Медведева Н.А. Сибирский декабрист Гавриил Степанович Батеньков:подробности о родословных корнях и история жизни
Себе я не воздвиг литого монумента,
Который бы затмил великость пирамид;
Неясный облик мой изустная легенда
В народной памяти едва ли сохранит.
Но весь я не умру: неведомый потомок
В пыли минувшего разыщет стёртый след
И скажет: «Жил поэт, чей голос был негромок,
А всё дошёл до нас сквозь толщу многих лет».
Г. Батеньков, 1856.
Режевская земля… Она вписалась в историю России многими замечательными фактами. Это соприкосновение с родами Демидовых и Яковлевых, частью промышленной империи которых она стала. Это строка в биографии богатейшего уральца Тита Зотова. Это честь быть родиной такой незаурядной личности, как горщик Данила Зверев. Но, казалось бы, известная всем и многократно изученная краеведами, история режевской земли ещё таит в себе неожиданные факты. И тем радостнее, когда они становятся известными.
В переписях Верхотурского уезда очень далёкого от нас 1680 года, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов в Москве, впервые упоминается деревня Ощепково, относившаяся тогда к Арамашевской слободе (ныне село Арамашево Алапаевского района), населённая уроженцами Соликамского, Казанского, Галицкого и Верхотурского уездов. Было в деревне, расположившейся на берегу реки Реж, тогда всего семь дворов. Все крестьяне относились к пашенным, то есть отбывали основную государственную повинность обработкой определенного количества земли, урожай с которой шёл в государевы житницы. К 1719 году в Ощепково обосновывается семья во главе с Петром Аникиевичем Батеньковым. Могли ли предполагать простые крестьяне, осваивающие уральскую землю, что дадут России дворянина, ставшего декабристом…
Вторая ревизия податного населения Российской Империи 1747 года указывает, что у Петра есть сын Герасим 29 лет, имеющий, в свою очередь, трёх сыновей: Степана 5 лет, Василия 2 лет и Марко 2 недель. Фактический возраст указан, скорее всего, на 1745 год, поскольку ревизии проводились растянуто по времени. Крестили новорождённых в храме Казанской иконы Божьей Матери в Арамашевской слободе.
Ревизская сказка 1762 года указывает, что старший сын Степан в возрасте 16 лет в 1756 году взят в рекруты. К рекрутам предъявлялись особые требования. Они должны были быть ростом не менее двух аршин и двух вершков (155 см), здоровые и не увечные. Пусть читателю не покажется удивительным столь невысокий рост, требуемый для службы в армии. В XVIII столетии средняя длина тела человека была значительно меньше современной. Скорее всего, Степану никогда не пришлось больше побывать на своей малой родине, не узнал он о смерти своего деда Петра Аникиевича в 1759 году, о раннем уходе из жизни брата Марко в 1766 году. Не праздновал свадьбы сестры Татьяны, выданной замуж в Арамашевскую слободу. Не знал о рождении младших сестёр Ксении и Степаниды.
В 1756 году Россия участвует в Семилетней войне. Не исключено, что С.Г. Батеньков именно там проявил себя как храбрый военный. Впрочем, сибирские гарнизоны должны были нести службу и в центре России. Во всяком случае, видимо, служил Степан Герасимович Батеньков в армии исправно, потому что становится обер-офицером и получает за свою службу дворянство. Предположительно тогда ударение в фамилии переместилось с последнего слога на первый, при этом иногда фамилия писалась без мягкого знака. В гарнизоне города Тобольска в конце XVIII века он известен как прапорщик 2-го, затем 3-го батальона.
Степан Герасимович был дважды женат. Сын Гавриил появляется у него от второй жены, Анастасии Андреевны, которая была младше его на 23 года. При этом отцом он становится в возрасте 54 лет. Сам Гавриил Степанович пишет в своих записках «Данные. Повесть собственной жизни», опубликованных в журнале «Русский архив» в 1881 году, что родился он у своего шестидесятилетнего отца двадцатым по счёту ребёнком. Видимо, брались в расчёт дети от двух браков, большинство из которых умерло в младенческом возрасте. Известно, что от первого брака у Степана Герасимовича был сын, ставший поручиком. Гавриил Степанович родился, по его собственным словам, очень слабым, почти мёртвым ребёнком. Хотя до сих пор исследователям биографии декабриста Г.С. Батенькова не удалось найти записи в метрических книгах тобольских церквей о его рождении, косвенные данные позволяют довольно точно определить примерный временной промежуток – март 1794 года. В исповедальной росписи 1795 года можно встретить первое упоминание о годовалом Гаврииле.
Детство будущего декабриста прошло в Тобольске. Город, и теперь поражающий своей красотой любого приехавшего сюда, оставил неизгладимое впечатление в душе Гавриила. В своих биографических записках он рассказывает о посещении Сретенской приходской церкви, которое произвело на него огромное впечатление. Ещё в своих воспоминаниях он пишет о пешем путешествии в гору по ущелью Прямского взвоза в центр города. Как же необыкновенно чувствуется сейчас человеку XXI века прикосновение к истории, когда приходится подниматься этой дорогой из нижней части города к кремлю. Сколько знаменитых людей проходило по её булыжной дороге, стиснутой кирпичными подпорными стенами!
Очень нежно отзывается о своём отце Гавриил Степанович в своих воспоминаниях: «Отец мой был святой человек, в крайней простоте сердца, безусловно привязанный к церкви; добрее его сердцем я не встречал никого в жизни». Степан Герасимович Батеньков умер около 1809 года, оставив сына и дочь от второго брака. Судьба единородного брата, о котором Г.С. Батеньков писал в воспоминаниях, ещё ждёт своего исследователя.
Гавриил стал кантонистом. В России начала ХIХ века это было особое сословие лиц, принадлежащих с самого рождения к военному ведомству в силу своего происхождения. Затем он был зачислен в Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе в Петербурге. Это было учебное заведение для дворян, желающих поступить на военную службу. 21 мая 1812 года он был выпущен прапорщиком в 13-ю артиллерийскую бригаду, которая состояла в корпусе генерал-лейтенанта барона Сакена. Вскоре он стал участником Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1815 годов. В Силезии он получил контузию. 17 декабря 1813 года за отличие произведён в подпоручики. 20 января 1814 года за отличие в бою при селении Ла-Ротьер награждён орденом Святого Владимира 4 степени с бантом. Эта боевая офицерская награда очень ценилась, так как стояла только на ступень ниже ордена Святого Георгия 4-й степени. Одним из первых военных, награждённых таким орденом, был генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли. В сражении при Монмирале 30 января 1814 года Гавриил Степанович ранен, получив 10 штыковых ран, когда прикрывал отступление корпуса. Его подобрали неприятели-французы и поместили в госпиталь, в котором находился до 10 февраля 1814 года. Перед выходом Батенькова из госпиталя город был занят русскими войсками. Товарищи считали его погибшим, но он выжил. С сентября 1814 года служил в 27-й артиллерийской бригаде, с 11 января 1816 года – в 14 батарейной роте 7-й бригады. 7 мая 1816 года уволен с военной службы по состоянию здоровья, «за ранами».
В Санкт-Петербурге, в 1816 году Батеньков становится членом столичной масонской ложи «Избранного Михаила». Членами этой ложи были многие будущие декабристы: Николай Бестужев, братья Кюхельбекеры, Фёдор Глинка.
