Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Листая книгу Игнатьева В.А. «Воспоминания о Пермской духовной семинарии…», ч.2.

Появилась возможность ознакомиться со второй частью книги Василия Алексеевича Игнатьева «Воспоминания о Пермской духовной семинарии начала XX века», изданной пермскими архивистами в 2018 г.

Первая часть книги вышла в  свет год назад, и я присутствовал на ее презентации, сказал тогда несколько слов.

Приглашен же был на презентацию по причине того, что  знаком с некоторыми страницами рукописи В.Игнатьева по архивным источникам, написал (в том числе и на этом материале) две статьи об Алексее Алексеевиче Игнатьеве (брате автора мемуаров), одна из которых к тому времени была опубликована в сборнике «Православие на Урале: связь времен» (Екатеринбург,2017).

Высоко оценил замысел ГАПК  по публикации рукописи и, вообще, его деятельность по продвижению значимой для краеведов информации, содержащейся в архивных источниках. 

Первая часть книги подтвердила ожидания. Это настоящая энциклопедия пермской семинарской жизни начала прошлого века, написанная хорошим языком. Книга снабжена огромным справочным аппаратом. Гигантская  работа по этому направлению была проведена составителем книги  сотрудником архива В.Г.Бояршиновым.

Проработав книгу основательно (а я читатель  дотошный) в целом остался удовлетворен и  собственно содержанием, и пояснительным материалом.  Несколько насторожила неуместная буква «ё»  при цитировании церковно-славянского текста. В одной из статей ссылки «съехали» со своих номеров… Что ж, подумалось, книги пишут люди, а есть ещё редакторы, корректоры и всем им свойственно… и т.д.

Но «Аннушка уже разлила масло». Вторая часть порадовала текстом Василия Игнатьева, но   вызвала недоумение в части всего сопутствующего.

Первое, что бросилось в глаза – обложка. На ней изображена жанровая фото-картинка из жизни старой Перми.  Грязная площадь, у коновязи лошадь с повозкой. В ней спит возница, высоко задрав ноги на  облучок.

Вспомнились строчки полу-блатной песни Розенбаума: «Извозчик, подожди меня родной, покемарь на облучке, я быстро…». Но как не напрягался, ассоциаций с  духовной семинарией от картинки не возникло…

Вызывает недоумение  порядок включения упоминающихся в тексте Игнатьева персонажей в биографический словарь и его отличие по сравнению с первой частью. То есть порядка какого-то я не увидел. Отдельные лица включены в словарь, биографические данные  других – почему то в примечаниях, а третьих нет нигде.  Причем «нигде» лица не второстепенные для истории семинарии и упоминаемые Игнатьевым неоднократно. Вот, например, Аристарх Рафаилович Пономарев. В.Игнатьев упоминает его на трех страницах, как  талантливого певца семинарского хора. Вообще, у о. Аристарха феноменальная биография. Священник Походной церкви Верхотурского уезда, затем – Екатерининского собора; во время Мировой войны и гражданской – священник церкви штаба Владивостокской крепости, член Поместного собора РПЦ 1917-18 гг. В эмиграции миссионер Харбинской епархии, ректор Харбинской духовной семинарии, член II  Всезарубежного собора РПЦЗ в Сремских Карловцах. Сомолитвенник   и сподвижник св. Иоанна Шанхайского, наконец.

Умер о. Аристарх в 1967 г во Франции в достоинстве митрофорного протоиерея РПЦЗ. Разве не заслуживает такая  биография выпускника ПДС быть помещенной в  соответствующий раздел книги о семинарии?

Также отсутствуют биографические справки на много упоминаемых Игнатьевым в разных очерках музыкальных вундеркиндов в семинарии: Григория Ивановича Богомолова, Сергея Ласина, Александра Алексеевича Меркурьева, Петра Петровича Иваницкого, Евареста Панфиловича Медведева, Петра Евгеньевича Шестакова.

Чем ещё поразило содержание биографического словаря во 2-й части книги по сравнению с 1-й, так каким-то сокращениями уже использованных в 1-й части справок, что создаёт диссонанс восприятия, когда держишь в руках две части одновременно: так, Владыка Стефан (Знамировский) в 1-й части «несколько раз арестовывался и сидел в лагерях. Был расстрелян 18 марта 1942 г.» А во 2-й только: «Расстрелян 18 марта 1942 г.» Или в справке на Струминского Василия Яковлевича в 1-й части значится: «Советский теоретик и историк педагогики, профессор (1926), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1945), доктор педагогических наук (1961)». А в 2-й части этого уже нет.

В 1-й части имеются многочисленные биографические справки преподавателей семинарии со ссылками на «Пермские» и «Екатеринбургский епархиальные ведомости». Во 2-й части они тоже упоминаются, но уже без ссылок.

Можно думать, что указанные моменты были сокращены при издательской правке в целях оптимизации количества страниц, но сделано это как-то небрежно.

С биографическими данными еще одна проблема, не решенная составителем. Откуда эти данные, из какого источника?  Я не говорю о П.Бажове и Д. Мамине –Сибиряке, с ними и так все ясно. А биографии других семинаристов, не столь титулованных: ?  Но поскольку авторство биографических сведений в книге не указано (то есть указано далеко не всегда), то  и не понятно, к кому эти  претензии обращать? К составителю?

Если опять-таки сравнить 1-ю часть со 2-й, то во 2-й список сокращений в 3 раза короче, а сами сокращения раскрыты в самом тексте в квадратных скобках множество раз, чего не было в 1-й части. Тут следовало бы сделать одинаково, либо вообще никак.

Отдельной критики также заслуживают иллюстрации. В 1-й части были представлены фотографии преподавателей отдельными портретами крупным планом, этого же можно было ожидать и от 2-й части, если она посвящена уже сугубо семинаристам. Можно было бы сделать и аналогично: портреты молодых семинаристов курса Игнатьева и ближайших лет. А так приходится вглядываться в их мелкие изображения на групповых фотографиях. Неужели нельзя было догадаться расширить изображения тех из них, которым были посвящены целые очерки?

Книга хорошая.  Вот только зачем же «Аннушка разлила масло»…

Ю.Сухарев

Комментарии запрещены.

Полезные сайты