Копырин А.Л. По снегам
Зима в этом год наконец-то вспомнила свои старые навыки. Декабрьские и январские морозы поморозили наших жителей, и снегу к Новому году навалило как в старые добрые времена.
Для коммунальных служб это опять наверно явилось сюрпризом, а вот для любителей природы и активного отдыха, есть возможность покататься на лыжах.
Ну, а для охотников свежее снежное покрывало в лесу это особая статья. Особенно когда снегу много. Во-первых, количество энтузиастов желающих «пробежаться» по лесу уменьшается в разы. Но самое главное, на глубоком снегу охотнику можно рассмотреть много интересного.
Наша компания на охоту ходит до Нового года, а после Нового года мы в лес ходим просто прокатиться на лыжах.
В период после Нового года, до начала марта, когда начинаются оттепели, лыжные маршруты в лесу представляют для охотника вполне определенный интерес.
В этот период по следам можно определить в каком районе сколько осталось дичи и зверя. А так же можно увидеть некоторые интересные моменты.
Конечно, оружие с собой приходится брать, потому что уже с осени на тропах и некоторых дорогах мы видели волчьи следы.
В один из выходных дней, еще в сумерках, забросив за плечи рюкзаки, мы встали на широкие охотничьи лыжи и с удовольствием начали мерить снежное пространство широким шагом.
Несмотря на ширину наших лыж, первому по целине идти тяжеловато. Поэтому через полчаса хода, а иногда и минут через пятнадцать, первый лыжник у нас меняется.
Через полчаса пересекли след снегохода, он затвердел до такой степени, что по нему можно идти без лыж. Следов снегоходов с каждым годом на лесных просторах становится все больше. А вот лыжных следов все меньше.
За следом снегохода с удивлением обнаруживаем свежую лыжню. Она как раз идет в том направлении куда мы и хотели проложить наш маршрут.
Сворачиваем на протоптанную лыжню и двигаемся по ней. Скорость хода увеличивается, но идти становится неудобно. Лыжник, прошедший до нас, наверно шел на стандартных магазинских лыжах. А наши лыжи слегка пошире и поэтому свободно катиться, даже на спусках, не получается.
Лыжня идет с плавными поворотами и на подходе к болоту сворачивает прямо между кочками. Хотели свернуть и обойти болото, но любопытство толкнуло пройти по лыжне еще немного. И не зря.
Много лет назад в километре севернее, прямо в пяти метрах от квартальной просеки, из двух бревнышек был устроен старинный деревянный капках кулемка. Его даже было видно с дороги.
Сколько раз мы проходили мимо и обращали внимание, что капкан насторожен, значит кто-то занимается пушным промыслом. Но вот с пятнадцатого года за капканом следить перестали. Или человек оставил это хлопотное дело или… возраст берет свое.
И вот сегодня мы вновь наткнулись на капкан. На небольшой жердочке, на уровне человеческого роста, был насторожен современный металлический капкан. Рядом по всем правилам, висела привада. Значит, жизнь продолжается…
Пройдя еще с полкилометра, мы обнаружили несколько видов капканов. Это значит, человек знаком не только с ружейной охотой, но со старыми русскими традициями не простого пушного промысла.
Весь маршрут охотника промысловика мы обследовать не стали, а просто свернули на очередном повороте и пошли по солнцу, как любил говорить один из моих старших напарников.
На сегодняшний день для ориентировки в лесу, можно использовать современные спутниковые технологии. Есть различные приборы, вплоть до сотового телефона, который может вам в голосовом режиме, (энергичным голосом Жириновского) подсказывать где повернуть, но ведь это не интересно.
Попробуйте сами, передвигаясь в лесу и где-нибудь «срезав угол», без дороги выйти в нужную вам точку, без всяких приборов. Даже не заглядывая на стрелку компаса.
Это даже у бывалых таежников получается не всегда. Иной раз, где-нибудь в лесу, изменив привычный маршрут, выходишь на покосы или пересечение дорог и сначала даже не можешь узнать местность.
Лишь оглядевшись и опознав знакомые ориентиры, понимаешь, что дал «кругаля» и вышел немного не там, куда планировал прийти.
Но если ты вышел как раз туда, где и хотел увидеть свои сапоги, какое моральное удовлетворение посещает вас в эту минуту.
А мы вышли как раз туда, где проходит граница с соседним районом и пересекаются две квартальные, а на деревьях, напротив друг друга, висят красные аншлаги охотхозяйств.
Ну и здесь, на пересечении квартальных просек, есть и пересечение следов снегоходов. Они проехали во всех направлениях и наверно не по разу. Потому что следы широкие, с санями на прицепах, и затвердели отлично.
Но самое главное, здесь огромное количество следов всех представителей лесного мира.
В далекие времена ХХ век, мои старшие напарники, с которыми я в тот период ходил на охоту, не хотели ходить по лесным дорогам и квартальным. Любимое занятие у них было «чесать» выруба и высокоствольный лес.
А еще болота, если на пути попадалось болото, они с удовольствие как мне казалось, раскатывали голенища болотных сапог, лезли в болото и, перескакивая с одной кочки на другую, громко комментировали, сюда не ходи, туда не вставай.
А вот здесь на квартальной просеке, на следах снегохода, отлично видно, как здоровенный лось пересек квартальную. Не останавливаясь, широким шагом, он ушел в сторону выруба, видневшегося с левой стороны.
