Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Поселок 29 квартала

За окном уже снег. Скоро ударят морозы, а мы глядя в окно вспоминаем путешествия этого года. А прошли и проехали мы в этом году большое количество разнообразных маршрутов. А так как вовремя рассказать о них не успели, вот теперь, длинными зимними вечерами, глядя на большое количество фотографий сделанных нами, будем наверстывать упущенное в информационном плане.

   В этом году лето было жарким, да и осень не подкачала в плане хорошей погоды. А это значит что дороги в лесу сухие, болота проходимые и нужно успеть пройти по лесным маршрутам которые нас интересуют.    

   В очередной выходной мы вдвоем с В.Н.Рубцовым решили пройти на территорию бывшего лесного посёлка 29 квартала. А что бы ускорить процесс, мы использовали велосипеды, а так как мы уже не молоды, то велосипеды наши с моторами. Дорога пролегает через поселок Шамейка и дальше по разбитой дороге до Ильинского кордона, на месте которого на сегодняшний день находятся городские водозаборные сооружения.

   Передвигаясь по дороге, удивляемся не только состоянию дороги, но и ямам на дороге. В далекие времена, когда все вокруг было народное, по этой дороге можно было без проблем проехать на легковой машине, что многие и делали. Не будем говорить о том, что за дорогой следили, ее подсыпали и своевременно грейдировали.

   Но вот сегодня она вся в ямах и ухабах и не мудрено, здесь регулярно проезжают тяжело груженные лесовозы. Но самое интересное, с мая месяца дождей не было, стоит тридцатиградусная жара, а здесь на дороге в ямах, которые вроде бы с каменистым дном стоит грязная коричневая вода.

   Проезжаем без остановки бывшую территорию Ильинского кордона и останавливаемся у кромки леса на развилке трех дорог. Здесь много следов от различной техники. В мае месяце в этом районе были очень большие лесные пожары, которые охватили гигантскую территорию. Сюда приезжали пожарные для тушения лесных пожаров.

   На сегодняшний день пожары потушены, но от них остались неприглядные приметы видные издалека в виде обугленных кустов и упавших стволов деревьев. А многие дороги, которые раньше были проезжими, завалены многочисленными упавшими сгоревшими деревьями.

   Осмотревшись и сделав ряд фото, продолжаем наш путь. Едем прямо по квартальной, здесь в 60-х годах ХХ века была лежневка, затем поверх она была засыпана грунтом и здесь многие годы ходил автотранспорт. Да и на сегодняшний день это квартальная является наверное основной транспортной артерией внутри лесного массива. По ней же ходила техника пожарников во время борьбы с лесным пожаром. Наверняка здесь же ходили и трактора и поэтому дорога оказалась полностью «убитой».

   Дорогу разбили до основания на многих участках большие затопленные лужи, грязь и это несмотря на то, что уже боле двух месяцев стоит жаркая сухая погода. Двигаясь вдоль дороги, в лесном массиве видим   обгоревшие стволы деревьев. Некоторые деревья полностью обугленные, стоят без листвы и без кроны.

   Но к нашему удивлению на некоторых деревьях сохранились скворечники с номерами. Их в лучшие годы, устанавливала И.Ф.Вурдова руководитель молодежного отряда юннатов, со своими воспитанниками. Вот именно эта инициативная группа туристов поддерживали остатки цивилизации в поселке 29 квартира, где в одном из домов у них была своеобразная база. 

   История площадки этого поселения удивительна. В начале ХХI века, в разговорах с жителями поселка Шамейка я пытался выяснить, когда было основано это поселение. Мне ответили, что люди там жили еще задолго до революции. Но в официальных документах поселок значился в начале советского периода, 30-е годы ХХ века. И вот В.Н.Рубцов работая в архиве, нашел документацию на железные прииски Режевского завода и оказалось, что на этом месте в ХIХ веке работал Ильинский железный прииск. Остатки разработок находятся совсем рядом с дорогой, на местности эти ямы глубиной до трех метров, не заметить просто невозможно.  

   И вот именно туда, на территорию посёлка 29 квартала и пролегает наш путь. Мы хотим посмотреть территорию и то, что там осталось на сегодняшний день. Наши товарищи, которые ездят по лесу на квадроциклах, сообщили нам что последнее строение, в котором располагалась база юннатов, одноэтажный деревянный дом, который многие называли бараком, якобы разобран на брус и вывезен. И, по словам моторизированных экстремалов, на территории посёлка не осталось ни одного строения.

   На территории поселка мы бывали и раньше, а когда здесь остался последний житель В.Г.Евтушенко, я бывал неоднократно, с намереньями поговорить с одиноким отшельником. Тогда здесь было в наличии еще несколько домов. Дом отшельника был жилой и в относительно хорошем состоянии. И дом, где располагалась база туристов, тоже был в приемлемом состоянии, но только одна половина, в которой они останавливались.

   А вот сегодня на площадке остался только один полуразвалившийся дом, именно тот в котором останавливались туристы. Дорога, проходящая мимо, в относительно хорошем состоянии и в этот год не «растоптана» лесовозами, хотя следы грузовиков отлично видны.

   Последний оставшийся дом, наверное, доживает последний сезон. С восточной стороны провалилась крыша и со всех сторон у него оторваны доски, кто-то разводил костёр, потому что для других целей они непригодны.  

   Каждый раз, бывая на территории этого посёлка, мы заходим в этот дом и с каждым годом все нагляднее видим как погибает строение под атмосферными осадками и безалаберном отношении народа. Каждый раз уходя, обязательно закрываем входную дверь. И придя сюда в следующий раз, фиксируем что дверь открыта на распашку. «Так делают только засранцы» – резюмировал мой спутник.

   Вот и сегодня дверь на распашку, и мы заходим в полуразрушенный дом. Осматриваем, что осталось и какова ситуация на сегодняшний день. Что изменилось. Мы конечно понимаем, что ничего не может измениться в лучшую сторону. С каждым годом здание приближается к неизбежному концу своего существования.

   С потолка свисают провалившиеся потолочные доски, на кухне из печи вывалились кирпичи. Смотрим, что и сюда добрались сборщики черного металлолома, все металлические печные приборы вырваны. Даже вывезены кровати, которые находились здесь еще в прошлом году.

   На полках остатки «прежней роскоши». Обеденная посуда, вилки с ложками, почему то сборщики металла не взяли алюминиевые приборы. Тут же мешок с цементом, какие-то строительные инструменты, которые нужны в каждом деревянном доме. Рядом валяются маленькие детские сапоги, как они сюда попали, когда здесь ни кто не живёт, наверное, больше тридцати лет. Но кроме того тут есть детские и взрослые вещи. На полу среди мусора, замечаем мелькнувшую серую мышку. Она поспешно скрылась от глаз названных гостей.

   Да, дом доживает свои последние  времена, но, несмотря на варварское отношение людей, он все равно играет свою положительную роль. Брошенный, полуразвалившийся, ни кем не посещаемый, ободранный как беспризорник, вот здесь, в уголке, в сухом месте, под крышей, он дал приют какой то птахе и она свила небольшое гнездо. А так как сегодня уже почти середина  лета и птенцы наверняка встали на крыло, гнездо пустое. Остаётся только порадоваться, что дом до последнего вздоха пытается помочь и людям и птицам и под своей крышей даёт пристанище разным биологическим видом, которые живут в наших лесах.

   А мы продолжаем осмотр некогда жилого пространства. Пройдя по территории, где раньше были жилые дома, видим, что всё заросло травой, лопухами, крапивой и малиной. На месте, где был дом Евтушенко, уже ничего не напоминает о том, что здесь стоял почти самый лучший дом в этом посёлке. Самый крепкий, потому что за ним был присмотр. Единственное, что напоминает о том времени, на столбе в своё время на высокой жерди была установлена телевизионная антенна.

   Сейчас жердина, к которой была привязана антенна, конечно, обломилась и всё покосилась. Рядом с тем местом, где была усадьба или, как говорили некоторые остряки,  дворянское гнездо Евтушенко, растет сосна, которую он посадил в далеком ХХ веке.  

    Все осмотрев, заметили, что в юго-западном углу посёлка, там где была баня и раньше население садило картошку, на сегодняшний день распахано большое поле.

Это сделали охотники, здесь посажены овёс и клевер для подкорки лесных животных. А на кромке этого поля плугом при вспашке вывернуты из земли пластмассовые воронки. Это напоминает о том, что здесь в годы развитого социализма работало лесохимическое предприятие по сбору сосновой смолы живицы. В последние годы существования этой системы в работу внедрялись пластмассовые воронки. Они были как белого цвета, так и чёрного. На сегодняшний день, мы нашли чёрные.

   Дорога на территории поселка находится в относительно хорошем состоянии. Не смотря на удаленность от жилья, здесь видимо кто-то ездит. По этой же дороге, скорее всего, ездили пожарники или лесорубы и конечно экстремалы. Здесь на пыли видны следы от квадроциклов и мотоциклов. А также есть отпечатки следов сапог от одиноких путников. Что они делают здесь, сказать не можем. Но если встретимся с ними, конечно, побеседуем.

   Точно также как и в прошлые наши посещения, уходя с этого посёлка, мы закрываем дверь в старом доме. И удаляемся в южном направлении по дороге на Ильинский кордон.

   В следующий раз, когда мы придем сюда, мы опять посмотрим состояние двери, открыли её или закрыли, или кто-то уже разобрал старый дом и увёз на дрова.

   Через несколько лет здесь наверняка ничего не останется и только туристы и путешественники экстремалы будут знать, что здесь был лесной поселок. Возможно, молодое поколение в следующих периодах приедет сюда с электронными приборами для поиска антикварных изделий. И для них чугунок или старинная оловянная ложка и неуклюжие весы из сельского магазина, будут представлять абстрактный интерес старинного антиквариата.

Ноябрь 2021 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты