Сухарев Юрий

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Медведева Н.А. Карамышевы

В начале 1830-х годов сын священника, молодой пономарь Петр Федорович Карамышев, только что окончивший Касимовское уездное училище, что в Рязанской губернии, в поисках места для дальнейшей службы, приехал на Урал[1]. Для тех времен это было обычным делом. В центральных губерниях России не хватало мест в приходах, поэтому многие церковнослужители в то время перебирались из-под Владимира, Рязани, Пензы на Урал и в Сибирь, где было можно обосноваться.

Так к исконно уральским родам церковнослужителей Удинцевых, Чернавиных, Ляпустиных добавились Андриановские, Гвоздевы, Геликоновы, Мостовы, Флоринские и многие другие династии священников.

Церковь Вознесения Словущего в с. Карамышево Касимовского района Рязанской области. Фото из свободных источников интернета.

Село Карамышево, откуда приехал на Урал П. Ф. Карамышев, существует до сих пор в Рязянской области, в том месте, где Ока образует одну из своих излучин. Сохранилась в полуразрушенном состоянии и каменная церковь Вознесения Словущего. Только живет в этом селе теперь всего лишь две семьи, а надежды на восстановление древнего храма практически нет…

На Урале Петру нашлась невеста, дочь священника Знаменской церкви Замараевской слободы Шадринского уезда Павла Федоровича Федорова Анна. В октябре 1834 года Петр Карамышев Высокопреосвященнейшим Аркадием Пермским и Верхотурским посвящен во диакона Преображенской церкви Тагильской слободы Верхотурского уезда. Теперь на карте нет такого населенного пункта. Тагильская слобода находилась рядом с пос. Махнево. В то время это было оживленное место, через которое проходила дорога на Верхотурье.

У Петра Федоровича и Анны Павловны Карамышевых известно несколько детей. Дочь Параскева 1835 года рождения умерла малолетней. Судьбы других дочерей Марии и Агнии еще ждут своего исследователя. А два сына Константин и Иван стали священниками и внесли свою лепту в развитие православия на Урале.

Преображенский храм в Тагильской слободе. Фото из свободных источников интернета

Константин Петрович Карамышев родился в Тагильской слободе 17 августа 1841 года[2]. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1862 году[3]. Его женой стала диаконская дочь Александра Михеевна Первушина. Первушины были примечательным церковнослужительским родом. Михей Иванович и Параскева Афанасьевна воспитали 15 детей. Среди них немало примечательных людей.

Математик и священник, член УОЛЕ Иван Михеевич Первушин (1827-1900) в 1881 году он доказал, что число 261 – 1 = 2305843009213693951 является простым. Оно было названо в его честь числом Первушина. За свои достижения в математике был избран членом-корреспондентом Петербургской, Парижской и Неаполитанской академий наук. Его именем названа улица в городе Шадринске. Василий Михеевич Первушин (1828-1898) был священником в селе Кольцово Пермского уезда. Его дочь Любовь Васильевна – начальницей Пермского епархиального училища с момента его открытия в 1891 году и до ликвидации в 1918 году. Михаил Михеевич Первушин (1839-1907), был известным ученым, пропагандистом и организатором оспопрививания, заведующим оспенного института в Перми, а затем лабораторией оспенной вакцины в Петербурге. Прокопий Михеевич Первушин (1845-1914) был старшим ревизором Пермской контрольной палаты, имел чин коллежского асессора, написал книгу «Святой равноапостольный великий князь Владимир». Его сын Всеволод Прокопьевич имел ученую степень доктора медицины, опубликовал около 50 научных работ по невропатологии, награжден орденом «Знак Почета».

В 1864 году Константин Петрович Карамышев был рукоположен во священника Сретенской церкви села Салдинского Верхотурского уезда. Всё предрасполагало к счастливой семейной жизни. И, думается, у Карамышевых родилось бы немало талантливых детей. Но ранняя смерть унесла Александру Михеевну. Умерла и новорожденная дочь Александра.

Так в возрасте всего 24 лет Константин Петрович стал вдовцом [ ГАСО. Ф.6. Оп.6. Д.12в. Л.199об-200. МК Сретенской ц. с. Салдинского 1866 г.]. Второй брак у священников невозможен. Поэтому всю свою энергию и талант он отдал приходу, в котором служил

Второй брак у священников невозможен. Поэтому всю свою энергию и талант он отдал приходу, в котором служил.

Сретенская церковь в селе Прокопьевская Салда.

Фото из свободных источников интернета

Село Салдинское (Прокопьевская Салда) расположено в некогда оживленных окрестностях города Верхотурья, являлось важным транспортным центром на Сибирском тракте. Сретенский храм там имел глубокую и богатую историю, освящен в 1727 году. Во времена служения там К. П. Карамышева село было центром волости, там были пряничное и крендельное заведения, сапожная мастерская и кузница.

С 1874 года в течение 43 лет Константин Карамышев преподавал в Салдинском земском начальном училище. За это был отмечен благодарностями Оренбургского учебного округа, в 1878 году – набедренником[4], в 1890 году – фиолетовой скуфьей[5], в 1897 году – камилавкой[6]. В 1903 году за труды по народному образованию ему был пожалован орден Святой Анны 3 степени[7], а в 1905 году – золотой наперсный крест, выдаваемый Священным Синодом[8].

Более 20 лет он состоял окружным духовником, был депутатом на епархиальных и окружных учительских съездах духовенства: Пермском в 1876 году и Екатеринбургских восьми съездах. Он состоял членом Верхотурского уездного отделения епархиального училищного совета с 1889 года по 1897 год; членом благочиннического совета с 1880 по 1893 год; помощником благочинного с 1892 по 1899 год; благочинным 1 округа Верхотурского уезда в 1899 году[9].

Рано овдовев, он вел правильную и воздержанную жизнь. Не позволял себе никакой роскоши, жил в небольшой деревянной избе. Среди прихожан пользовался большим уважением и почётом. В любое время суток по первому зову он шел исполнять требы к любому прихожанину.

талантливых детей. Но ранняя смерть унесла Александру Михеевну. Умерла и новорожденная дочь Александра. Так в возрасте всего 24 лет Константин Петрович стал вдовцом[10]. Второй брак у священников невозможен. Поэтому всю свою энергию и талант он отдал приходу, в котором служил.

Жизнь его закончилась трагически. В ночь с 16 на 17 июля 1907 года священник К. И. Карамышев был убит в ограде своего дома с целью грабежа неизвестными злоумышленниками. Прихожане искренне оплакивали своего безвременно ушедшего из жизни пастыря. Скорее всего, он был похоронен возле алтаря храма, в котором прослужил 43 года.

Ныне Прокопьевская Салда переживает не самые лучшие времена, население некогда крупного села едва превышает 300 человек. Церковь, закрытая в 1932 году, находится в запустении. Судя по всему, захоронения в церковной ограде не сохранились. Память о священнике хранят только страницы архивных документов…

Иван Петрович Карамышев родился в Тагильской слободе 24 июня 1848 года. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1870 году[11]. Служил учителем в земском Махневском училище. В 1873 году рукоположен во священника Георгиевской церкви села Коневского Екатеринбургского уезда (ныне в Невьянском городском округе). В 1875 году перемещен на должность священника к Богоявленской церкви села Черемисского.

Богоявленская церковь в селе Черемисском.

Фото из фондов Черемисского историко-литературного музея.

Это был деятельный человек. С 1880 года по 1886 год Иван Петрович – член благочиннического совета. В 1885 году он был избран благочинным по 9 округу Екатеринбургского уезда и исполнял эту должность до 1903 года. Одновременно он преподавал в Черемисской земской школе[12].

Многочисленные награды и поощрения говорят о службе черемисского священника. За воздаяние отлично-усердной службы по приходской церкви в 1880 г. награжден набедренником. В 1887 году удостоен признательности и архипастырского благословения. За заслуги по духовному ведомству удостоен благословения Священного Синода в 1886 и 1907 годах[13]. Награжден скуфьей в 1893 году[14], камилавкой в 1897 году[15]. В 1902 году за особо усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах сопричислен к ордену Святой Анны 3-й степени[16].

Иван Петрович Карамышев. Фото из фондов Черемисского историко-литературного музея

В 1873 году Иван Петрович венчался в Преображенской церкви Нижне-Синячихинского завода (той самой, в которой теперь расположен центр знаменитого на всю Россию Нижне-Синячихинского музея-заповедника) с дочерью священника Павлина Александровича Удинцева Надеждой[17]. От этого брака известно девять детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Пятеро оставшихся в живых имеют разные судьбы.

Старшая дочь София, родившаяся в 1874 году, стала женой диакона Нижне-Туринского завода, а затем священника Троицкого собора г. Верхотурья Леонида Порфирьевича Славнина[18]. Славнины были весьма интересной семьей, оставившей яркие страницы в истории.

Порфирий Ипполитович – протоиерей Кушвинского собора Верхотурского уезда. Его сын Порфирий Порфирьевич – археолог, этнограф, историк, сибиревед, библиограф, музеевед, экономист, публицист, общественный деятель, автор более 200 научных работ по истории, археологии и этнографии Сибири. Его женой стала дочь вице-губернатора Тобольска Людмила Ивановна Бирюкова. Порфирий Порфирьевич и его потомки жили в Томске. Внук Донат Порфирьевич был известным геологом. Правнук Витольд Донатович Славнин[19] – сибиревед, историк, археолог, этнограф и писатель, автор 63 опубликованных научных работ.

Дети Софии Ивановны и Леонида Порфирьевича Славниных Ангелина и Виктор в 1917-1918 гг. были студентами Пермского государственного университета[20]. Больше о судьбе этой ветви рода пока информации не найдено.

Про Аркадия Ивановича Карамышева 1880 года рождения, старшего из сыновей черемисского священника, известно, что он учился в Пермской духовной семинарии, но не окончил ее, в 1907 году обучался в университете, на содержании отца[21].

Второй сын, Михаил Иванович Карамышев, 1891 года рождения, окончил Екатеринбургскую гимназию, затем медицинский факультет Казанского университета, стал хирургом. Работал в г. Царицыне, в г. Кизеле Пермской губернии. Принял Октябрьскую революцию, воевал в красногвардейском отряде. В 1923 году назначен заведующим Пермским губернским здравотделом. В 1930 году его перевели в Свердловск на должность главного врача УЗТМ. В 1932 году направили в Крым, в 1937 году он вернулся в Свердловск. Работал директором спецполиклиники. Награжден орденом Трудового Красного Знамени[22]. Жители села Черемисского тепло вспоминали о докторе Карамышеве. Приезжая на малую родину, он никогда никому не отказывал в помощи. Умер Михаил Иванович в Свердловске 6 мая 1950 года, похоронен на Ивановском кладбище. Могила сохранилась до наших дней.

Анна Ивановна Карамышева 1889 года рождения училась в Екатеринбургском женском епархиальном училище[23], имела свидетельство о звании учительницы народной школы, жила с отцом в Черемисском. Замуж не вышла. Преследовалась за социальное происхождение. В 1927 году Режевским райисполкомом ей было отказано в обучении на юридических курсах[24], в 1930 году она была лишена избирательных прав[25] за то, что «вела вредительскую работу, разлагала колхозы».

Судьба младшей дочери Надежды Ивановны 1895 года рождения еще ждет своего исследователя. Известно, что она тоже училась в ЕЕЖУ, но не окончила его[26].

В 1908 году Иван Петрович Карамышев был награжден золотым наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым[27], в 1917 году удостоен сана протоиерея[28]. А в 1919 году он ушел из жизни. Был похоронен в церковной ограде Богоявленского храма, в котором служил долгие 44 года. К сожалению, в годы советской власти часть храма была разрушена, оставшаяся часть перестроена в сельский Дом культуры. Прилегающая территория была подвергнута перепланировке, могилы церковнослужителей уничтожены.

Дом священника И. П. Карамышева в селе Черемисском. Фото из фондов Черемисского историко-литературного музея.

Дом священника Карамышева, принадлежавший ему на правах частной собственности[29], на ул. Ленина, 74, возле сельской администрации сохранился до наших дней. Конечно, он был национализирован. Случилось это после 1927 г., т. к. по состоянию на этот период он принадлежал Анне Ивановне и оценивался около 8000 руб. В доме в советское время располагалась сначала женская консультация, затем производственные детские ясли. В конце 1990-х годов он был продан в частную собственность.

Такова история семьи уральских церковнослужителей Карамышевых. История, созвучная жизненным коллизиям многих семей России.

[1] ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 554. Л. 79 об.–81. Клировая ведомость Преображенской церкви Тагильской слободы Верхотурского уезда 1857 г.

[2] ГАСО. Ф.6. Оп.3. Д.48. Л.384об. МК Преображенской церкви Тагильской слободы 1841 г.

[3] Справочная книга всех окончивших курс Пермской духовной семинарии : В память исполнившегося в 1900 г. (1800-XI/XI-1900) 100-летия Пермск. духов. семинарии. – Пермь : И. Шестаков, 1900. С.55.

[4] ПЕВ. №33 от 16.08.1878. С.419.

[5] ЕЕВ. №16 от 28.04.1890. С.357.

[6] ЕЕВ. №11 от 01.06.1897. С.297.

[7] ЕЕВ. №10 от 16.05.1903. С.229.

[8] ЕЕВ. №10 от 16.05.1905. С.218.

[9] ЕЕВ. №35 от 15.09.1907. Н.О., С.597-601.

[10] ГАСО. Ф.6. Оп.6. Д.12в. Л.199об-200. МК Сретенской ц. с. Салдинского 1866 г.

[11] Справочная книга всех окончивших курс Пермской духовной семинарии : В память исполнившегося в 1900 г. (1800-XI/XI-1900) 100-летия Пермск. духов. семинарии. – Пермь : И. Шестаков, 1900. С.65.

[12] Дополнения к статистическим таблицам по училищам Екатеринбургского уезда за 1885/6 и 1886/7 учебные годы. – Екатеринбург: Типография П. Я. Сапожникова, 1887. С. 97-98.

Першина Н. Попечитель и законоучитель Черемисских училищ // Планета молодых. – Реж, 2020. – сент. – №47. – С. 18.

[13] Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде №18 от 06.05.1907 г. С.152.

[14] ЕЕВ №27-28 от 04-11.07.1892. С.210.

[15] ЕЕВ №11 от 01.06.1897. С.297.

[16] Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде №24 от 15.06.1902. С.227.

[17] ГАСО. Ф. 6. Оп.6. Д.196. Л.29об. МК Преображенской церкви, Нижне-Синячихинского завода 1873 г.

[18] ГАСО. Ф.5. Оп. 1. Д.10. Л.169об. Клировая ведомость Богоявленской церкви с. Черемисского 1907 г.

[19] Выгон С. Витольд Славнин: «Всем духовным я обязан семье» // АиФ-Томск, обл. еженед. газета, – 2007. – 10 янв. – № 1-2 (297-298).

[20] ГАПК. Ф.Р-180. Оп.4. Д.3203.

ГАПК. Ф.Р-180 Оп.4 Д.3204.

[21] ГАСО. Ф.5. Оп. 1. Д.10. Л.169. Клировая ведомость Богоявленской церкви с. Черемисского 1907 г.

[22] Бесова В. Мы живём в глубине России (история села Черемисского). – Реж, 1997. С. 98-99.

[23] ЕЕВ. №13 от 01.07.1903. С.331.

[24] АОА РГО. Ф.48. Оп.4. Ед.хр.8. Л.62. Документы о работе режевского РИК за январь-ноябрь 1927 г.

[25] АОА РГО. Ф.48. Оп.2. Д.16. Л.61,91.

ГАСО. Ф.р-88. Оп.9. Д.25. – Списки лиц, восстановленных и лишенных избирательных прав по Режевскому району Уральской области 1930 г.

[26] ЕЕВ. №25 от 01.07.1908. С.284.

[27] ЕЕВ. №20 от 22.05.1908. С.211.

[28] Известия Екатеринбургской церкви. №14 от 09.07.1917. Л.3.

[29] ГАСО. Ф.18. Оп.1. Д.479. Лл.36-40. Списки торгово-промышленных заведений и жилых домов, подлежащих обложению земскими сборами в 1914 г., Аятской, Северо-Коневской и Черемисской волостей Екатеринбургского уезда.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты