Медведева Н.А. История семьи Ведерниковых
Снег… Он падает и ложится на ветви деревьев за оконным стеклом. На него смотрит пожилая женщина из окна своей квартиры в Новосибирске, и он будит в ней ностальгические воспоминания о счастливых днях детства и юности, которые прошли в далеком теперь от неё городе Реж. Героиню нашего рассказа зовут Жанна Константиновна Пахомова. Она давно уехала из Режа, но хранит память о своей малой Родине в сердце.
Род Ведерниковых – из самых первых династий мастеровых, что поселились на режевской земле. Случилось это ещё в конце XVIII века. Именно к нему относится семья, о которой мы ведем рассказ. Отец Жанны Константиновны, Константин Александрович, – коренной режевлянин. Родился в 1893 году, участник I мировой войны. В армии унтер-офицер, на заводе работал кузнецом. Мама – Лидия Ивановна Суздалова. Поженились они в 1918 году, венчались в Богоявленском храме.
Режевской завод уже был закрыт, и семья в поисках работы уезжала на угольные копи, в поселок Черемшанка Егоршинского района, где Константин Александрович работал штейгером на шахте. Но тяга к родине победила, и Ведерниковы вернулись. Нашлась здесь и работа лесорубом на никелевом заводе. В семье родилось трое детей. Имена им нарекли по тем временам редкие: Авенир, Альберт и Жанна. Дом Ведерниковых стоял на улице Зеленой, 5. До наших дней он не сохранился. Память Жанны Константиновны хранит картины довоенного детства.
Любимый брат Авенир, родившийся в 1923 году, учился в школе №1. Учился очень хорошо. В аттестате, выданном 16 июня 1941 года, – только «четверки» и «пятерки». Особенно большие успехи были у него по математике. Он часто помогал одноклассникам в решении задач. Увлекался шахматами, играл на мандолине. Из дерева смастерил самодельные шахматные фигурки и доску. Работа была очень кропотливая. Глаза для коней были взяты из рыбы. Писал стихи, знал наизусть почти всего «Евгения Онегина». Окончил вечерние курсы киномехаников в здании бывшей Богоявленской церкви. Многие его сверстники так и не доучились на них, заправлять пленку в киноаппарат – непростая задача. Но привычка доводить начатое дело до конца, которая была одной из основных черт характера Авенира, победила. Потом приглашали его крутить киноленты, брал маленькую Жанну с собой. Сдав нормативы, стал значкистом ГСО и ПВХО. 22 июля 1941 г. добровольцем ушел на фронт. Прощаясь, просил маму не плакать.
Семья Ведерниковых. Предвоенные годы
Мечтал стать военным моряком, подал заявление в Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Готовился к этому. Очень хорошо плавал, с берега Гавани переплывал до старообрядческого кладбища. Но стал военным летчиком. Окончил Ижевскую авиационную школу. Воевал на Ленинградском фронте. В комсомол вступил еще в школе, в 1939 году, а на фронте в 1944 году стал кандидатом в члены ВКП(б). Письма приходили с адреса «Полевая почта 36758». В них – только хорошее, огорчать семью не хотел. 1 августа 1943 года был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В январе 1944 г. – медалью «За отвагу». В наградном листе указано, что, входя в состав экипажа самолета ИЛ-2, Авенир совершил 32 боевых вылета, мужественно и умело отразил 7 атак истребителей противника. В результате выполнения боевых заданий уничтожено большое количество оружия и свыше 50 человек живой силы противника.
18 февраля 1944 г. воздушный стрелок 999 штурмового авиационного полка А. Ведерников погиб при выполнении боевого задания над небом Эстонии, в районе Рейнигу. Самолет не вернулся с боевого задания. Место захоронения Авенира неизвестно. Ему было всего 20 лет.
Искать более конкретные сведения о гибели сына начал еще Константин Александрович, об этом есть сведения в ОБД «Мемориал». Музей школы №1 пытался помочь семье Ведерниковых в поиске места захоронения Авенира Константиновича. В 1970-х годах отправляли даже запрос в Совет пионерской организации Эстонской ССР. Но поиски не дали результатов. А это обстоятельство порождает надежду. Жанна Константиновна до сих пор ждет своего брата с войны. Где-то в глубине души есть надежда, что не погиб, а попал в плен, не захотел потом с этим грузом приезжать к родственникам. И редкое сочетание его имени и отчества позволяет ей задавать прямые вопросы его тезкам. В 2015 году даже обращалась в передачу «Жди меня». Фото Авенира показывали по телевизору. Но пока надежда остается нереализованной. Имя А.К. Ведерникова занесено в Книгу Памяти по Режевскому району, увековечено на мемориальных плитах монумента боевой и трудовой славы режевлян и мемориальной доске памяти погибших учителей и выпускников школы №1.
Альберт Константинович Ведерников родился в 1928 году. Рано пошел работать, оставив школьную скамью. Карточка работающего тогда давала 600 граммов хлеба. Стал техником по наземному обслуживанию самолетов. Работал в Новосибирске, в аэропорту «Толмачево». Затем уехал на Алтай. Затем перебрался в город Егорьевск Московской области, где и похоронен.
Жанна Константиновна родилась в Реже в 1931 году. Училась в школе, затем работала в редакции газеты «Правда коммунизма». Мужа Сергея Григорьевича Пахомова она встретила в поселке Озерном в 1952 году. Его отец, Григорий Андреевич, горный инженер третьего ранга, оказался здесь не случайно. В поселке велась добыча стратегического радиоактивного сырья.
Сергей Григорьевич прошел войну, вернувшись оттуда с боевым орденом Красной Звезды и медалями. Стал геофизиком. Жанна Константиновна ездила с мужем по Сибири: Новокузнецк, Горная Шория, Новосибирск. Там теперь она и живет, не теряя памяти о родном городе Реж. Пусть эта память дает ей силы жить долго, а малая Родина будет благодарна за то, что Жанна Константиновна хранит ее в своем сердце.
Доклад представлен на НПК «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 16.02.2019 г.
Источники:
- ЦАМО Ф.33 Оп.686044 Д.2454 Л.1.
- ЦАМО Ф.20247 Оп.2 Д.2 Л.11.
- ЦАМО Ф.58 Оп.18002 Д.168 Л.3.
- ЦАМО Ф.58 Оп.18002 Д.281 Л.4.
- ЦАМО Ф.58 Оп.18004 Д.187 Л.3.
- ЦАМО Ф.33 Оп.11458 Д.304 Л.2.
- Книга Памяти Свердловской области. Т.11. С.286.
- Материалы из фондов музея школы №1.
- Воспоминания Пахомовой Ж.К.