Сухарев Юрий

Календарь

Февраль 2026
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728  

Медведева Н.А. Выселок Суханово

История режевской земли многогранна. Появлялись на ней различные населённые пункты. Случалось это в разные столетия, по многим причинам. Это могло быть освоение земель для сельского хозяйства, возведение промышленных объектов. У каждого населённого пункта – своя неповторимая судьба. Не всем из них удалось сохраниться. Появившись однажды, они порой исчезали. Иногда может показаться, что бесследно. Но эта точка зрения – следствие лишь поверхностного взгляда на историю. Не бесследно. Человеческая память не так быстро стирается. Порой она хранит исторические данные очень долго. В этом её замечательное и удивительное свойство.


Географическая карта 1986 г. с отметкой места, где располагался выселок Суханово

В 1922 г. в юго-западных окрестностях старинного села Покровского, в сосновом бору с большими покосными участками недалеко от истока реки Бобровки, образовался выселок Суханово. Была тогда такая практика в молодом советском государстве выделять земельные наделы для желающих выехать из сёл крестьян. Они начинали обрабатывать сельхозугодья, вводить в оборот новые пашни. По возможности, могли организовать и кустарное производство. В новый выселок Суханово из Покровского перебрались шесть семей.

Это были семьи Шипицина Федота, Плеханова Михаила Макаровича, Плеханова Якова Макаровича, Горбунова Вадима Корниловича, Гусева Якима Ивановича. Они объединились в артель с названием имени Свердлова. Поставили свои дома. Часть покосов распахали под приусадебные огороды. Выжигали известь, изготавливали штукатурную дранку[1]. Откуда появилось название Суханово, а также примерно в это же время возникшего выселка Сафьяново, неизвестно. Ни Сухановых, ни Сафьяновых среди первопоселенцев не было. Возможно, от прозвищ, которые тогда были обычным делом.

Артель просуществовала недолго, только до 1929 г. Вышло постановление о переходе артели в подчинение колхоза. Почти шесть месяцев она не работала, в конце концов восстановилась на территории села – на его западной окраине (в Соснятах). Возглавил её Гладких Василий Фёдорович. Колхоз имени Фурманова, а потом и совхоз «Покровский» многие годы территорию бывшего Суханово в летний период использовали для выгула крупного рогатого скота и телят.

Книга «Список населённых пунктов Уральской области» 1928 г. сохранила противоречивую информацию о Суханово. Выселок упомянут дважды. Один раз – в подчинении Режевского завода. Там, по данным переписи 1926 г., зафиксированы два хозяйства, население численностью 11 человек. Водный источник – колодцы[2]. Второй раз – в подчинении Покровского сельсовета. Данные здесь указаны иные: хозяйств пять, население 27 человек. Водный источник – река Бобровка[3]. Истина была, наверное, посередине. Население постепенно перебиралось обратно в Покровское.

В общем, выселку была предуготована судьба, которая была тогда у подавляющего большинства подобных населённых пунктов, – исчезнуть[4]. Но расположен он был не в глухом участке уральской тайги, а между двумя развивающимися промышленными посёлками, которые затем приобрели статус городов, – Артёмовским и Режом. И это обстоятельство продолжило его жизнь на несколько десятилетий.

С начала 1940-х гг. хранит в своей памяти и сердце воспоминания о выселке Суханово один из последних его жителей – Леонид Александрович Гаряев. В те годы в Суханово по-прежнему было шесть домовладений, как и со времени его возникновения. Дома стояли на единственной улице, на довольно большом расстоянии друг от друга, по одному порядку. Жили в них семьи Корепановых Василия и Александры с четырьмя детьми, Мутовкиных Степана (лесника) и Елены с двумя детьми, Бочкарёвых Михаила и Евдокии, Ознобихиных Поликарпа и Ксении, Гаряевых Александра и Анастасии с четырьмя детьми. И лишь шестая семья не сохранилась в памяти.

Каждая семья возделывала огород, держала скот. Для технических нужд воду брали из речки Бобровки. А для питься – из двух колодцев. Колодцы копали всем миром. Как тогда говорили, устраивали помощь. То есть мужчины копали яму и ставили сруб, а женщины готовили для всех работников сытное угощение. Так обходились без всякой техники и даже без электричества, которого в Суханово никогда не было. Хозяйственная смётка, добрые соседские отношения – всё это помогало выживать в сложных условиях оторванности от больших населённых пунктов.

Примерно в 2 км располагалось Малое Суханово – место для выпаса скота, на котором была построена избушка для пастуха. Поля возле Суханово не пустовали. Они принадлежали подсобному хозяйству завода № 552 из Режа, там возделывали овощи и зерновые культуры. Недалеко от выселка, выше по течению реки, располагался посёлок Бобровка, названный в честь речки. Он был совсем другим. Видимо, он имел дореволюционную историю, связанную с углежжением для нужд Режевского чугуноплавильного и железоделательного завода. При попытке возрождения работы домны в 1930-х гг. там было возобновлено производство древесного угля. Стояли бараки, была проложена лежнёвка – дорога из досок для облегчения движения подвод. Но возрождение домны потерпело неудачу. Уголь в бобровских печах производить перестали. После этого началась эпоха подсочки. В Бобровке поселились вздымщики, был организован лесохимический завод Свердловского Обллеспромсоюза[5]. Затем некоторое время в бараках, переоборудованных в дом инвалидов Облсобеса, жили незрячие бывшие фронтовики. Но и их перевели в Реж. Со временем посёлка не стало.

В Суханово было вольготно. Дед, Никифор Никонович Гаряев, работал там углежогом и смолокуром, он умер в 1935 г. Но место, где он гнал из древесины и собирал в тару смолу для дальнейшей отправки, долгое время сохранялось. Это была площадка на земле размером около 3 кв. метров, залитая тёмным веществом, похожим на асфальт. Там ничего не росло. Дом Гаряевых стоял в 50 м от берега реки. Держали одну или двух коров, телёнка на мясо, овец, куриц. Для скота были загоны. Пасли его по очереди. В окрестных лесах было много ягод и грибов. Росли красная и чёрная смородины, щавель-кислица, пучки, лилии-саранки со съедобными луковицами. Можно было собирать черёмуху, калину, чернику, землянику, бруснику. Обитали в окрестностях и животные. Сёстры Тамара и Галя встретили как-то в лесу волка, приняв его за большую собаку. Однажды в лесу пропала овечка. От неё нашли потом только шкуру, а мясом поживились зубастые хищники.


Жители Суханово Гаряевы Александр Никифорович и Анастасия Вавиловна с дочерями Тамарой и Галиной. 1936 г.

Был ещё случай, который Леонид Александрович во всех деталях помнит до сих пор. Он, двенадцатилетний мальчишка, возвращался однажды из Режа, куда был матерью отправлен за хлебом. Как обычно, двигался по лежнёвке – верному пути к дому, который был хорошо знакóм. И вдруг мальчик увидел, что в нескольких десятках метров впереди навстречу ему катится тёмный шар. Это было очень удивительно. Вдруг шар распался пополам. И его половинки оказались медвежатами, которые играли друг с другом. Такая встреча не предвещала ничего хорошего. Впереди на лежнёвке сидела мать – огромная медведица. Пришлось обойти медвежье семейство, сделав большой крюк по лесу.

Добраться до Суханово можно было по грунтовой лесной дороге, которая почти не знала машин. Неподалёку проходила железная дорога на Егоршино. Пригородный поезд (литер) делал на ней многократные остановки. Одна из них располагалась между Никелем и Соснятами и называлась Тупик. Теперь её не существует. Там была стрелка и короткие рельсы, отведённые в сторону, на которые можно было закатить один вагон. Здесь литер ненадолго притормаживал. Никакого перрона не было. Со ступеньки вагона нужно было спрыгнуть на землю. А дальше по лесной тропинке – в Суханово.

Начавшаяся война запомнилась тем, что отца забрали на фронт. Леониду было пять лет, а младшему брату Геннадию – всего две недели. Отец вернулся домой после тяжёлого ранения в 1942 г. В ногу попала разрывная пуля – жестокое изобретение для нанесения тяжёлых увечий. Мобилизовали инвалида после долгого лечения в госпиталях в трудовую армию через военкомат. Пришлось работать на 75-м разъезде (ныне станция Стриганово). Однажды возвращался домой по лесной дороге, и силы оставили Александра Никифоровича. Жена Анастасия Вавиловна каким-то шестым чувством осознала, что с мужем беда. Пошла навстречу, обнаружила его лежащим без сил на обочине. Помогла добраться домой. Потом пришлось ему ещё работать на Бобровке, затем в артели «Сельхозкомбинат». Умелые руки плотника всегда найдут себе применение. Отец мог сделать всё, даже бочки и лыжи.

Война запомнилась ещё строительством ЛЭП в окрестностях Суханово. Фронту нужна была броня. А для её производства – никель. Режский никелевый завод осваивал новое Покровское месторождение руды. Туда требовалась электроэнергия, которую стала давать недавно реконструированная Егоршинская ГРЭС. От неё стали строить линию электропередач к Покровскому руднику. Строили эстонцы – тоже бойцы трудовой армии. Жили они в землянках примерно в 1 км от Суханово. Иногда меняли вещи на продукты. Долго хранился в семье Гаряевых нож, принесённый одним из эстонцев в качестве оплаты за молоко.

А выселок тем временем из подчинения Покровскому сельсовету перешёл в состав Режевского района. Случилось это в августе 1942 г. В это время рабочий посёлок Реж готовился стать городом районного подчинения. Оформлялись документы. Для изменения статуса требовались аргументы. Одним из них стал тот факт, что населённые пункты Торфоболото, Покровский рудник, полуказарма 91 км не имели формально никакого подчинения. Посёлок Бобровка и выселок Суханово тяготели к Режу, хотя располагались на расстоянии 10 км от него.

Краткая характеристика гласила: «Выселок Суханово расположен в лесной даче зелёной зоны Режевского поссовета в 9,5 км от Режа на границе с Егоршинским районом. Всего на Суханово 6 жилых строений, занятых рабочими райлесзага и подсобного хозяйства завода № 552. Два жилых дома частновладельческих, проживающие в них жители (2 чел.) заняты на сборе живицы. Всего население на выселке 16 человек. Ближайшим крупным административным центром от выселка является село Покровское Егоршинского района, но связь и тяготение установлена только с пос. Реж»[6]. Так была окончательно узаконена принадлежность выселка к Режевскому району.


Дом в г. Реже на ул. Зелёной № 65, перевезённый из выселка Суханово.
2025 г. Фото автора.

 Учиться в школе сухановским ребятам приходилось в селе Покровском. Для этого в течение зимы нужно было жить у бабушек. Конечно, семье пришлось думать о будущем, о судьбах детей. И Гаряевы решили перебираться в город. Делалось это в те времена необычным для современного человека способом – переезжали вместе с домом. Его раскатывали на брёвна и перевозили на новое место. А там вновь собирали.

Собрали, а, по существу, построили свой дом со всеми хозяйственными службами заново Гаряевы на ул. Зелёной, верхняя часть которой в те времена ещё не была окончательно застроена. Дом под номером 65 стоит до сих пор. Конечно, у него теперь совершенно другие хозяева. Возможно, они даже и не знают о том, что у дома такая неординарная судьба.


Леонид Александрович Гаряев

Геннадий Александрович Гаряев

Переезд случился в 1951 г. Глава семьи и дочери нашли работу в городе. А сыновьям предстояло ещё учиться. В седьмой класс Леонид Гаряев пошёл уже в Режевскую школу № 1, которую успешно окончил в 1954 г. Дальше за его плечами – очень насыщенная событиями жизнь. В техническом училище получил специальность слесаря-лекальщика. Отслужил срочную службу в армии, окончил Ирбитский мотоциклетный техникум, затем заочно Уральский политехнический институт. Работал мастером в планово-диспетчерском бюро инструментального цеха РМЗ, затем более 10 лет начальником этого цеха. Был председателем профсоюзного комитета родного предприятия, затем в 1988 г. его избрали заводским парторгом. Награждён медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» и «Ветеран труда». После выхода на заслуженный отдых 14 лет возглавлял ветеранскую организацию РМЗ.

Младший брат Геннадий Александрович – тоже инженер. Он окончил Режевскую школу № 1 с серебряной медалью в 1959 г., затем УПИ. Долгие годы живёт в посёлке Рефтинском, работал там в цехе наладки ГРЭС. Считался виртуозом своего дела[7]. Увлечённый турист, он в одиночку сплавлялся по рекам. Своим руками при помощи топора и ножовки строил из брёвен плоты и бесстрашно плыл через пороги вниз по течению. Бывал на Северном Урале, Алтае. Один мог зимой на лыжах совершить переход из Рефтинского в Реж. Воспоминания Геннадия Александровича «Хребты саянские» и «Последняя река» хранятся в фондах музея истории Режевской школы № 1[8]. Вот такая интересная судьба у режевлян с сухановскими корнями.

А что же Суханово? Вслед за Гаряевыми постепенно все его жители вместе с домами покинули выселок. Разъехались кто в Реж, кто на Покровский рудник. Нет теперь этого населённого пункта. На его месте – открытое безлесное пространство, на котором угадываются ямы от подполий. Где-то коварно прячутся в густой траве колодцы, поджидая незадачливого случайно оказавшегося там человека. Есть заросли крапивы, которая всегда бывает спутником исчезнувших населённых пунктов. Она ещё очень долго не пускает другую растительность на ранее обжитую местность.

На небольшом расстоянии от выселка находится теперь Рефтинский водозабор. Возник он случайно. При проведении разведки, которая предшествовала строительству Рефтинской ГРЭС, геологи неожиданно обнаружились большие запасы подземных вод. С тех пор правобережная часть города Режа получает из этих мест питьевую воду.

Пропал выселок Суханово с карты, нет в нём домов, не слышно человеческих голосов. Но память о нём не исчезает. Ведь любой населённый пункт – это не только дома, но и люди, связавшие с ним свою судьбу. Пока они живы, живёт и Суханово.

Медведева Н. А.


[1] Воспоминания Горбунова В. И. (г. Артёмовский) на 1 стр. Архив автора.

[2] Список населенных пунктов Уральской области. Т. 10 : Свердловский округ. — Свердловск : Издание орготдела Уралоблисполкома, Уралстатуправления и окружных исполкомов, 1928. – С. 82-83.

[3] Там же. – С. 30-31.

[4]Медведева Н. Выселки // Реж. Прикосновение к истории. – Реж, 2024. – С. 463-466.

[5] Письмо рабочих подсочки // Большевик. – Реж, 1937. – 4 сент. – С. 2.

[6] Выписки из решений Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся (копии) 15.01.1942-28.12.1942. АОА РГО. Ф.48. Оп.5. Д.1. Лл.2, 9.

[7] Огни Рефта (К 60-летию ГОЭЛРО) / Ред-сост. Э. П. Молчанов. – Свердловск : Средне-Уральск. кн. изд-во, 1980.

[8]Гаряев Г. А. Последняя река. Рукопись на 20 стр. 2015 г. Фонды Музея истории Режевской школы № 1.;

Гаряев Г. А. Хребты Саянские. Рукопись на 34 стр. 2015 г. Фонды Музея истории Режевской школы № 1.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты