Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Макарова О.Ю. «…Живая история!»

Статья была представлена на XV НПК «Возрождение родословных традиций» 8.02.2020 г, п. Рефтинский.

В исторической памяти важную роль играют так называемые «места памяти», т.е. материальные объекты, связанные с историей. К таким местам в Сысерти можно отнести памятники погибшим в Гражданской и Великой Отечественной войнах, а так же кладбище. «Совершенно напрасно принято считать кладбище чем-то «мрачным». «Это же живая история!» – говорят специалисты …

Место для погребения умерших в Сысертском заводе отведено было заводоуправлением в 1853г. Там была построена каменная часовня в честь ап. Петра и Павла[23,с.106]. В 1852г. в Сысертском заводе кладбище при Успенской церкви закрыли по указу Пермской консистории, так как кладбище вместе с церковью оказались в глубине жилого массива, и со временем его территория переполнилась могилами[2,л.17]. Правительствующим Сенатом был издан указ, запрещавший производить погребения в черте поселений, на приходских кладбищах. Перегруженность погостов, особенно во время эпидемий, не способствовала санитарному благополучию. По утвержденному плану для устройства Сысертских заводов новое внецерковное кладбище «назначено было в законном расстоянии от селения, на котором устроены были часовня и загородь, а также утверждены два безсменных сторожа, обязанных безвозмездно вырывать могилы для погребения мертвых тел». Жилье для них было построено на самом кладбище. Кладбище считалось вполне благоустроенным, если отведенное под него место было обнесено оградой – каменной, как в Сысертском заводе. Организация захоронений и устройство этих кладбищ всецело находилось в ведении заводских властей. В указе о переносе мест захоронений от церкви «на особо отведенные кладбища» гражданским властям было велено «иметь над священниками прямое смотрение, чтоб они умерших тела погребали на нарочно учрежденных для этого кладбищах». С появлением внецерковных кладбищ быть погребенным при церкви стали считать за особую честь, которой родственники умершего добивались любыми путями. «Сысертские жители», – писал в 1857г. управляющий заводами  Г.К. Кокшаров, – «в случаи смерти кого-либо из их родственников всегда и неотступно просят дозволения хоронить на старом кладбище, представляя в основании своих просьб, что им хотелось положить усопшего близ Храма Божия». В результате вскоре возникла практика, погребать в церковной ограде «более известных лиц», либо тех, кто побогаче. В 1857г. управляющий Сысертскими заводами просил пермского архиепископа о перестройке кладбищенской часовни в церковь [2, л. 17]. 26 мая (8 июня) 1858г. в Сысерти часовня Петра и Павла была перестроена и обращена в церковь, по благословлению преосвященного Неофита [23, с.106].

На территории кладбища хоронили людей разных сословий, разных социальных статусов: обывателей, священников и чиновников, мещан и крестьян… Каждая могила – это история семьи, горя этого рода, на каждом памятнике «зашифровано послание». Несмотря «на неумолимость времени и людское пренебрежение» на Сысертском кладбище можно увидеть очень интересные и, по-своему, красивые, разные по времени создания и использованному материалу надгробные памятники. К сожалению, сегодня многие старинные могилы на кладбище не ухожены, имена погребенных утрачиваются, книги старинных захоронений отсутствуют. Многие надгробия привезены с территории двух других утраченных после революции кладбищ Сысерти (при храме Симеона Богоприимца и Анны пророчицы и Успенской церкви) и не имеют могил, поэтому просто уложены рядом с храмом Первоверховных святых апостолов Петра и Павла или хаотично разбросаны по территории кладбища. Масштабное движение по ликвидации кладбищ в стране было развёрнуто в конце 1920-х годов. Ликвидация старых кладбищ была одним из проявлений антирелигиозной кампании завершённой в 1950-е годы. Советская градостроительная политика была ориентирована на быстрые темпы строительства, поэтому территории кладбищ, располагавшихся в центре посёлков и городов, использовались под жилую и промышленную застройку, разбивку парков. Надгробья использовались в качестве строительного материала. Дошла проводимая государственная политика и до Полевского [59] и Сысертского районов… Старинных памятников на Сысертском кладбище сохранилось немного и, к сожалению, их становится все меньше и меньше. Памятники исчезали не только из-за безжалостного времени, но и по воле людей, т.к. часто на месте старинного захоронения появлялось новое (второй половины 20 века). На кладбище старинные надгробия крайне тесно соседствуют с современными.

Сысертское кладбище благоустраивается, но старые заброшенные надгробия в план благоустройства не вписаны. Как писал знаменитый русский писатель Леонид Максимович Леонов: «Многое уже не воротить, тем громче надо вступиться в защиту уцелевшего»…

Уход за местами захоронений, их содержание является и обязательством государства в силу закона и святой обязанностью каждого гражданина. В условиях существенной несбалансированности местных бюджетов, включая бюджеты поселений, решение задачи инвентаризации мест захоронений нам представляется целесообразным за счет содействия и объединения усилий гражданских сил через использование механизма общественных работ, включая добровольческий труд, для проведения поисково-розыскных работ по установлению имен захороненных (метрические сведения об усопших). С этой целью сотрудники ГАУК СО СОКМ Сысертского краеведческого музея, обратились к Исследовательско-экспедиционной группе «След» с предложением, реализовать совместную социальную программу по восстановлению старинных памятников и документации (инвентаризация захоронений) на Сысертском кладбище и популяризации сведений об исторических захоронениях с целью привлечения внимания к проблеме их сохранения.

Все действия были согласованы с представителями администрации кладбища. Безусловно, такая инициатива была поддержана и достигнута договоренность, что будет проработан порядок взаимодействия по всем вопросам. В результате был разработан долгосрочный проект:  «Время и память».

Наш социальный проект «Время и память» подразумевает работу по выявлению, приведению в порядок сохранившихся старинных надгробных памятников, возвращению им презентабельного вида, фотофиксации и их изучению. Многие надгробия завалены мусором, старой листвой, поросли мхом, накренились, заросли высокой травой, камень изъеден лишайниками или просто выкрошился, а некоторые почти полностью скрылись под землей (идентифицировать часть памятников без основательной расчистки и раскопок почти нельзя). Поэтому мы их расчищаем, откапываем, поваленные стелы переустанавливаем, аккуратно убираем мох и лишайник, отмываем, производим обрезку разросшихся кустов сирени, выносим собранный в мешки мусор. По возможности мы приводим в порядок не только сам монумент, но и нанесенную на нем гравировку, так как надписи в большинстве случаев под влиянием времени и погодных условий плохо прочитываются. Проводимые мероприятия не нарушают «особенности объекта культурного наследия, не искажают внешний облик памятника и его художественные характеристики». Кроме того обнаружив старинный могильный камень, мы стараемся провести небольшое исследование. Специфика исследования предполагает обращение к разнообразным источникам, так через сеть Интернет, проводится сравнение изображений старинных надгробий с захоронениями на местном кладбище, и делаются выводы; в архивах, справочной и научной литературе, печатных изданиях начинаем искать информацию о погребенном человеке, и о том, какой след он оставил в истории Сысерти.

В рамках проекта «Время и память» силами членов Исследовательско-экспедиционной группы «След» и сотрудниками ГАУК СО СОКМ Сысертского краеведческого музея при поддержке Свердловского отделения Русского географического общества 28 апреля 2019г. был проведен первый этап акции по очистке и приведению в порядок дореволюционных надгробий на Сысертском кладбище для их сохранения. Участниками субботника были приведены в порядок 20 надгробий жителей Сысерти, живших в 19 и начале 20 веков, восстановлены плохо прочитываемые надписи на них, сделана запись с привязкой к местности для дальнейшего составления плана захоронений.

При работе наше внимание привлекло семейное захоронение в старинной кованой ограде. В этой ограде находятся могилы:

  1. Ярковой Ольги Алексеевны, как значится на памятнике, «скончавшейся 20 сентября 1890г. 57 лет от роду»;
  2. Яркова Ивана Александровича – «род. 12 июня 1853г. скончался 26 июня 1888г. 37 лет от роду»;
  3. Баженовой Анны Николаевны, «родившаяся в 1863г., скончавшаяся мая 13 дня 1887г. и ее дочь Александра 1 ½ месяцев»;
  4. Ярковой Марии Николаевны, «родившаяся 24 января 1860г., скончавшаяся 5 мая 1906г.»;
  5. Кулаковой Елены Матвеевны. На памятнике, которой надпись гласит, что «Здесь покоится тело рабы божией Екатеринбургской мещанской жены Елены Матвеевны Кулаковой скончавшейся февраля 20 дня 1878г. от роду 58 лет».

Среди каменных старинных надгробий на этом семейном участке бросается в глаза металлический памятник советского периода с двумя табличками, явно самое последнее захоронение: Ярков Евгений Алексеевич и Зырянова Елизавета Ивановна. Скорей всего в более раннюю могилу Елизаветы Ивановны был похоронен Евгений Алексеевич…

Ярковы довольно известная фамилия в Сысерти. В Сысертском заводе жил и фельдшер Ярков А. П., и Ярков В. А. – управитель Ильинского завода [60], и геолог, член УОЛЕ Ярков Вячеслав Павлович (31.08.1875 Сысерть-1948)[12], и педагог Верх-Сысертской общей школы Яркова (Печёрских) Мария Павловна (1878г. Сысерть — ?), и смотрительница женского детского приюта – Марья Николаевна Яркова.[11,с.163]…

Ранее к нам обращалась Ольга Евгеньевна Яркова из Владивостока по поиску своих корней. Не зря же народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». И у каждого человека наступает момент, когда он хочет узнать больше о своих дедах и прадедах. А корни Ольги Евгеньевны по линии отца из Сысерти…«В вашем городе я была всего два раза в пятилетнем и четырнадцатилетнем возрасте. Из всего помню хорошо Тальков камень, несметное количество грибов (особенно маслят в сосновых лесопосадках), вкус не растущей у нас костяники, чистый сосновый лес. Половина моего родового древа лежит на вашем кладбище. Часть моего сердца принадлежит Уралу. Из скудных сведений знаю, что прадед работал инженером на заводе, а прабабка Мария – учительницей» – пишет Ольга Евгеньевна.

После окончания школы в Сысерти «Евгений Алексеевич Ярков и еще несколько его друзей уехали на Дальний Восток». Евгений Алексеевич, окончив Дальневосточное высшее инженерное морское училище, женился и жил с семьей во Владивостоке. Так получилось, что родители Ольги Евгеньевны разошлись. Ее отец, выйдя в отставку, уехал к себе на родину в Сысерть, и его след со временем затерялся. А обнаруженная нами могила, как раз была могилой отца Ольги Евгеньевны, который скончался в 1997г…

Мария Ивановна Яркова, в девичестве Зырянова родилась 22 февраля 1883 года в Сысертском заводе в семье «крепостного рабочего» Ивана Михайловича Зырянова, который «22 года отработал в литейном цехе». «Отец мой», – пишет в автобиографии Мария Ивановна, – «человек от природы очень одаренный, самоучкой выучился грамоте, много читал, увлекался геологией и всю жизнь копался в земле в поисках ископаемых. Удалось ему найти золото в окрестности Сысерти. Владелец завода обязал его организовать Благовещенский рудник, и первая шахта «Ивановская» носит имя моего отца. С 1889г. по 1898г. отец работает начальником рудника и заведует небольшим Верх-Сысертским заводом. Умер он в 1898г.»[62,л.46-46об.]. Действительно согласно данных Памятной книжки Пермской губернии в 1890-1898гг. «Управителем» Верх-Сысертского завода значится «крест. Иван Михайлович Зырянов»[10,с.83];[44,с.127]. Моя «мать из бедной семьи, простая неграмотная женщина», – пишет далее Мария Ивановна[61]…

«Я с детства мечтала быть учительницей», – вспоминает Мария Ивановна, – «Отец мой, а после его смерти мой брат дали мне скромное образование. Мечта моя сбылась, я стала народной учительницей»[62,л.46об.]. Земству принадлежит заслуга в привлечении в школу женщин, и в 1870г. был решен вопрос о допуске женщин к преподаванию в народных школах [9]. Во второй половине XIXв. в Перми (Пермская губерния входила в состав Казанского учебного округа) и Екатеринбурге по инициативе и за счет общественности были открыты женские гимназии, в крае было несколько женских прогимназий (учебное заведение с начальным образованием)[24]. Также получить образование можно было в Екатеринбургском женском епархиальном училище, «как специальном педагогическом учебном заведении, готовящем учительские кадры для начальных школ». В Екатеринбургское епархиальное училище принимались девочки не моложе 9 лет, окончившие церковно–приходские школы. Отбор учениц в 1–4 классы проводился в результате вступительных экзаменов. Обучение было платным. При этом необходимо было вносить деньги не только за обучение, но и за содержание, проживание в общежитиях[17,с.14]. В Екатеринбургское епархиальное училище Мария Ивановна поступила учиться в 1892 году[63,л.52]. Основной процент учениц «среднеуральских городов составляли дочери мещан и крестьян, бедным ученицам оказывалась помощь стипендиями и пособиями»[1,с.70]. В 1899 году Мария Ивановна закончила обучение в училище[62,л.46об.], получив специальность сельской учительницы[63,л.52.]. И с 14 ноября 1899г. Мария начала работать помощницей учительницы в Сысертском двухклассном училище[62,л.32], но как вспоминала сама Мария Ивановна: «вела класс и работу, самостоятельно без всякой чьей-либо помощи»[43,с.138]. В январе 1900 года Мария Ивановна назначена учительницей в начальную мужскую школу Васильево-Шайтанского завода, а с сентября 1900 года «по семейным обстоятельствам» переведена в Сысертский завод также в начальную мужскую школу[62,л.32]. «С первых дней работы приходилось самой обдумывать и применять различные способы преподавания учебного материала…, но все это способствовало тому, что я приобрела свой личный опыт в обучении и воспитании детей», – вспоминала Мария Ивановна[62,л.47].

Преподавала Яркова и в Сысертской женской земской школе, многие в Сысерти знают это здание как школу им. А.П. Гайдара. Земства благодаря хорошей оплате труда могли приглашать на работу учителей со специальным педагогическим образованием. Кроме того в земских школах работало много учителей-энтузиастов, вышедших из кругов передовой интеллигенции[24]. Двенадцать лет Мария Ивановна работала «в должности заведующей женской школы»[61]. Учитель истории, краевед Е.К. Палкина в своих воспоминаниях писала, что когда в женской школе классы приходили на молитву «наша учительница Мария Ивановна Яркова всегда стояла на одном и том же месте»[43,с.138]…

Замужем Мария Ивановна Зырянова была за лаборантом Сысертского завода Николаем Александровичем Ярковым[61], сыном фельдшера Сысертской больницы Александра Прокопьевича. Про Николая Александровича выяснить удалось совсем немного, нами обнаружен только один документ – заявка лаборатории Сысертского завода № 863 от 19 декабря 1903 года за подписью лаборанта Николая Яркова. В своей автобиографии Мария Ивановна написала, что ее муж «в 1917 году умер от туберкулеза легких»[62,л.47об.]. А вот его брат Василий Александрович Ярков(1876-1939) в 1884 году закончил Кунгурское техническое училище, получив звание «ученый мастер по машиностроительному делу» и по данным на 31сентября1892г. работал «помощником управителя» Северского завода[42,с.48]. В 1899-1904гг. Василий Александрович Ярков в звании участкового мастера работает управляющим Ильинского завода, в 1906-1907гг. Василий Александрович уже личный почетный гражданин[47,с.60-61], а вот в 1911г. уже значится, как потомственный  почетный  гражданин, но продолжает управлять все тем же Ильинским заводом [46,с.138]. Проживал в п. Сысертского завода. По данным Сысертского краеведа В.М. Колегова В.А. Ярковым было составлено описание 249 уральских минералов, но, к сожалению, огромная коллекция минералов, собранная Ярковым была после революции утрачена, и лишь несколько образцов было передано в Ильменский заповедник. По не подтвержденным данным Василий Александрович скончался в 1939 году в Сысерти и был похоронен на Сысертском кладбище, но его могила не сохранилась.

Ярковы Мария Ивановна и Николай Александрович

По данным записей учетной книги Сысертского горного округа от 1911года усадьба Александра Яркова находилась недалеко от железоделательного и чугунолитейного завода и Главной конторы Сысертского округа на улице Городской (Большевиков) возле здания занимаемого Обществом потребителей (угол Большевиков и Коммуны). А.П. Ярков «верой и правдой служил людям». В те далекие годы, еще не было скорой помощи, и на все вызовы выезжал фельдшер Ярков на лошадке Савка, запряженной в коробочек. Правил Савкой кучер, а Ярков держал в руках серый клетчатый чемоданчик со всем необходимым для оказания медицинской помощи на дому. Был тогда неписаный закон: фельдшера надо было встречать у ворот, а он, не вылезая из своего коробочка, выслушивал доклад родственников о больном. И, не дай Бог, если что-то не удовлетворяло Яркова в этом «докладе» о состоянии больного, сейчас же кучер поворачивал Савку, и не какие мольбы не помогали. Фельдшер был очень грамотным и из доклада понимал, что грозных симптомов нет, то есть, говоря современным языком, вызов был ложным. Рассказывали, что Ярков получал выговоры от главного врача за свои чудачества. Кстати, биография у него была героическая, он был участником Русско-Японской и Первой Мировой войн[15].

Фельдшер Ярков Александр Прокопьевич

После революции 1917 года М. И. Яркова продолжала работать педагогом. «После Октябрьской социалистической революции для нас учителей, отрылась широкая дорога для творческой педагогической работы», – пишет Мария Ивановна[62,л.47-47об.].

Яркова Мария Ивановна

С 1920г. по 1932г. Яркова работала учительницей – воспитательницей в Сысертском детском доме[62,л.47об.]. «Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники». Специалисты считают, что число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков. В 1920г. Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920-1930гг. руководить обучением неграмотных и малограмотных[28]. В 1920 году 30-31 мая в Сысерти прошла районная конференция работников просвещения. В отчете Сысертского подрайкома  РКП(б) в уездный комитет РКП(б) написано: «Конференция хотя и не носила по духу пролетарского характера, но наблюдалось большое стремление учительства работать рука об руку с Советской властью. Учителей-коммунистов в подрайкоме 20 человек». И уже «10–11 октября проведены дни ликвидации неграмотности»[49,л.149]. 27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Так же в 1921 году введено «Положение о летней школе», в котором сказано, что летом учащимися для дополнительного образования должна проводиться «работа на земельном и школьном участке», они должны бывать на экскурсиях, вести наблюдение за природой, организовывать спортивные занятия, собирать коллекций и т.д.[3,л.73-73об.]. Наркомат просвещения РСФСР 20 марта 1924 г. отправил Уральскому облоно Циркулярное письмо (инструкция) об участии детских учреждений в проведении кампании “ День леса “[4,л.80-81.] и конечно школы Сысертского района не могли остаться в стороне и активно принимали участи во всех рекомендованных мероприятиях…

«Советский учитель ни в коем случае не должен был ограничиваться только преподаванием своей дисциплины: он сам был обязан обеспечить посещаемость учеников, организовать их общественную работу и трудовую деятельность». Кроме того учителям, как правило, приходилось изготавливать самостоятельно наглядные пособия, карты и прочие дополнительные принадлежности. «Не было и необходимых тетрадей. Например, для обучения письму в младших классах тетради приходилось разлиновывать самостоятельно. Обязательной частью работы учителя были организация родительских собраний и посещения детей на дому. Портрет идеального учителя из очерков прессы не был полным без успешного выполнения этих обязанностей. Учитель должен начинать обходить семьи учеников за две-три недели до начала учебного года. При аттестации учителей также особое внимание обращалось на то, знает ли учитель, как живут ученики, видится ли с их родителями»[41]. Борьба за новую школу в период 1920-х–начала 1930-х гг., – считает к. и. н. Т.В. Чемоданова, – была «третьим фронтом» после военного и хозяйственного[57,с.3]. А приоритетным направлением в деле формирования педагогических кадров стало их идеологическое перевоспитание, с целью «поднятия партийного духа» всех учителей, активно привлекали к общественным работам[57,с.19].

