Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. По высоковольтным

Тема узкоколейных железных дорог очень интересна в плане установления всей сети на территории нашего района. Отдельный разговор: связь наших узкоколеек с подобными транспортными системами соседних районов.В теории вся узкоколейная сеть, которая существовала вокруг нашего города в начале XX века и до периода пятидесятых годов, нам известна. Есть отдельные высказывания старожилов на тему обособленных участков узкоколеек, которые использовались для вывозки древесины или для каких-то других бытовых и промышленных целей,

расположенных в пригородных посёлках. Мы проверяем любую информацию, но основная задача, которую на сегодняшний день мы считаем нерешённый — это связь узкоколейки которая была проложена от 101 квартала через 217 лесной участок на территорию Сухоложского района в сторону речки Круглыш, правого притока Рефта.

     До 217 участка есть основания сказать, что здесь когда-то существовала узкоколейка, хотя никто из ветеранов ее вспомнить не может, в архивных документах ее наличие пока так же не подтверждено. И второй участок, который идёт от речки Круглыш Сухоложского района в нашу сторону, наличие на местности подтверждено и есть основания предположить, что это одна узкоколейная система и очевидно работала она еще в довоенный период. Эту версию мы пытались проверить уже неоднократно и вот в очередной раз отправились посмотреть, найти выход узкоколейки и собрать артефакты на местности.

   В теории к выходу мы были готовы еще с прошлого года, а маршрутов у нас заготовлено наверно на несколько лет вперед. И вот мы в дороге. Инициатором, проводником и основной движущей силой как всегда идет известный краевед города Асбеста В.Н.Рубцов, на маршруте так же председатель Рефтинского общества родоведов и краеведов  Ю.М.Сухарев, и еще один наш постоянный спутник в самых трудных и, можно сказать ответственных, маршрутах А.Б.Шершнев, а замыкающим шел автор этих строк.

  Основную часть запланированного маршрута мы хотели проехать по дорогам на высоковольтных которые в прошлом году были проезжими. Но… Или мы поехали не вовремя, или прошедшие дожди и неожиданно выпавший снег испортили всю дорогу. Но основная причина, конечно, лесозаготовители.

   Вдоль высоковольтной они пилят лес и потом, конечно, его вывозят и делают это современной техникой на больших пневматических колесах. И, как следствие, где  были маленькие лужи или мочажины, через которые можно было проехать, оказалось «растоптанное» болото. В некоторых местах, где почва болотистая или глинистая, колеи высотой взрослому человеку намного выше колена.

   Что бы проехать нам пришлось в некоторых местах поработать топором, лопатой и, конечно, в самом интересном месте, где чернозем вперемешку с глиной мы слегка «сели» на мосты. Хворост под колеса, мелкие ветки и остатки порубочных бревен все пошло в ход, не забыли и лопату. Но основным фактором, конечно, оказался человеческий ресурс, три здоровых мужика в раскачку, но с трудом вытолкали автомобиль из болота. Еще полчаса спокойного движения с форсированием мелких луж и объездом гиблых мест и все-таки пришлось оставить автомобиль перед большим пространством жидкой грязи, где почва даже под тяжестью человеческого веса проседала чуть не по колено.

   Дальше только пешком, медленно шагая по высоковольтной внимательно посматриваем по сторонам. Лес но кромкам высоковольтной большой, преимущественно, конечно, сосновый, есть большое включение березы, на болотистых участках почти сплошь мелкая береза. Но попало и два участка осины, или аномалия, как любят сейчас говорить, а скорее всего почва не подходящая для соснового леса. Все кусты вдоль нашего пути обкусаны косулями и заломлены лосями. Мелкие не высокие сосновые посадки точно так же по верхушкам все обкусаны лесной животиной. 

   Вдоль дороги есть небольшое количество подснежников, но видимо сезон для них уже прошел и большинство цветов с пожелтевшими кончиками листьев, отцветают. Есть и синие цветки медуницы, а так же мелкие фиолетовее цветочки. Как сказал один из моих товарищей, надо было в школе ботанику учить, тогда знали бы названия всех цветов.

   На грязи постоянно попадаются следы лосей, косули и кабанов. Есть еще много мелких следов, лиса, какие то мелкие следы, как от кошки и следы собак, а может волков. На дороге находим останки старой туши косули. В этом году мы нашли много подобных экземпляров, или какая то болезнь скосила этих представителей нашего леса или они пали от бескормицы, такое мнение выражают официальные представители, которые хорошо разбираются в данном вопросе.

   Как ни странно на дороге есть много следов и от человека, и кроме того следы УАЗика, скорее всего на автомашине здесь проезжали когда еще не совсем оттаяла земля. Иначе они «сели» бы в первой болотине.

   Погода в этот день оказалась слегка не для походов, тепло, солнечно и ветрено. На ходу конечно жарковато, но другого выхода нет, расстегнулись и упорно идем вперед. Наша задача дойти до определенной квартальной и там попытаться найти следы узкоколейки. И хотя этот район мы знаем хорошо и бывали тут не раз, по ходу движения сверяемся с картой и конечно смотрим на современные приборы спутниковой навигации.

   На одном из перекрестков с лесной дорогой посредине высоковольтной видим большое количество соломы. Скорее всего это распотрошенный тюк, который везли на подкормку лесным животным. Так и есть, недалеко от кромки видна кормушка. Подошли, осмотрели и остались недовольны. Нет в кормушке никакого подкормочного материала, хотя наверно сейчас все звери пасутся в лесу на свободном выпасе. Один из моих товарищей, с которым в прежние времена постоянно бродили по этим лесам, всегда приводил в пример Сухоложских охотников, у них в кормушках было сено и веники, а в солонцах соль. В одном районе мы даже нашли большую кучу овса рядом с кормушкой, это запасы для кабанов. Но вот в этом году мы посещаем третий или четвертый участок и везде кормушки пустые и соли нет в солонцах.

   Двигаясь дальше по высоковольтной выходим к переправе через речку Путишку. Здесь устроен почти фундаментальный мост. Поперек дороги уложены бревна и по ним ездит лесовозная техника, в прошлые времена такие сооружения на болотистых участках называли гать. Единственный недостаток подобных сооружений, если по ним будет регулярное движение, срок службы этого настила пару лет.

   Но мы не отказали себе в удовольствии пройтись по нему, пофотографировать и самим сфоткаться на фоне этой переправы. Здесь, наверно, надо привести такой пример, у подобных сооружений и других интересных мест на лесных пространствах нашего района мы всегда делаем фото и кино съемку. С тех пор, как в начале ХХI века появились пленочные цветные фотоаппараты мыльницы, я постоянно носил его с собой. В результате есть цветное фото старого моста (на ряжах) на Коммунальном, а так же подобных настилов на старом Режевском тракте. И есть фото моста, сделанного добротно, в районе речки Источной. Добавим, что некоторых из этих сооружений в наличии уже нет.

   Передохнув у переправы, мы, конечно, осмотрели местность. Справа вниз по течению, просматривается большая водная поверхность, почти небольшое озеро. Там, скорее всего, сделана плотина, вокруг нас все кусты подрезаны бобрами. Пытались пройти на берег искусственного водоема, но берега болотистые и сплошь заросли кустами. Во избежание встречи с клещами в середину кустов не полезли.

   А вот вверх по течению прошли до кромки высоковольтной, здесь так же устроено несколько небольших плотин и посредине одной сделана большая бобровая хата. И так же все кусты аккуратно подрезаны борами, от водоемов есть небольшие каналы в сторону берега, там, скорее всего, запасные выходы.

   Но, отдохнув и слега перекусив, двигаемся дальше. По высоковольтной дорога наезженная и сухая, идти одно удовольствие и мы в течении получаса спокойно шагаем поглядывая по сторонам. Визуально выход квартальной просеки с восточной стороны мы определить не смогли. Вдоль кромки высоковольтной лежит много сваленного леса, в некоторых местах лежат порубочные останки, все это делает ландшафт в измененном виде и сразу не удается опознать.

   На многих порубочных останках следы лесных зверей, стволы осины почти полностью «зачищены» до белого блестящего состояния. Верхушки сосновых деревьев так же обгрызены лосями и кора «зачищена» как скребками. А мелкие осиновые ветки лежащие земле пошли на корм зайцам, рядом лежат россыпи заячьего гороха, после сытного обеда.

   Сверяемся со спутниковой навигационной системой и к нашему удивлению определяем, что мы уже «пробежали» одну квартальную. Тут же сверяемся со временем и понимаем, что до нужного нам участка идти еще примерно около часа и если там проводить поисковые работы мы не успеваем по времени. Приходится возвращаться к пересечению квартальной и использовать запасной вариант.

   А запасной вариант, на этом участке вдоль высоковольтной по лесу идет старая Мокринская дорога, на картах она нанесена в начале 19 века. Так что сворачиваем в лес и, проверив квартальную, выходим на Мокринскую дорогу и по ней так же проходим с осмотром и поисковыми работами. Ни чего интересного найти не удалось. И тем же маршрутом возвращаемся обратно.

   Движемся медленно с разговорами, пару раз садимся передохнуть и на грязи замечаем большое количество следов различных животных, и тут же видим в грязи лежку кабана, двигаясь веред мы этой грязевой ванны не видели, следовательно кабан успел здесь полежать днем. 

   Доходим до машины, допиваем чай, пьем воду и грузим наши рюкзаки в автомобиль, на сегодня маршрут закончен, как говорят некоторые специалисты, поработавшие в научной сфере, отрицательный результат тоже результат. Двигаемся в сторону дома и больше наверно ничего интересного.

   Но в очередной раз обходя большую лужу замечаем на дороге движение, кто то идет нам навстречу. Смотрим против солнца и поэтому видимость плохая, но сразу же достаем фото и кино аппаратуру.

   Сразу предположение — медвежонок, где то рядом маманя, большой медведь, близко подходить не надо. Идем навстречу с кинокамерами в руках, подходим ближе и видим, что это крупный бобер. Подходим ближе и останавливаемся, включаем всю аппаратуру и смотрим на приближающегося зверя. Он большого размера, выше колена взрослого человека, весь мокрый идет медленно переваливаясь с боку на бок.

   Не доходя до нас метров двадцать останавливается и принюхивается, пытался изменить направление движения, но со второго раза решил пойти обратно. Нам против солнца его видно плохо. Пытаемся обогнать, зайти спереди и тогда поснимать лучше. Но бобер не дал себя обогнать, сначала кинулся на человека, а потом помчался по дороге большими прыжками, высоко подпрыгивая и громко хлопая большим хвостом по земле, при этом издавал угрожающие звуки.

   Пробежав метров двадцать он перешел на шаг, двигаясь сзади метрах в пяти я слышал его хриплое дыхание, видимо бегать ему тяжело, как и нам, старым архарам. Но куда он идет, здесь водоемов нет, вообще как он оказался на дороге посредине леса и к тому же весь сырой? Вопрос решился быстро.

   Бобер свернул с дороги налево и быстро передвигаясь подошел к небольшой луже. Нырнув он тут же показался на поверхности воды и неподвижно замер. Лужа размером три на три метра, вода в ней желтого цвета вперемежку с глиной. Мы подошли на кромку и стали его фотографировать и снимать на видео. Пока мы молча работали фотоаппаратурой, бобер неподвижно лежал на поверхности воды и видимо тоже разглядывал нас. Стоило нам заговорить, обсуждая поведение бобра, как  он резко ударив хвостом по воде, нырнул и пропал из вида. Только пузыри на поверхности воды показывали в каком углу лужи он затаился.

   Мы, конечно, не стали больше его преследовать, покинули берега лужи и дали зверю успокоиться. Вот в конце нашего маршрута небольшое приключение. Конечно, интересно посмотреть на зверя в его естественном месте обитания, но все равно на высоковольтной посредине леса, где нет больших болот и даже мелких речек, такому зверю не место. Путешественник — определи мы и направились в домашнюю сторону.

   Маршрут прошли, состояние дорог посмотрели, цель которая нами была поставлена не достигнута, придется на следующей неделе сделать вторую попытку в этом же направлении, но уже с учетом сегодняшнего маршрута. А в общем все остались довольны сегодняшнем маршрутом. Прошлись, устали, но отдохнули, погода тоже сегодня неплохая и в конце маршрута такое приключение. От встречи с бобром осталось положительное впечатление и всю оставшуюся дорогу мы с улыбками обсуждали увиденное.

Май 2024 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты