Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. По старым трассам

На прошлой неделе мы в очередной раз предприняли попытку пройти по трассам старых узкоколеек. К нам приехал энтузиаст из города Санкт-Петербурга Роман Михайлович Наумов, который основательно интересуется историей старых узкоколейных железных дорог. Уроженец нашего города, на сегодняшний день живёт он в Северной столице.

Это не мешает ему активно участвовать в он-лайн мероприятиях, которые проводятся на просторах интернета. Мы регулярно переписываемся, обмениваемся информацией, фотографиями и другими материалами.

Ранним утром на кромке леса мы остановились, чтобы посмотреть первоначальное направление старинной узкоколейки. Это ветка Асбестовской узкоколейной железной дороги, шедшая от города Асбеста в северном направлении через рабочий посёлок Пролетарка, существовала она до середины 50-х годов ХХ века. Трасса этой узкоколейки до сих пор нанесена на всех картах нашего района и упоминается во всех документах, которые опубликованы по истории нашего города. А также есть в архивных материалах.

Определив направление просеки, мы двинулись по дороге, которая идёт в сторону базы Чайка. С асфальтовой дороги она переходит на грунтовую дорогу, которая идёт в северном направлении. И только мы отходим на расстоянии 200-300 м от асфальта, как на полотне дороги можно увидеть остатки старых шпал, которые лежали поперёк.

Сегодня отличная погода, светит солнце, тепло, к обеду будет наверно жарко, но весной и осенью, когда здесь сыро, грязно и многие ямы залиты водой, шпалы, которые остались от узкоколейной железной дороги просматриваются ещё лучше. Зафиксировали увиденное на современные цифровые носители и двигаемся дальше. Грунтовая автодорога уходит влево примерно на север, а мы на кромке леса переодеваемся, надеваем сапоги, обильно поливаем себя современными репеллентами от комаров, клещей, насекомых и прочих кровососущих насекомых.

Дальше наш путь пойдет по лесу. Обходя кусты и упавшие деревья, двигаемся вдоль насыпи узкоколейной железной дороги, на этом участке она хорошо просматривается. Выходим к маленькому ручейку, который на сегодняшний день жизнерадостно журчит, это ручей Теплый ключ. Три года назад в осенний период мы здесь проходили группой также по этому маршруту и смотрели, что можно ещё увидеть, на тот момент ручей Теплый ключ пересох. В этом году несмотря на то что было не так много снега, ручей пока «работает» и довольно-таки полноводный и небольшое болотце перед дамбой железнодорожных путей полностью залито водой.

На ручье видны остатки свай, именно в этом месте был мост через ручей Тёплый ключ. Осмотрев останки брёвен, которые, наверное, уже более 70 лет стоят на этом месте, все осмотрели и зафиксировали на современные цифровые носители.

Дальше наш путь пролегал вдоль старой трассы узкоколейки, а она основательно заросла. Кроме того, в теплый весенне-летний период в лесу буйно распустились все кусты, мелкие деревца и поднялась трава. Все это ограничивает обзор и нет того восприятия видимых невооруженному глазу старых просек, на которых был уложены железнодорожные пути.

В этой теме можно сказать, что ходить по лесу в поисках приключений и осматривать лесные достопримечательности, конечно, лучше всего либо рано весной, пока не распускаются кусты и земля не оттаяла с зимы, потому что в этом случае можно пройти по болоту, которое ещё замёрзло и не провалится и по любому сырому месту, либо поздней осенью, когда лист облетел, сухо, а если ещё и дождаться морозов и мелкого снежка, то результат будет отличный. Но наш гость, специально приехавший из Санкт-Петербурга, ограничен во времени, поэтому нужно использовать время, которое имеется в нашем распоряжении.

А старинная трасса плавно поворачивает вправо и с большими радиусами поворота идёт почти вдоль современной автодороги на Рефтинский. Мы также идём вдоль трассы узкоколейки и внимательно смотрим по сторонам, возможно на этот раз мы сможем увидеть что-то интересное, что было не замечено нами в прошлые наши выходы.

В прошлый раз, когда мы проходили в этом районе, здесь была видна чётко выраженая дорога, которая идёт в обратном направлении, т.е. в направлении площадки жилого посёлка около Тёплого ключа, в военный период там был лагерь военнопленных. Поэтому логично предположить, что тупик узкоколейной железной дороги выходил на площадку лагеря для военнопленных, потому как военнопленные занимались лесозаготовками и на территории лагеря была лесопилка.

Возможно, здесь производилась погрузка готового лесоматериала, а также леса-кругляка на платформы и затем всё это вывозилось в город. В тридцатые годы советского периода здесь велись большие лесозаготовительные работы, потому что в этих местах были большие сосновые боры. Как написано в архивных документах — спелый лес, его вывозили отсюда на тракторных санях.

Делали большие деревянные сани, загружали полностью круглым лесом и трактором волоком по зимней дороге везли этот заготовленный лес на территорию города, где было несколько перегрузочных площадок для заготовленного леса. Часть леса отправлялась в центральные регионы страны, часть леса шла на нужды нашего предприятия комбината Ураласбест и часть леса — это как правило берёзовый, на дрова для отопления нашего города.

Стоит отметить, что в этих местах по служебным делам бывал прадедушка нашего гостя Иван Ефимович Юферов (Юферев), ветеран Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды. После того, как его комиссовали в связи с тяжёлым ранением, он вернулся в Асбест и работал в управлении лагерей военнопленных. По долгу службы он неоднократно посещал лагерь на Тёплом Ключе.

Осмотрев площадку, где могла быть железнодорожная стрелка, мы двинулись дальше вдоль старой вырубки. Для тех, кто немного знаком с системой укладки железнодорожных путей, особых разъяснений не требуется. Одним взглядом можно определить куда идет направлении просеки, а тем более в наших руках есть копии старых карт, на которых трасса старой узкоколейки уже показана лесной дорогой. Да и свидетели тех далеких времен еще во здравии, многие старожилы в период пятидесятых годов были в подростковом возрасте и регулярно ездили по этой дороге, сначала на велосипедах, а затем уже став взрослыми и на мотоциклах.

Между прочим, в числе тех, кто ездил здесь на мотоцикле, был и дедушка нашего гостя Николай Данилович Шмырёв. Он в детские годы неоднократно бывал на этой узкоколейке, а по другой её линии ездил в школу, пока 2 апреля 1942 года не пошёл работать на завод, став тружеником тыла. А после снятия рельсов неоднократно посещал эти места, в частности, ходил в лес за грибами с женой и дочкой (мама нашего гостя). Спустя годы дедушка рассказал внуку свои воспоминания об узкоколейке. Поэтому сегодняшний поход особенно важен для нашего гостя, это своего рода поход по местам, которые посещали его предки.

Мы вышли на большой покос, который очевидно был в рабочем состоянии до начала перестройки. Прямо по территории этого покоса проходит невысокая насыпь под железнодорожные пути. Это наглядное подтверждение того, что здесь проходила узкоколейка. Хотя всё это описано во всех архивных документах, нанесено на старые карты и планы и даже на планах 1982 года трасса узкоколейки точно так же обозначена и хорошо просматривается.

Двигаясь дальше, внимательно смотрим по сторонам, ввиду того что все кусты уже оделись листвой, видимость ограничена. Поэтому боковые направления узкоколеек, которое отходили от основного пути просматриваются с трудом, эти отклонения раньше назывались усами. В прошлые годы на некоторых поворотах на старых деревьях мы видели старые «оплывшие» затески, наше предположение было, что это своеобразные знаки для укладки очередного тупика. Некоторые просматриваются очень хорошо, и они видимо остались с давних времён возможно по ним ездили уже на автомобилях и использовали точно также для вывозки леса в последние годы заготовки. Некоторые отклонения — усы видно очень плохо. Возможно они работали непродолжительное время или служили погрузочными площадками.

Двигаясь дальше, в низинных местах осматриваем дамбы, насыпанные в далёкие военные горы. Где есть небольшие болотинки и по ним проходила узкоколейка это всё хорошо просматривается, дамбы высотой до метра остались на местности и хорошо видны.

Здесь можно привести наглядный пример: известный краевед нашего города Владимир Николаевич Рубцов в дни молодости часто проезжал по трассе железной дороги на велосипеде с родственниками и друзьями они ездили на рыбалку на Кирилловский кордон. И когда они проезжали по этой дороге, ни слева, ни справа не было ни одного деревца — всё было вырублено сплошняком, на полянах стояли одни пеньки различной величины и на вырубах даже ещё не успели вырасти кусты. Вот таким, скажем, народным методом есть подтверждение в нашей истории, в котором конечно не нуждается тема узкоколейных железных дорог.

Нам регулярно, бывающим в лесу, конечно все вокруг нравится, несмотря на то что день выдался жаркий, трасса узкоколейки завалена упавшими поперёк дороги деревьями мы идём, прилагая определенные усилия и осматриваем всё что можно увидеть. Разнообразные животный мир в лесу сегодня активный, мелкие птички перелетают со свистом недалеко от нас, кроме того видели глухаря, который с шумом вдалеке от нас слетел с дерева. А ещё наблюдали косулю крупного размера, которая перебежала трассу узкоколейки и скрылась в южном направлении. Сфотографировать ее не успели потому что расстояние было большое и очень много деревьев.

Пройдя ещё немного, обнаружили солонец. Вокруг солонца вся трава выбита до грязи, весь грунт растоптан, сюда приходили, наверное, все обитатели леса. Современный солонец — это столб осинового дерева, на котором одета асбоцементная труба, во внутреннее пространство насыпана соль, от дождей и влаги соль тает, рассол стекает по стволу осинового пенька и животные его лижут, грызут и бодают солонец. Рядом лежит старый солонец, ствол большого длинного осинового дерева, в котором выдолблены небольшие корытца, соли нет, видимо охотники давно не посещали этот район.

Двигаемся дальше, отмечаем на плане уходящие влево и вправо ответвление узкоколейной железной дороги. Ещё полчаса хода и, пересекая высоковольтную линию, выходим на кромку другой высоковольтной линии, которая идёт от Рефтинской электростанции в западном направлении. Трасса узкоколейки пересекает её и выходит на другую сторону. Мы строго следуем направлению старой узкоколейки и выходим на другую сторону высоковольтной и здесь видим где и как узкоколейка делала крутой поворот вправо. Всё это сохранилось на местности несмотря на прошедшие 70 лет. При желании все эти исторические артефакты ушедшей эпохи середины прошлого века можно увидеть, осмотреть и сфотографировать.

Трассы высоковольтных линий в этом месте пересекает речка Пещерка. На местности это небольшой ручеек примерно чуть больше метра шириной. Подходим ближе и видим останки старого деревянного моста, осматриваем, фотографируем и пытаемся найти место для перехода через речку и болото. Но на сегодняшний день подходящего места мы не нашли и пришлось переходить речку по останкам моста. Толстенные брёвна, которые были положены в своё время под железнодорожные пути, до сих пор находится в исправном состоянии.

По одному из них которое заросло мохом, перебираемся в другую сторону. Перебравшись осматриваемся и оцениваем состояние местности. Смотрим куда делись бобры, в прошлый раз, когда мы здесь проходили, на этом участке было несколько бобровых плотин, на сегодняшний день нет ни одной.

Осмотрев местность, на сегодняшний день мы не увидели ни одной бобровой плотины, и нет никаких признаков что здесь живут бобры. На кустах нет свежих погрызов, на поверхности воды нет белых обгрызенных палок, которые обычно оставляют бобры, когда строят свои плотины или убежище. Пройдя ещё метров 300 до сухого места, мы поняли, почему бобры покинули эту площадку — здесь был пожар. На высоковольтной на месте садовых участков, которые спускались почти к самой речке, не осталось и головешек. Выше вверх по склону, видны останки сгоревших садовых домиков. Вдоль кромки леса и на всей площади высоковольтной валяются обгоревшие брёвна. Это видимые остатки прошлогодних пожаров.

Выходим на высоковольтную линию, где проложена дорога для садов, и идём вдоль некогда цветущих садовых участков. От некоторых домов не осталось даже фундамента, видимо они были полностью деревянные, даже некоторые кирпичные дома наполовину развалились от огня. Большинство участков, которые сгорели находятся в брошенном состоянии.  Несмотря на то что на участках растут и цветут яблони, вишни, сливы и другие ягодные кустарники. Хотя многие из них обгоревшие. Дальше по высоковольтной в восточном направлении, пожар бушевал не так сильно или возможно там постройки уже отстояли пожарники, дома более-менее в сохранности и многие участки приведены в порядок, как это делается в весенний период.

А мы находим проход, где можно пройти на южную кромку высоковольтной и пробираемся туда через заболоченный участок и с удивлением видим, что даже колодец, у которого сруб был изготовлен из деревянных бревен, и тот сгорел, и бревна плавают тут же, в этом колодце. Пройдя буквально десять метров, на обгоревшей земле под бревнами, видим большой кованный металлический штырь. Конечно мы тут же его внимательно рассматриваем — вот наверно единственный чудом сохранившийся наглядный артефакт старой узкоколейки. Если бы не пожар, и его навряд ли бы удалось увидеть среди травы.

Выходим на кромку леса, определяемся с направлением трассы узкоколейки и продолжаем движение. Здесь уже не так интересно, трассу пересекают грунтовые дороги, которые идут в сад. Видны следы автомобилей и мотоциклов. Шагая вдоль дороги, замечаем змею и вспоминаем что надо бы конечно осмотреться в виду большого количества клещей. А по дороге мы сняли с одежды уже несколько этих мелких экземпляров. В очередной раз осматриваемся рукава, брюки, сапоги и, как ни странно или закономерно, находим еще пару клещей.

Ещё полчаса хода, и мы выходим к садам, которые расположены на кромке посёлка Рефтинского. Здесь выходит дорога на асфальт, и мы решили идти по ней в этом направлении, осталось пройти немного, дождаться транспорта и благополучно вернуться домой.

Ещё один маршрут пройден, все интересные детали в очередной раз зафиксированы на современное цифровое оборудование. Наш товарищ из города Санкт-Петербурга своими ногами прошёл этот маршрут, посетил места, которые посещали его предки, посмотрел дамбы, отсыпанные для узкоколейной железной дороги, сфотографировал остатки мостов, которые находятся пока в приемлемом состоянии, и удивился что в те далёкие времена люди, работавшие можно сказать голыми руками, выполняли такие гигантские объемы лесозаготовок.

Экспедиционные прогулки по лесу в любое время года дают конечно большой положительный эффект как для всего организма, в плане здорового образа жизни так и морально эстетическом восприятии природы и окружающего мира. В середине леса можно рассмотреть удивительные световые эффекты, которые создают отдельные солнечные лучи. Кроме того, есть деревья с причудливой кроной или формой ствола, искривлениями, наклонами, наростами и прочими нестандартными формами.

По результатам сегодняшнего маршрута конечно будет написана статья, заметки и возможно рассказы, а на сайте будет представлено большое количество фотографий.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты