Копырин А.Л. По старым дорогам
На территории нашего района самая крупная река это Пышма. И протекает она на очень большом по протяжении пространстве. А с давних времен, вдоль всех рек, по берегам были дороги. В современном понятии их нельзя назвать дорогами, скорее тропы, но по ним передвигались как в пешем строю, так и конные всадники и повозки.
Если внимательно посмотреть на карты ХIХ века, по западному берегу реки Пышмы, идет дорога с многочисленными ответвлениями. Во многих участках, ответвление дороги переходят через брод, на другой берег реки и уходят в сторону.
На картах 20-х годов ХХ века, дорог вдоль берега реки Пышмы так же много. Это и понятно, население активно пользовалось гужевым транспортом. Это был основной вид доставки грузов и передвижения между населенными пунктами.
А вот на картах 50-х годов прошлого века и более позднего периода, большинства мелких дорог уже нет. Как на отдельных участках, так же нет и дороги вдоль реки Пышмы.
Ну и если идти в ногу со временем и пользуясь совсем последними данными картографии ХХI века, которые может посмотреть любой, кто умеет нажимать на кнопки компьютера (при условии что у него есть такая игрушка) можно посмотреть дороги со спутника. Но тут есть небольшая проблема.
На современном спутниковом изображении, все хорошо и красиво, но вот если вы не знали, что в этом месте была дорога, поселение или мельница, вы ни чего не увидите. Вот именно тогда и понимаешь преимущество и прелесть пожелтевших старых бумажных карт. На поверхности которых, по прошествии любого количества времени, остается ситуация того периода, когда карта была нарисована.
А есть ещё устные воспоминания старожилов, которые могут рассказать столько, что собрание сочинений любого классика, лопнуло бы от зависти. Жаль что память человеческая, охватывает период, ну максимум в полвека. Вот и нам, в свое время, удалось услышать рассказы разных людей о дороге, которая шла вдоль реки Пышмы.
Старшее поколение, которое нас уже покинуло, рассказывали о поездках на конных экипажах или в зимний период на санях, в соседние деревни или на близлежащие мельницы. А вот один из жителей нашего города, рассказал, как он уже в начале 60-х годов ХХ века, ездил с отцом на автомашине, от совхоза Белокаменного по берегу реки Пышмы, в деревню Малиновка.
Вдоль реки, в тот период, было несколько летних выгонов скота и они собирали молоко, затем доставляли его в город. Нас удивило, что дорога, по которой можно было проехать на машине, проходила по западному берегу реки Пышмы.
И вот сегодня, когда есть доступ к архивным материалам, можно узнать что в 1948 году, был издан приказ, о регулярной подвозке молока, на предприятия «Ураласбеста», из Белоярского района.
Для этого выделялась дополнительная автомашина и три специалиста: водитель, грузчик и агент. Особое внимание уделялось бесперебойной поставке молока на предприятия города и своевременном обороте тары (алюминиевые молочные фляги). Отдельной стройкой прописано о санитарно-гигиеническом контроле, который касался как инвентаря и транспорта, так естественно и людей, (предусмотрена выдача белых халатов) занятым на этой работе.
Впервые своими ногами, маршрут до Малиновки, мы прошли в школьном возрасте. После окончания пятого класса, в конце мая месяца, наш класс пошел в поход. Расстояние от поселка Папанинцев и до Малиновки, мы преодолевали по берегу реки Пышмы.
Позднее, уже в студенческом возрасте, мы с товарищами в начале семидесятых, неоднократно проезжали на мотоциклах и проходили пешком, маршрут от совхоза Белокаменный до Малиновки. И дорога в тот период, не всегда была в идеальном состоянии. Приходилось перетаскивать мотоциклы через грязь или форсировать большие лужи с разгона.
И вот уже в ХХI веке, с группой энтузиастов, в летний период, мы решили пройти по западному берегу реки Пышмы, от поселка Белокаменный до деревни Малиновка. Кроме старой дороги, проходившей вдоль реки, нас интересовал целый список вопросов, который мы хотели проверить на местности.
Вышли мы от территории старого пионерлагеря «Огонек», от которого на местности осталось только футбольное поле. Остальная площадь заросла кустами.
Двигаясь по дороге вдоль реки Пышмы, прошли мимо одиноко стоящего дома. Дом расположен в живописном месте, на повороте реки Пышмы. Конечно, можно о нем поговорить отдельно, рассказать историю и местные легенды, но мы решили этого не делать.
Бывая в этом районе и рассматривая расположение одиноко стоящего дома, всегда задаем себе вопрос. Почему ни один художник, не догадается запечатлеть на холсте, эту замечательную картину лесного пейзажа, с колоритным старым домом.
Дорога до старых детских дач Южного рудника относительно накатанная. Сейчас здесь, правда другой контингент, но дачи работают в прежнем режиме и все равно оздоравливают. Хотя теперь уже не детей, а другую часть современного общества, наркотически зависимую молодежь.
Проходя мимо урочища Чистых ключей, окидываем взглядом, заросли кустов и небольшие овраги, на дне которых текут мелкие ручейки. Кто бы мог подумать, что в довоенный период, тут велись активные старательские работы. И котлованы были такие, что в них падали и не могли самостоятельно выбраться наверх, коровы и взрослые лоси.
А еще старожилы поселка Белокаменного, рассказывали о вкусе воды из этих ручьев. В каждом ручье у воды был свой вкус. Мы конечно же попробовали, но видимо современные жители избалованные вкусом кофе или крепкого чая, а так же всяких вкусовых добавок, но почему то особой разницы не уловили. Но можно засвидетельствовать, что вода в поселке Белокаменном, набранная в ванну, чистая и прозрачная с голубым отливом.
А вот пейзажи нашей уральской природы, вдоль берега реки Пышмы, ну просто сногсшибательные. Но сколько бы мы не фотографировали различными фотоаппаратами, тот контраст цветов и неповторимая палитра оттенков, которые видны простым человеческим глазом, ни как не передаются в цифровом изображении на экране компьютера.
Здесь невольно приходит сравнение, когда говорят о создании искусственного интеллекта и какого то там цифрового разума. Наглядно видно, насколько это будет примитивно, по сравнению с оттенками человеческого мышления, не говоря уже о разуме, который у каждого прямоходящего индивидуума, наверняка «слегка» отличается.
На отдельных береговых участках, старой дороги почти не видно. В районе Косого брода, некогда излюбленного места рыбаков нашего города, дорога теряется в густых зарослях травы. Эти большие площади, когда то были покосами, но вот теперь они не только не косятся, но даже следов нет человеческих, не говоря уже о тропинках и дорожках.
Зато по кромке леса, идет неплохая дорога, по которой можно проехать на легковой машине. Дальше вдоль леса, идет и асфальтированная дорога до базы Петушки. Все это пространство, подверглось заметному воздействию человека.
А вот за площадкой, где когда то располагалась база отдыха «Озон», начинается относительно чистая территория. Тут только следы от любителей экстремальных путешествий. Но и они заканчиваются у брода, по которому можно переехать или перейти на другую сторону реки. И вот здесь, заметная трасса старой дороги заканчивается.
В районе брода и совсем рядом с площадкой бывшей базы, в старые добрые времена были родники. У базы «Озон», в берегу реки, Пышмы мы нашли маленький ручеек, который когда о был родником. А вот в районе брода, старого родника не нашли.
И совсем рядом с бродом, любителями природы, солнца и костра, устроили столик с лавками и вытоптали большую поляну.
При подходе к этому месту, мы заметили на реке выводок уток, которые не подпустили нас на близкое расстояние, что бы сделать хороший снимок. Зато у самого столика, обнаружили большую черную змею. И оказалась, она не очень то гостеприимной. При попытке сфотографировать ее поближе, что бы «рассмотреть цвет глаз», змея бросилась в атаку.
Отойдя на безопасное расстояние, мы все таки «шугнули» ее, что бы спокойно осмотреть территорию. А посмотреть есть что.
Стоит наверно сказать, что змей в этом году относительно много. Еще несколько мы видели в траве, но эти даже не дали себя сфотографировать и быстро удалились. За исключением ужа, которого мы застали врасплох на дороге за базой отдыха Петушки. Он лежал на асфальте и видимо грелся на солнышке.
А на полянах вдоль строй дороги, большое количество полевых цветов. В траве растут мелкие цветочки всевозможных оттенков, тут же ближе к кромке леса, небольшие кусты на которых так же распустились причудливые бутоны кремового цвета. Не знаю как другие представители мужского пола, но в прежние времена, меня цветы не интересовали, часто бывая на природе я вообще не обращал на них внимания. Растут себе и растут.
И когда наблюдал, как девушки набирают себе букет и с восхищением рассматривают мелкие пятицветики и вдыхают аромат полевых цветов, оставался почти равнодушным, к цветам.
А вот теперь, заметил за собой, что хотелось бы знать, как называются те или другие цветы. И хотя они мелкие и почти затерялись на фоне травы, но при ближайшем рассмотрении, они по строению не похожи друг на друга, не будем говорить уже о расцветке. Оказалось что и мои товарищи, так же не знают ни одного названия, этих удивительных мелких цветочных созданий.
А старая дорога выходит на самый берег и теряется в зарослях, теперь уже и не трав, а мелких кустов. Значит, этой дорогой уже давно ни кто не пользуется. Еще полчаса хода и мы выходим на большой заливной луг. Справа на бугре заметен еще один бивуак. На подходе к нему от нас взлетает пара глухарей.
Выйдя к столику, осматриваемся и сверяемся с картой. Хотя и без карты мы знаем, что вышли к местоположению Зудовской мельницы. На противоположной стороне реки, там где два века назад была мельница, из берега видны остатки бревен. А выше по реке, на нашем, западном берегу, видна большая выемка, отсюда видимо так же брали грунт, при строительстве мельничной плотины.
Выемка уже заросла большими соснами, наверняка простым туристам и незаметна. Проезжая здесь на мотоциклах, в 70-х годах ХХ века, мы тоже не заметили котлована в береговом откосе, хотя и знали, что где то здесь, в далекие дореволюционные времена, была мельница.
Пока мы разглядывали старую выемку и пытались рассмотреть остатки бревен в противоположном берегу реки, от нас с десяти метров, из травы взлетел филин. Он отлетел на небольшое расстояние и сел на сучок, почти на уровне человеческого роста. Мы его несколько раз сфотографировали, но вот близко подойти он нам не позволил.
А старая дорога по берегу реки, совсем потерялась и нам пришлось подняться выше по берегу и пройти по узкой лесной дороге, которая на сегодняшний день эксплуатируется. Здесь ездят на квадроциклах и есть следы от УАЗика. Наверняка это лесники или егеря, потому что совсем рядом с дорогой, мы увидели ярко синюю металлическую бочку, внутри которой была привада на медведя. И запах стоял… почти как на парфюмерной фабрике.
Подойдя поближе нам показалось, что внутри бочки, что то шевелится. Мохнатое, рыже коричневого цвета, и мы почему то решили спешно покинуть этот район, потому что кроме перочинных ножей в кармане, у нас ни какого оружия не было.
И дальше буквально через километр, мы вышли на большую поляну, в конце которой, стояла деревянная вышка. Именно такие, устраивают для охоты на медведя. И если учесть, что на поляне остались следы посадки овса, все становится понятным. А рядом с вышкой, пара солонцов, это уже для косули и лося.
Осмотрев сооружения, мы двинулись дальше по дороге, она поворачивала влево, вдоль берега реки. А вправо уходило ответвление. И как потом оказалось, обе эти дороги, были испорчены лесовозами. Где то рядом рубили лес и вывозили по старым дорогам.
Колеи в некоторых местах, доходили до пояса и что бы преодолеть особенно низинные участки, приходилось обходить далеко лесом. А в далекие времена нашей молодости, мы по этим дорогам свободно и как сейчас принято говорить комфортно, на мотоциклах, доезжали до Малиновки.
Перед самим поселком, были небольшие поля и по кромке, проходила грунтовая дорога. А вот сегодня мы эти поля и не узнали. Конечно, здесь уже ни чего не сеют. А ближе к дороге лежат штабеля леса, различной давности. И если внимательно присмотреться, видны большие площадки, где даже трава не растет. Значит здесь, были складированы такие же штабеля, от которых сегодня в наличии, только обломки древесины, сосновая щепа и остатки березовой коры.
Ну а ближе к дороге, огромные кучи бытового мусора. И откуда они тут взялись, ведь поселок Малиновка не такой уж и большой, а свалка впечатляющая.
Глядя на все это, с глубоким чувством сожаления можно сказать, нам есть с чем сравнить и есть что сказать. Глядя на эти продукты жизнедеятельности цивилизации, с горечью можно признать, что сравнение не в пользу ХХI века и новой экономической модели.
Во времена плановой экономики, здесь не только ни чего подобного не было, а все поля были посажены, колосились зерновые. Был построен огромный по нашим масштабам животноводческий комплекс, и оборудован он был по тем временам, как сейчас принято говорить, по последнему слову техники.
Поселок Малиновка был полностью заново отстроен новыми каменными благоустроенными домами. Здесь мычали коровы, вокруг поселка выкашивались покосы, а через реку Пышму был подвесной мост. О чем не все жители современной Малиновки, к нашему удивлению и знают.
Но на дворе ХХI век и мы медленно приближаемся к конечному пункту нашего маршрута. Остаток пути до поворота, мы преодолели быстро, сюда к назначенному времени, за нами должна прийти машина.
Пройдя по трассе старой дороги и воочию осмотрев местность, мы в общем то убедились, что на сегодняшний день старинная дорога, хотя и находится в запустении и кое где заросла кустами, но теоретически остается проезжей. И при желании, преодолев определенные трудности, здесь можно проехать на грузовой машине.
От прохождения очередного маршрута мы остались довольны. Кроме чисто прикладных целей, которые мы ставили перед собой и успешно выполнили, есть еще чувство морального удовлетворения.
Общение с природой, для любого человека не проходит бесследно, а если ты еще по следам на грязи, можешь определить наличие косули или лося, а воочию увидеть выводок уток. И тут же от тебя, с шумом и треском, взлетают глухари, значит леса наши еще не опустели и природа с ее бесчисленным количеством трав и разнообразной растительностью, будут ежегодно радовать нас своими цветными коврами и неповторимыми запахами уральской тайги.
А. Копырин.