Сухарев Юрий

Календарь

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Копырин А.Л. По следам снегохода

Пришла календарная весна, первые дни марта месяца. И хотя в некоторые дни уже плюсовая температура и светит солнце, а ночью все равно минус и по утрам еще чувствуется холодное зимнее дыхание.

   Вот именно в такой день, когда всезнающие работники Гидрометцентра предсказали по компьютеру морозный день, небольшая группа энтузиастов ранним утром входила в лесной массив за поселком Малышева. Нам нужен был именно морозный день. Зачем?

   Ответ простой. «…Благосостояние советских трудящихся улучшилось…», как говорили в конце ХХ века и теперь, по лесу охотники ходят не на широких охотничьих лыжах, а ездят на снегоходах. А это значит что по лесу, почти по всем квартальным и дорогам, неоднократно проехали снегоходы. А по их подмерзшим следам, можно спокойно прогулочным шагом «пробежаться» в любом направлении, если конечно знать местность, хотя бы приблизительно.

   Современные цифровые технологии позволяют при помощи смартфона найти свое местоположение. И при желании можно построить маршрут движения. Но самое простое, это хотя бы не заблудиться и сориентироваться где ты находишься. Для этого неплохо бы  знать, в каком направлении идут электрические линии высоковольтных передач и трассы газопроводов, это основное. Ну и квартальную сетку в лесу, я думаю любой маломальский путешественник сможет отличить, направление север-юг и запад-восток.

   Достаете телефон, включаете навигатор и смотрите в какую сторону нужно идти. Естественно, если в том направлении есть след снегохода. Ну а нам, «слегка» знакомым с лесными дорогами и всевозможными трассами, просто интересно, куда можно дойти по следу снегохода, да еще и без лыж.

   Прошлым летом наш туристический коллектив, в летний период, прошел до Кутырского кордона. Маршрут занял у нас весь день, вернулись на кромку автодороги мы только в темноте. Через пару дней, отдохнув и просмотрев фотографии, мы включили компьютер и при помощи спутника, в компьютерном варианте вновь «прошли» весь наш маршрут.

   В заключении пришли к выводу, что если бы с поселка Малышева был приемлемый проход, то протяженность нашего пройденного летом маршрута, уменьшилась бы на одну треть. Вот поэтому в конце зимнего периода, пока снег еще не начал таять и погода не такая холодная, решили в исследовательских целях и ради спортивного интереса, пройти и посмотреть куда можно зайти в зимний период.

   Зимой, по снежному накатанному следу снегохода, идти оказывается очень легко, как по асфальту. Дорога до квартальной, перед Черным озером, тоже натоптана в режиме пешеходного бульвара. Да и вдоль по квартальной, до пересечения с газопроводом можно пройти, как сейчас говорят, в офисных туфлях.

   И расстояния оказываются не такие уже большие. От поселка до газопровода, спокойным размеренным шагом, мы прошли за час. Сначала, по квартальной, накатанная и натоптанная дорога широкая. Можно идти по два человека в ряд. Здесь ездят и снегоходы, а так же большое количество следов от обуви со всевозможными современными протекторами.

   Тут же по кромке хорошо накатанная лыжня для классического стиля, и прямо на дороге видны следы от лыжников, умеющих бегать современным коньковым ходом.

   На многих деревьях, стоящих рядом с квартальной, навешаны кормушки. Есть следы от небольшого костра, на наклонном стволе дерева очищен снег, кто то отдыхает после интенсивной скандинавской ходьбы. На ветвях невысокой сосны, висит какой то яркий флаг, это видимо обозначен поворот или пересечение с квартальной, потому что на этом участке пересечение с узкой перпендикулярной визиркой.

   И вот отметины нового веяния времени, пришедшее в ХХI веке, которое оставляет на снегу и новые, доселе невиданные следы. Кто-то из особо хозяйственных мужиков собирает хворост или, как говорят у нас, сушняк. Человек подъехал на снегоходе с санями. Свалил сухое дерево, распилил его на чурки и вывез.

   Следов пребывая и передвижения людей множество, а вот представителей животного мира следов на этом участке нет. В прошлые годы при передвижении по этой же просеке и когда ходили в сторону Черного озера, встречали следы зайцев, белок и косуль.

   А вот дальше, когда зашли в темный еловый лес, все сменилось. И дорога стала уже только на ширину снегохода и следы по краям тропы появились и заячьи, а так же белка и куница. И сам лес стал совершенно другим. Темные еловый лес, подступающий прямо ко кромке дороги. Даже в солнечный день сюда не проникает яркий дневной свет. Зато на участках, где есть лиственные деревья или прогалы поваленного леса, вот здесь солнечный свет косыми лучами, освещает темное еловое пространство и картина природного пейзажа уже совершенно другая.

   Выходим на пересечение с газопроводом и останавливаемся. Все пространство залито солнечным светом. Вдоль трассы газопровода и вокруг нас большое количество следов снегохода.

   Здесь, как на оживленном перекрестке в городе, транспортные средства подъезжали с разных сторон. Некоторые поворачивали сразу, другие видимо с разгона делали большой радиус разворота, а вот некоторые и застревали в кустах. Но, во всяком случае, многие останавливались или перекурить или осмотреть свой снегоход, а может поправить тяжелую поклажу на санях.

   И наш путь продолжился дальше. Здесь, на небольшом участке до старой лесовозной дороги, ширина снегоходного следа стала еще уже. Деревья подступили к самой дороге и кусты кое-где ветвями перекрывали половину ширины дороги. А далеко впереди «виден свет в конце туннеля». Там перпендикулярно квартальной идет старая лесовозная дорога, западнее от нее начинаются большие выруба.

   Вот именно сюда мы и стремились попасть. Летом,  что бы выйти на эту дорогу, мы потратили больше двух часов. А сегодня наш путь занял всего только час.

   По предварительной схеме, когда мы обговаривали маршрут движения, в наших планах было пройти до реки Большой Рефт, но выйдя на дорогу и увидев ее состояние, решили пройти по ней на юг, до пересечения с высоковольтной. Дорога была в отличном состоянии, по ней прошел лесовоз или автомобиль лесников, потому что на снегу была широкая накатанная колея, а в середине по гребню, шел след снегохода.

   Двинулись по этой дороге на юг, солнце светит в глаза, с левой стороны стена высокого соснового леса, вперемежку с осинами и елками, а справа выруб насколько хватает глаз. Но вот именно здесь на вырубах большое количество следов лосей. Как по одиночке, так двойные и небольшими табунками. Видимо не зря в этот район ведут и все следы снегоходов. Это, скорее всего охотники или, хотелось бы думать, что это охотинспектора.

   Тут прямо вдоль дороги следы зайцев, полузасыпанные следы глухаря, который пешком шел наверно с полкилометра, следы белок и опять двойные следы куницы. Перед низинкой заросшей кустарником отворот следов снегохода вправо на выруб. Этот след идет по старой дороге к мосту, когда то построенному через реку Большой Рефт. Там мы были в прошлом году. Сейчас мы здесь поворачивать не стали, а решили пройти до высоковольтной, дать круг вдоль берега Рефта и выйти сюда уже с другой стороны. Конечно, с условием, если там есть проход по следам снегоходов.

    Прошагав по этой извилистой дороге в течении получаса, мы вышли к перекрестку старой дороги и высоковольтной, которая идет от поселка Изумруд на запад  в сторону поселка Лосинка. И здесь тоже увидели дорогу. По высоковольтной была прогребена бульдозером дорога и по ней следы автомобильной техники. Это скорее всего энергетики проверяли состояние линии или ездили на ремонт очередной опоры.

   По дороге есть следы снегоходов и УАЗика. Но идти по ней оказалось хуже, чем по твердому накатанному следу снегохода. А следов снегохода вдоль леса предостаточно. Выбрав один из них, мы встали на твердое снежное основание и быстрым шагом устремились вперед в низину. Там протекает река Рефт. Нам было интересно, как преодолевали ее энергетики и возможно там есть мост. Это могло бы пригодиться нам для последующих наших переходов по этой территории.

   В летний период, когда мы здесь проходили, реку пересекали дважды, но в другом месте и можно сказать в мокром варианте. Один раз пришлось переходить в брод и второй раз, на обратном пути, по останкам полузатопленного старого моста по колено в воде.

   Идти по твердому снежному следу снегохода одно удовольствие. Но при движении, под нашими подошвами снег скрипит отчаянно и в звенящей тишине леса, этот звук разносится на большое расстояние.

   А лесные животные обладают исключительным слухом. И возможно от нашего скрипа или по каким то другим причинам, на высоковольтную выскочило небольшое стадо лосей. Звери тоже отлично понимают, где легче передвигаться, выскочив на дорогу они торопливым широким шагом двинулись в нашу сторону.

