Медведева Н.А. Быль о Екатерине Мартьяновой
Время.… Как неодинаково ты относишься к разным людским судьбам. Иногда в твоём течении быстро исчезает память о человеке. Но известны примеры и другого рода. Сегодня наш рассказ о женщине, которая не живёт в Реже уже вот уже скоро 95 лет. У неё никогда не было здесь родственников, которые могли бы хранить память о ней. Но настолько яркой была её профессиональная деятельность, настолько неравнодушным было её отношение к своей работе, что память о ней сохранилась в городе до сих пор.
В начале прошлого столетия, с 1902 по 1912 годы, в Режевском двухклассном училище работала Екатерина Васильевна Мартьянова. Она имела прекрасное не только по тем временам образование. За её плечами – Екатеринбургская гимназия, Московские высшие женские педагогические курсы имени Д.И. Тихомирова, а впоследствии и Казанский университет. Вместе с мужем, Петром Ивановичем, они оставили глубокую память в сердцах режевлян тех поколений. Петр Иванович был заведующим училищем, а Екатерина Васильевна преподавателем. Впоследствии она работает в Режевском женском училище. Стараниями супругов была открыта читальня и библиотека для населения в здании современной школы №1. Через библиотеку распространялась и нелегальная литература большевиков. Мартьяновы были дружны с представителями передовой интеллигенции Режевского завода. В частности, Екатерина Васильевна приятельствовала с Марией Григорьевной Четверкиной-Соколовой, женой владельца кожевенных мастерских. По воспоминаниям детей Соколовых, в их доме неоднократно хранилась нелегальная литература, распространяемая среди режевлян. У потомков Соколовых сберегается фотографический снимок того времени. На нём Екатерина Васильевна с М.Г.Четверкиной и М.И.Ушаковой.
В 1907 году приказом Пермского губернатора Болотова читальня была закрыта. В России ещё была свежа память о недавней революции 1905 года. Всё, что способствовало бы её повторению, уничтожалось. Но энергичные супруги Мартьяновы запомнились режевлянам и как организаторы драматического кружка, который часто ставил спектакли. Они высказывались за прогрессивные методы ведения уроков, за запрет исключения учащихся из школ. Сейчас, когда уже сто и более лет минуло с той поры, в печати время от времени появляются сведения об этом. Не забыта славная подвижническая деятельность Мартьяновых в Реже до сих пор. Немногим людям достаётся такая народная память. Стало быть, супруги были её достойны. Ведь время – судья очень строгий и объективный. Его не обманешь, не пустишь пыль в глаза. Оно сохранит твой след лишь тогда, когда ты этого действительно заслуживаешь.
К сожалению, дальнейшая судьба Екатерины Васильевны отслеживается с пробелами. Следующая значимая веха её биографии – работа в Свердловске. В 1917 — 1925 гг. (с перерывом: лето 1918 г. — осень 1919 г., когда город был захвачен белогвардейцами) работала в г. Екатеринбурге школьным инструктором при ГубОНО, центральным инструктором главсоцвоса Наркомпроса с прикомандированием к Екатеринбургской губернии, зав. отделом социального воспитания Екатеринбургского ГубОНО, с ноября 1921 по февраль 1923 г., будучи зав. отделом соцвоса, одновременно работала заведующей школы им. Свердлова, а с января 1923 г. по февраль 1925 г. только её заведующей. Квалифицированный педагог, деятельная и энергичная в своей работе, Е.В. Мартьянова быстро нашла своё место в новой жизни. Её сразу заметили. И карьера стала складываться удачно. Являясь чиновником от образования, она при этом оставалась ярким практиком. И ни кому бы то ни было, а именно ей было поручено создать в 1921 году в тогдашнем Екатеринбурге губернскую опытно-показательную школу, которая бы стала образцом учебного заведения нового молодого государства. Школа должна была стать не только учебным заведением для детей, но и кузницей новых педагогических кадров губернии. Самые опытные педагоги должны были обучать здесь учительскому мастерству начинающих коллег. Перед Мартьяновой были поставлены сложнейшие задачи: «… через показательную работу школа будет обслуживать всю губернию, повышая квалификацию учителя, давая возможность организовать в других частях губернии, особенно промышленно-заводских районах, школы с таким же уклоном» (из постановления зав. Екатеринбургским ГубОНО от 17.11.1921 г.). И Екатерина Васильевна берётся за это дело с увлечённостью, всю себя отдавая работе. В стране ещё не закончилась гражданская война. Всюду царила нищета, голод, разруха. Не хватало топлива и электроэнергии. Свирепствовали эпидемии холеры и тифа. Но Мартьянова за короткое время осуществила невозможное. Была создана школа, отвечающая всем поставленным перед нею задачам. В эту работу были силами Екатерины Васильевны вовлечены общественные организации и промышленные предприятия тогдашнего Екатеринбурга. Всегда и везде в своей работе заведующая школой привлекала родителей учеников, зная, что они как никто другой заинтересованы в хорошей работе учебного заведения. И результаты не замедлили сказаться через короткое время. Здание было отремонтировано, классы обставлены мебелью, сформирован квалифицированный и опытный педагогический коллектив. О школе начинает писать городская и губернская пресса. В 1923 году она была представлена наркому просвещения РСФСР Анатолию Васильевичу Луначарскому во время посещения им города. Праздник учебного заведения проходил на сцене оперного театра. Наркому школа понравилась. Активный работник и талантливый организатор, Екатерина Васильевна была отозвана в Москву. А созданная ею школа до сих пор не теряет того высокого уровня, который был заложен Мартьяновой при её создании. Современная лингвистическая гимназия №13 города Екатеринбурга – это элитарное учебное заведение. Ряд предметов здесь преподаётся на английском языке. Здесь работают более ста учителей первой и высшей категории, три Заслуженных учителя РФ, 14 докторов и кандидатов наук. Среди выпускников школы заслуженный художник России Виталий Волович, произведения которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, чрезвычайный и полномочный посол России в республике Бангладеш Олег Мальгинов, Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Владимир Ильин, знакомый нам по фильмам «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник», известный московский продюсер Михаил Козырев.
Следующим этапом биографии Екатерины Мартьяновой является её работа в Москве. Здесь она становится директором школы №29, которую быстро выводит в разряд самых известных и престижных учебных заведений столицы. Успехи школы были неразрывно связаны с её именем. Она более 30 лет являлась директором, и отдала ей все силы и недюжинный педагогический талант. Конечно, успех дела зависел от подбора учителей. Это понимала Екатерина Васильевна и всегда стремилась привлечь на работу ярких и талантливых педагогов. Слабые учителя, как правило, в школе не задерживались и не они определяли облик педагогического коллектива.
Ее заслуги были по достоинству оценены государством: она была награждена двумя орденами Ленина, ей присвоили звание “Заслуженный учитель”, а в 1946 году она была избрана депутатом Верховного Совета СССР. Ее беззаветное служение детям послужило материалом для создателей прекрасного фильма “Сельская учительница”, в котором Вера Марецкая отлично сыграла роль учителя Варвары Васильевны Мартыновой. Именно Е.В.Мартьянова и послужила прообразом героини фильма. Многое в фильме Марка Донского указывает на факты биографии Екатерины Васильевны. Даже в имени главной героини прослеживаются видимые параллели. В фильме отражается приятие учителем новой советской власти. Таким же человеком была и Екатерина Васильевна. По рассказам министра культуры СССР Екатерины Алексеевны Фурцевой во время гражданской войны у Мартьяновой на её глазах белогвардейцами были казнены два сына. Видимо, это случилось в Екатеринбурге, в 1918-1919 годах.
Педагогом она была не только деятельным и талантливым, но и очень строгим. Бывшие ученики так описывают танцевальные вечера в школе №29. Здесь всегда было чинно, торжественно и при том весело. В зале второго этажа у стены, укутавшись в платок, сидела Екатерина Васильевна, и все при виде её как-то подтягивались, девочки приседали с поклоном, а затем пускались в пляс. Ни радиорубки, ни магнитофонов тогда ещё не было, поэтому на вечерах за роялем сидел тапер. Вечер открывался полонезом. Танцевали падеспань, польку, краковяк, а затем переходили к вальсу, танго и фокстротам.
Девочки приходили на вечера в парадной школьной форме. Никакие украшения не допускались. Даже старшеклассницам не разрешали ходить во входивших тогда в моду капроновых чулках. Косметика и маникюр строго преследовались. Известны случаи, когда особо фасонистых и подкрашенных отправляли в кабинет химии, где заставляли умываться и смывали ацетоном маникюр. Многое в этом напоминало первые кадры выпускного бала в фильме «Сельская учительница», когда при виде строгой начальницы учебного заведения её вчерашние ученицы приседали в почтительном книксене и замирали. Может быть, у современного читателя эти строчки вызовут удивление и даже недовольство. Что ж, Мартьянова была человеком своего времени. И ещё никому не удалось доказать, что соблюдение установленных правил поведения, пресечение распущенности и почитание старших довели ученика школы до чего-либо плохого. А обратных примеров мы знаем сколько угодно.
До сих пор в воспоминаниях бывших учеников 29 школы можно прочитать о высокой требовательности её директора. Известному российскому кинорежиссёру Эльдару Рязанову уже 80 лет. Но до сих пор он вспоминает разговор с ним и его матерью в кабинете Е.В.Мартьяновой по поводу ставшего известным случая курения. Руки дрожали не только у Эльдара, но и у мамы. Кто-то скажет, что эти воспоминания характеризуют педагога с не совсем лучшей стороны, что учитель должен быть добрым и гуманным. Но вряд ли с этим можно в полной мере согласиться. Доброта без требовательности и строгости может привести к печальным результатам в воспитании. Побаиваясь, ученики и любили Екатерину Васильевну. Леонид Владимирович Занков, известный отечественный педагог и психолог, создатель столь популярной в наше время развивающей системы обучения, в одном из своих произведений писал о том, что ученицы Мартьяновой считали её своей второй матерью, позволяя ей в отношении себя гораздо больше, чем какому-либо другому учителю. Школа при Мартьяновой добилась очень высоких результатов. Она стабильно держала пальму первенства по количеству медалистов среди московских школ, а по количеству неуспевающих самый малый процент. Всегда в работе учебного заведения Мартьянова заинтересовывала родителей. Они помогали, чем могли. Это сторицей воздавалось успехами учащихся. Выпускники школы отличались глубокими знаниями и успешно поступали в самые престижные ВУЗы Москвы.
В школе работали спортивные секции и танцевальный коллектив под руководством знаменитого Владимира Сергеевича Локтева, заслуженного деятеля искусств РСФСР, впоследствии художественного руководителя и главного дирижёра созданного им Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров.
Бесспорные успехи в учебно-воспитательной работе и огромный авторитет Екатерины Васильевны Мартьяновой позволили школе улучшить “жилищные условия”. Летом 1955 года школа, теснившаяся в старом здании, переехала в новое помещение. Новый 1955-56 учебный год ученики и учителя встретили в большом просторном светлом здании, где были большие классы, кабинеты с подсобками, широкие коридоры, огромный спортивный зал, столовая, мастерские и даже тир. Школу активно “ обживали”, обустраивали, но Екатерина Васильевна лишь 1,5 года проработала в этом здании. В январе 1957 года в возрасте 82 лет она умерла, оставаясь до последних дней на трудовом посту. Похоронена Екатерина Васильевна на Новодевичьем кладбище.
Педагогический коллектив поддерживает высокую марку учебного заведения. С 1965 года — это уже специализированная школа с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. Именно сюда во времена горбачевской оттепели привозили супругу президента Америки Рейгана для знакомства с московской детворой. Школа была настолько знаменита, что при преобразовании ее в гимназию в нумерацию была введена цифра 29 сразу вслед за общей для всех гимназий цифрой15. Здесь учились преуспевающий адвокат и светский лев Михаил Барщевский, бывший министр финансов России Борис Федоров, журналистка Наталья Геворкян, лауреат детской Нобелевской премии 2001 года по физике Антон Одноволов.
Яркая жизнь учителя Екатерины Мартьяновой оставила после себя память не только у современников. В школах, где она работала, до сих пор живёт её дух. Планка, установленная ею, очень высока. Но последователи Мартьяновой, стараясь не занижать её, достигают в своей работе очень высоких результатов. И очень радостно за ребятишек, посещающих мартьяновские школы. Если только не будут лениться, престижное образование с большими перспективами им гарантировано. И чувство благодарности живёт в сердцах многих родителей и учеников.
Н.Медведева