В 1816 году он сдаёт экзамен в Институте Корпуса инженеров путей сообщения и назначается инженером 3 класса в Сибирский округ. В Иркутске и Томске Батеньков руководил работами по строительству и реконструкции городов. В Сибири произошло знакомство с видным государственным деятелем М.М. Сперанским, которому Гавриил Степанович понравился своей честностью и принципиальностью, за что был откомандирован в его распоряжение в Санкт-Петербург. А в июле 1821 года он назначается в Особый Сибирский комитет, где готовит записки по управлению Сибирью. В 1819 году произведён в капитаны, в 1821 году – в майоры. В январе 1823 года Гавриил Степанович служит под началом генерала А.А. Аракчеева, заведует военными поселениями. 25 января 1824 года произведён в подполковники.
В Санкт-Петербурге он знакомится с Пестелем, Рылеевым и братьями Бестужевыми, входит в Северное общество декабристов, становится на путь реформирования монархии.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло восстание декабристов, ставившее целью упразднение самодержавия и крепостного права. В самом восстании Гавриил Степанович не участвовал, он был арестован как соучастник покушения и был приговорён к 20 годам каторжных работ. Первые полгода он находился в форте Свартхольм (ныне территория Финляндии), затем был переведён в каземат Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Каземат имел 10 шагов в длину, 6 в ширину и 4 аршина высоты. Солнечный свет очень редко сверху проникал в помещение, так что ему приходилось почти всё время сидеть при свете лампы. Ему было позволено читать только Библию. Её стараниями боевого друга А.А. Елагина удалось передать, изданную на нескольких языках, с комплектом словарей. Библию в заключении он прочитал более 100 раз.
Многолетнее отсутствие общения с людьми при темпераменте Батенькова возымело своё действие: он почти разучился говорить. У него помутился разум. Некоторые исследователи предполагают, что он мог симулировать сумасшествие. В тюрьме он пишет стихотворение «Одичалый»:
Здесь взор потухший лишь находит
Пространство в нескольких шагах,
С железом ржавым на дверях,
Соломы сгнившей пук обшитый
И на увлаженных дверях
Следы страданий позабытых.
Живой в гробу,
Кляну судьбу
И день несчастного рожденья!
В начале 1846 года он был освобождён из Петропавловской крепости и отправлен на жительство в Томск. В Петербурге у него уже не было ни друзей, ни знакомых. В Томске он познакомился с семьёй Лучшевых, в доме которых поселился. Он учил грамоте детей Лучшевых, стал практически родным человеком в семье. С трудом он привыкал к свободной жизни, но, постепенно отдохнув и окрепнув, познакомился с томским обществом и начал вести обширную переписку. Он сообщил друзьям-декабристам, расселённым на огромном пространстве Западной и Восточной Сибири, о своём «воскрешении». Известна его переписка с В.Ф. Раевским, С.П. Трубецким, И.И. Пущиным, Е.П. Оболенским.
В Томске, жители которого ещё помнили инженерные работы С.Г. Батенькова 1820-х годов, он стал получать заказы на проектирование дач и особняков. Помимо этого он занимался переводами с иностранного, писал заметки о литературе своего времени.
Годы тюремного заключения не истребили в Батенькове любви к жизни. Примером служит его письмо к А.П. Елагиной: «Томск, 23 апреля 1854 года. Чудное у нас время; вовсе не Сибирь. Тихие, тёплые, ясные дни, лёгкий отлив зелени на полях и в перелесках, белые и фиолетовые цветочки, пух и листья на вербах; летние птицы. Река давным-давно скрылась со всеми протоками, и небольшие из них величавы своим половодьем. Бывают годы, в которые дикая наша природа вспоминает своё географическое достоинство и дарит нас тёплым, плодородным годом: прекрасною раннею весною и прекрасною долгою осенью… У нас нет моря, зато широта континентального размера в чувствах жителей далеко превосходит балтийскую. Тысяча вёрст у нас нипочём, и, прислушавшись к говору, можно подумать, что до Тихого океана легко перебежать взапуски. Но пространство ласкает только населённую природу… Нас вдохновляет оно одним математическим величием. Правда, это смежно с диким эпосом, но певца Сибирь ещё не произвела, красоты ее безмолвны и неосмысленны…»
Вот как представляет своему читателю облик Гавриила Степановича Батенькова книга П.М. Головачёва «Декабристы». Он был строгим вегетарианцем, купался в Томи вплоть до заморозков, почти наизусть знал Библию. Знал латинский, греческий и еврейский языки, говорил и писал по-французски и по-немецки. Он очень не любил одиночества, всегда искал шума, движения и общества.
После смерти Николая I последовала амнистия для декабристов. 11 сентября 1856 года Батеньков покидает Томск. В конце 1857 года он покупает собственный дом в Калуге, на Дворянской улице, где и проходит остаток его дней. Он занимался многочисленными переводами с иностранных языков, писал статьи по вопросам общественной и политической жизни России. Он оставил после себя значительное поэтическое наследие.
К сожалению, жизнь, полная страданий, не позволила создать Г.С. Батенькову семью. Он никогда не был женат, не оставил детей. Его сестра Пелагея Степановна умерла в 1816 году в Тобольске молодой. Мать Анастасия Андреевна Батенькова умерла от чахотки в возрасте 46 лет в феврале 1819 года. О судьбе брата, рождённого в первом браке Степана Герасимовича Батенькова, ничего не известно.
Г.С. Батеньков умер в Калуге 29 октября 1863 года от воспаления лёгких. В последние минуты рядом с ним находился декабрист Евгений Оболенский. Похоронен по своему завещанию в селе Петрищево Белёвского района Тульской области рядом с другом и боевым товарищем А.А. Елагиным.
В память о сибирском декабристе в Калуге, в доме, где он жил, существует мемориальный музей Г.С. Батенькова, в Томске названы переулок и площадь и в 1960 году установлен памятник. Томский поэт и прозаик Борис Климычев написал о нём следующие строки:
Он пытался здесь строить дороги,
Проектировал зданья, мосты.
Нынче бронзовый, тихий и строгий
Смотрит пристально из темноты.
И когда пролетают трамваи,
Заглянув декабристу в глаза,
Он, как будто на миг оживая,
Собирается что-то сказать.
Но по-прежнему смотрит в молчанье,
Как за речкой неоны горят.
Там стоят его мысли созданья;
Величавые старые зданья
Языком красоты говорят.
Должна хранить память о Батеньковых и режевская земля. Ведь по ней из маленькой деревеньки Ощепково в далёком 1756 году уходил отбывать рекрутскую повинность шестнадцатилетний крестьянский паренёк Степан, чтобы навечно остаться в истории России судьбой своего сына декабриста Гавриила Батенькова.
Источники
- Ревизская сказка Арамашевской слободы 1719 г. РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1615 Л.287 об.
- Книга свидетельствования Арамашевской слободы 1727 г. РГАДА Ф.350 Оп.2 Д.581.
- Ревизская сказка Арамашевской слободы 1747 г. РГАДА Ф.350 Оп.2 Д.901.
- Ревизская сказка Арамашевской слободы 1762 г. РГАДА Ф.350 Оп.2 Д.910.
- Коновалов Ю.В. Краткий обзор процесса возникновения населённых пунктов на территории Режевского района в XVII – начале XVIII века // Наши родные деревни и сёла / Родовед Режа. Вып.2. Реж, 2012. С.3-13.
- Большова В.А. Родословная Батеньковых // Времён сплетение. Сборник режевских родословных / Родовед Режа Вып. 4 Часть 1. Реж, 2014. С. 59-82.
- Батенков Г.С. Данные. Повесть собственной жизни // Русский архив, 1881, Т.2 С. 251-274.
- Софронов В. Загадочный Гавриил. Разыскания о Г.С. Батенькове. Электронный ресурс. Режим доступа http://magazines.russ.ru/sib/2010/10/so11.html
9.Головачёв П.М. Декабристы. М.: Издательство М.М. Зензинова, 1906 г. – 5