Мария Яркова активно участвовала в общественной и культурной жизни заводского поселка. Она играла в спектаклях Драматического кружка Сысертского клуба «Металлист». Еще 28 сентября 1919 года на общем собрании членов Сысертской партийной организации и сочувствующих РКП(б) было принято решение о создании Драмкружка, в который «сразу записалось 21 человек», в том числе из «хора певчих». На этом же собрании решено создать коммунистическую столовую, а деньги от постановок Драмкружка  отчислять  в пользу столовой[50,л.10]. Участники Драмкружка ставили классические произведения: Грибоедова «Горе от ума», Пушкина «Русалка», Гоголя «Тарас Бульба» и другие. С постановками выезжали и в села[22]. В автобиографии в сентябре 1949 года М.И. Яркова с гордостью указала, что «сорок лет состояла членом драмкружка рабочего клуба»[62,л.48об.]. Работой среди женщин занимался женотдел, созданный при Сысертском Волостном комитете партии в 1920 году. В Сысерти и во всех населенных пунктах Сысертского района действовали делегатские собрания. Руководили ими партийные организации, а работу проводили учителя и грамотные коммунисты. В Сысертской заводской волости 22 марта 1920 года проведена конференция беспартийных женщин, на которой присутствовало 96 человек. В повестке дня были вопросы: забота Советской власти о детях, трудовая повинность женщин, женщина и коммунистическая партия, отделение церкви от государства, выборы на губернскую конференцию[51,л.111]… Собрания женщин в Сысерти проводились по четвергам каждую неделю, а делегаток – два раза в месяц[51,л.111]. Женщин в красных косынках (делегатки носили косынки красного цвета) можно было встретить везде. «В Сысерти», – вспоминала учитель, заведующая Женотделом с 1923г. Н. К. Клевакина, – «на делегатские собрания – красные посиделки – женщины приходили с рукоделием: вязкой, пряжей и т.д. Здесь женщины слушали лекции, беседы на антирелигиозные темы, о рабочем движении в России, борьбе с кулачеством, о продразверстке и т.д. После лекции или беседы собравшиеся пели революционные и народные песни: Интернационал, Вы жертвою пали, Замучен тяжелой неволей, Кирпичики и другие. Сходились женщины обычно в школе или в Совете, или Избе-читальне»[20].

На пленуме Сысертского райкома партии 12 марта 1925г. заведующей отделом пропаганды и агитации была утверждена Анна Никифорова, в ее работу входило, в том числе и создание агитбригад в районе. Активисты (культармейцы) и агитаторы «Живой газеты» и агитбригады «Синяя блуза», в работе которой принимала участи и Мария Яркова, «боролись с неграмотностью» и вели агитационную пропаганду. Так в документах Свердловского партархива за 1925г. имеется запись, что в Сысертском клубе «Металлист» работает «Живая газета», в ней участвуют 87 человек. Там же указано, что 6 ноября 1925г. в Сысерти участниками «Живой газеты» было проведено бесплатное выступление[53]. Согласно статистике в 1926 г. в Сысертком районе насчитывалось 360 культармейцев, и четыре учителя ликвидировали неграмотность на платной основе, а в 1931г. работало уже 400 культармейцев и вдвое увеличилось число платных работников[43,с.18]. Силами женщин активистов в 1928 г. по всем населённым пунктам Сысертского района были проведены конференции женщин. Одной из важнейших задач в развитии культуры было вовлечение женщин в общественную жизнь. Это объяснялось, прежде всего, «пониманием, что именно женщина – мать является главным воспитателем детей, она должна быть носителем самых передовых идей по строительству нового быта и общества»[51].

«Делу повышения квалификации педагогических кадров служили совещания, семинары учителей и учительниц. Значительное место на них занимали вопросы повышения уровня знаний учителей и учительниц, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся, пути улучшения состояния образования, обсуждались программы, рассматривались другие конкретные дидактические и методические вопросы». В то время еще не были созданы специальные учебно-методические учреждения, «занимающиеся повышением квалификации педагогических кадров, некоторый плановый и более последовательный характер вся методическая работа и система повышения квалификации учителей стала принимать после открытия педагогического кабинета. К организации методической помощи педагогическим работникам активно привлекались педагоги-общественники». Вот и М.И. Яркова «стала руководить секцией учителей начальных классов, передавая учителям свой накопленный опыт»[62,л.47об.]. Кроме того на заседании бюро Сысертского Райкома РКП(б) от 17 марта 1929 года принято решение создать «вербовочную комиссию в Вузы»[48,л.44], а уже на заседании бюро 2 мая 1929 года решено командировать Екатерину Палкину (ученицу М. Ярковой) в Комвуз[48,л. 84].

Учителей с дореволюционным стажем тогда в Сысерти было немного и все «они сгруппировались в бывшей машуковской школе, которая стала называться опорной и образцовой»[43,с.138]. В образцовой школе Мария Ивановна преподавала с 1932г. по 1938г.[62,л.47об.-48.]. Была Яркова участницей и районных конференций учителей. В 1935г. за активную просветительскую работу М. И. Яркова удостоена звания «Ударник Просвещения».

В 1938г. в Сысертском районе насчитывается 13 изб-читален[25,с.126], в которых учителя школ и учащиеся принимали активное участие в ликвидации неграмотности среди взрослых. «В предсъездовском соревновании имени ХVIII съезда партии школы и учителя Сысертского района вместе с поднятием качества школьной работы взяли обязательства и по ликвидации неграмотности среди населения». «Работа по ликвидации неграмотности и малограмотности» почти на всех участках «поставлена образцово – на 100% охватили обучением всех неграмотных и малограмотных» – сообщали в районной газете «Путь к коммунизму» в 1939 году члены «Комиссии по проверке социалистического договора»[22]. В биографической справке Мария Ивановна указывает: «Имею беспрерывный 15летний стаж работы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения»[62,л.48об.].

Как признанный авторитет в административной работе М.И. Яркова в 1939г. назначается заведующей педагогическим кабинетом. Вклад в дело народного образования М.И. Ярковой был отмечен, и в 1939г., учительница Мария Ивановна, заведующая педкабинетом, была признана лучшей учительницей Сысертского района[43,с.138].  Указом Президиума ВС СССР от 04.05.1939г. «О награждении особо отличившихся учителей сельских школ» учительница Сысертской начальной школы Яркова Мария Ивановна за выдающиеся успехи в деле школьного обучения и советского воспитания детей в сельских школах, за отличную постановку учебной работы и активное участие в общественной жизни в деревне награждена орденом «Знак Почёта»[45]. По воспоминаниям родственников М.И. Ярковой правительственную награду в Москве она получала из рук М.И. Калинина[21]. В 1940г. Мария Ивановна работает заведующей Районо[27].

Но наступил тревожный 1941 год… 22 июня 1941 года на многолюдном митинге трудящиеся Сысерти поклялись на верность Родине, обещали, не щадя жизни, бороться с германским фашизмом[58]. А уже 27 июня 1941г. Исполком Свердловского облсовета принято решение №1724 о трудоустройстве воспитанников детских домов и о расширении сети детских домов. Для приема новых воспитанников в количестве 1000 человек (500 девочек, 500 мальчиков) руководители организаций обязывались обеспечить  воспитанникам надлежащие бытовые и производственные условия[29,л.44-44об.]. Во время Великой Отечественной войны М.И. Яркова организовывала детские дома для сирот, что было совсем не просто сделать, ведь средств для этого почти не выделялось. Сами детдомовцы вместе с учителями ремонтировали выделенные помещения и не только[43,с.138]…

Как жили воспитанники детских домов, школьники, имеющие родителей и их учителя можно узнать из постановлений Исполнительного комитета Свердловского областного совета депутатов трудящихся. Исполкомом Свердловского облсовета 18 июля 1941г. принято решение №1920 о работе детских учреждений областного отдела народного образования. Исполкомам городских Советов  предписано организовать подвоз детей в школы при расстоянии школы от детского дома более 3 км.[30,л.170] Автотранспорта не было, поэтому в лучшем случае выделяли лошадь с телегой, но чаще всего все, же приходилось ходить пешком[43,с.138]. Так в материале Сысерткой районной газеты «Путь к коммунизму» за 1942 год сказано, что Мария Ивановна в конце августа ходила пешком «в Верхнесысертский детский дом, расположенный в полуторах километрах от поселка вверх по течению реки».

  Шла война, было много трудностей, но дети должны были получать хотя бы начальное образование. И 7 февраля 1942г. Облсовет издает постановление за №328/47 о мерах по обеспечению обязательного посещения школ учащимися, на основании которого все граждане, проживающие в городах, рабочих поселках и сельских местностях, имеющие детей в возрасте 8 лет, должны направлять их для обучения в 1 класс. Детей в возрасте от 9 до 12 лет, не закончивших обучение в 1-4 классах, направлять для обучения в соответствующие классы. За отказ от помещения детей в школы или отрыв их от посещения образовательных учреждений родители, или лица их заменяющие, в административном порядке подвергались предупреждению или штрафу до 100 рублей. От административной ответственности могли освободиться только лишь при условии болезни ребенка, либо если семью постигло стихийное бедствие[31,л.149].

Во время войны учителям вместе с воспитанниками детских домов приходилось выращивать овощи для своего пропитания и на сдачу государству[43,с.138]. Так в 1942г. Исполкомом облсовета 24 февраля принято решение №425 о плане производственно-трудового воспитания по детским домам ОблОНО на 1942 год. При детских домах дополнительно  открывались производственные мастерские с планом по выработке продукции. По сельскохозяйственному обучению и подсобным хозяйствам детских домов утвержден план посева в размере 1177 га. Поголовье кур должно было быть доведено до 2435 шт., гусей 240 шт., кроликов в 5600, количество коров до 177, свиней до 884 голов[31,л.337]. Семян не хватало, поэтому решением Облсовета №790 от 20 апреля 1942г. распределили для использования на посев верхушек клубней картофеля, при распределении которых, исполкомами городских и районных советов учитывалось первоочередное обеспечение земельных участков детских домов, школ, больниц, госпиталей и подсобных хозяйств эвакуированных предприятий[32,л.143.]. Кроме того Исполкомом облсовета №1443 в 1942г. принято решение об участии комсомольских, пионерских организаций и несоюзной молодежи в работе по сбору дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений[34,л.305]. Сдача лечебных ягод осуществлялась Аптекоуправлению  в сушеном виде. Для сбора лекарственного сырья заключались договоры с колхозами и школами. Педагогов школ привлекали для проведения ознакомительных семинаров о методах сбора и сушки лекарственного сырья[33,л.214]. Педагоги должны были не только преподавать общеобразовательные предметы, но и вести культурно-массовую работу в школах и детских домах на основании принятого Облсоветом решения за №2156 от 23 сентября 1942г. о материально-бытовых условиях трудоспособных воспитанников детдомов [35,л.57-58.]. Исполкомы районных и городских советов, в связи с постановлением Облсовета №2478 от 25 ноября 1942г., развернули сеть школ для обучения подростков без отрыва от производства. Для школ были выделены соответствующие помещения, обеспечившие сменность занятий (утром и вечером) и  приспособленные к сменности работы на производстве. Для размещения школ использовались школьные помещения, красные уголки, комнаты в рабочих клубах. ОблОНО разрабатывались организационно-методические указания, а так же перечень учебно-наглядных пособий. В каждом районе при средних школах и детских домах организовывались мастерские по изготовлению лыжных креплений и другого военно-физкультурного инвентаря. Областной военный комиссариат подбирал 1700 человек лиц младшего и среднего командного состава запаса в качестве преподавателей военного дела учащимся начальных, неполных, неполных средних и средних школ[36,л.314,394-395]. В декабре 1942г. принято решение Облсоветом №2637 об организации подсобных хозяйств в средних и неполных средних школах… Площадь посева на пришкольных огородных участках утверждалась в следующих размерах: посев овощей 1310 га, картофеля 1890 га… Поголовье скота на конец 1943 года по школам должно было составлять: поросят 1000 шт., кроликов 10000 шт., цыплят 10000 шт.[37,л.120-120об.]. Тяжелая, многочасовая работа, нехватка продуктов влекли различные заболевания. В связи с этим для профилактики заболеваний в 1943 году Облздравотдел разработал и опубликовал единую инструкцию по выработке витамина «С» из хвои и сохранению его в овощах и картофеле при хранении и кулинарной обработке. К 15 января 1943 года был установлен план выработки хвойного напитка для каждого учреждения, отпускающего горячее питание (столовые, больницы, госпитали, детские учреждения) в количестве, обеспечивающее весь контингент[38,л.18].

Районная газета «Путь к коммунизму» от 14 февраля 1943г. сообщает, что «По решению бюро РК ВЛКСМ во всех школах района и во всех школах поселка [Сысерть] из лучших учеников создаются тимуровские команды. В Сысертской средней школе 11 тимуровских команд, которые обслуживают 7 красноармейских семей вывозкой дров. Сысертская неполная средняя школа за 2 дня обеспечила дровами на 2 недели 4 семьи фронтовиков»[18]. В 1943г. нормы обеспечения хлебом домов младенцев, детских домов – не превышала норм второй категории, т.е. 400 граммов хлеба в день, на основании решения Облсовета от 2 марта 1943г. за  №469 по принятию нормы снабжения хлебом воспитанников детских домов, детсадов и яслей[39,л.214].

В марте 1943г. производственный план выработки продукции по учебно-производственным мастерским установлен в размере 6295 тыс. руб., на основании решения Облсовета №470 о плане производственно-трудового обучения по детдомам ОблОНО на 1943г. Обучением охвачено 3479 воспитанников по следующим профессиям: столяр 1102 человек, швей 1451 человек, трикотажниц 100 человек, слесарей 384, токарей 119, модельщиков 24, сапожников 269. Для производственных мастерских предоставлены необходимые материалы и оборудование[39,л..215]. 21 июня 1943г. издан приказ НКВД СССР «Об образовании Отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью». Кроме того школьники после занятий вместе с пионервожатыми и учителями работали и на производстве. Так в районной газете «Путь к коммунизму» за 1943г. опубликована благодарность школьникам: «Правление артели «Красный фуганок» в день 1 мая выносит благодарность школьникам Сысертской средней школы, оказавшим артели помощь в выполнении фронтового заказа. Артель ощущает недостаток рабочей силы. Школьники школы группами по 10-20 человек ежедневно работали на переноске деталей из цеха в цех, тем самым помогали производству. Большое спасибо вам, ребята, а также организаторам социалистической помощи»… А на совещании стахановцев Сысертского района в феврале 1944г. представитель артели ««Красный фуганок» тов. Мухин», – докладывает о том, что у них на предприятии, – «41% рабочих – подростки от 12 до 16 лет»[14,л.5]…

С января 1944 года все учителя области, не имевшие законченного педагогического образования, обязывались по решению Исполкома облсовета № 82 от 17 января 1944г. пройти вечерние курсы заочных или вечерних педагогических учебных заведений[40,л.172].

На совещании же учителей Сысертского района, которое проходило 6 – 7 января 1945г., обсуждали вопросы: о повышении культуры устной и письменной речи учащихся и основы методики повторения[26]. Но не только правильным произношением слов были обеспокоены учителя, нужно было обеспечить школы всем необходимым для учебного процесса. И опять, как и после революции учителя занимались изготовлением наглядных пособий и вместе с учениками заготовляли на зиму дрова. Так районная газета «Путь к коммунизму» сообщает 29 марта 1945г., что «Согласно решения исполкома райсовета, школы, детские дома и сады должны самостоятельно заготовить дрова на период 1945 – 46 учебного года. Срок кончается. Нарублено 300 кубометров, а нужно к 4 апреля нарубить 7630 кубометров. Закончили заготовку Сысертские школы: средняя, неполная средняя, имени Тимирязева, имени Ленина, Асбестовская [рудник Асбест], Марковская [Марков Камень]. Плохо включились в работу детский дом–2, Кашинская, Кадниковская, Черданцевская, Фоминская, Сысертская имени Свердлова и детский сад «Октябренок». В школе имени Свердлова отстает самый старший 4-й класс»[16].

Во время войны трудно было всем и учителям и ученикам. Необходимо было выполнять производственные задания и учиться, заготавливать дрова, выращивать урожай на приусадебных участках и оказывать помощь на колхозных полях, обеспечивать быт учащихся и обучать их… После войны работа педагога М.И. Ярковой была высоко оценена. В 1945 году Мария Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1954гг.», а в 1949г. – Орденом «Ленина» за безупречную тридцатилетнюю службу при советской власти[62, л.48].  

О М. И. Ярковой говорили, как «о женщине высокой культуры, строгой и требовательной к себе и окружающим, в какой-то мере властной и гордой». Одна из учениц вспоминает – высокую, статную женщину, всегда строго и опрятно одетую. Особо «запомнились белый воротничок и манжеты на ее темном платье. А главное – то уважение, даже страх учеников перед нею»[21]. Мария Ивановна «бессменный член Райкома союза учителей, председатель кассы взаимопомощи», «выполняла много различных поручений вышестоящих советских и партийных организаций»[62,л.48об.]. Педагогический стаж Марии Ивановны 55 лет – она работала «почти до самой своей смерти 31 мая 1955 года»[43,с.138].

Было у Марии Ивановны три сына: Александр, Дмитрий и Алексей.

Про первого сына Марии Ивановны Александра пока ничего узнать не удалось. В документах о создании пионерской организации Сысертского района упоминается Дмитрий Ярков и как пионер-активист, и как пионервожатый. Первый пионерский отряд в Сысерти по поручению Райкома комсомола был организован С.М. Яковлевым в детском доме, который назывался Школой коммуны. Детский дом Школа-коммуна был организован «для детей партизан, погибших на фронтах Гражданской войны». «В апреле 1924г. в решениях Районной конференции, проходившей в Сысерти, было записано: для организации пионерских отрядов в школах Сысерти и района создать районное бюро юных пионеров. Председателем бюро утвердили В.И. Еремина, возложив на него обязанности заведующего отделом культуры райкома комсомола»[19]. А 27 марта 1924 г. Уральскому облоно было отправлено «Циркулярное письмо и инструкция Наркомата просвещения РСФСР о летней школе. В программу летней школы входило изучение местного края (природа, производство, быт, культура), работа на земельных участках, метеорологические и фенологические наблюдения и др.[4, л. 86-88об.; 188-189.]

В первой декаде мая 1924г. комсомольские организации Сысерти выделили из своей среды пионерских организаторов, будущих вожатых. Они после трехдневного семинара были направлены по школам. Раз в месяц вожатые собирались, чтобы обсудить планы работы с пионерами»[19]. Пионерские отряды участвовали в субботниках, в частности в посадке лип около памятника в Сысерти, погибшим в Гражданской войне, выпускали отрядные газеты, принимали активное участие в общественной работе.

В 1924г. недалеко от п. Сысерть на бывшем карьере по добыче талька [Тальковом камне] был организован и проведен летний пионерский лагерь. Разместились в казармах, в которых раньше проживали рабочие. Отдыхало в лагере 50 человек. В основном в лагере были дети Школы коммуны и наиболее активные пионеры из других отрядов Сысерти, в том числе Ярков Дмитрий[19]. Из воспоминаний директора лагеря В.И. Еремина: «В прекрасный июльский день 1924 года из Сысерти выехала подвода груженная продуктами, кухонной посудой, спальными принадлежностями и другими походными вещами. За подводой шагали строем мальчики и девочки в красных галстуках и красных косынках… В лагере не было благоустроенных домов, разных служб, врачей. Были назначены лишь пионервожатые. К трем часам дня добрались на Тальков камень. Девочки, в имеющейся казарме, стали мыть пол, доски для нар, косяки рам и стекла. Мальчики стали мести площадь около казармы,… установили высокую мачту с гордо развевающимся красным флагом, отремонтировали в казарме очаг для варки пищи… Поварили девочки по очереди. А хлеб выпекали в печи в школе – коммуне и привозили через день на лошади… Утром обязательная для всех, кто находился в лагере физическая зарядка, а днем увлекательные походы по окрестностям, изучение растений, животного мира, составление гербария, коллекций. Организовали живой уголок, в котором жил еж и белка»…» «Вечером у костра слушали беседы о Ленине, революции, о том, какой должен быть пионер и др.», – вспоминает Екатерина Сысоева (Луговых).

В июне 1926г. по документам Дмитрий Ярков уже числится пионервожатым одного из отрядов Сысертского завода[55]. В 1926 году в Сысертском районе пионерским движением было охвачено 28% детей. Район был на одном из первых мест в Свердловском округе[19]. На заседании президиума областного бюро юных пионеров Уральского обкома РЛКСМ 2 февраля 1926г. обсуждался вопрос «об организации кружков юных охотников», при чем организовывать эти кружки решено «при пионерских клубах или при охотничьих кооперативных обществах»[5,л.29]. Бюро Сысертского РК РЛКСМ (ВЛКСМ) 9 августа 1926г. предложило прием пионеров в комсомол производить тем ячейкам, к которым прикреплены пионерские отряды[56].  

В книге «Два года работы Уральского комсомола», говорится, что «материальная база пионерорганизаций» состоит из «местного бюджета 2% и кооперации»[13,с.139]. Освещается работа пионеров в уральской областной  газете «Всходы Коммуны»[13,с.146] в отделах: «1.Оживление пионерской работы, 2.Борьба против хулиганства, 3.За культурное ведение сельского хозяйства, 4.Смотр достижений, 5. Обсуждение статей, 6. Против прозвищ и коверкания языка, 7.Пускать-ли опаздывающих на уроки!»[13,с.146]. По отчетным данным в 1925г. в Сысертском районе выписывалось свыше 150 экземпляров газеты «Всходы Коммуны»[54,л.228]. На страницах пионерской газеты «Всходы коммуны» за июнь 1929г. опубликованы «Методические рекомендации о записи наблюдений, сделанных на экскурсиях и в туристических походах», которые были адресованы юным туристам и экскурсантам[8]. В этом же году вышло «Положение о детских сельскохозяйственных коллективах», которые должны организовываться при пионерских отрядах, для того чтобы привить детям навыки коллективного труда, подготовить кадры организаторов-коллективистов[6,л.162-164]. В «Объяснительной записке к плану летней школы по Уральской области на 1931г.» сказано, что в летней школе предусматривается 3 типа школы: 1. Школьная колония – дети одной школы или нескольких кустовых объединений выезжают в колхоз или совхоз. 2. Загородная школа – дети загородной школы выезжают утром в пригородный сельхозкомбинат, совхоз или колхоз с возвращением на ночь домой. 3. Школа–площадка: организуется на одной из зеленых территорий города и может объединять несколько школ[7,л.74-75]. Коллективный общественно-полезный труд школьников стал действенным средством во внеклассной воспитательной работе школ, основной целью которого было направление активности детей в социальное русло[57,с.21]…

О третьем сыне М.И. Ярковой Алексее тоже ничего не известно. Был он женат на Антонине Ивановне, которая работала машинисткой в Райисполкоме и состояла в Первом сысертском кружке Красных сестер (милосердия) организованном в январе 1928г. Из воспоминаний Ольги Евгеньевны: «У Антонины Ивановны были сестры: Катя, Фаина, Мария, но фамилию, к сожалению, не знаю. Был еще брат Виталий Сабуров. Антонина Яркова замужем была дважды. Второй раз она вышла за вдовца. Она вырастила моего отца и 4-х детей второго мужа». На фотографии выпускников Сысертского детского дома 1930-х годов указано имя Феофанова Катя, но самое интересное написано в скобках – сестра Тони Ярковой. Возможно, дети остались сиротами и воспитывались в детском доме, и девичья фамилия Антонины Ярковой  – Феофанова, а может это уже в замужестве Екатерина стала Феофановой, так как надпись на фотографии сделана скорей всего в 1970-х годах. А Виталий Сабуров может быть и двоюродным братом … Все это еще предстоит выяснить!

Сын Алексея Николаевича и Антонины Ивановны Ярковых Евгений (1930–1997) и приходится отцом Ольги Евгеньевны. Вернувшись в Сысерть, Евгений Алексеевич – женился во второй раз на Доре Серафимовне… Согласно данных учета трудовых книжек СПТУ–1, Евгений Алексеевич Ярков с 1972г. по 1975г. преподавал в этом профессионально-техническом училище (ранее Училище механизации). Евгений Алексеевич был хорошим фотографом и сотрудничал с районной газетой «Маяк»…

Усилиям энтузиастов проведен не только субботник, но и дальнейшая поисковая работа, благодаря чему, только по одному семейному захоронению, были выявлены новые личности и интересные факты не только для родословного древа Ольги Евгеньевны Ярковой, но и по истории школьного образования в Сысерти. Причем поисковая работа проводилась, только по захоронению в одной могиле и, только по одной семейной ветви. А могил, напомню, в этой ограде шесть…

                                              

                                             Источники и интернет ресурсы:

1.    Архангельская Л.В. Средние женские учебные заведения в городах Среднего Урала (вторая половина ХIХ – начало ХХвв.) // Сборник– Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. – 234, [1] с. – С. 70

2.    ГАСО. Ф.6. Оп.1. Д.658. Л.17.

3.    ГАСО. Ф.р – 17. Оп. 1. Д. 224. Л. 73-73об.

4.    ГАСО. Ф.р – 233. Оп. 1. Д. 41. Л. 80-81; Л. 86-88об.; 188-189.

5.    ГАСО. Ф.р – 233. Оп. 1. Д. 320. Л. 29.

6.    ГАСО. Ф.р – 233. Оп. 1. Д. 995. Л. 162-164.

7.    ГАСО. Ф. р – 233, Оп. 1. Д. 1356. Л. 74-75.

8.    ГАСО. Всходы коммуны. – 1929. – июнь. – №35. // Документы «Из истории дополнительного образования в Свердловской области. 1921-1988 гг.»

9.    ГАТО. Ф. 800. Оп. 170. Д. 480. Л. 1-7

10.         Главное управление Сысертскимие заводами  // Памятная книжка и адрес-календарь Пермской губернии на 1890 год. –  Пермь, 1889. –  [366] с., разд. паг. : [4] л. рекл. объявл., [1] л. табл. – С. 83

11.         Город Екатеринбург с уездом. // Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1895 год–Пермь, 1895. – [477] с., разд. паг. : [7] л. рекл. Объявл. – С.163

12.         День Героев Отечества – Каменный пояс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://kursovaya-referat.ru/docs/index-414887.html?page=7 (дата обращения 20.12.2017г.)

13.         Два года работы Уральского комсомола : Отчет к V областной конференции В.Л.К.С.М. – Свердловск : «Уралполиграф», 1928 (тип. «Гранит»). – 148 с. – С 139, 146

14.         Доклад на  районном совещании стахановцев 1944г. в Сысерти. // ГКУСО «ЦДООСО». Ф. 155. Д.257.Л.5     

15.         Емельянова З.П. У истоков Сысертской медицины (к 255-летию Сысертской районной больницы). // Научно-краеведческая конференция «Первые Турчаниновские чтения».– Сысерть, 2014

16.         Ефремов. Заготовка дров. // Районная газета Путь к коммунизму (Маяк). – Сысерть, 1945 | 29 марта    

17.         Ефремова У.П., Попов М.В. Епархиальное женское училище и подготовка учительских кадров в Екатеринбурге (1880-1920гг.) // Педагогическое образование в России – журнал.– Екатеринбург: 2012 | № 6 – 224с. – С,14

18.         Зайцев. В работу включились тимуровцы. // Районная газета Путь к коммунизму.–  Сысерть,1943 |14фев.  

19.         Ипполитова В. История создания пионерской организации Сысертского района. – На правах рукописи. – ГАУК СО СОКМ «Сысертского краеведческого музея».

20.         Клевакина Н.К. Красная косынка. – Сысерть, 1970-е годы. – На правах рукописи. –ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей».

21.         Кузьмина Н.А. «…Учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день…».// Районная газета Маяк. – Сысерть, 1995 | 7 января

22.         Ликвидация неграмотности. // Районная газета Путь к коммунизму – № 40 (148) – Сысерть, 1939 | 24 апреля

23.         Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии. – Cправочник.– Екатеринбург, 1902. – 647c. – C.106

24.         Просвещение [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://helpiks.org/3-14432.html (дата обращения 15.09.2019г.)

25.         Районы Свердловской области. – Свердловск: Свердкогиз., 1939. – C.126

26.         Районное совещание учителей. // Районная газета Путь к коммунизму (Маяк). – Сысерть, 1945 | 9января.

27.         Расчетные ведомости на выдачу заработной платы учителям Марковской школы за 1939-1945 годы. Ф.15.Оп.1Ед.хр.22 // Архивный отдел при Администрации Сысертского городского округа.

28.         Романов Б. Ликбез в СССР, 1920-30-е годы. // Проза. Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.proza.ru/2014/05/22/1786 (дата обращения 13.09.2018г.)

29.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф. р-88. Оп. 1. Д. 4987. Л. 44-44об.

30.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 4988. Л. 170.

31.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 5073. Л. 149; Л. 337.

32.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 5076. Л. 143.

33.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 5077. Л. 214.  37, л. 214.

34.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 5078. Л. 305. 

35.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 5083. Л. 57-58.

36.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 5084. Л. 314, 394-395.

37.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 5085. Л. 120-120об.

38.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп .1. Д. 5152. Л. 18.

39.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп .1. Д. 5154. Л. 214.,  Л. 215.

40.         Свердловская область 1941-1945гг. в решениях исполнительного комитета Свердловского Совета депутатов трудящихся. // ГАСО. Ф.р-88. Оп. 1. Д. 5246. Л. 172.

41.         Советские учителя 30-х: между пропагандой и реальностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://newtonew.com/story/sovetskie-uchitelya-30-h-mezhdu-propagandoy-i-realnostyu (дата обращения 05.10.2019г.)

42.         Отчет состоящего под Высочайшим покровительством Его Императорского Величества Кунгурского технического, Губкина, училища за 1896 год. – Пермь: Типография Земской управы, 1897 – С.48

43.         Столетия у классной доски: история народного образования Сысертского городского округа. – Екатеринбург, 2013. – 518 с.: ил. – С. 18, 138

44.         Сысертские заводы гг. Д.П.Соломирского и наследников Турчаниновых. // Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1898 год. – Пермь, 1898. – [533] с., разд. паг. : [39] л. рекл. объявл. –С.127

45.         Указ Президиума ВС СССР от 04.05.1939 // О награждении особо отличившихся учителей сельских школ. (3 страница). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://sssr.regnews.org/doc/qq/d8-3.htm (дата обращения 20.12.2016г.)

46.         Управление  Сысертскими  заводами  Д.  П.  Соломирского  и  насл.  Турчанинова. // Весь Екатеринбург и горнопромышленный Урал : торгово-промышленный справочник. 1911 г. Год издания II — Екатеринбург, 1911. — XXXII, 270, [40], XII с. : ил. — С.138

47.         Учреждения и должностные лица Пермской губернии – Ч.III // Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1908 год. – Пермь, 1908. – [295] с., разд. паг. : [7] л. рекл. объявл.– С.61

48.         ЦДООСО Ф. 6. Оп. 1. Д. 1706. Л.44; Л.84

49.         ЦДООСО Ф.76. Оп.1. Д.85. Л.149

50.         ЦДООСО Ф.76. Оп.1. Д.25. Л.10. – Протокол № 9 от 28.09.1919г.    

51.         ЦДООСО Ф. 76. Оп. 1. Д.231.Л.111

52.         ЦДООСО Ф. 155. Оп. 1. Дела с №1 по №67

53.         ЦДООСО Ф. 155. Оп. 1. Д. 338

54.         ЦДООСО Ф.155. Д.224. Л.228

55.         ЦДООСО Ф.207. Д.18. Л.34  59, л. 34

56.         ЦДООСО Ф.207. Д.44. Л.40   60, л.40

57.         Чемоданова Т.В. Государственная политика в сфере школьного обществоведческого образования в 1920-х – начале 1930-х годов: на материалах Нижнего Поволжья – диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук – На правах рукописи. – Астрахань, 2010 – С. 3, 19, 21 https://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-shkolnogo-obshchestvovedcheskogo-obrazovaniya-v-1920-kh-na  (дата обращения 27.03.2019г.)

58.         Ширинкина С. Улица Ленина. Вспышки народного гнева.//Районная газета Маяк.– Сысерть, 1980|15апр.  

59.         Щукина Наталия. Несколько фактов из истории кладбищ Полевского. [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://propolevskoy.ru/culture/item/823-neskolko-faktov-iz-istorii-kladbishch-polevskogo (дата обращения 20.12.2016г.)

60.         Ярков Василий Александрович – Родословная книга [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://rodoslovnaya.org/ru/wiki/index/pages/namespace_id/4?filt=1&filt_inc=45&cpage=63306&nsp=12&title=Сысертские+заводы+Акционерного+Общества+Сысертский+горный+округ(дата обращения 27.12.2017г.)

61.         Яркова М.И. Автобиография (1948г.) /Личные дела учителей школ района за 1944-1949гг. // Архивный отдел при Администрации Сысертского ГО. Ф. 15. Оп. 1.

62.         Яркова М.И. Автобиография (1949г.) /Личные дела учителей школ района за 1944-1949гг. // Архивный отдел при Администрации Сысертского ГО. Ф. 15. Оп. 1. – Л. 32, 46, 46об., 47, 47об., 48, 48об.

63.Яркова М.И. Личный листок по учету кадров / Личные дела учителей школ района за 1944-1949гг. // Архивный отдел при Администрации Сысертского ГО. Ф. 15. Оп. 1. – Л.52.

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты