Копырин А.Л. Снова у столбов. Октябрь 2016 г.
Наш коллектив любителей длинных пеших переходов, с перспективой поиска достопримечательностей, обычно все маршруты планирует заранее.
Так было и в очередной раз, тема поиска определена давно, а вот дата выхода неоднократно откладывалась. И вот уже и снег сыплет, а мы ни как не могли оставить дела и двинуться в лес.
И тут публикация в газете «Асбестовский рабочий» о столбах, хорошо эмоционально встряхнула нас и придала нашим планам вполне конкретное ускорение.
Выход определили на ближайшее воскресенье. И хотя часть нашего коллектива поисковиков, не смогла принять участие в мероприятии, но моральная поддержка и интерес предстоящего марш-броска были на высоком уровне.
В наших планах, еще с прошлого года, было определено сходить к столбам. И хотя бывали мы там уже неоднократно, разными составами, в разные исторические периоды и в разное время года, но каждый раз шли туда с интересом и надеждой, увидеть и узнать что-то новое.
На этот раз мы решили провести большой объем исследовательских работ. Результаты, которые мы надеялись получить после обработки и сопоставления с архивными материалами, могли хоть как то прояснить, самый главный вопрос: для чего были установлены эти каменные столбы.
Сегодняшний поисковый маршрут решили пройти председатель Рефтинского объединения родовоедов и краеведов Ю.М.Сухарев,житель поселка Рефтинский ветеран МЧС Н.В.Клюкин, а также асбестовские краеведы В.Н.Рубцов и А.Л.Копырин.
Ранним воскресным утром, поисковая группа на двух автомобилях, с оборудованием и инструментом, въехала на лесную дорогу.
Полотно лесной дороги грунтовое, присыпано двухсантиметровым слоем снега, поэтому на чистом снежном листе любые следы видно отлично.
Сегодня до нас, по этой дороге ни кто не проехал. Зато в изобилии следы лесных обитателей. Вдоль дороги перепархивают мелкие лесные птички.
Про дорогу конечно можно сказать много. Её состояние возвращает нас наверно к началу века ХХ, но двухчасовое движение по ямам скрашивается сменяющимися пейзажами.
Лес по краям дороги различный, есть и черные буреломы, осиновые участки леса, а слева проглядывают ярко желтые поля. Есть узкие проезды сквозь густой хвойный лес, а на некоторых участках, на фоне темно зеленых елей и голых ветвей облетевших кустов, из далека видны ярко оранжевые листвянки.
Полотно дороги разбито, здесь самое время ездить экстремалам на «УАЗИКах» и квадроциклах.
Через каждые сто метров лужи, на некоторых участках с обрывистыми краями, в других торчат угловатые камни, перепады по высоте, так что машина наклоняется и в некоторых местах, кажется, вот-вот опрокинется.
И в конце дороги, заключительным и самым «приятным» сюрпризом — глубокие колеи от лесовозов, заполненные жидкой грязью, льдом и жердями, которые подкладывали под колеса, что бы выбраться из ям.
И у нас, не обошлось без приключений в виде толкания автомобилей и сменой колес. Поэтому на дорогу в этот раз, мы затратили почти два часа.
Но дорожные приключения остались позади и оставив автомобили в лесу, взяли оборудование, закинули рюкзаки за плечи и что бы не так тяжело было идти В.Н.Рубцов выдал нам в руки лопаты, вместо посоха.
Медленно преодолев по камням небольшую речку Кайгородку, вошли в большой темный еловый лес. Здесь дорога, хотя и со старыми колеями, но поросла травой и для любого туриста и поисковика, шагать по ней одно удовольствие.
Пока шли по извилистой лесной дороге, вспомнили, какой тут раньше был лес, как сюда добиралась на машинах, мотоциклах и пешком. А некоторые наши старшие товарищи рассказывали, как ездили сюда на телеге.
Конечно, из нашей компании раньше всех в этих краях бывал В.Н.Рубцов. Он старший из нас по возрасту, естественно неоднократно бывал здесь и с охотничьими маршрутами, и рыбачил на многих речках и ручьях, а так же бывал с товарищами на покосах.
Вспомнили и о клюкве в Островистом болоте и колоритно рассказали о медвежьих следах и их размерах, которые пришлось видеть в этом районе.
На сегодняшний день большого леса в этом районе практически не осталось, хотя посадки сосны на некоторых участках, высотой уже метров по десять.
Но в этот раз пришлось увидеть и большое количество буреломов. В прошлые годы, во время сильных ветров, сломало и повалило огромные участки леса. И в лесу, и на поваленных участках видны гигантские выворотни, некоторые таких размеров, что приходится только удивляться.
И вся дорога завалена упавшими деревьями, часть из которых пропилена — это экстремалы на квадроциклах освобождали себе путь. Но рядом навалило свежих деревьев и, видимо, им надоело заниматься прорубкой дорог. На этом участке даже следов от квадроциклов нет.
У второй речки Кайгородки сегодня оказалась большая лужа. Где-то внизу сделана бобровая плотина и теперь что бы перейти нужно искать обход.
Несколько лет назад на этом месте, прямо на дороге, лежала большая металлическая труба. Бобры завалили ее сверху, подняли плотину примерно на уровень плеча человека.
В тот период мы все это не сфотографировали. И хотя сейчас ее нет, но перейти речку оказалось не так просто. Но переход нашли и двинулись дальше.
Через час мы вышли на квартальную. Здесь, во времена, когда в лесу работали сборщики сосновой смолы, была отличная дорога. Во всех близлежащих лесах большое количество покосов и все дорожки в лесах были проезжие.
А в этот район народ приезжал на легковых автомобилях, собирали грибы и ягоды, а по квартальной просеке, в некоторые годы прокладывалась зимняя дорога, и в город Реж возили стройматериалы из города Асбеста.
В различные периоды эта квартальная просека называлась по-разному. С довоенного периода было известно название Демидовская, в 50-х годах ХХ века употреблялся термин Базисная.
Насчет термина Демидов можно привести массу примеров. Где бы на Урале в современный период, не нашли в лесном массиве какую-нибудь достопримечательность: необычные камни, ствол старой шахты, рельсу от узкоколейки,- жители поселков, рядом с которыми была сделана находка, всегда говорят: это еще Демидовская.
И на реплику, что Демидов в нашем районе никогда не бывал, даже не реагируют. А некоторые начинают спорить и рассказывают удивительные легенды, которые можно отнести к стопроцентному вымыслу.
Для справки нужно сказать, что территория современного Асбестовского района и Режевского, на период производственной деятельности Демидова была далека от Демидовских границ. Здесь не надо рыться в архивах, достаточно взглянуть на карту 1745 года, где крупными буквами написано: Екатеринбургский уезд.
Впоследствии территория подвергалась разделу и перепродаже, но на начало ХХ века Режевская лесная дача принадлежала графине Стейнбок Фермор.
Почему говорим о Режевской даче? Потому что территория севернее современного поселка Окунево относилась к Режевскому заводу.
В.Н.Рубцов, работая в архивах, нашел материалы 1845 года, в которых сообщалось, что работы по устройству квартальной просеки закончены.
Начинается эта просека от восточного берега озера Окунево, где в ХIХ веке был Окуневский кордон, и заканчивается в Режевском районе, напротив озера Белого, упираясь в просеку прорубленную по диагонали.
Ориентируясь на старинные архивные материалы можно сказать, что эта просека была прорублена первой, т.е. была основной или, как принято говорить у специалистов, базисной. От нее, как говорили старожилы, и «пошли плясать».
Так что вся сеть квартальных просек в северной части нашего района и южной части Режевского района, «привязана» к этой просеке. Вот именно поэтому она и называлась с давних пор «Базисной».
Еще полчаса неспешного хода и мы подошли к цели нашего маршрута, каменному столбу, установленному на перекрестке квартальных.
Погода к этому времени немного изменилась, выглянуло солнце, потеплело, снег начал таять и лес вокруг как бы оживился.
Конечно, первым делом мы сфотографировались, так мы поступаем всегда.
С другой стороны, фотографирование любого исторического предмета — это не «селфи» для молодежи. Как ни печально, с развитием цивилизации люди не становятся культурнее, а скорее наоборот дичают.
Автору приходится бывать у каменных столбов иногда через год, иногда по нескольку раз в год, в разное время. Я всегда стараюсь внимательно осмотреть каменные пирамиды, сфотографировать.
Наблюдения не утешительные, каждый раз на столбе видны новые отметины. Культурные и высокообразованные охотники стреляют в столб. А рядом прострелены все аншлаги охотничьих обществ.
Ну, с аншлагами понятно, это охотники высказывают свое уважение официальным структурам охотнадзора. Но по столбу то зачем стрелять.
Хочешь испробовать пулевую стрельбу или точность попадания в цель, а может уверенность руки, после очередного стакана?
Возьми оставленную тобой же банку из под пива, повесь на дерево или куст и тренируйся, пока патроны не кончатся.
Каждый раз приходится отмечать очередной отколотый пулей кусок гранита. А ведь столбы в сохранности простояли более века и, до недавних пор, не было на них пулевых отметин.
Достав инструмент и оборудование, мы первым делом посмотрели планы и карты, а также бумажную заготовку В.Н.Рубцова с математическими выкладками, формулами и схемами измерения.
Общий смысл наших работ заключался в следующем. Зная ежегодную величину магнитного склонения, и отчитав величину, которую мы планировали установить опытным путем, измерив нужные величины, можно вычислить год установки столбов.
Угол магнитного склонения на 1986 год, указан на картах, произведя интерполяцию и несложные математические действия, задача должна быть решена.
Промерив расстояния, определив углы и сделав еще необходимые замеры современными электронными средствами, (но не забыли проконтролировать результаты и старинными проверенными методами, применив рулетку и прибор для измерения углов, а так же надежный горный компас).
Произведя вспомогательные вычисления при помощи современного инженерного калькулятора, с вычислением математических функций, прямо тут же на месте, мы получили результат – время установки столбов около 1899 года.
Эта был один из пунктов нашего исследования. Оставалось еще несколько. В далекие годы середины ХХ века В.Н.Рубцов своими глазами видел надпись на одной грани столба «Демидов».
На сегодняшний день на одной из граней просматривается какие то черточки, полоски и отметины. И если не знать, что это надпись и что тут написано, наверно никто бы не обратил внимания.
Глядя со стороны, эти неровности можно принять за трещины в гранитном столбе или природные неровности.
Но, зная текст, с трудом, но можно разобрать многие слова. Однако, только при определенном освещении. Мы, зная о надписи, осмотрели все это сразу по пришествии на место, почти все прочитали и сфотографировали в очередной раз многократно.
И не зря. Дома, при тщательном и спокойном рассмотрении полученных фотографий на экране компьютера, при большом увеличении и смене освещенности, контрастности, накладке цветов, надпись трудночитаема, но видна.
А на местности, через пару часов, когда закончили другие работы и вновь подошли к столбу, надписи почти не читались и казались естественными трещинами.
Зато при внимательном рассмотрении на одной из сторон, удалось рассмотреть дату — «1899 год».
На тему наличия надписей на гранях столба, мнений очень много. Одна из версий, что столбы были установлены в середине 18 века. Надписи появились позднее. И надпись о магнитном склонении и участниках геодезических работ, которая зафиксирована и имеет отношение к вычислению координат, по мнению некоторых специалистов, была сделана позже.
Фактический материал в виде даты на пирамиде, совпал с нашими аналитическими расчетными выкладками и архивными материалами.
После продолжительной работы, кроме даты на одной из граней каменного столба, мы ни чего не нашли.
После выполненной работы и полученных результатов, которые конечно не полностью сняли все наши вопросы, решено было пообедать.
А так как день клонился к вечеру и светлого времени оставалось не так много, мы пообедали без костра и быстро двинулись в обратный путь.
Обратно мы шли уже в другом темпе, спокойно беседовали и поглядывали по сторонам. И не зря, как и всегда при скитаниях по лесным просторам, можно увидеть что-нибудь интересное.
Глухарей и рябчиков, мы, конечно, насмотрелись, но хотелось бы увидеть, а может и сфотографировать, лесного великана лося или, где-нибудь на грязи, увидеть след хозяина.
Лося мы не увидели, медведи наверно мирно посапывают в берлоге, а вот железного коня мы обнаружили.
В кустах недалеко от дороги стоял мотоцикл «ИЖ» синего цвета.
Когда мы шли утром, этот раритет не усмотрели. Оно и понятно, мы спешили к столбам с вполне определенной целью и как говорится «первым делом самолеты».
Так что на обратном пути, увидев в кустах мотоцикл, подошли и осмотрели. Колеса измазаны глиной, некоторые поверхности слегка подернуты ржавчиной, на заднем колесе кроссовая резина.
Скорее всего, мотоцикл стоит с осени или с прошлого года. Аккумулятор оказался на месте, бак наполовину заполнен бензином, внешне все целое.
Высказав целый ряд соображений, почему хозяин оставил свое транспортное средство, мы двинулись дальше, до наших машин еще полтора часа хода.
Воскресенье, вторая половина дня, «дело к потемкам», казалось бы к вечеру все уставшие с чувством выполненного долга должны возвратиться домой. Устроиться с чашкой горячего чая у телевизора, на мягком диване или в кресле.
Но каково же было удивление, когда в середине леса, мы встретили двух молодых охотников, только что зашедших в лес.
Они шли нам навстречу, в полной охотничьей экипировке и с ружьями. Остановились, переговорили, расспросили друг друга, выяснили интересующие нас вопросы.
Парни пришли в лес на охоту, а вот попавшие им навстречу разномастно одетые мужики, с большими рюкзаками, непонятными приборами и лопатами, вызвали у них естественный интерес.
Куда вы ходили? — спросил один из них, услышав наш почти научный ответ, спросил не нашли ли потерявшегося охотника. И кивнув на наши лопаты, спросил — кого закапывали?
Выйдя к автомашинам, мы уложили все в багажники и двинулись в обратный путь. Дорога была уже наезжена, по нашим следам проехало множество автомобилей.
Попались нам навстречу квадроциклы и автомобили экстремалов, с большими колесами для преодоления непроезжих участков дорог. Так что к вечеру, даже в таком отдаленном углу, движение продолжается.
А мы, по разбитой дороге, не спеша вернулись до асфальта и на дорогу к дому.
Вот и в очередной раз мы побывали у столбов. Собрали интересующий нас материал, осталось обработать результаты, смонтировать фильм и думать о новых путешествиях.
На сегодняшний день рамки информации о каменных столбах в одном из углов нашего района немного раздвинулись. Но вопросов еще много.
Во всех публикациях, которые есть в печатных изданиях нашего города, все факты повторяются. Та информация, которую получили краеведы, от старшего поколения, которое сегодня уже нет с нами, отработана полностью.
Большая часть сведений полученных от старожилов, проверена, как на местности, так и по архивным материалам. Все, что было сказано ими, все это есть на месте, кроме третьего столба.
Остается одно — архивы. Так что впереди нелегкая большая и кропотливая работа. Возможно, она позволит раскрыть все тайны наших каменных столбов.
Октябрь 2016 г. А.Копырин.