Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Копырин А.Л. Экскурсия на речку Норную

Урал — горный край державы. Любой город на Урале это завод, так совсем в недавнем прошлом назывались уральские города. Наш город в списке городов Свердловской области, наверно самый молодой, но он занимает совершенно особое место. Такого ассортимента полезных ископаемых, как вокруг нашего города, нет ни в одном регионе нашей области, да и страны в целом.

   Для справки приведем несколько строк по теме промышленного освоение территории, вокруг нашего города. Все началось с лесозаготовительных работ, следующим этапом золотодобычные работы. Затем работы по поиску цветных камней и разработка асбеста.

   Все эти виды деятельности, на пространстве нашего района, проводились очень продолжительный период. От каждого вида производства, остались заметные следы. Если работы по добыче асбеста, проводятся по настоящее время современными методами, с применением разнообразных механизмов и все это можно осмотреть, то другие виды ушли в прошлое.

   И если вы хотите воочию увидеть остатки старинных промыслов, окунуться в то тяжелое и непростое время, нужно выехать из городской черты и посетить лесные массивы, вокруг нашего города.

   Именно так мы и поступили. Пасмурным осенним днем туристическая группа из школы № 9, под руководством М.Л.Черепановой вышла на маршрут. Район выбрали не простой, но очень содержательный, как по тематике производственных памятников, так и в плане видов ландшафтной местности. Это поселок Золото. На некоторых картах, он имеет схожее название Золоторуда.

   Высадившись на окраине поселка, туристическая группа, проследовала через жилой сектор и осмотрев все вокруг, запечатлела на цифровые носители, окружающую действительность. И как не удивительно, но изменения конечно заметные.

   В последние наши посещения, дома поселка имели унылый полузаброшенный вид. А вот сегодня мы увидели, что многие дома подремонтированы, крыши заменены на металлический лист. Многие ворота так же заменены на металлический листы. Наличники на окнах покрашены и в огородах появились современные карбонатные теплицы.

   А вот деревянное здание магазина, который в разные времена имел и другие назначения, как сборный пункт, центр приема песка, до сих пор закрыт на замок.

   Здание магазина находится в центре поселка, рядом с небольшим ручейком и если не читать архивные документы и не разговаривать с местными жителями, невозможно представить, что в этом заросшем камышом ручье, с небольшим прудом у дороги, в далекие времена ХIХ века мыли золото.

   При внимательном рассмотрении старых строений, можно заметить кованные ручки на воротах, а по времени они были изготовлены в довоенный период. Заметны старинные узкоколейные рельсы прибитые к столбам. Эти рельсы в далекие времена золотодобычи, применялись при работе на промывочной фабрике. Много чего еще можно увидеть в поселке и если поговорить с местными жителями, вам расскажут и были и легенды и конечно спросят, что вы ищите там в лесу? Но надо идти, сегодня впереди у нас еще большой путь.

    Местные собаки не отказали себе в удовольствии,  проводить нас громогласным лаем, до окраины поселка и как только группа зашла по дороге в лес, лохматые сопровождающие, нас оставили.

   Дорога которой мы двигались, идет через лес в восточном направлении. Она обозначена на всех старых картах. По ней в старые времена, ездили на поселок Алтынай и дальше, можно было попасть в Сухой Лог. На сегодняшний день, дорога разбита лесовозной техникой.

   Вдоль дороги, на стволах деревьев, отметки зеленой краской. Это результаты недавней работы геологов. Три года назад, вокруг поселка работала геологоразведочная партия. В результате остались на местности многочисленные геологоразведочные скважины, большой карьер недалеко от поселка и перспектива отработки месторождения золота, на несколько десятков лет.

   А пока в прямой видимости от дороги, видны старые многочисленные кучи горной породы, они уже поросли кустами и мелкими сосенками. Все это следы деятельности прошедших времен.

   А группа туристов, двигаясь вдоль дороги, осматривает все, что может представлять интерес. В лесу есть еще ягоды, это гроздья поспевшей брусники, почти черного цвета и многочисленные кустики костяники.

   Путь наш пролегает по грунтовой дороге, до места расположения старинной фабрики. Останки корпусов, находятся как раз на развилке дороги. Это одно из интересных мест, которые можно осмотреть и пофотографировать. А если еще иметь небольшой запас знаний, о прошедших временах, можно наглядно представить, как работало производство с ХIХ века.

   В ста метрах от останков фабрики, в недавнем прошлом, были в сохранности несколько шахтных шурфов. Старожилы называли их стволами шахт. И действительно сделаны они были основательно. На стенах деревянная крепь, выложенная толстыми тесанными деревянными плахами. А рядом со стволами и в непосредственной близости от фабрики, на фундаменте, стоял локомобиль или как говорили в народе паровик, который вырабатывал электроэнергию.

   На сегодняшний день, почти все шахтные стволы засыпаны, при планировке площадки бульдозером, а основания паровика, выкопаны и валяются рядом с корпусами фабрики.

   Но оставшиеся бетонные фундаменты, можно осмотреть, запечатлеть на память остатки металлических механизмов, которые сохранились во внутренних помещениях и сделать модное молодежное селфи. Чем и занялись наши экскурсанты.

   Школьники осмотрели оставшиеся сооружения, пытливый детский ум, обнаружил метки на деревьях и на отвалах по сторонам от дороги, а зоркий взгляд увидел металлические обсадные трубы от скважин.

   Сооружения старой фабрики находятся на перекрестке дорог. Если пойти влево по накатанной грунтовой дороге, мы попадаем на старинную Покровскую дорогу. И в начале дороги, почти прямо от угла бетонного основания старой фабрики, идет прямая просека.

   Эта просека была сделана в период индустриального подъема Советского государства. Прорублена она специально для доставки нового оборудования на золотопромывочную фабрику. И если использовать современные компьютерные методы и посмотреть через спутник, можно увидеть как просека, отходящая от останков фабрики, упирается в полотно железной дороги.

    Именно оттуда, по лесу, при помощи конной тяги и ручного труда рабочих, по каткам на вагах, на фабрику были доставлены крупногабаритные механизмы.

    Но мы пойдем вправо, по дороге которая идет вдоль реки. Здесь же, параллельно дороге, в южном направлении, идет сливная канава. В нее после промывки породы, сливали воду и она самотеком по канаве, стекала в сторону реки Рефт. Вот вдоль этой канавы и пролегал наш путь.

   Высокоствольный сосновый лес, выглянуло солнце, стало тепло. Извилистая лесная дорога, покрытая травой и музыкальный пересвист мелких лесных птичек, все это сопутствует хорошему настроению туристов.  Так спокойным прогулочным шагом, группа дошла до берега реки Рефт.

   Здесь осмотрели заросшую площадку, где в годы советского периода располагался дом отдыха, для трудящихся поселка Золото и по узкой тропе, спустились к воде. В виду отсутствия дождей, воды в реке в этом году мало. Вдоль берегов, выше уровня воды, виднеется большое количество серых камней.

   Впереди на повороте реки, там где возвышаются отвесные скалы, на одной из гранитных поверхностей высечен барельеф В.И.Ленина. Еще дальше, за небольшим поворотом реки, неровная площадка от старой мельницы, которая была построена в 1841 году. Правда, теперь на этом месте, ни чего не сохранилось.

   Дальше наш путь лежал так же по лесной дороге, до туристической базы, организованной Сухоложским энтузиастом. Но в процессе движения мы отклонились, зашли в лес, за ягодами и обнаружили несколько шахтных стволов. Один из стволов был большого сечения и скорее всего, здесь в качестве подъемной машины, применялся какой то механизм.

   А другие стволы были меньшего сечении и пара вообще засыпаны. И если бы не образовавшиеся в земле провалы на поверхности перекрытий, возможно мы их и не заметили бы.

   Через полчаса вышли на большой выруб. Здесь же на краю поляны, стоял вагончик лесозаготовителей. С восточной стороны от дороги, вырублена большая площадь леса. Можно предположить, что это подготовка площадки, для ведения горных работ. Уточнить наш вопрос было не у кого, в вагончике не оказалось не сторожа, не рабочих.

   А еще через полчаса, туристическая группа вышла на кромку огромной поляны, где в далекие времена дореволюционного периода, был поселок. Именно здесь, на берегу небольшой речки Норная, в далеком прошлом велись активные работы по добыче золото песка. А на сегодняшний день здесь разбит лагерь Сухоложского энтузиаста В.А.Расщупкина.

   В планах Владимира Анатольевича, было создание на этом месте туристического центра, но наша непредсказуемая новая экономическая модель или отсутствие оной, не позволили довести дело до конца.

   Центр как таковой на местности существует, но это для опытных туристов, которые могут обходиться спартанскими условиями. Ни о каком комфорте или создании современных бытовых условий речи нет. Но самое главное отсутствие сносной дороги. Попасть сюда можно на тракторе или автомобиле повышенной проходимости, а так же квадроцикле или как наша туристическая группа, самым надежным способом передвижения — пешком.

   На территории туристического центра, для любознательных школьников, посмотреть конечно есть что. Да и взрослым, попавшим сюда в первый раз, думаю впечатлений останется много и надолго. Тут оборудовано пара жилищ, которые можно квалифицировать в нечто  среднее, между землянкой и балаганом. Но в любом случае, можно укрыться от непогоды, переночевать и обогреться у металлических печек.

   А вокруг расставлено еще несколько чугунных печек, на которых можно готовить горячие блюда и одна нестандартная, сделана для копчения мяса или рыбы. Посредине установлен большой обеденный стол, застеленный клеенкой и тут же рядом, из широких плах, сделаны сиденья вокруг костровища. 

   Рядом с дорогой прямо под открытым небом, создана небольшая музейная экспозиция. Все экспонаты, разложенные на деревянных поддонах, подняты со дна реки или найдены в близлежащих лесных пространствах. И посмотреть есть на что. Как в плане разнообразия горных пород, так и на старые изделия из дерева или металла.

   Все это школьники осмотрели с интересом и неподдельным энтузиазмом и конечно же, осмотрели еще одну достопримечательность, ради которой стоило прийти сюда специально. Это каменные печи.

   В непосредственной близости от лагеря, в наличии две каменные печи. А если пройтись по лесу в радиусе полукилометра, можно найти еще с десяток печей, в разной степени сохранности. Но надо признать, что печи эти разрушаются прямо на глазах.

   С момента прошлого посещения этого места, прошло меньше года. А одна из самых больших и зрелищных печей, уже заметно изменилась и не в лучшую сторону. От всех печей, в основном остались только большие обвалованные ямы и выложенный каменной кладкой арочный свод, через который производили поджог и загрузку топлива.

   Время идет, атмосферные осадки, грунтовые воды, перепад температур и вот уже арочный свод, одной из самых больших печей начал оседать. Еще пару сезонов, может чуть больше и эта зрелищная неповторимая красота клиновой кладки из дикого камня, останется только на наших фотографиях.

   Есть в этом районе еще одна рукотворная достопримечательность, которую даже туристы и путешественники со стажем, ни когда не видели. Ну а школьников, она привела просто в восторг.

   На любом поселении, деревушке или лесном кордоне,  оторванном от цивилизации, самое главное источник чистой питьевой воды. Как правило это лесные ключи, к которым в старые времена, было особое отношение. Вот именно питьевой ключ и обустроили в соответствии с современными тенденциями туристической цивилизации.

   В водоносном слое, была пробурена неглубокая скважины и вставлена труба с небольшим переходником. За счет разности диаметров, создалось давление и теперь вода из ключа, под напором, бьет горизонтальным фонтанчиком. Свежей холодной водицы из необычного ключа, попробовали все.

   А всего в ста метрах берег реки Рефт. Выйдя на берег, осмотрели русло и прилегающую территорию. По словам старожилов, в этом месте, когда то существовал брод. Подобная информация закреплена и на топографических картах.

   Воды в реке, в этом году очень мало. На этом участке, даже половина прибрежных камней, оказалась на поверхности. (Автор в коротких сапогах, перешел реку в дух местах). Внимательно осматривая территорию, пытаемся выяснить, где находился брод.

   Дело в том, что берег подмыт вешними водами и обрыв составляет примерно до полутора метров. А в месте где должен быть брод, подходы к реке, как правило с пологим уклоном. Да и в месте перехода через реку, на дне камней быть не должно.

   В давнем разговоре со старожилами поселка Золото узнал, что на народном лексиконе, современный термин брод, назывался конным переездом. Его с осени очищали от камней, что бы воз в реке не опрокинулся и лошадь не поранила ноги. А по краям, для обозначения места на берегу, ставили жерди.

   Конечно времена гужевого транспорта, давно канули в небытие, но даже для переезда реки вброд на автомобиле, так же должны быть плавные спуски. Пройдя вдоль участка реки в обоих направлениях, мы такого спуска не обнаружили.

   Зато на прибрежной отмели, которая густо покрыта илом, в большом количестве обнаружили следы косуль. Животные приходили на водопой. А на берегу, в этом же районе, большое количество лёжек, животные грелись на солнце.

   После осмотра и фотографирования всех видов интересных объектов, туристы расселись на обед. Как приятно посидеть, отдохнуть, вытянуть «гудящие» ноги. Солнце, тепло, дружеская беседа и как вкусен обед на свежем воздухе.

   После обеда и непродолжительного отдыха, убрав за собой мусор, туристы двинулись в обратный путь. Дорога уже знакома, а в сторону дома, ноги сами несут хозяина. Но все же пришлось сделать пару небольших остановок, допили чай, доели оставшиеся «деликатесы» и казалось все, еще полчаса хода до поселка и план сегодняшнего похода выполнен.

   Но любознательные туристы решили напоследок осмотреть современный карьер, который расположен совсем рядом с поселком.

   Выйдя на борт карьера, окинули взглядом отработанное пространство. Начало разработок, было еще лет восемь назад. С этого времени, карьер увеличился в своих размерах. Кроме того, что площадь карьерного поля увеличилась почти раз в десять, на северном борту карьера, мы увидели современный производственный ангар.

   А на территории карьера, складированы большие кучи светло-желтой породы. Точно такая же порода насыпана на переработку большим отвалом, рядом с производственным ангаром. На бортах карьера, выставлены парные деревянные колышки, с разноцветными синтетическими лентами. Скорее всего, это работа геологов, по обозначению содержания горных пород.

   Работы ведутся активные, по следам грузовых автомобилей, аккуратным экскаваторным забоям, можно сделать заключение, что работа кипит. А сегодня была суббота и в карьере затишье, поинтересоваться и узнать о настоящем состоянии дел и планах на будущее не у кого.

   А туристам осталось выйти к дороге, отдохнуть и вернуться домой засветло. Теплый осенний день, живописные лесные дороги, большое количество интересных объектов на местности, думаю оставили хорошее впечатление, подняли настроение и в понедельник с новыми силами в школу, за знаниями.

 

Сентябрь 2018г.        А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты