Копырин А.Л. Известковый кордон, 2024
Последние дни хорошей октябрьской погоды и наша группа в очередной раз решила пройти еще один интереснейший поисково-экспедиционный маршрут. Нас интересовал Мало Рефтинский кордон, который в давние времена назывался Известковым. Здесь, по устной информации старожилов, с XIX века добывали известь. Об этом факте знают все жители старшего поколения, а некоторые из них вместе с родителями и проживали на этом кордоне в середине ХХ века.
В литературе и архивных документах есть короткие строки, которые характеризуют работы на этой территории.
Известковые копи так, назывался до революции поселок, расположен в северной части Асбестовского района. В устном лексиконе старожилов бытует название Известковый кордон. В печати найдено упоминание от 1851 год. На картах 20-х годов ХХ века надпись: Известковый завод. На сегодняшний день на современных картах кордон обозначен Мало Рефтинским.
Здесь производилась добыча известняка, обжиг и получение извести. Известь, подводами на лошадях, доставляли в близлежащие города и населенные пункты Монетку, Реж, Екатеринбург, Утку, Асбест, Егоршино. Производство активно работало до 1960 года.
В последний период на кордоне проживало около двадцати человек. До войны население было больше, более пятидесяти человек. В дореволюционные времена на известковых копях, в иные годы (сезонно) работало и до двухсот человек.
По устной информации старожилов последние хозяева известковых копей, купившие его ориентировочно в 1907 году, приехали из Верхнего Тагила. В городе Екатеринбурге они впоследствии купили дом. После революции владельцы уехали во Францию. Там организовали небольшую фирму, которая работала на 2003 год. К сожалению, название фирмы и фамилия владельцев на сегодняшний день утеряны.
В последнее время в поселке было два барака, в которых жили временные рабочие (вербованные). Четыре дома для постоянных жителей, в том числе на кордоне жил лесник. С довоенного периода на кордоне работал локомобиль для выработки электричества, в пятидесятых годах была установлена дизельная электростанция.
Для производства были устроены две печи для обжига известняка. И готовую продукцию ежедневно возили в город на полуторке. В поселке существовал клуб и магазин в одном из бараков.
Местные жители считали что до Асбеста идти далеко, через поселки Коммунальный, 29, Ильинский, Окунево, это около тридцати километров. Поэтому за продуктами и для решения других бытовых вопросов часто ходили в город Реж, расстояние жителям казалось намного меньше.
В этом лесном углу мы, конечно, неоднократно бывали и раньше, но с другими целями, но вот несколько лет назад пытались попасть на эту территорию специально с целью найти на местности видимые останки разработки извести и печи, в которых производился обжиг известняка.
Как летит время… (написал эти строки и посмотрел на фотографии которые мы делали в тот выход, оказалось прошло уже 5 лет)… фотографии датированы 2019 годом.
Подобные печи есть в Сухоложском районе за посёлком Золоторуда на речке Норной. Там они представлены в большом количестве и пока находятся в очень наглядном состоянии. Мы так же неоднократно бывали там, всё осмотрели, обследовали на местности и зафиксировали на современные цифровые носители.
Несколько лет назад здесь рядом с Мало Рефтинским кордоном мы пытались произвести поисковые работы, но в тот период на этой территории была база фермера, который пытался разводить какую-то живность. У него было большое количество сторожевых собак, которые не позволяли нам зайти на территорию и спокойно произвести осмотр. Территория с восточной стороны огорожена забором из жердей и грозная надпись: «Осторожно территория охраняется сторожевыми собаками».
По известковым разработкам у нас была устная информация жителей, которые проживали здесь в пятидесятые годы XX века. По рассказам можно было сориентироваться в общих чертах, а так же мы знали, что недалеко от реки было две печи, в которых обжигали известняк.
На сегодняшний поисковый маршрут мы как всегда выехали неизменным, но поредевшим составом нашей группы. Сегодня с нами не смог поехать А.Б.Шершнев.
А инициатором, проводником и основной движущей силой как всегда идет известный краевед города Асбеста В.Н.Рубцов. А так же на маршрут вышел председатель Рефтинского обществаРиК Ю.М.Сухарев, а замыкающим шел автор этих строк.
Дорога от поселка Шамейка полностью «убита» лесовозами, по ней проехать невозможно. Поэтому пришлось ехать по дороге которая идёт от посёлка Малышева. Дорогой — это тоже можно назвать условно, эта дорога для лесовозов или машин повышенной проходимости. Но на сегодня она хотя бы сухая, нет метровой глубины луж, не стоит вода в ямах и нет жидкой сметанообразной грязи, которая забрызгивает ветровое стекло и «залетает» даже на крышу автомобиля. Дорога когда то была отсыпана камнем, сверху засыпана щебнем и отгрейдирована. Но сегодня щебень и мелкие камни отсутствуют. Остались крупные булыжники и торчащие из полотна дороги крупные камни. Если сказать что мы едем как по стиральной доске это практически ничего не характеризует, на каждом метре россыпь крупных булыжников и приходится постоянно вилять по дороге объезжая их.
Несмотря на отвратительную дорогу, успеваем посматривать по сторонам. Осенний лес уже полностью разноцветный, есть темно зеленые участки леса — здесь преобладают большого размера сосны, а дальше -целые рощи осинника, отдельно стоят берёзовые колки. Зелёные лапы елей нависают над дорогой и создают впечатление дремучего леса, где не ступала нога человека. А дальше, ближе к полям, с обоих сторон огромные выруба, именно оттуда из глубины леса видны накатанные дороги, по которым ездят лесовозы. Значит, остатки леса, которые мы видим, скоро выпилят.
Добравшись до Мало Рефтинского кордона, увидели, что впереди нас ехал грузовой автомобиль ЗИЛ-131. Работники, которые вылезли из него сказали, что добрались с трудом и очень сильно устали, а мы на маленьком легковом автомобиле проскакали по этой же трассе, были полные сил бодрости и энергии, у нас была цель и впереди предстояла большая работа.
Остановились, десятиминутный разговор с народом, пытались найти сторожа, что бы переговорить, а он, как в последствии оказалось, обходил территорию и осматривал свой участок. Мы проехали дальше, туда где раньше располагался дом лесника, и остановились посредине площадки.
На этой огромной поляне с начала ХХI века прошло много событий, неоднократно сменились хозяева и арендаторы, и вот перед нами обгоревшие чурки, несколько поддонов кирпича, да куча камней, видимо когда то выполнявших роль фундамента под дом.
В 2012 году деревянный дом лесника с постройками сгорел и на этом месте была организована ферма по разведению пушных зверей, но законы капитализма с постоянными кризисами таковы, что почти все мелкие предприятия разоряются, это несчастье и постигло предпринимателей. Затем здесь же рядом общество охотников пыталось разводить косуль. Но опять что-то не пошло и от прежнего питомника остались только небольшие участки забора.
Получается, на сегодняшний день, мы имеем большую заросшую травой поляну, остатки от фундамента дома в виде больших камней, которые сложены в одну кучу и несколько поддонов полуобгоревшего кирпича.
Оставив машину на месте бывшего кордона, мы вышли на берег реки Малый Рефт, осмотрелись, все сфотографировали и двинулись зигзагом в Восточном направлении вдоль течения реки.
Нашей целью было найти горные разработки, на которых добывался камень и по нашему мнению и по рассказам старожилов где-то рядом должны были находиться печи для обжига извести. Более часа мы производили поисковые работы вдоль реки. Единственное что привлекло наше внимание это две ржавые трубы диаметром примерно 45 мм, которые остались от бурения скважин с давних еще времен.
В прошлый наш выход мы нашли ямы, в которых добывали камень. Подошли мы к ним тогда с восточной стороны и они оказались почти на кромке территории, которая была огорожена жердями, и на тот период там висела грозная надпись о сторожевых собаках. На сегодняшний день часть изгороди осталась и в Восточном направлении в сторону бывшего посёлка Коммунальной прокатана неплохая дорога, по которой можно проехать на УАЗике или квадроцикле.
Мы начали осмотр ям, которые находились в двухстах метрах от берега реки Малый Рефт. Все эти горные разработки, которые на местности представлены ямами различной глубины и диаметром до двадцати метров, на сегодняшний день густо заросли лесом. Здесь есть кустарники и березняк, а так же сосна и наблюдается небольшое количество лиственницы, которые причудливым образом изогнулась под действием ветров и нашего сурового уральского климата. И большое количество мелких лохматых ёлочек. Так и хочется сказать, что такую бы ёлочку на Новый год к себе домой.
Внутри этих густых зарослей мы обнаружили бетонный фундамент с анкерными болтами, на котором очевидно крепилась дробилка. Про дробилку никто из старшего поколения нам не рассказывал, но в архивных документах есть информация о дробилке.
Осмотрев фундаменты мы всё сфотографировали и вокруг произвели тщательный осмотр пространства. В непосредственной близости печей не обнаружили. Но вот в очередной яме, в нескольких десятках метров от фундамента дробилки мы увидели каменную кладку, это и оказалась полуразвалившаяся печь для обжига извести. Пока она ещё в приличном состоянии сверху на ней большой слой растительного грунта и прямо посредине растёт сосна, который по минимуму уже лет 50.
Увидев сооружение которое нас интересовало, мы, конечно, расчистили это участок от кустарника, всё тщательно сфотографировали и, конечно, запечатлели своё изображение на фоне известковой обжигательной печи.
Поиски второй печи, которая могла находиться где-то рядом, положительных результатов не дали. Скорее всего, она или обвалилась или мы ее не нашли. Еще была выдвинута версия, что на её месте фермер выкопал котлован, который обложен бетонными панелями. Видимо в этом месте планировалось устроить какой-то склад для хранения продуктов фермерского хозяйства.
Но факт тот, что одна обжигательная печь ещё в наличии и её можно при желании посмотреть и при наличии лопаты можно раскопать, очистить и произвести подробный осмотр или замер. Для нас главное, что печь для обжига извести есть на местности и пока она в хорошем сохранном состоянии для осмотра и фиксирования на современные цифровые носители.
Повторный расширенный поиск вокруг этой печи также не дал никаких результатов. Недалеко расположен большой котлован, глубиной примерно более 6 м и в диаметре около пятидесяти, в котором добывали породу для обжига извести. Всё это заросло кустами и мелкими ёлками и когда мы пробирались сквозь эти кусты, обнаружили, что здесь же растет калина и смородина. От кустов смородины исходит аромат, который чувствуется на расстоянии.
Осмотрев самый большой котлован, который можно назвать небольшим карьером по добыче камня, мы вышли наверх и осмотрелись. Оказалось что в десяти метрах протекает река Малый Рефт, ширина реки в этом месте небольшая, максимум метра три. Вода тёмно-бурого цвета почти коричневая, берега заросли камышом и другой болотной травой. Но вокруг можно увидеть следы присутствия бобров.
По сравнению с прошлыми годами, когда мы посещали берег реки, можно сказать что в этом году воды в реке намного больше. Владимир Николаевич, который часто бывает на этом участке, также рассказал нам, что выше по течению бобрами сделан целый каскад плотин.
Осмотрев все ямы, которые имели отношение к добыче извести, мы прошли на территорию, которую занимал кордон и прошли в юго-восточную часть. Здесь остались небольшие сооружения, забор, изгороди из жердей, солонцы и кормушки для косуль. Солонцы и все что имеет отношение к подкорке и содержанию диких животных в своё время сделано представителями Асбестовского общества охотников, которые на этой же территории пытались разводить косуль для нашего района. Эксперимент точно так же как и фермерство закончился с отрицательным результатом. Но «остатки прежней роскоши» в виде участков забора, упавших навесов и пустых солонцов можно посмотреть и сфотографировать. И на охране завалившегося хозяйства стоит чучело, глядя на него можно сказать, что прежние хозяева были ребята с юмором.
А кроме того на всей территории был большой пожар который почти уничтожил все деревянные постройки. Но вот сараи, навесы и даже дом сгорели, а вот туалет остался. Из этого факта мы пришли к заключению, что оно не только не тонет, но и даже не горит в огне.
С улыбками и хорошим настроением мы прошли на середину площадки, произвели приятную процедуру обеда. Посидели на большом резиновом колесе, отдохнули, обменялись впечатлениями и чувством выполненного долга и положительным результатом который сегодня нас порадовал, загрузились в автомобиль и вернулись по той же дороге в город.
По результатам нашего выхода будут написаны статьи, опубликованы и выложены на сайте многочисленные фотографии и смонтирован фильм.
Октябрь 2024 г. А.Копырин