Дальше на квартальной видны многочисленные следы косуль. Они вышли из леса и потоптавшись на твердой поверхности вновь ушли в лес и сделав несколько кругов, вновь и вновь возвращались на след снегохода.
Немного дальше с открытого места, на след снегохода тянутся мелкие следы крестиком, а по сторонам на снегу видны какие-то полосы. Это глухарь, шествуя пешком по снегу, опустил крылья и они оставили с обеих сторон от следа неровные полосы.
А сбоку от следов глухаря двойные круглые следы небольшого размера, это куница. Она видимо пыталась или поймать глухаря или шла по его следу, но дальше на снегу на открытом месте, видны полосы на снегу и след обрывается, в этом месте глухарь взлетел.
Все это мы, конечно, фотографируем, но вот выглянувшее солнце портит всю картину. Хотя при солнышке двигаться веселее, но вот для фотоаппарата солнечный свет смазывает мелкие детали.
Мы уже много раз замечали, что в пасмурную погоду фото получаются контрастнее и с большим набором цветов и теней.
Двигаясь дальше можно рассмотреть идущие цепочной мелкие следы круглой конфигурации, это лиса. Она тоже бегает по следу снегохода, наверно в поисках добычи.
Лисьи следы идут издалека, она подходила ко всем подозрительным кочкам и пенькам и, видимо, проверяла на наличие живности. Значит, это было ночью или на рассвете.
И неудивительно, что она проверяла все подозрительные неровности. В трех метрах от квартальной на снегу пара лунок небольшого размера, это ночевали рябчики.
Взлетев утром или от приближения рыжей плутовки, они оставили на снегу следы от взмаха крыльев и в лунках следы жизнедеятельности.
А вот в одной из лунок, сверху по скрюченным засохшим «сухарикам», ярко желтый испуг. Оказывается, не только медведей со страху «проносит», но и рябчики при испуге, вон что творят!
Вот так посматривая по сторонам и читая открытую лесную книгу следов на снегу, мы двигались дальше. В одном месте снегоход остановился и в сторону идут человеческие следы.
Метрах в пятнадцати виден солонец, видимо охотники привозили соли. А рядом повалено несколько не толстых осинок и с наклоном положены на пеньки. Это для всех лесных обитателей подкормка.
Осину грызут лоси и косули, мелкие ветки кроны обгладывает заяц, даже мыши и те грызут осиновые ветки верхушек.
Следов лосей и косули много, они пройдя по следу снегохода, спрыгивают в снег, убегают большими прыжками в сторону кустов, и, сделав по лесу несколько кругов, вновь возвращаются на твердый след. Такое впечатление, что они в этом районе гонялись друг за другом или может от холода греются, «нарезая» круги по лесу.
Дойдя до болотины, поворачиваем по следу снегохода вправо, дорога идет дальше, там впереди так же есть подкормочная площадка для косуль, но до нее еще полчаса хода.
А нас заинтересовало другое. Вдоль болотины густые заросли кустов, из под снега торчит прошлогодняя трава, кое-где видны небольшие острова камыша и вдоль всей болотины бесчисленное количество следов косули.
И сверху по следам косули заячьи следы. Их так много, что кажется здесь было целое заячье стадо. На самом деле это один заяц наверно пару дней, а может и три дня, кормился в болотине у кустов.
Заяц так же неоднократно выходил на след снегохода, пробегал вперед и назад, делал двойки, спрыгивал далеко в сугроб и затем снова возвращался на свой лед, на утрамбованной тропе.
Так они делают всегда, путая свои следы, перед тем как уйти на лежку, которая может оказаться и вон за той кочкой, а может и в полукилометре от места кормежки.
Неожиданно впереди нас, из-под снега, с громким хлопаньем взлетает глухарь. Он отчаянно машет крыльями и с набором высоты заворачивает вправо в сторону болотины.
Наверно проспал под снегом, раз подпустил нас метров на пятнадцать. Посмотрев вслед черному красавцу, идем дальше.
Вот так сюрприз, нам навстречу следы волка, он шел тоже по следу снегохода, нам навстречу, но видимо учуяв следы косули в болоте, спрыгнул с тропы и пошел проверить обстановку на месте кормежки.
С тропы волчьи следы идут широкими прыжками. И сколько было видно, он так и уходил в лес по снегу большими прыжками.
Жаль, хоть бы показался на минутку, как сказал один из наших товарищей, мы бы даже стрелять не стали, только сфотографировали.
Дальше мы двигались так же по следу снегохода, слева и справа, периодически появлялись следы косуль и зайцев, а вот следы лосей нам встречаться перестали.
Еще полчаса хода и, выбрав удобное место, останавливаемся на обед. Самое главное на обеде это бревно, что бы можно было удобно устроиться и, вытянув ноги, погреться у костра.
После обеда мы так же по следам снегохода спокойно катились на лыжах уже в обратном направлении. Те, кто ездил здесь на снегоходе, район видимо знают неплохо.
Они закольцевали свой маршрут и наверно проверяют его регулярно. А может просто катаются на снегоходе в свое удовольствие.
Но нам след от снегохода намного облегчил движение и выйдя к машине мы готовы были по такой же трассе повторить свой путь. После семи часового пребывания в лесу, казалось и не устали, ноги сами просились пробежать еще.
Усталость догнала нас дома, после ужина. Когда мы с чувством выполненного долга, расселись на диване и по карте проверили расстояние которое показал электронный прибор. За день на лыжах прошли чуть больше пятнадцати километров.