Костромина Ксения История одной фотографии
«Неуважение к предкам
есть первый признак дикости и безнравственности«
Александр Сергеевич Пушкин
Любой человек продолжает жизнь своих предков и все, что в нем есть, заложено его родом, а он сам – составная часть родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее. Важно помнить и знать историю своей семьи.
У меня большая семья – мама, папа, сестра, бабушки и дедушки. Но мне хотелось бы рассказать вам историю одной удивительной фотографии, которую я нашла, находясь в гостях у своей бабушки, и решила узнать, кто запечатлен на этом снимке. Моя мама, родилась на Урале, Свердловской области, городе Асбесте.
В 2003 году окончила Уральскую Государственную лесотехническую академию в Екатеринбурге, по специальности инженерная защита окружающей среды и получила профессию эколог.
Работала на заводе АТИ по специальности инженер-технолог. В Асбесте встретила моего папу, в 2006 году они поженились. В 2007 году родилась я, а чуть позже, в 2016- моя сестрёнка Саша.
Я, вместе со своими родителями гостила у дедушки и бабушки, рассматривая старые фотоальбомы, я наткнулась на одну фотографию, которая очень сильно привлекла мое внимание. На ней были люди, одетые в головные уборы – кубанки, и красивую военную форму – черкески.
Заинтересовавшись, я стала расспрашивать свою бабушку про этот необычный снимок. Послушав её рассказ, и открыв для себя, что люди на этом фото мои дальние родственники, я с волнением и трепетом стала рассматривать каждую деталь, пыталась зацепиться за каждую мелочь, чтобы как можно достовернее узнать историю не просто фотографии, а историю своей семьи.
Моя бабушка Сююнчева Равзанат Юсуповна (19.01.1953) родилась в Дагестане, по национальности – кабардинка. Жила в деревне, обучалась в школе, которую успешно окончила с золотой медалью. Поступила в Дагестанский Государственный Медицинский Университет в Махачкале, училась в нем 7 лет, когда закончила, была отправлена по распределению на Урал, в город Асбест.
Здесь встретила своего будущего мужа и решила остаться в этом городе. Больше 40-ка лет работает в Асбестовской Детской Поликлинике врачом-педиатром.
Ёе мама- Сююнчева Елизавета Магомедовна, дочь князя Суюнчева Магомед Чакеевича и княгини Лейлы Кучуковой.
Лейла Кучукова (18-19 век)-княгиня, по национальности кабардино-балкарка, вместе со своей семьей жила в Кабардино-Балкарии. У Лейлы было трое детей-1 мальчик и 2 девочки, одна из них моя прапрабабушка Лиза.
В годы революции (1917-1923 годов) её мужа арестовали, не назвав тому причины, а позже расстреляли, но по документам признали «пропавшим без вести». У прабабушки забрали всё имущество, принадлежавшие им села, стада животных, оставили только документы.
Советская власть пыталась сделать всё для того, чтобы уничтожить корни княжеских семей. Поэтому, в те времена, оставшиеся в живых представители дворянства, боялись признавать своих родственников, поддерживать с ними связь. В связи с этим, моя прабабушка приняла решение сменить фамилию, но она поменяла в ней лишь одну букву. Была СУюнчева, а стала СЮюнчева. Люди старались умалчивать историю своего происхождения и историю прошлой жизни, чтоб остаться нетронутыми и спокойно жить дальше, не подвергаясь аресту. Поэтому очень много информации утеряно и искать её стало намного сложнее. Лейла взяла телегу и бежала вместе со своими детьми и няней в Дагестан, в город Буйнакск. Они жили в большом доме вместе с военной комендатурой, со стороны военных отношение было неуважительное, для них выделили всего одну маленькую комнату. Первое время Лейла продавала всю посуду, золотые и серебряные украшения-кольца, серьги, браслеты, бусы, которые были спрятаны в соседнем селе. По ночам, зимой она ходила через горы, находила спрятанные вещи и меняла их на продукты питания, или же просто продавала их, получая деньги. После таких походов, у прабабушки всю оставшуюся жизнь слезились глаза, так как зимой в горах очень сильный ветер, который поспособствовал развитию данного заболевания. Таким образом, украшения помогали Лейле содержать себя и детей, но позже их обокрали, поэтому княгиня была вынуждена пойти работать на консервный завод, а с детьми ей помогала няня, которая оставалась преданной семье всю жизнь, и следовала за ними всюду. Лейле тяжело приходилось в городе, она была неприспособленна к такой работе, и было принято решение переехать в село Кумух. Там прабабушка работала, и получала от колхоза пшеницу, овощи и фрукты. Разбила небольшой огород и стала вести хозяйство. От коров получала молоко, которое вывозила на спине коровы, везла до Буйнакска и продавала, а на вырученные деньги покупала одежду детям. Там дети пошли в школу и закончили всего 5 классов, так как была необходимость помогать маме, обеспечивать свою семью. Дочь Лиза (мама моей бабушки) пошла работать примерно в 15-16 лет. Старший сын был помощником тракториста, так они смогли встать на ноги и наладить жизнь. В 1970-е годы стала появляться информация о многих родственниках, так мы узнали, что многие сестры и браться прабабушки были раскулачены и отправлены в Казахстан. Двоюродный брат Лейлы перебрался в Турцию, там женился и имел пятерых сыновей. Был генералом в войсках НАТО. Сыновья пошли по пути отца, также были военнослужащими в войсках НАТО.
Брат моей бабушки — Омар ездил в одно из сел, когда-то принадлежавших моей прабабушке. Название села- Кёнделен (карач.-балк. Кёнделен) — село в Кабардино-Балкарской Республике Российской Федерации. Образует сельское поселение Кёнделен в Эльбрусском районе. (Википедия) до 1995 название села было другим- Гунделен. Поэтому найти информацию об этом месте в интернете было сложно, потому что моя бабушка помнила лишь прежнее название, но по звучанию получилось подобрать похожие названия и выйти на верный вариант.
Самое старшее поколение в селе до сих пор помнило времена правления Кучуковых, они были рады видеть Омара и поговорили с ним о былых временах.
Так, благодаря одной фотографии я узнала свою родословную и продолжу её исследовать.
Статья представлена на региональной XIX НПК «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 10.02.2024 г