   Мы тут же торопливо стали вытаскивать фотоаппараты и один из наших товарищей не выдержал и радостно воскликнул, смотри, сколько их там. Этот звук звери тоже услышали и спешно повернули с дороги в лес. Нам осталось только сфотографировать их следы.

   Запечатлев следы лосей, зайцев и лисы мы спокойным шагом подошли к руслу реки Большой Рефт. Река тоже оказалась занесенной снегом. И по руслу хорошо виден след выдры, а его можно отличить по характерному волоку хвоста. Но вот фотографировать пришлось против солнца и результат не очень впечатляющий. Но все равно порадовались, что в наших краях есть этот редкий зверь.

   Название нашей реки Большой Рефт, но стоя на берегу и глядя на занесенное снегом русло, где даже не видно льда, становится любопытно. Откуда берется вода в летний период. Немного выше по течению, несколько лет назад, мы пытались перейти реку, но ширина водного зеркала была более пятидесяти метров. И вся близлежащая площадь, была затоплена водой и заболочена. А в прошлом году, при форсировании реки на пару километров выше по течению, нам пришлось раздеваться и переходить реку по останкам старого моста, но поверх его шла вода.

   В русло реки в самом узком месте и где с обоих сторон реки наиболее высокие берега, энергетики натолкали бульдозером снег и сделали зимнюю переправу.

По ней прошел бульдозер и следом автомобиль. Мы так же зашли на снежный мост и сфотографировали реку в обоих направлениях. Вот с этого снежного моста, а несколько выше всей остальной площадки, стали видны излучины реки и в некоторых местах, где видимо самое сильное течение, пропитанный водой снег.

   А следы снегохода здесь опять расходились как на оживленном перекрестке в четыре стороны. И мы выбрали след, который пошел вдоль реки к старому полуразрушенному мосту. В летний период, когда мы по нему переправлялись, как следует его даже не рассмотрели, потому что поверх его шла вода высотой примерно с метр. А внизу под водой самого моста не было видно, только лежали пара толстых жердей.

   Но и в этот раз нам не удалось рассмотреть, что осталось от старого моста. Вся площадка, где должен был находиться мост, занесена снегом, русло реки проглядывается только по осевшему снегу, а на поверхности нет ни одной жерди или бревна. А вот следов снегохода предостаточно. Здесь очередной перекресток, трассы снежных следов расходятся в нескольких направлениях. Значит эта переправа знакома очень многим и в зимний период она так же пользуется популярностью.

   Запечатлев на цифровые носители ситуацию на сегодняшний день, мы прошли на противоположный берег и там по следу снегохода зашли в лес к перекрестку квартальных. Они же являются и границей Асбестовского и Березовского районов. Здесь присев на чурбаки, оставленные очевидно лесниками мы пообедали, но обед прошел без костра.

   Пока мы передвигались вдоль реки, с обоих сторон можно было наблюдать следы зайцев и лисы. А вот следов лосей не было видно, но только мы перешли реку Большой Рефт и вышли в лес, который тянулся вдоль вырубов, тут в большом количестве появились следы лосей.

   По времени уже была вторая половина дня, солнце нагрело воздух и после двух часов дня заметно потеплело, а это значит, что если вовремя не выйти из леса, и трассы снегоходов отмякнут, есть вероятность проваливаться на снегу. Такое было у нас не раз, но в такие ситуации мы попадали на лыжах.

   Около чурбаков, на которых мы сидели во время обеда, на сосне увидели затески, с надписями лесников. Значит и сюда доберется топор или бензопила дровосека, хотя здесь совсем рядом берег реки Рефт.

   А нам после обеда осталась спокойным шагом, выйти на старую дорогу, затем на квартальную и перейдя трассу газопровода прошагать по квартально просеке, которая проходит мимо Черного озера и на сегодняшний день маршрут будет закончен.

   На подходе к поселку Малышева, несмотря на вторую половину дня, на тропе встретили группы возрастных спортсменов. Кто-то шел в одиночку прогулочным шагом, многие женщины прогуливаются парами и оживленно беседуют. А есть отчаянные «спортсмены», сосредоточено сопя, они в темпе шагают и быстро переставляют лыжные палки.

   Солнечный мартовский день. Уже пахнет весной и пройтись по лесу, подышать свежим воздухом, посмотреть по сторонам на живописные картины уральского леса — это же одно удовольствие и вот это, наверно, и есть самый активный отдых.

 

 

Март 2020 г.                А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты