Медведева Н.А. Исчезнувшие населённые пункты на режевской земле
Человек на Земле. Приходит он хозяином на новые территории, валит лес, строит дома, распахивает поля. И стоят потом веками города, сёла, деревни, обрастая историей, даря своему народу славных сынов и дочерей, уходя в землю кладбищами, возносясь в небо памятниками. И гордость у человека своими корнями появляется не на пустом месте, если знает он, что его предки веками жили здесь…
Но не у всех населённых пунктов такая радостная судьба. Бывает, появившись, через некоторое время они по разным причинам уходят в историю. К счастью, память человеческая – вещь крепкая. Не существуя уже физически, в воспоминаниях людей долго могут жить места, где кто-то имел счастье родиться, испытал боль потери родных, жил, учился, работал, любил…
В истории Режевского района немало таких ныне не существующих посёлков и деревень. Не всякому режевлянину что-то скажут теперь такие названия, как Пачкун-Антоновка, Лешаки-Белоусова, Старые Кривки, Костоусовский рудник, Травяной или Суханово. Поэтому, уйдя в историю, представляют они большой интерес для краеведа. О некоторых не существующих уже деревнях напоминают памятники. Неравнодушный человек установил на месте исчезнувшей деревни знак «В память жителям деревни Медвежка 1796-1954 гг.». Напоминает о былом существовании деревни Новые Кривки памятник погибшим в Великой Отечественной войне, который ныне взяли под опеку казаки.
Сложнее с памятью о былом поселении, если оно находилось вдалеке от дорог. В глухой тайге, куда можно добраться порой лишь на внедорожнике, сохранились на Режевской земле следы старых населённых пунктов. Об одном из них может поведать исследователю карта 1930-х годов. Это деревня Адуй на месте впадения одноимённой речки в Реж. Другое её название, которое можно прочесть в метрических книгах Пророко-Ильинской церкви села Шайтанское, в чей приход она входила, – деревня Усть-Адуевая. Этот же населённый пункт называли Новая деревня. Находилась на месте впадения реки Адуй в Реж. Жили там земледельцы, осваивающие уральскую землю.
В 1918 году, когда по Режевской земле прокатилась волна военных действий Гражданской, не остались в стороне и жители Адуя. Несколько из них сражались на стороне красных в отряде П.Д.Хохрякова на станции Крутиха. Имена троих навсегда вошли в историю. Их звали Антропов Демид Матвеевич, Худяков Максим Львович и Марков Иван Фёдорович. Антропову Д.М. было 38 лет, Худякову М.Л. 30, а Маркову И.Ф. 27. Все трое погибли 3 сентября 1918 года, были расстреляны и заколоты штыками белогвардейцами. Через неделю, 10 сентября, их похоронили в родной деревне в братской могиле.
Десятилетиями Октябрьский сельский Совет ухаживал за захоронением. Выделялся трактор для поездки, выписывались наряды на ремонт и покраску пирамидки, шефствовали над памятником черемисские комсомольцы, о чём свидетельствуют фотографии, хранящиеся в городском историческом музее. По инициативе А.И.Першина был установлен новый стальной памятник. Но время – неумолимая вещь. Поменялось многое в России в последние десятилетия. Стал забываться памятник на заброшенном кладбище деревни Адуй. В 2014 году туристы из клуба «Арго» школы №1 под руководством Сергея Олеговича Таболы разыскали захоронение. Памятники привели в порядок, покрасили. Ребята решили взять шефство над братской могилой. Ежегодно они сплавляются по Режу. Принято решение делать остановку в этом месте и следить за состоянием могилы, возлагать цветы.
А от деревни Адуй практически ничего не осталось. Лишь упрямая крапива не даёт зарасти месту, где когда-то жили люди. Вот такое это удивительное растение, помогающее не исчезнуть памяти…
Ещё лишь только в воспоминаниях людей остались старые посёлки Рефты и 105-й квартал на берегу реки Малый Рефт в юго-восточной части района. Попытку найти их следы, продвигаясь со стороны Асбестовского района, предприняли в этом году энтузиасты-краеведы из Рефтинского и Асбеста Ю.М.Сухарев, О.М.Кожевников, В.Н.Рубцов, А.Л.Копырин. Посёлки находились в труднодоступном районе, дорог в современном понятии туда нет.
Посёлок Рефты существовал с 1940 года. Основным его населением были польские переселенцы-осадники. Память о поселении свято хранит живущий далеко от Режа, в городе Ачинске Красноярского края, Альбин Михайлович Пузанов, который провёл там часть своего детства. Хранят память и поляки, члены общества «Полярос». Несомненно, найдутся и в Реже люди, жизнь семей которых была связана с Рефтами.
На начальном этапе существования посёлка поляков в Рефтах было около 160 человек. Они занимались сероподсочкой. В 1941 году началось формирование армии Андерса, многие польские мужчины ушли воевать. Население посёлка изменилось, остались большей частью женщины и дети. Польские ребятишки учились за одной партой с русскими, их матери дружили, вместе преодолевая тяготы военного времени. Не только живицей снабжали Рефты промышленность воюющей страны. В 1942 году районная газета «Большевик» писала, что школьники Рефтов и близлежащих посёлков должны активно собирать мох сфагнум на прилегающих болотах, он тогда использовался как перевязочный материал. И по плану нужно было собрать 17 тонн. Всё для победы… В 1944 году эшелон СК 878 увёз выживших поляков на родину… С их отъездом стал понемногу терять своё значение и посёлок.
В непосредственной близости от Рефтов, на другом берегу реки, около 1945 года был построен посёлок лесозаготовителей 105 квартал, куда, кроме местного населения, были привезены в период войны пленные немцы, появилось отделение лагеря №523. Они жили там до 1948 года, затем были отправлены в город Асбест. Их заменили позже заключённые на поселении. Посёлок был крупным для своего времени. В послевоенные годы в нём проживало около 1000 жителей. Здесь располагались школа, магазин, пекарня, детский сад. Работало лесозаготовительное производство, была проведена ветка узкоколейной железной дороги от станции Костоусово. Посёлок прекратил существование в 1960-х годах. В 1965 году в списках избирательного участка №27 ещё значились Рефты и 105-й квартал, о чём свидетельствует алапаевская газета «Искра» («Правда коммунизма» тогда была временно закрыта).
На территории Рефтов и 105 квартала теперь нет строений. Только ямы-погреба на месте бывших домов, фундаменты печей. Мост через Малый Рефт разрушен, сохранилась лишь часть брёвен от него. Была обнаружена площадка, на которой располагался лагерь военнопленных.
Посёлки исчезли, но кладбище сохранилось. Его можно считать интернациональным. Здесь похоронены поляки, немцы, русские. Несколько металлических памятников периода 1950-х годов ещё напоминают о людях, нашедших здесь вечный покой…
Пусть дольше не теряется память об ушедших поселениях. Ведь в них тоже жила история России.
Н Медведева