Копырин А.Л. Солонец
Леса нашего района, нельзя назвать дремучими или непроходимыми. По крайней мере, для тех, кто часто бывает в лесу и знает его неплохо, а это охотники нашего города.
Хотя некоторые любители природы, грибники и ягодники, рассказывают страшные истории, как они заблудились и еле вышли на дорогу.
На сегодняшний день, практически в каждом уголке нашего района, есть линии ЛЭП, трассы газопроводов, сетка квартальных просек, заброшенные лесные дороги, так что мало-мальски соображающий человек, дорогу к городу найдет без труда.
А вот зверю и птице в нашем районе, жить и скрываться с каждым годом все труднее. Кроме того, что идут массовые рубки леса, заброшены покосы, охотники применяют технику повышенной проходимости, квадроциклы и в зимний период снегоходы.
Что бы хоть как то помочь лесным жителям, члены охотничьего общества, проводят биотехнические мероприятия. Во многих уголках нашего района есть кормушки, солонцы, вспаханы и засеяны овсом небольшие поля, вывозится для подкормки зерноотходы и картофель.
Но это скажем так, работы в организованном порядке. А вот у многих наших охотников, есть и свои солонцы и подкормочные площадки. И сделаны они не по указанию руководящих органов, а по собственной инициативе.
Не избежала этой участи и наша компания. В далекие годы плановой экономики, а это уже почти сорок лет назад, мы с напарником сделали пару солонцов, но поставили их не в очень удачном месте. Зверь туда приходил часто, а вот нам, что бы доставить туда соль, приходилось делать большой крюк пешком.
Учтя прошлый опыт, в конце ХХ века, мы сделали другой солонец, на краю небольшого болота. Густая чаща кустов, склон к болоту и дальше высокоствольный лес. В этот район, можно было подъехать на машине или мотоцикле и полчаса пешего хода до солонца.
В зимний период, уже после Нового года, когда охота была закрыта, после предварительной разведки поехали в лес. На высоковольтной, которая проходила недалеко от определенного заранее болота, в тот год меняли деревянные опоры на железобетонные. И работники электрических сетей по снегу прогребли бульдозером отличную дорогу.
Проехав на «девятке» до вершины бугра, где ветром не давало задерживаться большим сугробам, при помощи лопаты расчистили капонир и загнали туда автомобиль. Дорога прогребена в один нож и если поедут ремонтники или еще кому нибудь вздумается поехать в лес, машина на дороге будет помехой. А так, машина находится в паре метров от дороги.
На работы по строительству солонца, я поехал не один. Жена и сын с большим энтузиазмом решили помочь мне возвести солонец для лесного братства. Кроме всего, у нас в тот год начинал жизнь молодой пес русской гончей, первого года жизни и его, для променада, взяли с собой в лес.
Снега в тот год было много и мы, конечно, взяли охотничьи лыжи. Уйдя с высоковольтной в лес, около часа меряли снежную целину. Собака сначала жизнерадостно носилась кругами по снегу, иногда нападая на нас с целью поиграть. Но через полчаса стала бегать уже по лыжне. И в сторону отбегала, только обнюхать лежки козлов, которых вокруг было в изобилии.
Выбрав участок на краю болота, где было много осинника, свалили несколько, не очень толстых осин.
Солонец сделали, конечно, не так, как рекомендовано в охотничьей литературе. Корыто из досок делать не стали и крышу от дождя или навес, так же решили не делать. Хотя сегодня охотники делают и много всяких нестандартных конструкций.
В прошлые годы, когда покосы были в любом углу нашего района, солонцы делали просто. На осиновый пенек наворачивали трубой бересту, закрепляли ее проволокой (мне еще довелось видеть солонцы, когда береста была «прошита» черемуховым прутом) и туда насыпали соль.
Были и большие кормушки, которые делали большими охотничьими коллективами от предприятий. Это раньше учитывалось как трудовое участие в биотехнических мероприятиях, и содержали эти кормушки в порядке круглый год небольшими компаниями. Мы для себя такие кормушки называли «комплексные подкормочные площадки».
Здесь были и кормушки, порхалище, рядом небольшой участок с посаженым овсом или подсолнечником. Под навесом на жердях или проволоке, для подкормки развешаны веники из лиственных пород. Иногда рядом и небольшая копешка сена.
Современные охотники, солонцы делают намного проще. Берут кусок пластиковой трубы, или асбоцементной, надевают его на подготовленный полутора метровой высоты пенек, примерно такого же диаметра и сверху насыпают соли. Зверь приходит и к таким.
А мы сделали по другому, из пары сваленных осин, сделали две поперечных горизонтальных бревна на уровне пояса. В них топором выдолбили корытца и туда насыпали соли.
На двух пеньках оставшихся от осин, так же сделали углубления и сверху положили большие комки соли.
В те времена, когда наша страна была самой сильной в мире и естественно богатой, котельная соль, слегка желтого цвета, лежала вдоль железнодорожных путей вагонами. Железных заборов и охраны естественно не было.
Отправляясь в лес, мы брали пару ведер, набирали самых твердых комков, небольшого размера и примерно квартал солонец был обеспечен солью.
Первоначально, когда построили солонец, пеньки и сами колоды, в которые мы насыпали соль, оставили неочищенными от коры. Уже через сезон косули и лоси, просоленную кору съели и сами деревянные пеньки и колоды, выгрызли и вылизали, до шлифованного состояния.
Здесь же прямо у солонца мы пытались посеять овес.
С тех пор прошло уже более двадцати лет. Солонец «работает» исправно. Мы на него заходим постоянно, особенно в охотничий период. В непосредственной близости от солонца не стреляем и стараемся траву не вытаптывать.
А в весеннее — летний период, приезжаем иногда по два-три раза, что бы пополнить запасы соли.
Следы пребывания лесных обитателей видно невооруженным взглядом. В некоторые годы, вокруг солонца, трава вытоптана до грязи. А на бугре, метрах в пятидесяти, в изобилии козлиные лежки. На грязи, хорошо видны следы всех лесных обитателей, которые приходят на солонец.
Кроме самого солонца, метрах в трехстах был старый брошенный покос. В летний период, когда поспевают травы, мы его выкашиваем, но так как ездить и сушить сено времени нет, мы сразу развешиваем его на наклонных жердях выложенных клеткой под наклоном. И к осени сено отлично высыхает. А в зимний период на снегу видны следы козлов и зайцев, приходящих отведать заготовленного сена.
Вот так, примитивный солонец построенный более четверти века назад, позволяет лесным обитателям пополнить запаси соли в организме и пережить трудную зиму. Хотя по публикациям в охотничьей литературе соль животным нужна круглый год.
С этим мы полностью согласны и, отправляясь в лес в очередной раз, берем с собой килограммовый брикет окаменевшей соли.