Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Макарова О.Ю. Семья Лирман

Семья для каждого из нас значит очень много! Все в нашей жизни начинается с семьи. У кого-то семья большая, у кого-то маленькая, в независимости от этого, каждая семья вносит свой вклад в историю своей страны.

Лирман[1] Александра Константиновна родилась 3 марта 1880 года в Оренбургской губернии Коельской станице в семье коллежского секретаря «смотрителя Коельской телеграфной станции[2] Константина Александровича и его жены Александры Сергеевны» [25]. 


Семья Лирман: Константин Александрович, Александра Сергеевна и дети: Владимир, Надежда, Мария. Из семейного архива Бокачевых

В 1881 г. из станицы Коельской Константин Александрович был переведен в Сысертский завод начальником почтово-телеграфного отделения [1] и семья Лирман переехала в Сысертский заводской поселок.

Одна из дочерей «чиновника» Лирман Александра в 1895 году в 15 лет окончила курсы Камышловской женской прогимназии [28] (учебное заведение с начальным образованием), «программа которых соответствовала программе первых четырех классов гимназии.

По «Положению о женских гимназиях и прогимназиях МНП» от 24 мая 1870 г. звание учительницы народного училища получали окончившие гимназии и прогимназии или три низших класса гимназий, если в течение полугода они исполняли обязанности помощницы учителя или учительницы при начальном училище[3] [21, № 48 406].

После окончания уездных прогимназий, выпускницы могли получить полное среднее образование только в двух существующих гимназиях Перми и Екатеринбурга, которые были переполнены. В гимназиях были педагогические классы, готовившие учительниц для народной школы [4, с.69]. Также получить образование можно было в Екатеринбургском женском епархиальном училище, «как специальном педагогическом учебном заведении, готовящем учительские кадры для начальных школ». Но уже начиная с 1881г., окончившие курс прогимназий получали профессию учительницы [4, с. 69].

В 1936 году в автобиографии Александра Константиновна писала, что «большая семья и материальное положение отца не дало возможности продолжить образование и с 17-ти лет, с октября 1897г. началась моя педагогическая деятельность» [1].

Первое назначение А.К. Лирман было в церковно-приходскую школу помощницей учителя в с. Темновское Екатеринбургского уезда 20 октября 1897г. [29]. Про первый опыт работы Лирман А.К. писала в автобиографии 1936 года: «Здесь я работала 2 года со всей школой одна, изредка только приходил законоучитель. В школе было 60 человек: 1-ый, 2-ой и 3-й классы. Я увлеклась работой, готовилась к занятиям, целые дни сидела за тетрадями, начинала в тетрадях каждому ученику, показывая, как надо писать, и с первых же лет работы боролась за грамотное письмо учащихся» [1]. Незначительный срок обучения в прогимназиях не давал, конечно же, качественного педагогического образования, но их юные выпускницы, служащие, как правило, в сельских школах, внесли свой вклад в просвещение сельского населения в регионе [4, с. 69].

 По инициативе земств и общественных объединений учителей одновременно с учительскими съездами, как правило, в каникулярный период, стали проводиться краткосрочные курсы, имевшие целью инструктирование учителей, повышение их образовательного уровня и методической квалификации, изучение и распространение передового педагогического опыта [19, с. 96]. Работа Александры Константиновны была отмечена руководством и летом на педагогических курсах в Екатеринбурге молодая учительница даже давала «образцовые уроки по обучению грамоте» [1].

По «личной просьбе» Александру Константиновну в 1899 году перевели на работу в Каслинское мужское училище. Лирман вспоминала, что «школа была большая, 5 педагогов и в каждом классе не менее 60 человек. Мне достался 1-й класс, в котором было 82 человека. Несмотря на то, что я болела возвратным тифом, я с работой справилась». Кроме занятий в школе Александра Константиновна вела и общественно-просветительскую работу: каждый праздник детям-школьникам показывала картины и рассказывала о них, проводила чтение художественных рассказов. Два года вела работу в Воскресной школе, «ликвидируя неграмотность» Каслинских рабочих[4] [1]. В Каслинском начальном мужском училище А.К. Лирман проработала с 1899г. по 1904г. [16].

Александре Константиновне с большим трудом удалось перевестись на работу в Сысертский завод. Она вспоминала, что «назначение получила только тогда, когда умерла мать (отец умер еще раньше матери на 6 лет), а я рвалась домой, чтобы помочь сестре учительнице Марии Константиновке воспитывать младших 3-х сестер и 2-х братьев» [1]. В метрической книге Успенской церкви Сысертского завода за 1903-1905 имеется запись, что проживающая в Сысертском заводе «вдова, жена коллежскаго асессора Александра Сергиева Лирман» 31 мая 1903 года умерла от чахотки в возрасте 46 лет [11].

 В воспоминаниях 1936 года Анна Константиновна писала, что «после смерти родителей наша семья состояла из 11 человек [Владимир (1870-?), Надежда (1874-1952), Мария (1877-1957), Михаил (1878-1929), Александра (1880-1969), Анна (1893-1978), Вячеслав, Юлия, Елена, Иван, Геннадий]. Не мало труда и энергии понадобилось, чтобы воспитать 5 детей! Сестра Надежда Константиновна, которая проживала в с. Метлино, старалась отправить каждый месяц от своего учительского жалования рублей 5-6. Всем трем сестрам мы дали гимназическое образование, один брат окончил Художественное училище, а другой брат вышел их Художественного училища, не закончив образования…»  [1].

Александра Константиновна Лирман в 1904 г. была назначена помощницей учителя в Сысертском женском училище, где и проработала до 1923г. [16]. В 1905г. Екатеринбургское уездное Земское собрание 34 очередной сессии выразило Александре Константиновне благодарность за усердие в деле народного образования [5].

Педагогические классы встречались и в высших мужских начальных училищах. Сюда принимались молодые люди старше 16 лет, окончившие городское или уездное училище. Процесс обучения осуществлялся в течение одного года, по окончании которого выпускники сдавали экзамен и получали свидетельство на звание учителя начального училища. Эти учебные заведения были предназначены в основном для городского населения, и их выпускники не имели права поступать в университеты [13, с.23]. 

Вот и Александра Константиновна Лирман, по всей вероятности, прошла обучение в Екатеринбургской мужской гимназии, так как постановлением педагогического совета этой гимназии от 8 марта 1911г. помощница учительницы Сысертского училища Александра Константиновна Лирман удостоена звания учительницы сельского приходского и начального народного училища без установленного испытания[5] [31]. 


Лирман Александра Константиновна
1911г.
Фотография из фондов
ГАУК СО СОКМ «Сысертского краеведческого музея

В июне 1911 года три представительницы рода Лирман — Надежда, Александра и Мария участвовали в съезде учителей и учительниц земских народных училищ Екатеринбуркого уезда [30, с. 58, 61, 63].

В 1913г. помощнице учительницы Сысертской женской школы Александре Константиновне Лирман Советом народных училищ Екатеринбургского уезда «выражена благодарность за усердие и успешное воспитание и возложена учительская обязанность» [6].

С 1923-1924гг. Лирман работала учительницей в Сысертской Школе-Коммуны [16]. В Школе-Коммуне вспоминала Александра Константиновна «работать было очень трудно: только изучишь ребят, заниматься становится легче, как берут чуть не половину класса, отправляют в другие детские дома, а вместо них вливаются новые. Утром занятия в школе, а вечером еще 2 часа в общежитии детей. От сильного переутомления я заболела острой неврастенией мне много пришлось лечиться, чтобы удержаться на работе и продолжать педагогическую деятельность» [1].

В 1924г. Александра Константиновна назначена на работу в Сысертскую начальную школу им. Тимирязева, где преподавала до 1930г.  В 1930 году по состоянию здоровья «оставила службу». В 1931 году вернулась к работе в Сысертскую школу им. Свердлова [16]. О работе в школе им. Свердлова Александра Константиновна писала, что «работать в школе приходится с большой нагрузкой <…> в классе 50 человек. Дети принимались в течении целого года, с различной подготовкой. Парт не хватает. Скученность в классе мешала продуктивности в работе» [1].

Александра Константиновна отмечала, что «с первого момента, как дети приходят в школу, я стараюсь их охватить своим вниманием. В течение первого месяца я стараюсь изучить стремления и наклонности ребенка, узнать семейно-бытовые условия, в которых находится ребенок». С первых дней Лирман старалась найти контакт с учеником, «чтобы ребенок мог рассказывать о своих впечатлениях и переживаниях» [23]. В характеристике на учителя начальных классов Лирман отмечено, что Александра Константиновна «любит детей, и дети любят учителя.  <…> К детям она имеет хороший подход» [35].

В 1935-37гг. ощущался недостаток в тетрадях нужной разлиновки для 1х и 2х классов, Александра Константиновна «положила много труда на разлиновку тетрадей с целью преподавания каллиграфии, что дало хороший результат…» Заведующая школы также указывает, что Александра Константиновна «обращает большое внимание на развитие речи детей» [34]. Сама Лирман писала, что «большое внимание обращаю на развитие речи учащихся… Малыши самостоятельно рассказывают о прочитанном в книге, я исправляю недочёты в их речи и учу, как нужно рассказывать. Благодаря этому я добиваюсь того, что дети начинают мыслить и появляется желание передавать свои мысли. В своей воспитательной работе уроки строю так, чтобы у детей возникло чувство любви к Родине. Возникла ответственность за свою учебу» [23].

В характеристике от 1938г. на Лирман заведующей школы им. Свердлова Гребневой отмечено, что, не смотря на 40-летний стаж работы Александра Константиновна всегда имеет под рукой методическую литературу. Применяет много наглядного материала, «приготовленного лично ею». Использует на уроках и газетный материал [35]. Также указывается, что Александра Константиновна очень много и тщательно работает со своим классом в течении всего учебного года, в классе 100% успеваемость. В характеристике на А.К. Лирман от 1939г. написано, что «ее уроки очень интересны, разнообразны и живы. На них она не забывает слабых учащихся, а втягивает их в работу, стараясь работать со слабыми и классом. Александра Константиновна очень хорошо и умело увязывает программный материал с современностью. Каждый урок ее является воспитывающим» [36]. Сама же Александра Константиновна уточняла, что «путем дополнительных занятий (дети приходили ко мне на дом) веду работу с отстающими детьми» [23]. Руководство школы, обращает особое внимание что «своим опытом работы и знаниями Александра Константиновна делится со всеми учителями школы. Она очень много внимания уделяет организации и проведении внеклассной работы с учащимися всей школы» [36]. А.К. Лирман в 1937г. руководя библиотечным кружком, сделала выборку художественных, идеологически выдержанных статей из старых учебников и изготовила 300 книжек — самоделок, которыми пользовались учащиеся всей школы [33]. Она часто на свои деньги «добывала книги», так как в местной библиотеке не было «подходящих» для малышей книг [1].

Заведующая школы им. Свердлова Филимонова в характеристике на Лирман указывает, что Александра Константиновна провела большую работу по ликвидации неграмотности среди населения. Она сделала почин и по ее примеру «взялись за ликвидацию неграмотности по правильному методу другие учителя школы». На ее участке (ул. Ворошилова) сейчас 100% грамотность. А. К. Лирман «проверяла и инструктировала культармейцев» [36]. Александра Константиновна участвовала в проверке «союзной библиотеки при передаче ее в местный союзный клуб», два года была членом редколлегии и «полтора года от руки печатала всю профсоюзную газету «Наш опыт!», которая выходила ежемесячно. Лирман принимала участие во многих переписях населения [1].


Благодарность
от Сысертского отдела народного образования,
 Районного комитета Союза
работников начальной и средней школ
Лирман Александре Константиновне
за образцовое выполнение
решений партии и правительства о школе. 1939г.
Из фондов
ГАУК СО СОКМ «Сысертского краеведческого музея»

В 1941 году Александра Константиновна вернулась на работу в школу им. Тимирязева [2]. В годы Великой Отечественной войны писала Александра Константиновна «особенно возросла роль школы и учителя. Эти годы явились проверкой для всего советского учительства. В эти годы незаметный и скромный учитель на селе стал большим ответственным, направляющим всю работу не только в школе, но и в семье, и среди общественности» [23].

Александра Константиновна говорила, что в годы Великой Отечественной войны «когда каждая семья имеет бойца на фронте, благодарной темой для беседы с детьми является беседа о героизме и самоотверженности отцов, братьев, сестер, о работе в тылу, о помощи фронту» [23].

«Советский учитель ни в коем случае не должен был ограничиваться только преподаванием своей дисциплины: он сам был обязан обеспечить посещаемость учеников, организовать их общественную работу и трудовую деятельность». А. К. Лирман считала, что «прививать учащимся трудовые навыки нужно личным показом», поэтому «вместе с детьми работаем на огороде, приводим класс в порядок: моем стены, парты, поливаем цветы…»  [23].

Труд Александры Константиновны был высоко оценен, в декабре 1944 года Указом Президиума Верховного Совета за успешную работу по обучению и воспитанию детей Лирман наградили орденом Трудового Красного Знамени, в 1949 году — орденом Ленина. Также А.К. Лирман была награждена медалью «За трудовую доблесть» [2], медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» [18]. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 4.03.1948 года ей было присвоено звание Заслуженного учителя школы РСФСР. Решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся за № 2337 от 22 декабря 1948г. Александре Константиновне была назначена персональная пенсия местного значения [24], а 4 августа 1949г. постановлением Совета Министров РСФСР за № 623 Лирман назначена персональная пенсия республиканского значения [32].


.Лирман Александра Константиновна 1948г. Из фондов ГАУК СО СОКМ «Сысертского краеведческого музея;

На пенсии Александра Константиновна увлеклась опытом выращиваний теплолюбивых растений в комнатных условиях и селекционной работой.  После публикации статьи в «Учительской газете» об опытах Лирман по выращиванию на подоконнике томатов, к Александре Константиновне обратились из редакции детского журнала «Пионер» с просьбой написать для детей статью, описав свой опыт. Что Лирман и сделала. Александра Константиновна вела активную переписку со Свердловской селекционной станцией, в частности с кандидатом сх./наук П.А. Дибровым и к. сх./наук Л.А. Котовым по выведению и размножению новых сортов яблок — «Сысертское яблоко», «Моя радость» [20]. Не стало Александры Константиновны 18 ноября 1965г. «после продолжительной болезни». Вся жизнь Александры Константиновны отражена в ее словах, сказанных на Первом съезде сельских учителей Свердловской области, который проходил 4-8 января 1945г.: «Труд учителя это огромное, ответственное дело, требует от учителя любви к детям и упорного самоотверженного труда по привитию культуры, любви к знанию, к книге» [15].


А.К. Лирман с комнатным томатами, ноябрь 1948г.
Из фондов
ГАУК СО СОКМ «Сысертского краеведческого музея».

Судьба одной из младших сестер Лирман сложилась совершенно иначе. Анна Константиновна родилась в 1893 году в Сысертском заводе. Из автобиографии Анны Константиновны мы узнаем, что она «училась в Екатеринбургской 1-ой женской гимназии на стипендию, окончила 8 классов в 1911 году. С 5-го класса гимназии мне приходилось давать частные уроки и репетиторствовать[6], чтобы иметь возможность жить и учиться. По окончании гимназии получила свидетельство учительницы начальной школы. Назначена была в Невьянский завод, где и учительствовала до 1917г.

В 1912 году, будучи на учительских курсах в Екатеринбурге, принимала участие в нелегальной массовке учителей и рабочих ВИЗа (в 1937г. из полицейского дела, я узнала, что сходка эта была организована эсерами). Все участники массовки были арестованы, после допроса нас освободили, но привлекли к суду, приговорив к денежному штрафу».

 Из воспоминаний Анны Константиновны: «в 1917 году учительствовала в Екатеринбурге, с февраля 1917 г, как только началась революция, вступила в партию РСДРП (большевиков) в Екатеринбургской организации.  В 1917 году я бросила учительскую работу и стала работать секретарем больничной кассы «Центропомощь». Все свободное время отдавала партийной работе. В больничной кассе я проработала с ноября 1917г. по март 1918г. В этот период я сильно заболела — получилось обострение туберкулеза и по настоянию товарищей уехала подлечиться. Жила в деревне вблизи Сысерти, здесь меня и застал Колчаковский переворот. Услышав о моем предстоящем аресте, уехала в Курган к своей сестре, у которой прожила до октября 1918г.

В октябре 1918 года меня арестовали и под конвоем направили в Екатеринбургскую тюрьму, где я просидела 9 месяцев, вплоть до прихода красных войск.

 После освобождения из тюрьмы я принялась за партийную работу. Мы с Симой Дерябиной входили в организационное бюро. Основной работой Орг.бюро было — похороны жертв революции, организация помощи их семьям» [3].  


Анна Константиновны Лирман
Фотография из семейного архива Бокачевых

С августа 1919г. по май 1920г. Анна Константиновна работала техническим секретарем уездного комитета РКП(б). А. К. Лирман вспоминала, что «с мая 1920г. была парторганизацией переброшена ответственным секретарем Комитета Взаимопомощи при Губкоме партии. Когда партией был брошен лозунг – «Коммунисты в Вузы» я по моей просьбе была откомандирована Губкомом партии для учебы на Медфак Уральского Госуниверситета. С июля 1923г. по март 1925г. училась на Медфаке сначала в Екатеринбурге, а затем в Ростове на Дону. По семейным обстоятельствам (больная сестра, которой я все время помогала воспитывать ее двух детей) учение пришлось бросить и снова вернуться в Свердловск.

 В 1925 году работала в Свердловском Окружном ВКП(б) сначала инструктором, а затем Зав. информационно-статистическим п/отделом. В январе 1927г. была откомандирована секретарем Орг.отдела Обл. Исполкома и секретарем Окружного избиркома, где проработала до марта месяца. В виду откомандирования моего мужа Ивана Никитича Богачева в 1927г. в Ленинград для учения в Комвузе уехала в Ленинград. С сентября 1927г. по июнь 1928г. работала в Володарском Райкоме ВКП(б) в качестве информатора.

После рождения в 1928г. ребенка была откомандирована для работы сначала в Райсовет, а затем в Володарский Райжилсоюз, где работала ответственным секретарем Правления с января 1929г. до марта 1930г. В марте 1930г. по окончании обучения мужем в Комвузе он был снова направлен на Урал, и мы вернулись в Свердловск.

Первое время я работала в «Востокостали» в качестве ответственного исполнителя отдела экономики труда, затем снова перешла на партийную работу. С 1932г. по 1934г. работала в ОблККРКИ партследователем, а затем секретарем Орготдела по ликвидации органов ККРКИ была откомандирована в Политотдел Пермской ж.д., где по август 1936г. работала секретарем Райкомиссии партийного контроля, а затем инструктором по учету Политотдела дороги им. Кагановича. С августа 1936г. работала в Обкоме ВКП(б) в качестве инструктора-информатора. С мужем разошлась в 1933 году» [3].

В своих воспоминаниях Анна Константиновна отмечала, что «семья наша была революционной, две старшие сестры участвовали в революционном движении в 1905 году. Я помню, как в 1905г., готовясь к первомайской демонстрации у нас в доме шились знамена… часто хранилась нелегальная литература, приезжавшие из Екатеринбурга в Сысерть оставляли ее для проведения собраний. В 1907 году мы с сестрой Еленой жили в Екатеринбурге на квартире Анны Васильевны Трубиной, а у Трубиной была явочная квартира, куда часто приходили Семен Шварц, Наум… Иногда поздним вечером собирались небольшие собрания по 8-10 человек. Сестре Елене часто поручали хранение оружия, разбрасывание прокламаций, расшифровку писем. Вместе с ней эту работу выполняла и я. Но вот в 1909 году сестру Елену арестовали и сослали в Архангельскую губернию» [8].

В декабре 1941г. Анна Константиновна «перенесла очень тяжелую форму крупозного воспаления легких». Из Заочной школы ушла по сокращению штата, с июня 1942г. работала на заводе № 694». Не стало Анны Константиновны 6 апреля 1978 года.

Про остальных членов семьи Лирман выяснить удалось совсем немного.

Отец Александры Константиновны — Константин Александрович Лирман предположительно родился 10 мая 1845г. в г. Перми в семье рядового Пермского подвижного полуротка (из солдатских детей) Александра Егоровича и Дарьи Стефановны [17]. Согласно данных метрической книги Георгиевской церкви Оханского уезда села Дубровское в возрасте 25 лет дубровский станичный смотритель Александр Константинович венчался первым браком 11 мая 1869 г. с 25 летней дочерью диакона Надежной Ивановной Семеченковой в с. Дубровское Оханского уезда [9]. И 6 июня 1870 в семье Лирман родился сын Владимир [10].

Получается, что с Александрой Сергеевной (1857-1903) у Константина Александровича (1845-1896) был второй брак….

Мария Константиновна Лирман родилась 30 июля 1878г. [26], в 1893 году окончила курс Камышловской женской прогимназии и «служила в качестве учительницы» в Сысертском женском училище с 1 октября 1893г. [24]. Постановлением педагогического совета Екатеринбургской мужской гимназии от 8 марта 1911г. помощница учительницы Сысертского училища Мария Константиновна Лирман удостоена звания учительницы сельского приходского и начального народного училища без установленного испытания [27].


Свидетельство на звание учительницы Марии Константиновны Лирман. 1911г. Из фондов ГАУК СО СОКМ «Сысертского краеведческого музея».

В октябре 1918 году Председатель Земской управы Екатеринбургского уезда в связи с 25-летним юбилеем педагогической деятельности Марии Константиновны от имени Земского Собрания «принес благодарность за труды на поприще народного образования с пожеланием еще многие годы продолжать полезное служение» и «в знак вещественной признательности Земства» была назначена «награда в триста рублей» [7]. С 16 сентября 1921 года Марией Константиновной «служба оставлена по болезни» [22]. Не стало Марии Константиновны в 1957 году.

В Уральском торгово-промышленном Адрес-календаре на 1903 год Михаил Константинович Лирман указан как «заведующий Золотыхъ жильныхъ nрiисховъ въ Сысертской даче» [14, с.189].  А в метрической книге Успенской церкви Сысертского завода за 1903-1905гг. имеется запись о рождения 13 (крещение 19) апреля 1903г. у Потомственного почетного гражданина[7] Михаила Константиновича Лирман и его законной жены Ольги Алексеевы дочери Маргариты. Восприемниками выступали: по отцу младенца Михаилу Лирман родной брат Геннадий и крестьянская жена Надежда Петрова Сычева из Сысертскаго завода [12, Л. 18 об.].

Про Юлию Константиновну Лирман в замужестве Богомолову удалось немного узнать из Удостоверения, выданного ей в 1919г. коллегией Екатеринбургского уездного городского земельного отдела, в котором указано, что она «получила во временное пользование корову для питания молоком больных детей, в виду того, что за время в течении восьми месяцев она, личным трудом без отдыха с ущербом для здоровья, помогала сидящим в тюрьме неизвестным лично ей Сибирским советским работникам <…> всего 13 чел., снабжая их продуктами, бельем, лекарствами, а также не оставляла и сидевших в то время своих сестры и брата Анны и Ивана Лирман и таким образом материальное положение т. Богомоловой в данный момент затруднительно» [33]…


. Лирман Юлия Константиновна
 с дочерями.
 Фотография из семейного архива Бокачевых

О судьбе других членах большой семьи Лирман данных пока к сожалению, найти не удалось.

Источники:

  1. Автобиография Лирман А.К. от 1936г./ ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  2. Автобиография Лирман А.К. от 1947г./ ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  3. Автобиография Анны Константиновны Лирман от 1939г. / Из семейного архива Богачевых.
  4. Архангельская Л.В. Средние женские учебные заведения в городах Среднего Урала (вторая половина ХIХ – начало ХХвв.) // Сборник / М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, [Фонд Ельцина ; сост. Ю. В. Запарий]. – Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. – 234, [1] с. – С.69
  5. Благодарность № 1078 Лирман А. К. от 10.12.1905г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  6. Благодарность № 1261 Лирман А. К. от 26.07.1913г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  7. Благодарность № 1541 Лирман М.К. от 11.10.1918г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  8. Воспоминания Анны Константиновны Лирман, записаны Богачевым Р.И. в 1949г. / Из семейного архива Богачевых.
  9. ГАПК Ф.37.Оп.2. Д.170 — Метрическая книга Георгиевская церковь, уезд Оханский, вол. Дубровская, с. Дубровское, 1869 г.
  10. ГАПК Ф.37.Оп.2. Д.170 — Метрическая книга Георгиевская церковь, уезд Оханский, вол. Дубровская, с. Дубровское, 1870 год
  11. ГАСО. Ф. 6. Оп. 11. Д. 82. Л. 100 об.
  12. ГАСО. Ф. 6. Оп. 11. Д. 82. Л. 18 об.
  13.  Гончаров М. А. Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России в XVIII-начале XX века : [монография] /  М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т». — Москва : Пробел 2000, 2013. — 399 с. – С.23  https://litmir.org/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/vospitanie-detej-pedagogika/page-23-261066-m-goncharov-gosudarstvenno-obshchestvennoe-upravlenie.html (дата обращения 15.12.2023г.).
  14. Дмитрий Павлович Соломирский и наследники Турчанинова. //Уральский торгово-промышленный Адрес-календарь на 1903 год — Пермь : Изд. А.А. Вершовой, 1905.- С.-189.
  15. Из стенограммы Первого съезда сельских учителей Свердловской области. 4-8 января 1945 г. //Интернет проект «Исторические материалы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://istmat.info/node/11792 (дата обращения 12.01.2020г.)
  16. Личная карточка учителя начальной школы им. Свердлова рабочего поселка Сысерть Лирман Александры Константиновны от 1937г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  17. Метрическая книга Петро-Павловского собора г. Перми ГАПК Ф.37. Оп.1. Д.146 1845г.
  18. Некролог Лирман А.К. / газета «Маяк» / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  19. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917) : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2121 «Педагогика и методика нач. обучения] / А. В. Ососков. — Москва : Просвещение, 1982. — 208 с.– С. 96. 
  20. Письма. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  21. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 2 собрание. Т. 45., № 48 406
  22. Послужной список Лирман М.К. от 1924г./ ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  23. Речь А.К. Лирман, в связи с награждением Орденом Трудового Красного Знамени-рукопись. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  24. Решение Исполкома Свердловского областного Совета депутатов трудящихся от 1948г./ ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  25. Свидетельство № 1244 о рождении и крещении Александры Константиновны Лирман от 1889г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  26. Свидетельство о рождении и крещении Марии Константиновны Лирман – заверенная копия от 1925г./ ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  27. Свидетельство № 301 Лирман М. К. от 15.03.1911г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  28. Свидетельство № 35 педагогического совета Камышловской женской прогимназии от 8.06.1895г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  29. Трудовой список Лирман А.К. от 1928г./ ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  30. Труды Съезда учителей и учительниц земских народных училищ Екатеринбургского уезда, Пермской губернии, бывшего в г. Екатеринбурге с 8 по 14 июня 1911 г. — Екатеринбург : типография газеты «Уральская жизнь», 1911. -VII, 64 с.- С 58, 61, 63
  31. Удостоверение № 299 Лирман А. К. от 15.03.1911г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  32. Уведомление от Управления делами Совета Министров № КП-21 от 16.08.1949г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  33. Удостоверение № 2513 от 8.12.1919г. / Из семейного архива Богачевых.
  34. Характеристика учительницы Сысертской школы им. Свердлова А.К. Лирман 1937г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  35. Характеристика учительницы Сысертской школы им. Свердлова А.К.Лирман 1938г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.
  36. Характеристика учительницы Сысертской школы им. Свердлова А.К. Лирман 1939г. / ГАУК СО СОКМ «Сысертский краеведческий музей». Ф. Лирман.

[1] Фамилия Лирман образована от аналогичного прозвища. Вероятно, оно ведет свое начало от двух немецких слов: Lyre – «лира» и Mann – «человек, мужчина». Исходя из этого, можно предположить, что прозвище Лирман относится к числу «профессиональных» именований, содержащих указание на род деятельности основателя фамилии: он мог быть музыкантом, играющим на лире, или же мастером по изготовлению музыкальных инструментов [Происхождение фамилии «Лирман» онлайн: значение… names.neolove.ru].

[2] Первые телеграфы на Урале появились в начале 60-х гг. XIX в. В начале XX в. в крае (территориальные рамки 5 уральских губерний) насчитывалось 293 почтово-телеграфных учреждения различного типа, которые предоставляли услуги проводной электрической связи общего пользования. Государственные учреждения связи входили в состав Министерства внутренних дел, большинство служащих в них принадлежало к чиновному миру Российской империи. Несмотря на мундир, в социальной структуре российского общества связисты занимали промежуточное положение между чиновниками, технической интеллигенцией и пролетариатом. Такое специфическое положение наложило отпечаток на их повседневные практики и ментальность. [Шапошников Г. Н. Мотивация труда чиновников почтово-телеграфного ведомства на Урале (середина xixв. начало xxв.) / Вестник Челябинского государственного университета, Серия 1: История: Научный журнал — N. 3(81) – Челябинск: Полиграфический участок Изд. центра ЧелГУ, 2007-  С. 58 — 70]

[3]Свидетельство на звание учителя начальной школы выдавалось после успешной сдачи специального экзамена. Порядок экзамена был определен еще до создания учительских семинарий постановлением Госсовета 22 апреля 1868 г. о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения, а в мае 1870 г. были утверждены их правила. Экзамены должны были проводиться в особых испытательных комитетах, при педагогических советах гимназий и прогимназий, при уездных училищах. В 1876 г. было разрешено производить специальные испытания и правительственным учительским семинариям [Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 2 собрание. Т.43., № 45752; 54, стб. 7612—7680; 56, стб. 1624—1625; 1, с. 45—49, 51].

[4] Женщины практически никогда не совмещали работу в различных учебных заведениях. Получить место в гимназии было большой удачей, так как именно со второй половины XIX века женщин, желающих заниматься педагогическим трудом, в городах было много. Дополнительную педагогическую нагрузку они могли выполнять на общественных началах, например в воскресной школе. Но для учительниц, которые «служили», все-таки главным источником дохода, а точнее, средством к существованию было жалованье. [Котлова Т.Б. Учительницы в Российской провинции сто лет назад/ ЖУРНАЛ: Женщина в российском обществе, 2001]

[5] Мужские и женские гимназии выдавали разные документы об образовании, в первом случае — аттестат зрелости, во втором — свидетельство об окончании. Для поступления в университет требовался именно аттестат. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». У вольнослушательниц была возможность получить полноценный диплом, испросив допуск к экзаменам в испытательных комиссиях. [Каким было женское образование в Российской империи https://skillbox.ru/media/education/kak-zhenshchiny-rossiyskoy-imperii-borolis-za-diplom/ (дата обращения 15.09.2022г.)]

[6] Единственным дополнительным источником заработка были ученики, то есть домашние уроки, подготовка детей к поступлению в гимназию. Эта форма «подработки» была, без сомнения, распространена… [Котлова Т.Б. Учительницы в Российской провинции сто лет назад/ ЖУРНАЛ: Женщина в российском обществе, 2001]

[7] 10 (22) апреля 1832 г. императором Николаем I был подписан манифест «Об установлении нового сословия под названием Почётных граждан». «К ним относились лица, отличившиеся на каком-либо общественно полезном поприще. Почётное гражданство разделялось на личное (пожизненное) и потомственное (передавалось по наследству) и либо приобреталось по факту рождения, либо могло быть высочайше пожаловано по ходатайству самого просителя. Оно могло быть приобретено по службе или по особым представлениям. Причисление к почётному гражданству осуществлялось решением Правительствующего Сената или, в особых случаях, императорским указом. Потомственным почётным гражданам Сенат выдавал соответствующие грамоты, а личным — свидетельства установленной формы. С причислением к такой сословной группе приобретались привилегии свободы от рекрутской повинности, подушного оклада, телесного наказания, права именоваться во всех актах почётным гражданином, а также быть избираемым в городские общественные должности» [Императором Николаем I подписан Манифест «Об установлении нового сословия под названием Почётных граждан». / Президентская библиотека https://www.prlib.ru/history/619186 (дата обращения 20.12.2023г.].

Комментарии запрещены.

Полезные сайты