Копырин А.Л. Старая Грязновская дорога
Этот термин, известный, наверно, только старшему поколению жителей нашего города, и существует, вероятно, с начала ХХ века. В современном понимании старая Грязновская дорога как географический термин обозначает старую дорогу от современного города Асбеста до села Грязновского, работавшую с конца ХIХ века.
В рассказах старожилов, а так же в дневниковых записях Берсенева, Коркина, Мартынова, Рубцова, описывается дорога на село Грязновское на период начала 20-х годов ХХ века, в то время это была основная дорога для движения гужевого транспорта. На старой карте Н.Ф.Рубцова, а карта сделана на основе съемочного обоснования и геодезических работ, которые проводились корпусом военных топографов в период 1918-1919 годов ХХ века, она обозначена как действующая.
Здесь же, наверно, надо добавить, что во всей официальной литературе советского периода было написано, что грунтовая дорога на станцию Грязновская построена в 1908 году.
Но если руководствоваться данными, которые имеются в нашем распоряжении, на сегодняшний день можно сказать, что эта же дорога отмечена на карте 1892 года, каждый участок этой дороги имел (в устном лексиконе) свое название. Опираясь на данную информацию можно считать, что дорога берет свое начало на окраине Коревинского поселка юго-восточнее некогда существовавшего магазина «Уралторг». Такое название он носил в Советское время, а до революции этот магазин именовался просто приисковой лавкой.
Дорога от города шла в восточном направлении и приходила в современный поселок Белокаменный, именовавшийся тогда поселком Вороний брод (по архивным данным поселение отмечено жилым уже в 1856 году). Далее дорога по высоким местам, обходя болота, низины и минуя небольшие лесные ручьи, уходила в сторону села Грязновского. А вот жители села Грязновского эту дорогу именовали по-своему. Дорогу в сторону асбестовых приисков называлась Асбестовой или Кудельной, а в сторону деревни Барабы дорога называлась Угольной. Потому что по этой дороге со стороны Асбестовских копей везли древесный уголь на Каменский чугунолитейный завод. Такие версии и легенды рассказывали старожилы, которые приехали жить и работать на асбестовые разработки в начале ХХ века.
Давайте посмотрим немного дальше на планы 1873 года и мы видим, что дорога на тот период уже существовала и отмечена она сплошной чёрной линией, что по условным обозначениям того периода классифицировалось как:
Проезжая большая дорога – в одном справочнике
или проселочная грунтовая удобная без канав – в другом справочнике.
А вот асбестовые разработки на плане еще не обозначены. В этом случае нам нужно рассматривать дорогу не от Асбестовых копей в сторону села Грязновского, а наоборот, от села Грязновского в сторону будущих асбестовых копей.
На более подробной карте дорога шла от села Грязновского в сторону Вороньего брода (напомним поселение отмечено в 1856 г.) и за рекой Пышмой поворачивала строго на север в направлении Кирилловского кордона (современная территория Рефтинского водохранилища). На этой же карте участок дороги от Вороньего брода расположенного на берегу реки Пышмы, в сторону не существовавших на тот период асбестовых копей обозначен двумя пунктирными линиями.
Пунктирные линии классифицировались как:
Временная полевая, лесная и вьючная – в одном справочнике
Полевые и тесные дороги – в другом справочнике
Караванные пути и вьючные тропы – в третьем
Напомним что в это время на территории современного Асбестовского района уже работали изумрудные и золотые прииски.
И вот в сторону, где впоследствии будут асбестовые копи и город Асбест, от Вороньего брода идут две дороги, обозначенные пунктирными линиями и они не совпадают по направлению даже со старой Грязновской дорогой, которую мы сегодня знаем на участке до поселка Белокаменного. Во времена второй половины ХIХ века и последующих периодов на территории, которую впоследствии займет город, заметным ориентиром и своеобразной точкой отчета являлось озеро Щучье. Так вот одна из дорог обходила озеро Щучье с юго-западной стороны и уходила в сторону современного поселка Черемша и далее к Островному кордону, вторая дорога проходила северо-восточнее озера Талицкого и уходила в сторону современного поселка Шамейка, дальше эта дорога через Ильинской кордон уходила на город Реж.
Но это всё времена «былинные», а вот на сегодняшний день от старой Грязновской дороги (сейчас мы опять рассматриваем направление дороги от города Асбеста в сторону села Грязновского) в лесных массивах сохранилось несколько отдельных участков.
А еще в 80-х годах ХХ века, до постройки современной автодороги, здесь было оживленное движение. Но так как дорога была грунтовая, хотя и отсыпана в некоторых местах твердым грунтом, а в некоторых местах и щебнем, но в осенне-весенний период и в дождливую погоду проехать тут было не просто.
Дорога очень активно эксплуатировалась с начала ХХ века. И на картах 20-х годов она обозначена уже двумя линиями толстой и тонкой, что по классификации того периода обозначало:
проселочная грунтовая удобная с канавами – в одном справочнике.
большая почтовая – во втором справочнике
проезжая или торговая – в третьем
Интенсивная эксплуатация этой дороги отмечена в архивных документах и в воспоминаниях старожилов.
И как следствие активной работы ежегодные ремонты, а иногда и по нескольку раз в год приходилось восстанавливать дорожное полотно. Особенно эта проблема встала в Советский период с началом эксплуатации автомобилей. Для ремонта Грязновской дороги и поддержания ее в проезжем состоянии отведенные участки закреплялись за предприятиями города.
К ремонтным работам привлекались почти все предприятия, находящиеся в тот период в городе Асбесте. Участки закреплялись за Пролетарским, Северным, Центральным и Южными горными цехами. Железнодорожным цехом, фабрикой № 2, Октябрьскими сортировками, Ильинскими сортировками, фабрикой № 3. Коммунальным отделом и электромеханическим цехом Ильинского участка, Асбостроем, Асбокомбинатом совместно с ОРСом и совучреждениями.
В этом же ряду были предусмотрены особые меры: «…в целях сохранения Грязновской дороги в исправном виде, запретить езду на лошадях до установления санного пути. Разрешить исключительно езду на автомашинах.
За нарушение данного постановления организации и лица, будут подвергаться штрафу в размере 25 руб. При повторном нарушение привлечение к судебной ответственности».
Здесь надо сказать, что с дореволюционного периода, а это 1906 год, на Асбестовые прииски была построена вторая дорога, которая через современный поселок Белоярский выходила на станцию Баженова. И до того как заасфальтировали Белоярскую дорогу, это уже 50—е годы ХХ века, Грязновская дорога была основной, по ней ходил рейсовый автобус через село Грязновское на Свердловск. И внесем небольшое уточнение на начало строительства обоих дорог.
Грязновская дорога была построена (точнее сказать реконструирована) хозяином асбестовых приисков Поклевским-Козелл, потому что склады и товарная контора по отгрузке продукции с асбестовых и других приисков находившихся в нашем районе, производились на железнодорожной станции Грязновская.
Второй крупный предприниматель Жирар де Сукантон построил другую дорогу на свои склады находившиеся на станции Баженова. Эта дорога в советский период и до начала перестройки работала как основная для города Асбеста.
Что осталось от старой Грязновской дороги, что можно осмотреть и где пройти своими ногами по трассе старой дороги? Первый участок дороги, который сохранился и который можно увидеть своими глазами, это небольшой отрезок дороги севернее кладбища № 1. По нему на данный период осуществляется заезд на кладбище. Небольшой участок проходит с запада на восток, на нем сохранились остатки асфальта, уложенного в 60-е годы ХХ века,он основательно «травмирован» бульдозерами и тяжелой техникой, которая передвигалась здесь при строительстве промышленных сооружений Южного карьера. В восточном направлении он перерезан действующими путями МПС и далее имеет продолжение за автомобильной кольцевой развязкой — 101 квартал и поселок Белокаменный.
Участок от кольцевой развязки до поселка Белокаменного, который идет почти параллельно новой дороге и пересекает ее в районе спуска к садам, активно эксплуатировался уже в ХХ веке, до постройки новой дороги в обход поселка Белокаменного. В самом поселке Белокаменном улица Трактовая на всем своем протяжении так же часть старой Грязновской дороги.
И за территорией жилого пространства трасса старой дороги хорошо просматривается, хотя и частично засыпана. Ну а дальше остатки старой Грязновской дороги, идут вдоль новой современной автотрассы, дважды ее пересекая.
Самый интересный участок, сохранившийся в наглядном состоянии с давних пор, это после садов Светлой. Здесь дорога идет в лесном массиве и, хотя она в прежние годы активно эксплуатировалась, на сегодняшний день дорожное полотно в отличной сохранности и заросло травой. Проехать при желании можно почти до конца. Но вот на выходе к современной асфальтированной дороге как всегда все испортили лесозаготовители со своей высокопроходимой техникой. С северной стороны от дороги валят лес и тяжелая техника нарезала глубокие колеи, так как работают круглый год. Для справки: в советский период лес разрешали пилить и вывозить с ноября по март, пока дороги были промерзшие.
А мы заезжаем на старую дорогу от садов Светлой и на краю леса видим правильную четырехугольную окопку и в середине небольшой холмик. Это геодезический знак, которыми специалисты пользовались до появления спутниковой навигационной системы.
Двигаемся дальше по хорошо накатанной лесной дороге на восток. На территории садов живет современный предприниматель, который разводит и содержит большой перечень сельскохозяйственных животных. Только табун лошадей насчитывает около 50 голов.
А по этой дороге он ездит на покосы, которые расположены севернее старой Грязновской дороги. Покосы эти известны с давних пор и активно эксплуатировались наверно со времени основания деревни Светлой и Мокрой.
Если зайти на кромку этих покосов, от Грязновской дороги извилистым маршрутом по ним можно пройти до полей у села Светлого. В те времена, когда покосы выкашивались и все жители деревень и поселков держали домашних животных, в осенний период местные охотники так и делали. Дичи, зверя и птицы здесь было в избытке. Добавим, что в этот район со стороны Сухого лога часто на охоту приезжал Б.Н.Ельцин.
На развилке, где квартальная просека пересекает дорогу, с левой стороны большой котлован, из которого брали грунт для подсыпки полотна дороги. В прежние времена на дне была большая лужа и на грязи ассортимент следов всех лесных животных обитающих в этом районе. Для информации: несколько лет назад здесь на грязи были отмечены следы крупного медведя.
Рядом с развилкой на хорошо сохранившемся участке старой Грязновской дороги мы провели первое измерение ширины дороги, результат 12 метров 28 см. Здесь можно сказать, что дорога в низких местах имеет насыпь, в некоторых случаях до метра в высоту. И вдоль дороги почти на всем протяжении были устроены кюветы или водоотводные канавы, часть этих сооружений сохранилась на местности и хорошо просматривается.
Здесь сразу вспоминается старинная классификация:
Дорога удобная грунтовая с канавами.
Ну и раз мы двигаемся вдоль старинной дороги просто невозможно не зафиксировать то что еще сохранилось на местности. Измерения ширины дороги провели и на других участках, где хорошо видны кюветы. И вот результаты:
10.47 см
18.78 — на высоком месте
13.15 – с севера просматривается вырубка
12.47
14.10 – за деревянным мостиком или накат из бревен
15.62
16.34 – перед вырубом с южной стороны
На некоторых участках вдоль дороги большое количество котлованов, здесь брали грунт и это следы работ разных периодов при ремонте участков дороги. В низинных участках дороги буйно разрослись кусты и они уже вплотную подступили к дороге. Лес смешанный и на большинстве участков молодой и не высокий.
В одном из котлованов видны остатки кормушки и солонца, по всей видимости когда-то устроенного охотниками. А следов на дороге в избытке, тут проходили косули, лоси и видны остатки жизнедеятельности пернатых.
Впервые я оказался на этой дороге в дошкольном возрасте в 1961 году. Летний период, год сухой, дорога грунтовая, за нашим автомобилем сзади густой шлейф пыли. За каждым поворотом дороги с полона взлетают крупные птицы похожие на куриц и петухов, только черного цвета. Мне рассказали, что это глухари, они на дороге собирают мелкие камешки и пояснили для чего это надо. Лес по краям дороги, как мне показалось в тот период, стоял очень высокий и близко к дороге. С самой трассы Грязновской дороги было много съездов в разные стороны, это были лесные дороги на покосы.
Мои родственники переговаривались между собой и почти каждую дорожку которая отходила в сторону от основной дороги называли определенными терминами. Все эти лесные дороги вели на покосы, которые с давних пор были известны по фамилиям владельцев. По некоторым дорожкам можно было проехать в соседние деревни, это конечно я узнал намного позже. А вот название Пироговский тракт запомнил именно с того периода, почему то оно ассоциировалось у меня со вкусными домашними пирогами. На развилке остановились, мои родственники вылезли и осмотрели состояние дороги и решили что в том году по Пироговскому тракту можно проехать.
Навстречу нам попалась пара грузовиков и уже ближе к выезду на линию высоковольтных передач мы догнали колхозника на телеге, запряженного рыжей лошадью.
Впоследствии я много раз бывал на трассе старой Грязновской дороги и прошел пешком и проехал на мотоцикле много небольших лесных дорог в этом районе и конечно неоднократно побывал на Пироговсокм тракте. Птицы, зверя и дичи в окрестных лесах было в избытке, а еще грибы и ягоды. И большое количество лесных цветов, на которые в тот период я не обращал внимания и до сих пор не знаю названия многих из них.
Последний раз я почти полностью проехал по старой Грязновской дороге на мотоцикле в начале 80-х годов ХХ века. В этот период уже строили новую дорогу вдоль высоковольтной линии, но я об этом не знал. Погода была сырая, на глинистой почве мотоцикл «шел» с трудом, намотал на колеса куски глины, на некоторых участках приходилось ехать по лесу и уже около пересечения с Пироговским трактом сквозь лес, я увидел насыпь новой дороги. Проехав по лесу по кратчайшему расстоянию, с удивлением обнаружил отсыпанную дамбу под дорогу, на тот период еще не асфальтированную. А уже в конце 80-х, я с товарищами «чесали» лесные пространства вдоль Грязновской дороги с целью охотничьей удачи.
В прежние времена этот район считался довольно таки глухим углом. Но со строительством дороги в сторону села Грязновского и ответвлением на село Светлое район стал посещаемым. А после организации садоводческого товарищества «Светлое», как сказали старожилы, этот район стал проходным двором. Здесь наверно надо учесть что у населения появилось большое количество личного авто и мото транспорта, а на транспорте при желании можно проехать почти в любой угол леса.
Двигаясь дальше, мы просто любовались осенними пейзажами. Разноцветный лес и ярко зеленый травяной ковер под ногами. Жаль, даже современная цифровая техника не может передать все обилие оттенков осеннего леса и, как говорят специалисты разговорного жанра: это надо видеть. Видимо глаз человека в этом отношении намного совершеннее самого лучшего оптического или электронного прибора.
Кроме ярко раскрашенного осеннего леса можно обратить внимание на необычные деревья вдоль дороги. Это сосны большого диаметра с причудливым набором ветвей. Есть сосны у которых под воздействием каких то факторов ствол раздвоился, а есть сосны где ствол стал расти тремя отдельными деревьями. А пара сосен, которые стояли рядом, нас вообще удивили. На высоте примерно трех метров они срослись отдельной веткой. Как будто поддерживают друг друга перед неминуемой вырубкой, которая располагается совсем рядом. На повороте дороге на белом стволе березы ярко красная отметка. Наверно здесь будет очередная делянка под вырубку леса.
Кроме ярко раскрашенного осеннего леса можно обратить внимание на необычные деревья вдоль дороги. Это сосны большого диаметра с причудливым набором ветвей. Есть сосны у которых под воздействием каких то факторов ствол раздвоился, а есть сосны где ствол стал расти тремя отдельными деревьями. А пара сосен, которые стояли рядом, нас вообще удивили. На высоте примерно трех метров они срослись отдельной веткой. Как будто поддерживают друг друга перед неминуемой вырубкой, которая располагается совсем рядом. На повороте дороге на белом стволе березы ярко красная отметка. Наверно здесь будет очередная делянка под вырубку леса.
И на сегодняшний день отдельные участки старой Грязновской дороги «работают», их используют лесозаготовители, грибники, лесники, егеря и конечно охотники. А на современных джипах и автомашинах повышенной проходимости, не будем говорить о квадроциклах, можно полностью проехать по очень интересному участку оставшемуся от древней дороги под местным названием старая Грязновская дорога.
А. Копырин.