сосновых боров, кромками огромных вырубов и сквозь темные заросли густых вечнозеленых елей.

Шагая по дороге невозможно не любоваться природой.

   Сегодня теплый солнечный день. Неповторимые осенние краски деревьев и кустарников, с живописными зелено–оранжево-желтыми невысокими лиственницами. Все это восприятие обостряет запах увядающих трав и лежащей под ногами золотой листвы. Невольно хочется улыбаться. А если еще сорвать, растущие вдоль дороги  и продегустировать гроздья темной, почти черной брусники, настроение отличное!

   Время летит незаметно и мы выходим на берег неширокой полузаросшей речки, которая является Малым Рефтом. Все пространство поймы реки, заросло болотной растительностью. А где то ниже, бобры сделали плотину и уровень воды в реке поднялся.

Наши рыбаки сразу оживились и осмотрев местность, выразили желание отдельным пунктом, приехать сюда на рыбалку.

   Этот участок В.Н.Рубцов знает отлично, здесь он неоднократно прошел все тропы и дороги с средины ХХ века. А именно на этом месте они постоянно оставались ночевать при выездах на охоту и рыбалку. Рядом со старым станом, прямо на берегу реки, в далекие годы стояла небольшая избушка. А рядом был родниковый ключ, с отличной питьевой водой.

   Все это, наш проводник и идейный руководитель рассказывал, пока мы двигались по дороге. А сколько легенд, былей и просто интересных случаев, связанных с временами года, животным миром и географическим положении местности, на которой мы были, рассказал Владимир Николаевич.

   Выйдя на берег речки, мы осмотрели место, где располагалось жилое помещение, нашли родник и произвели поисковые работы на предмет нахождения экспонатов прошедших времен.

Но кроме осколка тонкого фарфора, скорее всего от чайной чашки, и нескольких кованных старинных гвоздей, в наши руки, ни чего не попало.

   А вокруг заросли калины, несколько кустов рябины, а на уровне земли, видны следы активной жизнедеятельности бобров.

Погрызены не только ольха и осина, но так же сделаны «фигурные выборки» в стволе березы. Бобры работают по одним, только им известным методикам.

   Дальше наш путь пролегал по южному берегу реки Малый Рефт, сквозь заросли кустов, болотины и многочисленные замшелые стволы упавших деревьев. И все это «сдобрено» большими разлапистыми елями, мелкими густыми кустами, придираясь сквозь которые в первую очередь берегли глаза.

Когда то здесь была тропа, но видимо в стране народа стало меньше или неуправляемое племя рыбаков и охотников поредело и лесные тропы стало «набивать» не кому.

   А картины перед глазами, одна живописней другой. Невозможно удержаться, что бы не вытащить фотоаппарат и не начать фотографировать во всех направлениях.

Цветовая гамма деревьев, кустов и трав, спокойная гладь таежной речки, с зеркальным отражением верхушек деревьев, голубого неба и неповторимых искрящихся солнечных бликов.

А из воды, посредине неширокой речки, точат огромные каменные монолиты.  Одни темно-коричневые, другие серые, а вон тот с отколотыми краями, искрится на солнце золотым блеском. Где художники? Какие можно создать картины! В таких случаях, всегда говорю — Левитана бы сюда!

   На одном из поворотов наш проводник останавливается. Показывая на одни только ему известные приметы, говорит, что вот здесь в лесном массиве, есть небольшая дорожка. Действительно через пару минут, среди густых елей, можно увидеть неширокий створ, уходящий в глубину леса.

   Именно сюда мы и стремились попасть. Здесь Владимиром Николаевичем, обнаружено необычное земляное сооружение. Конечно, можно помечтать, что это стоянка древнего человека или древнее городище, но в реальных масштабах современности, скорее всего это останки работ периода начала ХХ века или немного раньше.

   Земляное сооружение представляет из себя несколько смежных квадратов. Стороны квадратов отсыпаны грунтом, на высоту примерно от тридцати сантиметров до полуметра, на некоторых участках, высота отсыпки доходит до метра. Размер определяется со сторонами, десять на двенадцать метров. Ориентированы они примерно длинной стороной по оси запад-восток.

   Так как все это земляное сооружение располагается на склоне, который плавно уходит к реке, можно сделать заключение, что это скорее всего, остатки разведочных работ, которые велись на золотой песок. Эту же мысль может подтвердить высота отсыпки квадрата. Каждый квадрат, это своего рода небольшой бассейн наполненный водой. Высота отсыпки примерно на одном уровне, это позволяло держать единый уровень воды.

   И можно предположить, что при заливке воды во все квадраты, происходил плавный переток, из одного квадрата в другой. Осмотр, исследования и наши рассуждения, реальной картины не прояснили. Грунт везде одинаковый, но содержит кварцевые камни, некоторые похожи на речную гальку, а другие, именно остатки кварцевых пород, которые и сопутствуют самому древнему металлу.

   На всем пространстве обнаруженных квадратов и вокруг выросли многочисленные ели и хотя стволы у них небольшой толщины, но по словам нашего проводника, эти деревья как минимум довоенные. И вот почему.

   На одной из не толстых елей, с диаметром ствола 10-12 сантиметров, на уровне полутора метров от земли, на ветке, закрепленная проволокой, висит антикварный предмет – старинная рюмка. А оставлена она здесь в конце 50-х годов ХХ века.

   Дальше наш путь пролегал вдоль реки и планировали мы выйти лесной дорогой, к некогда существовавшему  поселку, под названием Коммунальный стан. Но путь нам преградила «большая вода». Это на очередном маленьком ручье, который носит наименование Соромка, лесные труженики бобры, сделали плотину и разлившаяся вода, поднявшись на высоту полутора метров, затопила дорогу. Пришлось идти в обход.

   Двигаясь по лесной дороге, обнаружили несколько стоянок рыбаков.

Все они обжиты и эксплуатируются наверно не первый год. На некоторых сделаны приличные пленочные балаганы, на других просто натянуты навесы. Подготовлены запасы дров. На многих обустроены небольшие печи, есть даже с кирпичной кладкой.

   Ну, а вот ассортимент кухонной утвари, как по количеству, так и по разнообразию, наверно любую хозяйку поставил бы в тупик. Здесь вилки, ложки, кружки, чашки, набор сковородок, кастрюли, чайники и…  решетка для приготовления мяса или рыбы и набор шампуров для шашлыка. В общем, все для отличного и содержательного проведения сурового мужского отдыха.

   Двигаясь дальше, мы за час одолели расстояние до площадки, где был большой поселок Коммунальный.

    Для справки: Поселок Коммунальный, в народном лексиконе, или Коммунальный стан, так он проходит по документам, на сегодняшний день не существует. Поселок находился на пересечении дорог на правом берегу реки Малый Рефт.

   В дореволюционный период, вокруг поселка работали печи по выжиганию древесного угля, здесь же гнали смолу и деготь. Куренное дело существовало до 50-х годов ХХ века. В 2000 году на юго-восточной окраине площадки, где располагался поселок, охотниками был найден деревянный просмоленный желоб. В довоенный период, на территории поселка был летний стан для выгона стада из поселка Шамейка.

   В поселке было несколько бараков, дом лесника, дизельная электростанция, магазин. Через реку деревянный мост. Поселок снесен в 80-е годы ХХ века. В 2002 году на территории бывшего поселка произведена посадка сосны.

   Осмотрев площадку некогда работавшего поселка, засаженную посадками сосны, немного передохнули в сооружении типа беседки, под небольшим навесом, сфотографировались и двинулись дальше. Некоторые наши товарищи в этом районе еще не бывали и поэтому, все рассматривали с интересом.

   Всей группой вышли на берег реки Малый Рефт, поднялись на деревянный мост, оглянулись на открывшиеся просторы и еще раз сфотографировались.

А так же запечатлели прекрасные виды окрестностей, некогда существовавшего поселка, русла реки, на фоне темной стены зеленого леса, сверху подсвеченного ярко голубым небом.

   Обратный путь был не так утомителен, потому что шагали мы по квартальной просеке, а здесь дорога для пешего передвижения, хоть и не такая чистая, но при желании можно пройти и в кроссовках. Переходя через мелкие лесные ручейки и небольшие островки грязи, посматриваем себе под ноги.

   На квартальной можно хорошо рассмотреть весь перечень зверей, живущих в наших лесах. Здесь отпечаталась следы лосей и косуль. На грязи в некоторых местах есть старые следы лисы. На взгорках, где есть кварцевые камешки, видны останки жизнедеятельности глухарей, рябчиков. Кое-где валяются перья от этих лесных обитателей. Тут же рядом на грязи аккуратные круглые дырочки, это следы клюва вальдшнепа, который искал червячков.

   Пройдя серию больших вырубов, на месте которых совсем недавно стоял горелый лес, вышли на опушку и  присели на пересечении квартальных просек передохнуть и выпить чаю.

   Обсудив направления, по которым можно пройти от пересечения квартальных, поднялись и двинулись дальше. До места, где осталась наша техника, часа полтора спокойного пешего хода.

   Говорят, что дорога домой всегда короче. Остались позади, темные глухие заросли ели, моховые болота и выруба почти до горизонта, и наш сегодняшний маршрут, подходит к завершению. Солнце на западном направлении, уже подошло к вершинам деревьев и вот вот спрячется за горизонтом.

   Пройден большой маршрут, по результатам сегодняшнего выхода предстоит еще поработать. А в общем, это еще одна интересная страница в изучении нашего края, освоение которого велось не только вокруг современного города, но и вдали от проезжих дорог, по берегам лесных рек и кромкам безымянных болот.

 

 

 

Октябрь 2018 г.                А.Копырин

 

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты