Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Медведева Н.А. К биографии священника режевской Иоанно-Предтеченской церкви Петра Павловича Ладыжникова

БезымянныйххВ одном из дел 1931 года, хранящихся в фондах архивного отдела Режевского городского округа, можно прочесть следующую информацию о священнике 1920-х-1930-х гг.: Ладыжников Пётр Павлович, рождён в 1871 году, культовые обязанности исполняет временно, по приглашению верующих граждан Режевского завода и деревни Кочнево, живёт на добровольные пожертвования от верующих, под судом не был[1].

Что за судьба скрывается за сухими строчками архивного документа? Какую жизнь прожил этот русский православный священник? Постараемся приоткрыть завесу времени и вспомнить всё, что возможно, об этом человеке.

Пётр Павлович Ладыжников родился в семье потомственных церковнослужителей села Песковского Шадринского уезда Пермской губернии. Его дед Пётр Николаевич был пономарём Богородицкой церкви этого села. Отец Павел Петрович служил там же псаломщиком, мать Евгения Александровна – просфорней[2].

В семье Павла Петровича и Евгении Александровны известно девять детей. Старшая дочь Елизавета Павловна была замужем за Потомственным Почётным гражданином города Барнаула Николаем Васильевичем Фёдоровым. Екатерина Павловна служила просфорней при церквях Шадринского уезда в сёлах Балинском, Песковском, Больше-Косаргульском. Замужем она никогда не была. Отслужив много лет православной церкви, Е.П. Ладыжникова получала впоследствии пособие из средств Екатеринбургского епархиального попечительства[3]. Анна Павловна была замужем за солдатом Иваном Комаровым.

Семья ЛадыжниковыхСемья Ладыжниковых

Василий Павлович, рождённый в 1882 году, учился в Камышловском духовном училище, окончил Екатеринбургскую епархиальную школу псаломщиков по первому разряду. Он служил псаломщиком в церквях Шадринского уезда. В 1912 году перемещён к градо-Шадринской Николаевской церкви и рукоположен в сан диакона[4]. В 1914-1917 годах он заведовал Шадринским складом Екатеринбургского свечного завода[5] [6] [7] [8]. Известно, что в 1926 году его лишили избирательных прав[9]. Дальнейшую судьбу Василия Павловича пока проследить не удалось. Велика вероятность того, что он был репрессирован. Неизвестна судьба Таисии, Сергея и Ольги. А вот жизнь Петра Павловича и Ивана Павловича известна несколько подробнее.

Иван Павлович Ладыжников родился 13 января 1874 года. Окончил Далматовское духовное училище в 1889 году. Но религиозная карьера его не прельстила. Он уехал в губернский город Пермь, где окончил ещё и медицинскую школу, став фельдшером. Там же примкнул к кружку народников, позже – к социал-демократам. Работал в больнице губернского земства. В 1898 г. он нелегально переехал в Нижний Новгород, где на Сормовском заводе стал убеждённым революционером. В 1901 году он вошёл в состав первого Нижегородского комитета РСДРП, тесно связанного с В.И. Лениным. Активно сотрудничал с Петром Андреевичем Заломовым, прототипом Петра Власова, героя знаменитого романа М. Горького «Мать». В том же году познакомился и с самим Максимом Горьким.

