Копырин А.Л. Уголь и смола
С чего началось освоение нашего района или какой вид деятельности, как сейчас принято говорить, промышленного производства, был самым первым при освоении нашей территории.
Для справки:
На момент начала, даже не освоения, а присутствия населения, на территории современного Асбестовского района, все близлежащие деревни и города, уже существовали и работали.
Земледелием на территории заболоченного и насыщенного мелкими речками района, вперемежку с буграми и каменными россыпями, заниматься было как то не с руки. Тем более, что совсем рядом находились относительно пригодные для земледелия территории Белоярского и Артемовского районов. И там уже на протяжении почти века, крестьяне пахали, сеяли и активно работали на земле.
Но без внимания жителей окрестных деревень, огромные лесные площади, хотя и заболоченные, нашего будущего района не остались. Со второй половины ХVII века, в лесах по берегам речек и кромкам болот, были обустроены многочисленные покосы.
А после того, как появились и начали работать железоделательные заводы Каменска и Режа, территория подверглась активному воздействию лесозаготовителей и углежогов.
Каменский чугунолитейный и железоделательный завод к середине ХVIII века, вырубил и пережег на уголь, все леса в ближайшем окружении. Как писал историк Н.С.Попов о Каменском заводе, в своем «Историческо-географическом описании Пермской губернии: «…уже в 1770 году привозим был уголь за 60 верст….»
Из других архивных материалов, доступных на сегодняшний день, можно уточнить границу вырубки леса на территории нашего района. К 1812 году лес был полностью вырублен, от современного города Каменск Уральского, до нашей речки Грязнушки.
Что такое углевыжигание и как оно производилось. В лесных угодьях вырубалась определенная площадь леса, древесина разделывалась длиной в сажень. На месте копалось небольшое углубление, (снимался растительный слой) и здесь древесина укладывалась слоями в поленницы. Затем все это, обкладывалось дерном и сверху перекладывалось жердями и засыпалось землей.
Печи ориентировались по сторонам света, здесь же учитывалось направление ветра, для создания «тяги» при горении внутри печи. Процесс получения древесного угля был трудоемким и занимал много времени, поэтому углевыжиганием занимались семьями. Жили в лесу здесь же в землянках, а в летний период в балаганах.
Как правило в одном месте, недалеко друг от друга, располагали несколько печей. Это повышало количество полученного угля и было легче контролировать процесс.
Профессия углежога, в тот период, была широко распространена, о ней писалось в газетах, описывали ее и все путешественники, приезжавшие в Екатеринбург.
Например Д.И.Менделеев в 1899 году, так писал об углежогах: «…по рассказам хозяев, углежоги живут справно, получают 10 рублей в месяц. Работая почти все издельно, т.е. получая не поденную плату, а подрядную с количества вырубленных дров, выжигания угля, подвозки его на заводы, и т.д…»
Для снабжения завода топливом (на тот период основным и единственным видом топлива являлся древесный уголь) требовались новые лесные пространства. И тогда взгляд промышленников был обращен на север. Основной таёжный массив дачи, находился севернее реки Пышмы. Зона сплошных лесов, опускалась на правый берег этой реки лишь в западном секторе, и село Грязновское представляло собой его самую южную точку.
И в 1755 году по указу Императорского Величества
Самодержицы Всероссийской, для завода была отведена Каменская лесная казенная дача, сроком на сто лет. Пользуясь современными ориентирами, можно сказать, что Западная граница Каменской лесной дачи проходила по современной автодороге Асбест-Белоярка. А на север доходила до озера Окунево. В восточном направлении граница уходила далеко за линию современной железной дороги Сухой Лог — Егоршино.
И вырубка леса началась с новой силой. А уже к началу ХIХ века, лес в Каменской лесной даче, был вырублен до современной речки Грязнушки. Рубки были сплошными, вырубалось все подчистую, а кроме того на территории неоднократно происходили пожары, которые охватывали большие пространства и борьба с ними практически не велась.
Все это привело к оскудению лесного пространства.
Видя бедственное положение топливной базы, чиновники как всегда схватились за голову и только в 1880-е годы, были организованы первые государственные лесничества на Урале. В это время в структуре Каменского завода, появилось Грязновское лесничество Каменской казённой лесной дачи. Но рубки не прекратились.
В 1923 году Каменский завод был поставлен на консервацию, а в 1926 году закрыт окончательно. Заготовка древесного угля для нужд металлургических заводов прекратилась.
Однако, в стране началась индустриализация и для древесного угля, в этой новой промышленной схеме, так же нашлось место. Древесный уголь применяли в топках узкоколейных паровозов. Например, в архивных документах 1939 года, есть указание о применении древесного угля: «…ежемесячно поставлять для паровозов Асбожелдороге 40 тонн древесного угля…».
Для справки. Цены на 1938 г.
Дрова 7 руб. м3
Антрацит Егоршинский 19 руб. тонна
Кокс 45 руб. тонна
Уголь древесный 20 руб. тонна
Зарплата шофера 350 руб.
З/плата директора фабрики №2 – 800 руб.
Точной даты, когда прекратились заготовки древесного угля на нашей территории, пока найти не удалось. Но вот старожилы нашего города рассказывают, что еще в 1950 году, в районе поселка Коммунальный, работали углежоги.
А более старшее поколение, рассказывали, как выжигали древесный уголь, в каких местах, кто из знакомых и родственников, занимался подобным производством. И особая тема это перевозка. Как сейчас мужская часть населения любит поговорить об автомашинах и происшествиях на дороге, которые видели или в которых сами участвовали. Так и старшее поколение рассказывали, как в лесу, на узкой зимней дороге, встречали обозы с плетеными корзинами на санях. А в них конусные кучи угля, сверху прикрытые рогожами.
Дело в том, что перевозка древесного угля, осуществлялась зимой по санному пути. А снегу в прежние времена было много. На узкой лесной дороге, санный путь в одни полозья и кто кому должен был уступить дорогу, тут уж как получится. Единственно преимущество было у почтовых экипажей.
На подъезде к обозу углежогов, кучер почтовой тройки, стрелял в воздух из нагана и коногоны обоза с углем уступали дорогу. Были конные экипажи, которые перевозили руководителей, например по Черемшанской дороге до Свердловска, это уже 30-е годы ХХ века.
Старожилы рассказывали пример, что в очередной раз угольщики не захотели уступать дорогу. Дело дошло до крика, ругани и «охаживания» друг друга кнутами. Попало и руководителю кнутом поперек спины, спасло, что он был в тулупе.
Со слов старшего поколения, угольные обозы в довоенный период, на лесных дорогах нашего района, были не редкостью. Передвигались они по Черемшанской дороге, в сторону Асбеста. По старой Грязновской дороге в сторону села Грязновского, кстати участок старой дороги, проходящей мимо Грязновского, с дореволюционного периода носил название «Угольная дорога». Везли древесный уголь и по Режевскому тракту, в сторону Асбеста.
И если мы посмотрим на старые карты, практически во всех углах нашего района, можно увидеть условные обозначения, с надписью «печи углежогов» и «смолокурка».
Смолу в нашем районе так же выгоняли с дореволюционного периода. Но если наши жители говорили снисходительно – «смолокурка», то например жители Артемовского района о подобном производстве, говорили с гордостью и уважением: «…у крестьянина Петрова, была фабрика по перегонке сосновой смолы». По информации Артемовских источников, работали эти смолокурки до 50-х годов ХХ века.
Наверно все кто бывал в лесу, неоднократно видели на стволах крупных сосен причудливую нарезку елочкой, но вершиной вниз. А в конце нарезки на некоторых деревьях, до сих пор сохранились воронки.
В последний период работы Химлесхоза, именно это предприятие занималось сбором сосновой смолы живицы, воронки были пластмассовые. А первоначально для сбора сосновой смолы применяли железные воронки. В довоенный период воронки были небольшого размера и прямо на месте сворачивались из жестяной заготовки и прибивались гвоздем на дерево.
В послевоенный период, объем воронки увеличился в два раза и в лес их привозили уже готовыми. А вот в военное время, в связи с дефицитом металла, применяли воронки изготовленные из глины.
В советский период, собранную сосновую смолу отправляли на терпентиновый завод, расположенный в селе Белоярском. Здесь из сосновой смолы, производили канифоль, олифу, скипидар и канифольное мыло. Кстати, претерпев изменения, модернизации и акционирование, завод в новом виде работает до сих пор.
Сосновая смола-живица, сколько времени сил и труда, было положено на сбор этого ценного, когда то считавшимся стратегическим сырья. Предприятие давно не работает, люди разошлись, лесные поселки прекратили свое существование, а на стволах сосен до сих пор видны нарезки для сбора смолы. И в одном из лесных районов, вот уже наверно пару десятилетий стоят брошенные металлические бочки, доверху наполненные сосновой смолой. Может лет через сто, эта смола превратится в янтарь? Вот тогда она точно кому то понадобится.
Сосновую смолу собирали и в военное время, об этом тоже нужно сказать. И в тот период на предприятиях нашего города, были построенные промышленные установки, по сухой перегонке древесины, для получения горюче смазочных материалов, смолы, скипидара и т.д. Установки эти под названием скипидарно-смолянных, изготовлялись в Торфоуправлении, там же они и работали.
А древесный уголь на сегодняшний день, можно увидеть в продаже, но уже расфасованным в мешках в магазине. При желании можно найти старинный древесный уголь и в лесу, или как минимум посмотреть на старые угольные печи. Наверняка многие жители нашего города, бывая в пригородных лесных массивах, видели небольшие возвышенности концентрической формы, по периметру окопанные по кругу, как бы канавой. Это и есть углевыжигательные печи.
Внимательный человек может заметить, что некоторые печи, представляют собой как бы возвышенность. На месте других, окопка по кругу осталась, но в середине яма. Не будем говорить о тех печах, в середине которых «пробит» шурф.
Из этого можно сделать заключение, что печи которые с ямой, из них уголь выгружен и увезен, или использован для каких то других целей. А вот печи, которые остались возвышенностью, скорее всего не отгружены. И готовая продукция, в виде древесного угля, должна находиться на месте.
Мы неоднократно на местности, проверяли нашу гипотезу. В печах, которые с ямой, мы раскапывали откосы, в них находил редкие и полу развалившиеся от времени, куски древесного угля. На дне некоторых печей, так же можно было встретить небольшое количество угля, вперемежку с глиной.
А при раскопке печей которые с возвышенностью, сразу же, на глубине одного штыка лопаты, появляется большое количество древесного угля. В одном случае, мы решили проверить, на какую глубину заложен древесный уголь. Но нашей настойчивости, хватило только на глубину одного метра.
Современные жители нашего города, кто активно занимается садоводством, поблизости от садовых участков, (у кого сады расположены в лесу) неоднократно находили подобные углевыжигательные печи, в виде возвышенности. Они их раскапывали и содержимое, уже в виде древесного порошка, перетаскивали на свои участки и использовали в качестве удобрения.
Время идет, меняется методика работ, приоритеты экономического развития, новые формы промышленного производства, но если посмотреть на часы которые отчитывают исторические периоды, кажется прошло то всего ни чего. Но на смену топливу в виде древесного угля, пришли различные виды другого топлива, каменный уголь, нефть, бензин, дизельное топливо, атомная энергия.
Прогресс…, цивилизация…, но стоит нам выйти из города, шагнуть в лес, пройти немного в глубь и вот перед вашими глазами, остатки совсем другой эпохи, другого измерения.
Именно здесь, как принято было говорить, в таежной глуши, нашими дедами и прадедами, велись большие и трудоемкие по тем временам работы. Теперь глядя на эти возвышенности и круговые окопки вокруг печей, можно сказать, что это уже история. Это еще одна из страниц истории освоения нашего района.
А.Копырин.