Сухарев Юрий

Календарь

Февраль 2026
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728  

Меньшенина А.Н. Полвека в памяти: наследие известного художника в Асбесте

В 2026г. Мемориальный музей имени Николая Михайловича Аввакумова отмечает свой юбилей – 50 лет со дня основания. Он был открыт в стенах Дворца пионеров 15 июня 1976 года. Музей – это дань памяти и уважения земляку, талантливому человеку, художнику-графику, запечатлевшему в своих рисунках живую летопись истории. Фонды музея хранят ценный материал о нашем земляке Н.М.Аввакумове, его семье, творчестве, друзьях.

В экспозиции более 300 рисунков художника (фотокопии и подлинники). Личные вещи художника рассказывают об основных этапах  его жизни и творческой деятельности. Сохранить и передать потомкам это наследие – основная миссия музея.

Долгое время в родном городе не знали о таком выдающемся земляке. Только после выхода в 1969г. книги С.А. Пророковой «Николай Аввакумов» в Асбест потянулась ниточка сведений о нем.

И за нее ухватились…

Благодаря поисковой работе комсомольцев, ребят из клуба «Поиск» Дворца пионеров и руководителю Любови Федоровне Амосовой наследие художника стало достоянием асбестовцев.

Первая выставка копий работ художника Н.Аввакумова в Асбесте состоялась в 1975 году. В ее организации помогли сотрудники Пермской художественной галереи, Третьяковской государственной галереи, Центрального музея Вооруженных сил СССР, друзья художника по студии имени Грекова, наши асбестовцы. После невероятного успеха выставки ребята продолжили поиск сведений об Аввакумове: писали письма, ездили в поисковые экспедиции по местам, где учился, работал и воевал Аввакумов. В этом им активно помогали старожилы города, краеведы.

На открытии выставки работ Н.М.Аввакумова в г.Асбесте (слева направо Л.Ф.Амосова, В.А.Абаскалов, Н.Ф.Рубцов, С.А.Пророкова,… М.Н.Аввакумов – сын художника)

Как писала в своей книге «Николай Аввакумов» С.А.Пророкова:

«Когда в Асбесте узнали, что готовится к печати монография об Аввакумове, земляки отнеслись к этой вести с большой горячностью. Они шлют письма за письмами, находят детские рисунки Николая, редкие фотографии, пишут воспоминания.

Своё доброе слово сказали учительница Н.П. Шабурова, старожилы Н.Ф. Рубцов и П.В. Никитин, художник В.А. Абаскалов из Асбеста, архитектор И.И. Кейль из Ленинграда, педагог Г.Ф. Гудим из Кабардино-Балкарии, художник А.Г. Вязников…».

Софья Александровна Пророкова — искусствовед. Исследователь творчества многих художников. Автор и составитель книг. Жена художника Бориса Ивановича Пророкова.

Н.М.Аввакумову принадлежит видное место среди советских передовых мастеров рисунка. Газетные и журнальные рисунки, портреты своих современников, вождя революции и деятелей партии, фронтовые рисунки и плакаты. Как и большинство советских художников того времени он средствами графического рисунка претворял в жизнь задачи, поставленные партией перед народом. Не каждому художнику того времени разрешалось рисовать портреты лидеров партии. Серьезным испытанием, как художника, стал портрет И.В.Сталина, созданный в 1945 году.

Николай Аввакумов родился 24 августа 1908 года в Асбесте (тогда это был еще рабочий поселок Куделька) в семье счетовода и учительницы начальных классов Ф.И.Аввакумовой. Рисовать он начал в раннем детстве. В музее хранятся портреты, нарисованные 10-летним Колей. Его первым учителем рисования был Андрей Евдокимович Абаскалов, человек всесторонне талантливый, стремившийся передать свои знания молодежи.

Спустя много лет мы читаем так и не отправленное письмо Николая Аввакумова своему учителю.

«Дорогой Андрей Евдокимовичи! Всё, что Вы прочтете в этом письме, мне давно хотелось сказать Вам, но, к сожалению, давно уже не было случая встретиться с Вами, да и суждено ли, уж я не знаю. Вот и захотелось написать это письмо. Мне уже перевалило за 30 лет и, когда я перебираю в памяти свое детство, чувство большой благодарности не покидает меня. Вы мой первый учитель. В общении с Вами я полюбил музыку, живопись, театр. Вы привили мне любовь к великим художникам России и Запада. Это сыграло огромную роль в моем воспитании и дальнейшем развитии».