Иван Павлович ЛадыжниковЛадыжников Иван Павлович

В 1905 г. Иван Павлович в Женеве организовал издательство «Demos». Там же, в Женеве, И.П. Ладыжников впервые встретился с В.И. Лениным. Первыми книгами, выпущенными издательством «Demos», были произведения Горького. Долгая многолетняя дружба свяжет Ивана Павловича и Алексея Максимовича крепкими узами. С января 1906 года издательство стало базироваться в Берлине, ближе к России, где полыхала первая русская революция. Оно уже называлось «Bühnen und Buhverlag russicher Autoren I. Ladyschnikow». Ладыжников был первым издателем романа «Мать» на немецком и русском языках[10]. Неоднократно Иван Павлович посещал Горького на острове Капри, где тогда жил великий русский писатель. Сохранилась фотография, на которой вместе сняты Ленин, Горький и Ладыжников[11]. После революции Иван Павлович продолжал свою издательскую деятельность, был членом редколлегии издательства «Всемирная литература». С 1937 по 1943 год был научным консультантом архива А.М. Горького. Умер 20 октября 1945 года в Москве. Некролог в газете «Известия» подписали В. Бонч-Бруевич, Г. Кржижановский, Н. Семашко, К. Федин, М. Шолохов и другие старые революционеры[12]. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с актёром Провом Садовским.

Могила Ивана Ладыжникова на Новодевичьем кладбище

Совсем иная судьба сложилась у Петра Павловича Ладыжникова. В 1892 году он окончил Пермскую духовную семинарию[13]. Был определён в Аятскую Троицкую церковь. 25 сентября он был рукоположен в диакона, а уже 27 сентября в сан священника[14].

31 августа 1892 года Пётр Павлович женился на дочери священника Кокосовой Валентине Ивановне (1874-1944)[15]. Валентина Ивановна окончила Екатеринбургское епархиальное училище в 1890 году[16]. Она происходила из семьи потомственных церковнослужителей Флоринских-Кокосовых. Среди её родственников был архиепископ Аркадий (Григорий Фёдорович Фёдоров). Валентина Ивановна была внучатой племянницей основателя Томского университета, русского врача и писателя, археолога, профессора, крупного специалиста в области народной медицины, почётного гражданина Томска Василия Марковича Флоринского. Дядя Валентины Ивановны Кокосов Александр Яковлевич был священником и краеведом. Его перу принадлежит книга «Круговые песни и игры села Ушаковского». Другой дядя Кокосов Владимир Яковлевич окончил Петербургскую медико-хирургическую академию, был военным врачом, действительным статским советником. Написал сборник рассказов «На Карийской каторге». Награждён орденами Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 2-й и 3-й степеней, Св. Станислава 2-й и 3-й степеней. Один из братьев Валентины Ивановны Кокосов Иван Иванович был наркомом труда РСФСР[17].Безымянныйхх

Молодой талантливый священник Пётр Ладыжников был работоспособным и деятельным человеком. Об этом говорят страницы «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» разных лет. В 1896 году Петр Ладыжников назначается следователем по 3 округу Екатеринбургского уезда[18]. В 1898 году награждается за свою службу набедренником[19]. В 1899 году он становится членом-сотрудником Императорского православного палестинского общества, в котором состоит много лет[20] [21] [22] [23] [24]. Это была международная научная и гуманитарная организация, содействовавшая православному паломничеству на Святую землю, научному палестиноведению. С 1899 года П.П. Ладыжников – член Православного миссионерского общества, уставной задачей которого было содействие православным миссиям в деле обращения в православную веру[25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32]. С 1900 года Пётр Павлович – член Братства во имя Праведного Симеона Верхотурского, выполнявшего противораскольническую и противосектантскую миссию[33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]. Имя П. П. Ладыжникова можно встретить среди членов комиссии по проверке прав учениц Екатеринбургского епархиального училища[40] [41]. Он организует сбор денег для обеспечения нуждающихся престарелых лиц духовного звания[42] [43] [44].

За преподавательскую деятельность П.П. Ладыжников поощрялся архипастырским благословением[45] [46]. В 1906 году был отмечен благословением Святейшего Синода с грамотой[47].

Пётр Павлович оставил после себя примечательный документ «История Свято-Троицкой церкви Аятской слободы», написанный в 1901 году. В нём подробно рассказывается об истории одного из древних уральских православных приходов. Источник стал доступен читателям благодаря московскому исследователю Алексею Ушенину и представлен на сайте 1670.ru[48].

В 1901 году Пётр Павлович Ладыжников был перемещён к Косьмо-Дамиановской церкви села Ключевского Шадринского уезда[49]. В 1902 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей он был награждён скуфьёй[50]. В 1904 году он назначается катехизатором по 5 округу в Шадринском уезде[51], т.е. получил пастырское благословение для проведения духовно-просветительской деятельности. В 1902 году он назначается помощником благочинного[52], а затем благочинным своего округа[53]. Не отстраняясь от преподавательской деятельности, он был председателем церковно-приходского попечительства при своей церкви[54].

Летом 1911 года Иван Павлович Ладыжников, возвратившись в Россию, навестил родных на Урале. Побывал он и у брата в селе Ключи. На память об этом событии была сделана фотография, которая теперь хранится в фондах Шадринского краеведческого музея.

Могли ли знать тогда братья, что эта памятная встреча станет последней в их жизни? Совсем скоро началась Первая мировая война, затем революционные события. Иван Павлович надолго уезжает за границу.

С началом Первой мировой войны П.П. Ладыжников не остаётся в стороне от общественной деятельности. Будучи благочинным 5-го Шадринского округа, он организует сбор средств на содержание лазарета[55] [56] [57]. В 1916 году указом Священнейшего синода священник был награждён наперсным крестом за особые труды по обстоятельствам военного времени[58].

Каковы обстоятельства октябрьской революции в селе Ключевском, нам неизвестно. Но известно, что Пётр Павлович принял сторону белых, отступал с ними в Сибирь. Вернуться на прежнее место службы в Ключевское было бы безрассудством. В 1920 году он оказывается в селе Красноярское Камышловского уезда. В том же году был арестован Екатеринбургским губЧК. Его приговорили к пожизненному заключению. Тут пригодилась многолетняя дружба Ивана Павловича Ладыжникова с А.М. Горьким. Пролетарский писатель вступился за провинциального священника. Он писал на Урал: «Уважаемые товарищи! Очень прошу вас принять меры к освобождению … бывшего священника Петра Павловича Ладыжникова. Хотя он посажен по приговору, но дело его, – как я знаю – чистое, и ни в чём он не виноват. Очень прошу товарищи, будьте справедливы!»[59]. Дело было пересмотрено ещё до того, как письмо Горького пришло на Урал. П.П. Ладыжников был осуждён на два года.

После освобождения Пётр Павлович служил в Реже. Известно, что здесь он тоже был благочинным церквей Режевского округа[60]. Службу осуществлял сначала в Богоявленском храме, а после его закрытия в Иоанно-Предтеченской нагорной церкви. Жил на улице Советская[61], затем 2-я Восточная (ныне Крупской)[62]. 26 августа 1937 года был арестован. В обвинении было написано, что священник являлся участником контрреволюционной организации церковников на Урале, систематически вёл контрреволюционную пропаганду против политики партии и Советской власти, высказывал контрреволюционные намерения. Неизвестно, хлопотали ли на этот раз за него влиятельные родственники И.П. Ладыжников и И.И. Кокосов. Времена были уже другие. Вал сталинских репрессий был жесток. 13 октября 1937 года П.П. Ладыжников Тройкой при УНКВД Свердловской области был осуждён к 10 годам лагерей[63]. На суде Пётр Павлович не присутствовал. Он был отправлен в Темиртау. Последнее письмо от него семья получила в январе 1938 года. Больше о нём ничего не известно. В 1943 году его дочь Валентина писала письмо Патриарху Сергию, Московскому и Всея Руси[64]. Она просила узнать о существовании отца и ходатайствовать о его освобождении ввиду преклонности лет. Патриарх наложил резолюцию: «У меня нет никаких сведений». Так закончилась жизнь одного их русских православных священников, служившего верой и правдой своей родине и её народу.

Несколько слов о потомках Петра Павловича Ладыжникова. Сын Сергей Петрович родился в 1895 году в селе Аятское[65]. Окончил Камышловское духовное училище по первому разряду[66] [67]. Учился в Пермской духовной семинарии[68]. В 1917 году окончил 5-ю Киевскую школу прапорщиков. Служил в 139-м запасном полку. На Гражданской войне в белых войсках Восточного фронта; с 4 июля 1918 года в Офицерской кадровой роте в Челябинске, затем в 27-м Верхотурском Сибирском стрелковом полку. Поручик. Взят в плен, до осени 1921 года служил в частях Кавказского фронта, в Баку[69]. В 1921 году оказался в Рязанском концлагере[70]. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 25 февраля 1993 г. Курганской облпрокуратурой[71].

Младшая дочь П.П. Ладыжникова Мария Петровна Богомолова родилась в 1905 году. Работала учителем. Жила в Москве. Её сын Сергей Александрович Богомолов (1926-1992) был диктором Всесоюзного радио. Он был многогранным человеком, писал стихи. По оценке народной артистки СССР О.С. Высоцкой, коллеги Сергея Александровича, он был самым талантливым диктором за всю историю радио. В памяти сослуживцев по радио остались такие его строки:

«Учитесь говорить слова,

Учитесь мысль беречь,

Хранить родную нашу речь,

Ведь говорит Москва».

Старшая дочь Валентина Петровна родилась в 1894 году. В 1910 году окончила Екатеринбургское женское епархиальное училище, получив звание домашней учительницы[72]. Позже окончила Высшие женские естественнонаучные курсы М.А. Лохвицкой-Скалон, на которых преподавали будущий президент АН СССР ботаник Владимир Леонтьевич Комаров, будущий ректор Петроградского университета зоолог Владимир Михайлович Шимкевич, будущий вице-президент Академии наук минералог Александр Евгеньевич Ферсман. После окончания курсов Валентина Петровна работала в Катайском высшем начальном училище учительницей естествознания. В 1919 году вышла замуж за гражданина города Екатеринбурга Вениамина Николаевича Ястребова, преподававшего в этом же училище графику[73] [74].

Вениамин Николаевич происходил из интересной семьи, оставившей след в истории Екатеринбурга. Дед Павел Петрович Ястребов был цеховым мастером гранильной фабрики, отец Николай Павлович Ястребов (ок.1852-1920) был известным камнерезом, получившим серебряную медаль Урало-Сибирской выставки, членом-корреспондентом УОЛЕ[75]. Несколько поколений семьи проживали в собственном доме на улице Коробковской (ныне Октябрьской революции).

Вениамин Николаевич, поселившись там после переезда из Катайска, в 1923 году заложил возле дома плодовый сад. Садоводство было его увлечением на всю жизнь. Особой страстью садовода были яблони, количество которых доходило до 76 деревьев. Различные плодовые культуры испытывал Ястребов на своём участке. Это груша, слива, вишня, черешня, абрикосы, орехи[76]. За свои достижения в садоводстве Вениамин Николаевич был удостоен медалей ВДНХ 1952 и 1954 гг., знака «Отличник социалистического сельского хозяйства» и ордена Трудового Красного Знамени.

У Ястребовых было два сына. Юрий Вениаминович родился в 1921 году в Екатеринбурге. Арестован 25 октября 1941 года в Омске. Приговорён к расстрелу. В 1942 году расстрел заменили десятью годами лишения свободы. Больше о его судьбе ничего не известно. Реабилитирован в 1998 году Главной военной прокуратурой[77].

Евгений Вениаминович Ястребов (1923-2003) – учёный-геоморфолог, кандидат географических наук, доцент. Участник Великой Отечественной войны, награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1953 году окончил географический факультет Московского университета. Преподавал в Уральском, Пермском университетах, четверть века – в Московском педагогическом университете. Автор 11 книг и десятков статей, в том числе в «Большой советской энциклопедии». Его книга «Как были открыты Уральские горы» выдержала три издания. Написал он две книги и о своём родственнике Василии Марковиче Флоринском[78] [79]. Его личный фонд хранится в Государственном архиве Свердловской области[80].

Судьба Петра Павловича Ладыжникова схожа с судьбами тысяч церковнослужителей непростого для России XX столетия. Поклонимся его светлой памяти.

 

[1] Документы Иоанно-Предтеченской церкви Режевского завода за июль 1930 – февраль 1932 гг. Архивный отдел Администрации Режевского городского округа. Ф.48. Оп.4. Ед.хр.22. С.1-2.

[2] Клировая ведомость с. Песковского Шадринского уезда 1894 г. ГАСО. Ф.6. Оп.4. Д.81. С.158-161об.

[3] Екатеринбургские епархиальные ведомости. // Екатеринбург, 1917. 26 марта-2 апреля (№13-14). С.28.

[4] Екатеринбургские епархиальные ведомости. // Екатеринбург, 1912. 17 июня. (№25). С.267.

[5] Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии за 1914 г. // Пермь. 1914. С.57.

[6] Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии за 1915 г. // Пермь. 1915. С.63.

[7] Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии за 1916 г. // Пермь. 1916. С.65.

[8] Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии за 1917 г. // Пермь. 1916. С.72.

[9] Шадринские «лишенцы» 1920-х годов. Шадринский альманах. Вып.1. // Шадринск, 1997. С.72.

[10] Антропов В. И. И. П. Ладыжников // Челябинск. 1972. С.78.

[11] Там же. С.86.

[12] Некролог памяти И. П. Ладыжникова // Известия. 23 октября 1943 г.

[13] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1892. 15 августа (№33). ОО. С.859.

[14] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1892. 3 октября (№40). ОО. С.1052.

[15] Метрическая книга Казанско-Богородицкой церкви с. Песковского Шадринского уезда 1892 г. ГАШ. Ф.296. Оп.1. Д.61. Л.19об.-20.

[16] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1890. 30 июня (№25) ОО. С.586.

[17] Черняев С. История рода Флоринских // Учитель музыки, 2013. №3(22). С.16-26.

[18] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1896. 3-10 февраля (№5-6). ОО. С.118.

[19] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1898. 16 марта (№6). ОО. С.128.

[20] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1899. 16 ноября (№22) ОО. С.605.

[21] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1900. 16 августа (№16). ОО. С.392.

[22] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1903. 1 февраля (№3). ОО. С.41.

[23] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1904. 1 июня (№11). ОО. С.205

[24] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1905. 16 мая (№10). ОО. С.245.

[25] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1899. 16 апреля (№8). ОО. С.179.

[26] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1900. 1 сентября (№17) ОО. С.416.

[27] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1901. 1 августа (№15). ОО. С.305.

[28] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1902. 16 мая-1 июня (№10-11) ОО. С.239.

[29] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1903. 16 июня (№12). ОО. С.315.

[30] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1904. 1 мая (№9).ОО. С.163.

[31] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1914. 12 октября (№41). ОО. С.25.

[32] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1917. 23 апреля (№17). ОО. С.111.

[33] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1901. 16 марта (№6). ОО. С.83.

[34] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1902. 1 июля (№13) ОО. С.280.

[35] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1903. 16 мая (№10). ОО. С.256.

[36] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1904. 1-16 апреля (№7-8) ОО. С.131.

[37] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1909. 8 июня (№22). ОО. С.309.

[38] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1911. 13 июня (Особое приложение к №24) ОО. С.16.

[39] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1913. 22 июня (№25) ОО. С.328

[40] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1899. 16 ноября (№22). ОО. С.584.

[41] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1913. 4 августа (№31) ОО. С.6

[42] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1912. 7 октября (№41) ОО. С.474.

[43] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1914. 4 октября (№40). ОО. С.398

[44] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1916. 25 декабря (№51-52). ОО. С.125

[45] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1902. 1 сентября (№17). ОО. С.374.

[46] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1904. 1 декабря (№23). ОО. С.479.

[47] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1906. 16 мая (№10). ОО. С.143.

[48] Ладыжников П. П. История Свято-Троицкой церкви Аятской слободы // 1670.ru Аятская слобода и село Черемисское с деревнями http://1670.ru/articles/ladyzhnikov/ от 11.12.2016.

[49] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1901. 1 февраля (№3). ОО. С.38.

[50] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1902. 1 апреля (№7). ОО. С.150.

[51] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1903. 1 сентября (№17). ОО. С.398.

[52] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1902. 16 октября (№20). ОО. С.432.

[53] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1911. 10 апреля (№15). С.107.

[54] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1911. 30 января (№5). ОО. С.26.

[55] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1915. 18 января (№3). ОО. С.22.

[56] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1915. 22 февраля (№8). ОО. С.112.

[57] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1915. 5 апреля (№14). ОО. С.174.

[58] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1916. 11 декабря (№49-50). ОО. С.352.

[59] Киеня В., Михалёв С. Неизвестный автограф Горького // Уральский следопыт. 1990. №7. С.12-13.

[60] Дело Сильвестрова Николая Евгеньевича. ГААОСО. Ф.Р-1. Оп.2. Д.38578.

[61] Токарев В. Священнослужители Режевского завода // Режевская весть. 2008. 2 октября (№116).

[62] Документы Иоанно-Предтеченской церкви Режевского завода за июль 1930 – февраль 1932 гг. Архивный отдел Администрации Режевского городского округа. Ф.48. Оп.4. Ед.хр.22. С.35.

[63] Книга памяти жертв политических репрессий. Свердловская область // Екатеринбург. 2005. Т.5. С.18.

[64] Архив Московской патриархии. Корреспонденция по Свердловской епархии, 1942-43 гг. С.163-164об.

[65] Метрическая книга Слободо-Троицкой церкви Аятского села 1894-1896 гг. ГАСО. Ф.6. Оп.6. Д.272. Л.41об.

[66] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1909. 8 июля (№26). ОО. С.380.

[67] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1910. 10 июля (№27). ОО. С.474.

[68] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1911. 17 июля (№29). ОО. С.235.

[69] Ладыжников Сергей Петрович // Участники белого движения в России http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_11-L.pdf от 19.12.2016.

[70] Списки заключённых Рязанского губернского концлагеря РСФСР 1919-1923 гг. ГАРО. Ф.2817. Оп.1. Д.52.

[71] Осуждены по 58-й… Книга памяти жертв политических репрессий Курганской области. // Курган. 2003. Т.2. С.208.

[72] Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург, 1910. 22 июля (№28). С.495.

[73] Рукописный словарик В.П. Бирюкова. ГАШ. Ф-Р1016. Оп.1. Д.3720.

[74] Метрическая книга Космодемьянской церкви села Ключевского Шадринского уезда 1919 г. Далматовский архив. Ф.330. Оп.1. Д.10. Л.66.

[75] Ястребов Николай Павлович // Энциклопедия Екатеринбурга http://ekaterinburge.ru/ya9.html от 19.12.2016.

[76] Ястребов В. Н. Мой опыт работы в саду // Уральские сады. Свердловск. 1953. С.186-190.

[77] Дело Ястребова Юрия Вениаминовича. ГАОО. Ф.1126. Оп.2. Д.1881.

[78] Ястребов Е. В. Василий Маркович Флоринский // Томск. 1994.

[79] Ястребов Е. В. Сто неизвестных писем русских учёных и государственных деятелей к Василию Марковичу Флоринскому // Томск. 1995.

[80] ГАСО. Ф. Р-2787, 1939-1999 гг., 263 дела.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты