Между Выскорным и Каменским. 18.04.2019 г
Участок лесного массива между болотами Выскорным и Каменским находится не далеко от поселка Рефтинского (километрах в шести). Эти самые болота охраняют его от людского чрезмерного присутствия и он издавна известен охотникам, как место обитания боровой дичи, а также копытных.17 апреля сего 2019 года мы, в составе Рубцова В.Н., Копырина А.Л., Шишминцева М.В. и автора этой статьи направились туда — осмотреться и размяться после долгой малоподвижной зимы.
Владимир Николаевич бывал здесь с ружьишком лет 55 назад и помнит, что добывал тогда глухаря. Но мы пошли не с охотничьими целями (без оружия), а с познавательными. Как краеведов нас интересовали некоторые исторические объекты. Но в пути, конечно, смотрели под ноги и вокруг. То есть тема лесного зверья была хоть и не основной, но нас интересовала.
Идти туда хорошо по заброшенному полотну железной дороги, проложенной 50 лет назад от Рефтинского к фабрике № 6 — как раз между этими болотами.. Просуществовала ветка лет 30, а последние 20 лет представляет из себя прекрасную прогулочную дорожку, идя по которой не нужно бояться автотранспорта. Его там нет. Разве раз-другой в месяц протарахтит квадроцикл или пропыхтит УАЗик охотников.
Болото Выскорное питает речку Выскорную, которую некоторые рефтинцы до сих пор неуважительно называют «второй речкой». Стыдитесь! Выскорь — это вывороченные с корнями деревья, которых вокруг болота много — влажная почва не удерживает их при ветре.
Именно возле полотна железной дороги болотное русло Выскорной проявляет себя в форме ручья.
После каждого похода пишем о бобрах. С тревогой пишем. Они изменили русла рек, затопили леса, сделали непроходимыми дороги, существовавшие сотни лет.
Вот и на Выскорном им вольготно. Домик бобров — домище. Вот его вид.
Существует уже более 10 лет. Максим Шишминцев фотографировался около него в 2008 году.
По полотну ходят не только любители прогулок. Видим лисиный, вытянутый в ниточку, след. Нет-нет, да проявит себя зайчишка — два оттиска лап вдоль, два поперек.
Километра через четыре сворачиваем на квартальную и идем по лесу. Здесь встречаем целые заячьи тропы.
Есть и следы лося. Недалеко охотничьи кормушки и солонцы. О них писал Копырин А.Л. в одной из последних статей.
Пересекаем старую лежневку — дорогу, которая шла с Кирилловского кордона, чтобы соединиться с другими, ведущими в Сухоложье к деревне Ряпасовой и к Грязновскому селу. Вероятно по ней возили древесный уголь на Каменский завод.
Дорога во многих местах заросла. Но вот этот участок демонстрирует её очень хорошо.
Где-то здесь, дальше по квартальной, видели раньше камень правильной формы и хотели его осмотреть. Но не нашли. Есть камни, но не те. Возможно по их наличию и получило название болото Каменное.
По ходу пьесы спаниель Веста подняла глухаря. И долго, долго потом ругалась лаем и выговаривала хозяину: что ж ты, рот разинул, я то свое дело сделала…Зачем, де, я тебя с собой взяла…
В последнее время лесные животные очень приблизились к людям. Это уже отступление.
Все прошлое лето, как наступали сумерки, к нашей пятиэтажке устремлялись из леса ежи и прочесывали газоны у подъездов. Видимо добирали кошачий корм, которым подкармливают жалостливые соседи подвальных котов.
Я осенью едва отправил в лес наглого ежа, уснувшего прямо в ванной на садовом участке.
А вот кадры вызволения косули, застрявшей в проеме забора одного из окрестных предприятий.
Ну это отступление от темы. Чем закончить статью?
Хорошо, что рядом еще есть незамусоренный лес, в котором живут звери и птицы. Хорошо, что бывает в апреле с утра легкий морозец, а к обеду — жаркое солнце.
Хорошо!
Ю.Сухарев