Окончив школу ФЗУ, Пермское художественное училище, Аввакумов в 1928 году пробует поступить в Московский институт (ВХУТЕИН) на живописный факультет. Учиться не стал, вернулся домой. Начал работать в редакции Свердловской областной газеты «Всходы коммуны». Все это подготовило Н.Аввакумова к большой работе.

В 1930 году по комсомольской путевке и рекомендации Луначарского Аввакумов едет на Магнитку, где в течение 2 лет работает художником заводоуправления. В своих рисунках он запечатлеет различные этапы строительства плотины, домен, пейзажи. Но главными героями его рисунков были люди — герои 1 пятилетки.

Наш земляк был одним из первых, кто дал начало этому «индустриальному» направлению в искусстве. Рисунки Аввакумова – это летопись строительства Магнитогорска – как в безлюдной уральской степи рос индустриальный гигант. Стараясь не отставать от бурного потока жизни, Николай Аввакумов берет в основу своего искусства репортажность. В дальнейшем его творчестве это будет ярко отражено.

Немногим позже в Третьяковской галерее в 1933 году на выставке показывались газетные и магнитогорские рисунки – графика газетного рисовальщика входила в историю изобразительного искусства.

В 1931 году Магнитогорский Горком направляет Аввакумова Н.М. в Москву для продолжения образования в полиграфический институт. В Москве Николай зашел в редакцию газеты «Комсомольская правда» с альбомом магнитогорских рисунков. Так 12 января 1932 года газета посвятила целую страницу этим событиям, а Николай навсегда связал себя с «Комсомолкой». Институт он так и не закончил по состоянию здоровья.

Шесть лет он проработал в редакции газеты «Комсомольская правда», печатался в газетах «Правда» и «Труд», в журналах, в издательствах «Молодая гвардия» и «Искусство». Работая в «Комсомолке» в составе выездных бригад, Николай Аввакумов побывал на шахтах Донбасса, на заводах Урала, на уборочных Северного Кавказа, запечатлел историю страны.

С 1934 года Николай Аввакумов становится членом Московского Союза советских художников, работает для выставок «История партии» и «Наша Родина».

Известность художника-графика Николая Аввакумова растет, он работает по заданиям издательств.  В 1937-40 годы он пишет на заказ портрет вождя революции В.И.Ленина, создает целую галерею портретов вождей К. Маркса, Ф. Энгельса, И. Сталина, русских писателей и революционных деятелей Лермонтова, Гоголя, Белинского, Маяковского и др. Особое место занимает серия портретов Максима Горького – борца, публициста, сказавшего знаменитые слова: «Если враг не сдается, его уничтожают».

Знаменит и портрет великого полководца Суворова, написанный художником незадолго до начала Великой Отечественной войны.

С началом войны художник и его искусство тоже вступили в бой: он рисует снова для «Комсомолки», делает боевые плакаты. Аввакумова не брали в действующую армию по состоянию здоровья. И все же он добровольцем ушел на фронт в декабре 1941 года. Был отправлен в 3-ю ударную армию на Калининский фронт художником газеты «Фронтовик».  Работать приходилось много, иногда по 16-18 часов, графический рисунок в то время обладал большей оперативностью.  Плакаты, листовки, как и ежедневные газеты с военными сводками нужны были на фронте и в тылу.  В его рисунках хорошо передана атмосфера войны.

Эти рисунки и сейчас представляют значительную художественную и документально-историческую ценность.

На фронте Н.М. Аввакумов вступил в партию.

В мае 1944 г. был принят в студию военных художников имени М.Б. Грекова. Вместе с частями Советской Армии прошел доблестный путь наступления: Белоруссия, Прибалтика, Румыния, Венгрия, Австрия.

Николай Аввакумов лишь на полгода пережил долгожданную Победу. Но успел сделать очень много, оставив после себя около 5 тысяч рисунков, плакатов, зарисовок.

За самоотверженную работу фронтового художника и участие в боях Николай Михайлович Аввакумов бы награжден орденом Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

В музее хранятся экспонаты, которые служат живым свидетельством принадлежности Николая Михайловича к культурному кругу своего времени. Что подтверждает его признанным мастером, окруженным вниманием и уважением выдающихся современников.

В 1949 году на Московской посмертной выставке произведений Аввакумова Евгением Викторовичем Вучетичем сделанна запись в книге отзывов.

Страница из книги отзывов с выставки рисунков Н.М.Аввакумова, 1949г. 

Вучетич Е.В. стал автором скульптурного портрета, установленного на могиле Н.Аввакумова к 9 мая 1958г.

Сохранились письма с воспоминаниями друзей Николая Аввакумова: Н.Ф.Рубцова,  А.В.Кокорина,  И.И.Кейля, Ю.А.Левина.

Николай Федорович Рубцов, лауреат Государственной премии СССР, персональный пенсионер республиканского значения,  краевед.

«В момент моего приезда на рудники Коля учился в Перми, в художественно-промышленном техникуме и, следовательно, познакомился я с ним только во время его каникул, летом 1926 года. Подружились мы с Колей очень крепко. Скажу больше – мы полюбили друг друга на всю жизнь.

Как-то летом Коля, Паша и я ушли километров за семь на так называемые «хитные ямы» и целый день рисовали там лес, обвалы, разрез, избушку сторожа. Кроме того, оба они рисовали меня.

Дружили мы с Павлом, братом Коли. В один из приездов в Москву мы все трое долго бродили по городу. Павел учился в Москве и всё разговаривали об искусстве. Помню, братья спорили насчёт Репина и Сурикова».

Н.Ф.Рубцов, 5/v-1975г.

Анатолий Владимирович Кокорин советский художник, график, иллюстратор. Член-корреспондент Академии Художеств СССР.

«День моего поступления в Пермский художественный техникум осенью 1925 года был днём моего первого знакомства с Колей Авакумовым. С этого дня началась наша дружба, длившаяся до самого последнего дня.

  Нам было по 17 лет. Коля поражал всех нас своим уверенным рисованием точным глазом и чувствам формы. рядом с ним мы чувствовали себя робкими, беспомощными и вообще весь облик Коли был особенным: атлетическая фигура, светлые золотые волосы, крепко посаженная голова, добрые глаза и улыбка, не оставлявшая никого равнодушным».

«В 1944 году Коля Аввакумов был зачислен в Студию военных художников им. Грекова. И вот мы опять вместе, опять рядом. Работали много, нервно, так как хотелось запечатлеть все, что происходило перед нашими глазами. К концу дня, если было более или менее спокойно устраивали просмотр работ, сделанных за прошедший день. Радовались успехам товарищей, а если нужно было критиковали. Как хорошо, что с нами был Коля Аввакумов – спокойный, выдержанный, мягкий, обаятельный, но всегда принципиальный. Эти его человеческие качества имели большое влияние на весь наш маленький творческий отряд…  Иногда в спокойные вечера Коля под аккомпанемент гитары пел нам своим чудным баритоном наши любимые песни».

Анатолий Кокорин.

Иван Иванович Кейль, архитектор.

«С Колей Аввакумовым чаще всего я встречался в первые годы нашего знакомства. В период летних каникул 1926 и 1927 годов мы с ним виделись почти каждый день… Но, несмотря на раздвоение жизненных путей, наша дружба с Колей и после 1927г оставалась по-прежнему искренней и крепкой.

Когда в 1942 по призыву военкомата меня направили в Московский Флотский экипаж в течение всего апреля я ожидал своего назначения в часть. в первый же из увольнительных дней я наведался на близкий мне адрес на улицу Баумана… Мне сказали, что семья Аввакумовых эвакуировалась на Урал в город Асбест, а Николай Михайлович в действующей армии. И только в последнюю минуту мне сказали, что если очень необходимо Николая видеть, то я могу с ним встретиться в гостинице «Националь».  И вот тогда мне очень повезло, я туда явился в обрез. к «разбору шапок». Коля с двумя своими коллегами по фронтовой газете заканчивал погрузку военной машины полиграфическими материалами для их редакции… и они должны были вот-вот отправиться своим ходом на грузовике к себе на Калининский фронт. И тут я им успел помочь грузить на машину ещё не погруженные чемоданы и рулоны.

И та, самая мне памятная апрельская Московская встреча с Колей — была и самой короткой из всех, она стала незабываемой и была… последней… Николай в ту встречу мне запомнился в совсем новом для меня качестве — в солдатской шинели, подтянутый, как всегда, крепкий, в военном ремне…»

Иван Кейль, г. Ленинград. 1 августа 1975г.

Юрий Абрамович Левин, российский прозаик, журналист. Член Союза писателей России.

«Николай Михайлович во всех отношениях превосходный человек. Во всем величии его талант, его душа, его характер раскрылись на войне. С ним не страшно было в любой ситуации.

Мне посчастливилось быть с ним рядом в самое трудное время, я видел его и на перднем крае, и в редакционной землянке, и в часы работы, и в короткие минуты отдыха – всюду Николай Михайлович был творцом, человеком, который отдает делу всего себя. Он умел самозабвенно работать и весело отдыхать.

Красивым человеком был Николай Михайлович. Талантливо рисовал, был смелым и храбрым. Ради рисунка, ради того, чтобы запечатлеть образ советского воина, он часто пробирался туда, где бушевала смерть…»

Юрий Левин г. Свердловск. 6.6.76г.

Фотографом Александром Родченко в 30-е годы на Магнитке сделан ряд фотоснимков Николая Аввакумова, что сегодня является исторически ценным фотодокументом из биографии художника.

Александр Михайлович Родченко – один из самых именитых российских фотографов в мире, и его имя ставится в один ряд с самыми известными фотографами мира.

Даже сейчас, спустя почти полвека у этой истории нашлось продолжение, находятся новые сведения из жизни Николая Михайловича. Их нет в книгах и автобиографических справках.

В столичной газете «Вечерняя Москва» от 30 мая 2022 вышла статья «Только лица остаются».

«Собираясь пересмотреть снимки знаменитого советского фотографа Александра Родченко, московский художник Юрий Аввакумов не мог и предположить, какой сюрприз его ожидает. На одном из самых известных снимков фотохудожника он узнал… своего родного деда!

— Увидел в сети фотографию «советского атлета и комсомолки в прозрачном купальнике» — именно так она была подписана. Было указано, что снимок сделан Александром Родченко в мае 1932 года, — рассказывает Юрий Игоревич. — В «атлете» — прекрасно сложенном молодом мужчине — я с изумлением узнал своего 23-летнего деда, художника Николая Аввакумова. «Как такое может быть?!» — сначала удивился я, но потом подумал: а ведь в 1932-м дед как раз перебрался из Магнитогорска в Москву. Так что мог и попозировать фотографу. Но сомнения все-таки были…

Чтобы их рассеять, Юрий Игоревич написал Александру Лаврентьеву, внуку фотографа Родченко, благо, что знакомы они давным-давно. Тот, рассказывая историю фотографии, сообщил, что сделана она была в студгородке в Лефортове. Снимали по заданию журнала «Красное студенчество» утреннюю зарядку на крыше. Кроме Николая Аввакумова, были, оказывается, в том очерке и другие персонажи: студент Полиграфического института Сергей Урусевский и плакатист Кокорин.

— На нескольких приложенных Сашей Лаврентьевым фото я уже совершенно точно узнал дедушку. С упомянутым Анатолием Кокориным дед, кстати, учился в Пермском художественном училище, они были близкими друзьями, — рассказывает Юрий Аввакумов. — По Сашиному предположению, Александр Родченко, преподававший в Полиграфическом институте, мог попросить своих студентов попозировать для очерка, а те прихватили с собой приятеля.

Саша Лаврентьев удивился, что я только сейчас увидел эту фотографию, ведь она часто публиковалась. И правда, у меня на полке стоит книга фотографий Родченко, и в ней несколько кадров из этой серии. Так что, снимки-то я видел и раньше, но деда на них не узнавал… Юрий Игоревич не скрывает, что для него эта история оказалась довольно сильным переживанием, словно он волею судьбы стал участником съемок фантастического фильма «Назад в будущее».

А.Родченко. Советский атлет и комсомолка

          На этом история не заканчивается. Поиск продолжается…

Статья представлена на 21 НПК «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 7.02.2026 г

Комментарии запрещены.

Полезные сайты