Неустроев Г.Ф. Дневниковая запись
— Народ российский бает:- «в этом мире ничего случайного не бывает!».- Так и я заключил после череды случайных событий, произошедших со мной осенью 2010 года.
По порядку.
1).
—Стоял тогда прелестный сентябрьский денёк в период осеннего «равноденствия».
В это время заехал я в село Лебёдкино, к сородичам.
Пётр Ильич Таран, встретив меня у ворот, сказал,- что жену Капиталину Ивановну и её сестру Надежду Ивановну отвёз он за рыжиками к деревне Кострома. По уговору, за грибниками надо уже ехать.
Про костромские рыжиковые места я слышал, но не бывал, и предложил Пете за ними съездить на моей машине, что мы и сделали.
Вот они костромские пределы. Между делом я тоже сходил пособирать грибов.
Стоим «бригадой» с рыжиками, на левом берегу Бобровки на угоре да радуемся,- солнечному дню, дивуемся красивыми местами возле речки, где некогда стояла деревня Кострома. Время перевалило уже за полдень.
Тут-то я и предложил:- «а не свозить ли вас на бобровский «порог»?- там русло Бобровки реки камнями вымощено. Мои предки, издавна… — звали его «Усориха».
— «На «Усорихе», где река бежит,- от «Рифей- горы»- «караул лежит!..»- валуны:- огроменные!..- каменные поперёк на Бобровку поставленные.- Только шум!..- стоит воглуши, когда моются голыши».
— Надежда сказала, что она была на тех «белых камнях», фотография есть.
Пётр с Капиталиной, благо погода хорошая, непременно захотели там побывать.
—
— («Порог» на Бобровке лежит между деревней Неустроевой и селом Антоновским примерно на одинаковом расстоянии, а старый волок 7 вёрст тянулся в своё время из деревни да через речку Страшну в село левым берегом в западную сторону).
—
— За Антоновой проехали мы в восток уже по правому берегу (по новой асфальтной дороге) на место. Прошли между вековых сосен к уклону да стали спускаться к реке по зарослям:- черёмушника, местами перелезая через валежник, проложили тропу через высоченную крапиву да мимо кустов чернотала густо увешенного длинными лианами тяжелого, спелого хмеля, а там уж от белой ольхи с крутого бережка спустились на огромный «Рифейский» валун к реке. И вот она «Усориха» во всей своей красе…- а малая водица там между камушков хлопочет:- шумит!- звенит!- клокочет!..
— (Раньше, воды в реке Бобровке поболе было…- оттого на «Усорихе» всегда шум стоял, а подойти летом к камням можно было, в оосновном с левобережя от старой дороги).
Все были в восхищении!..- от нечаянно увиденной девственной красоты.
Как и спускались к реке!..- поднялись мы от бобровской «каменной заставы» к машине.
Тут уж, наверху утёса «перевели дух,- ух!..». На краю выкошенной лесной елашки достали из авоськи чашки (не молчком) по расселись на отаву-траву кружком, попили:- кваску, кофейку, отметив при этом чудную энергетику места!..- собрались в домашнюю сторону. Выехали с елани, опять же на новую дорогу, по которой и приехали.
—
Знаю эти места у Бобровки, так как,- родился и прожил тринадцать лет в деревне Неустроевой, которую далёкие предки и основали в незапамятные времена.
Ненадолго!..- да увело меня сознание в 1950-е годы детства.
— А именно:- «как мы с бабушкой Лизой да с двоюродной сестрой Надей, не единожды, собирали в этом бору на правобережье Бобровки чернигу.- «Глухомань!»- тут была тогда. Порою был слышен отдалённый шум воды на реке. Это значило, что «порог» недалеко. А сосны стояли «матёрые!..», а чернижники под ними «густым ковром…», а ягоды:- синющие да крупнющие!.. А коли «Усориха» недалеко, то и нет- нет,- да промелькнёт перед глазами оранжевая змейка- «медянка»- «то ли ты её видел, то ли нет!?». Возле речной «каменной заставы» место всегда было «змеиное!..».- Только с бабушкой не гадюки, не медянки не страшны были. А пока, в «змеином царстве», бабуля набирала эмалированное ведро черники, нам с сестрой надо было нарвать ягод по три литра, в бидоны».
— Вспоминилось также как мы деревенские ребятишки, во время сенокосной страды, за Страшной «Сракой» речкой да по нашему левому берегу, галопом (не разрешалось) гнали на неоседланных конях по елани к реке. «Аманатко» подомной чуток споткнулся, я и улетел с него в траву-мураву, уткнувшись носом в ягодник…- спелой клубники-земляники, у окопов гражданской войны. «Аманатко» умница!- остановился и ждал…- пока я мальчишка с разбегу «коршуном тряпичным!»- залечу-заскочу на его широкую спину, и только после этого (гнедой) весело взвизгнув!..- пустился вдогонку табуна оседланного такими же, как я всадниками. Под горой, на речной заводи у камней «Усорихи»,- поили да купали мы изжаленных гнусом колхозных коней. С левобережья к реке полого тогда было, и лежала у воды песчаная коса. Осинцевские и Неустроевские земли именовались в то время 1950-х годов «колхозом имени Мичурина», правление и сельсовет были уже в Осинцево».
—
— Когда, по бетонному мосту новой асфальтной дороги переехали через речку Боровую, я начал рассуждать вслух.- Показав рукой на право, сказал, что вон там в сосняке находился деревянный мост на старой просёлочной дороге через Бобровку да в Антоново село. Мост, как правило, охраняли от весенних льдов две деревянные надолбы-ледоколы. Бобровка, в период моего детства, от зимней спячки просыпалась «дружно».- В «талицу» тащила река на своём «горбу» между берегов льды с:- шумом и грохотом!..- попутно паводковые воды заливали низины. А рыбаки «тут как тут!»- успевали в мутной воде саками ловить рыбу (сакать).
У самого села Антоново, начал я рассуждать и показывать, примерно, на место, где некогда лежало старинное кладбище. Дескать, от своих родичей с детства знаю, что где-то тут?- последними из рода нашего захоронены Неустроевы:- прабабушка Ираида Никитична (когда?), потом прадед Иван Викторович (примерно в 1922 году). Их предшественники тоже, где-то тут?- (вероятно?- с 1709 года), а то и гораздо раньше.
Где именно, мне не известно.
— (В Неустроевой деревне своего кладбища испокон веку не было, и почему-то?- как бы традиционно, хоронили усопших у Антоновой, да была знать-то тому причина).
— Бабушка Анна Ивановна Антонова (Неустроева) и Анна Карповна Замараева на «радоницу» всегда ходили на это старое Антоновское кладбище поминать своих родителей. После Отечественной войны, бывало, бабушка Анна (родная сестра деда моего Степана Ивановича) брала туда с собой своего внука Виктора Фёдоровича Бабаилова.- Он (1940г.р.), якобы, помнит примерно, на каком месте они с бабушкой бывали тогда, обещал показать (якобы, в пяти метрах за кузницей).
— Слышал, «антонята» его,- большое по площади старое кладбище, когда то?- якобы, под поле распахивали. Вот тут оно, на открытом месте (пустыре) как-то и лежит?..
Мне про него родной дядя Пётр Степанович Неустроев рассказывал, ориентируя от каменного храма Прокопьевской церкви по старой дороге. Он, дескать, от стариков наших слышал, что когда-то при погосте церковь была деревянная, слева как раз, на повороте дороги, ведущей из тогдашней Антоновской слободы в Лебёдкину деревню.
—
— Слух от дяди Пети оказался верным.- Историческое свидетельство и действительно гласит:- «с 1804-го по 1830-й год, при самом кладбище стояла деревянная церковь в честь иконы Казанской Божией Матери».
Место, где стоял кладбищенский храм
В самой Антоновской слободе стояла Прокопьевская церковь.- К приходу относились деревни:- (на востоке) Неустроева, (на западе) Лебёдкина, Бичурская, Костромская.- А коли так, то все необходимые обряды проводились в Прокопьевской церкви.
— В 1888 году в конце декабря, в Бичуре достроили и освятили Модестовскую церковь, в приход вошла деревня Костромская.
—
С раннего детства от родичей знаю, что всего-то у Антоновой находится три кладбища:- новое; старое; да очень старое «древнее».
Кланяюсь могилам предков, хоть примерно да в сторону большого старого погоста.
А вот зачем?- (НЕУСТРОИ)- несли слух о «древнем кладбище» у Антоновой не ведаю, и где оно теперь уж никто не покажет!- только слух-то и остался на моей памяти.
—
— Когда я обмолвился про «древнее» кладбище, тут в разговор и вступился Капиталинин муж Пётр Ильич Таран (майор в отставке).
— «Мы тогда ещё в Белоруссии жили-служили да приезжали сюда в отпуск, в Бичур к матушке. Где-то, в самом начале 2000-х г.г.».
Капиталина Ивановна тоже не смогла точно сказать, в каком году это было?..
«Заезжали мы тогда и в Антонову, в гости к родственнику Николаю Степановичу Антонову.- Управляющим антоновского отделения совхоза работал.
Помню, как дядя Коля мне тогда взволнованно!..- рассказывал:- «Был тёплый погожий день. После обеда, я, зачем-то?..- пошел в гараж. По юго-западной окраине нашего села, в то время как раз, свердловчане новую дорогу прокладывали, асфальтную. Она потянется теперь:- через Боровую речку, да уже нашим правым берегом Бобровки,- «красным бором» по «неустроевским чернижникам…»- минуя все деревни прямо на Ирбитку реку в село Зайковское.
— Слышу, как вдруг, техника дорожников перестала «тарахтеть»- зато сами строители, что-то уж сильно расшумелись!..- (далеко слышно) на новой дороге у леса, где их табор и стоял. «Сгорая от любопытства?..»- и я побежал туда. Когда добрался, так сразу и понял причину их восторженных возгласов!.. Смотрю, в большой канаве, лежит долблёнка- гроб старинной работы, то есть, что от него осталось и ворох…- бересты.- Тут же валялись:- человеческие кости; латы, шлем и кольчуга (красно-желтые); да чёрный прямой меч.
Оказалось, строители бульдозером подрезали край небольшой высотки (для дороги, по надобности) да в том же месте стали канаву, вдоль новой дороги, ещё углублять.- Тут и попалась под тракторную лопату, долблёная «люлька» как вогульская лодка «обласок» с останками воина да при всей его «амуниции…».
Поняли мужики, что наткнулись на очень старое захоронение, пошумели!.. Работы земляные прекратили, да якобы, вызвали из Артёмовска специалистов. Я ещё (какое-то время?..)- стоял там, дивясь!..- откопанному снаряжению».
«Вот, такую быль поведал мне Антонов Николай Степанович (он 1932г.р.)»- сказал Петя. А сестра Капиталины Надежда сказала, что она про это тоже слышала и статью в газете читала. Ещё добавила:- «сказывали, что там не один гроб-то был откопан!».
«Выдумки…- «лебедаев»!- подумалось мне.
«Петя, а где место раскопок?»- «не знаю?- да и Степаныч в «мир иной ушел!»- спросить не у кого».
Посудили-порядили…- да забыли.- Машина, по новой асфальтной дороге, катила нас в село Лебёдкино да вели мы уже другие беседы.
2).
—Утро 7-го ноября 2010 год. Воскресенье.
За окном солнышко ласково светит. В голову мысль:- «а не свозить ли Исакова Владимира Анатольевича в деревню Неустроеву?!- давно просит показать её.
—
Его дед Исаков Пётр Филипович 1895г.р., и бабушка Параскева Евтихеевна там жили.
«Да, не в память ли Неустроева Исака?- (сына Симанова) возникла в деревне эта их фамилия Исаковы?»- подумалось мне.
—
У меня свободное время появилось. На улице пока не холодно и снегу нет.
Осень задержалась, и погода стоит «как по заказу!». Надо съездить. Звоню!..- Владимир с радостью соглашается.
Тут же я вспомнил про земляка своего дружка детства Бабаилова Фёдора Анатольевича. И его надо прихватить с собой на родину, если не против будет.- В Артёмовске же живёт.
— Приезжаю к Феде он «на подъём лёгкий!» оказался, быстро собрался, и мы едем в Реж за Володей Исаковым. Тот, тоже «не заставил себя долго ждать!..»- и вот,- мы «троицей» на пути в нашу деревню на Бобровке.
Едем в восточную сторону, я «что вижу,- о том и пою!..»- Федя мне «подпевает!..». У села Антоново, указав примерно на место, где некогда находилось старинное кладбище (погост) при деревянной церквушке, я сказал, что покоятся тут многие наши деревенские предки:- Неустроевы, Бабаиловы, Исаковы, Ермаковы, Костины, Замараевы, Калистратовы, Ильмановы …
А проехав ещё чуток (наугад?!)- стал показывать на место, где вполне может находиться ещё и очень старое кладбище «древнее». Дескать, ещё в детстве «слышал звон!..»- от родичей, что у Антоновой три кладбища:- новое, старое, и древнее.- Только, где оно то «древнее» кладбище?- теперь уже никто не скажет, не покажет!».
На, что Федя тут же убедительно сказал:- «я знаю!- езжай дальше, покажу, где оно, (было)».- Чем сильно удивил меня!- просто ошандарашил!..- категоричностью.
С великим любопытством еду дальше в восток. Проехали по новой дороге уже за Антонову, тут Федя приказал потихоньку притормаживать да завернуть направо, на дорожку к сосновому лесу. Эту дорожку я сразу узнал,- «вогулка».
Остановились, вылезли из машины, подошли к буераку густо заросшему:- крапивой да другими высокими травами вперемежку с поднимающимся черноталом.
«Вот тут!»- сказал дружок».
«Вот те,- на те!!»- восхищённо отметил я:- «что надо для души?!:- язык, глаза да уши».
«Нет уж Федя, ты пальцем ткни, где именно». Он немного походил, порассуждал…- и указал пальцем:- «точно вот здесь!».
Сняв шапки:- перекрестились мы (зачем-то?) да поклонились этому месту, где нечаянно разворочено было древнее захоронение. «Да пусть простит нас Господь грешных!..- что кланялися мы «брылатой» канаве, как-то нечаянно вышло!».
— «Да не это ли и есть древнее кладбище?- что упоминали наши старики (НЕУСТРОИ) передавая слухи «с языка в,- ухи…».
— «А теперь Фёдор Анатольевич рассказывай нам,- откуда ты про это всё знаешь?».
—
— «Лет восемь назад, а то и больше?..- было дело, я теперь точно и не помню уж!»- говорит Фёдор. «Свердловские дорожники мимо Антоновой асфальтную дорогу тянули, (по которой теперь и едем). А мы «Егоршата», тогда со своей техникой на время прокладки этого участка трассы, были им приданы:- четыре Камаза самосвалы, бульдозер, грейдер, погрузчик на базе Т-100 да нас на той технике, семь человек. Я на грейдере щебень планировал по дороге, что с Бичурского карьера самосвалы возили. Бульдозерист своим делом занимался.- Погрузчик и шофера своим.
Обедали мы в Лебёдкиной, в их столовой. Домой и из дому на работу на Камазах же каждый день и ездили.
Свердловчане на своей технике по две недели работали, по вахте.- Менялись.
Пищу себе они готовили на своём же стане, тут через новую дорогу их вагончики и стояли на этой вот старой лесной дорожке»- показал Федя.
«Некоторые, нет-нет да с нами в Лебёдкину на обед поезживать стали.
Помню, что было тёплое время года. Работаем…- а тут известие!- дескать, что-то?- у дороги свердловчане раскопали.- Поехали подивиться и мы.
А всё-то аккурат и произошло тут, напротив их стана.
Тогда, вплотную, по разметке, уже чуток подрезанный бульдозером возвышался у дороги край-откос (невысокого курганчика).- Основная его часть несколько вытягивалась от чернового полотна новой дороги (грядой) вдоль этой лесной дорожки в южную сторону.- Вон его оставшаяся часть. Потом, (курган?) от подрезанной его северной части ещё больше «отхватили» дорожники, но уже под дренажную канаву.
Сосны, что росли на высотке, ножом бульдозера срезали вместе с верхним грунтом.- Да и давай тут же бульдозером вдоль новой трассы (с запада на восток) водоотводную канаву копать глубже.- Чтобы потом экскаватором подчистить канаву да вторую бетонную, водоотводную трубу положить, уже под эту лесную дорожку да на уровень трубы, что уже была положена (с севера на юг) поперёк основной асфальтной трассы.
Вон она!..- та бетонная труба под новой асфальтированной дорогой»- показал Федя.
«А под лесной дорожкой, где мы и стоим,- вот она, другая бетонная труба,- из-за которой и разорили!..- (древнее) захоронение на краю «высотки»- сказал Федя.
«Тогда, углубляя канаву, бульдозер понятно, что «пыхтел не худо!..»- и вырыл своей железной лопатой «долблёнку». Было понятно, что это деревянное корыто в канаве есть старый гроб, где лежали его же:- древесные обломки, береста и человеческие кости…- Там же валялись:- конусообразный шлем (желтоватого цвета); кольчуга (искусно сплетённая из крупных колец «отливала красной медью»); длинный прямой меч (рукоять с шишаком на конце, а перед лезвием красивая витая планка) от времени меч был чёрный как «араб!»- обрисовал его по памяти Федя. (Потом и на бумаге нарисовал).
—
— (7 ноября 2010 года).- Бабаилов фактически подтвердил информацию от Антонова, и указал на точное место раскопки захоронения (о котором и была их речь).
«Похоже,- не простой был тот воин?..»- промолвил Владимир Исаков, слушая Федю.
Фёдор.- «Свердловчане найденную «амуницию», из канавы, на свой стан перенесли да положили у вагончиков. Уже вечером мы наведались к ним опять, чтобы ещё раз подивиться нечаянной находке дорожников.
(А запомнилось) потому, что как раз один мужик «поматёрее меня будет!»- продолжает Федя:- «решил кольчугу на себя примерить.- Надел (не без помощи других), а она на нём в лучах, заходящего вечернего солнца, аж «огнём горит!..».
«Но, ты Федя не завирайся!»- сказал я:- «она ведь не один век похоже?..- в долблёнке-то пролежала, с чего это «огнём-то загорела!..- кто поверит?..».
Федя обиженно:- «просил рассказать, вот я и сказываю!..- что своими глазами видел. Хоть и давно дело было?..- (да пожалуй, благодаря тому факту) и остался на памяти след той «красной рубахи».- Хотите: верьте, хотите,- нет!?- а «горела!..». А коли «горела!..»- то и выходит, что действительно был вечер, и садилось «солнце красное» за моей спиной, за Антоновой значит, а смотрел я на (облачённого в кольчугу мужика) взором на восток, как раз в сторону нашей с тобой деревни»- логически рассуждал Федя.
Я, дружку детства, конечно-же верил!- каждому его слову…- Даже если бы и привирал чуток!..- зато как красиво:- «огнём горела!..».- «Будь-то бы Федя «Хлебозора» повидал».
—
— «Хлебозор» (якобы) вечером, исключительно на закате солнца:- золотые зарницы переливались в западном небе, над цветущими пшеничными полями крестьян (пыльца поднималась…). Явление было редкое и сказочно красивое, казалось, что от земли до неба в золотой броне, не иначе как богатырь стоял.
«Солнце красное» садилось…- в небе будь-то бы дозор!?- в золотой броне на небе виден русский «Хлебозор».
Федя же созерцал тогда наряженного в «красную кольчугу» реального человека,- (наоборот:- с запада на восток), что позволило вспомнить о богатыре «Хлебозоре».
(Вруном Федя и в детстве-то никогда не был, серьёзный человек).
—
— Фёдор продолжал свой сказ:- «помню,- ворот той кольчуги широкий был (то есть нераспашная была) и видно было, что велика мужику свердловскому кольчуга. (Настоящий её «хозяин?»)- в своё время, был матёрее этого «дорожника-подорожника».
«Ох, и тяжела же эта «красная рубашонка»- как нарядившись в неё, ещё и таким вот мечом махать…- не знаю!?- Да по всему видно, что не хилый был воин!..»- промолвил мужик, снимая кольчугу.- (Как и надевал, не без помощи товарищей).
Кольчуга, найденная в районе асбестовых копей
Я ещё роз спросил Федю по поводу меча, на что он ответил:- «да, что ему в гробу-то под берёстом сделалось!- в неплохом состоянии, чёрный только да накладки деревянные на ручке сгнили».- (Я всё же недоумевал, что же это за сталь была!?).
Рисунок найденных доспехов, сделанный свидетелем.
«На следующий день, после обеда, опять же заехали мы к свердловчанам на их табор, а они нас и спрашивают»:- «вы не брали доспехи, и меч?- а то они куда-то подевались?».
Федя говорит:- «я ещё тогда подумал, что найденное «добро» надо было дорожникам в вагончик занести, а не «под открытым небом» оставлять доспехи».
Свердловчане спросили да заключили, что «антонята» наверное?!- утащили».
Из Артёмовского района, якобы, ещё никто и не приезжал.
«Не помню когда и кто был?- но слышал, статья в какой-то газете?- была напечатана. Найди ту газету, в музей сходи, заодно и год раскопок точно узнаешь.
Можно ещё товарища расспросить, да он, то же самое расскажет, поровну видели. А надо, и его расспросим…»- сказал Федя.
—
— Вооружение древнего воина «ушло куда-то?»- (с Фединых слов) можно предположить, что той же ночью после примерки «красной кольчуги».- «Соблазн велик!».
— Как Бабаилов, так и Таран (со слов Антонова) говорили о находке с восхищением!..
«Откопанные из кургана косточки растащены-распланированы вместе с грунтом от кургана в восточном направлении с правой, южной стороны вдоль дороги, там теперь уже соснячёк поднялся»- сказал Федя- «В руки косточки никто не хотел брать, мало-ли что!?»- «бережёного» дескать «бог бережет!».- (Кольчугу всё же примеряли).
Как заключение на 2010 год.
— Факты…- «наличия в захоронении атрибутов средневекового воина?»- и действительно, перешли в разряд СЛУХОВ…
— «Одно понятно, что «не ветром занесло!»- мужика при доспехах в курган у «вогульской» ясачной дороги (за Антоновой, вблизи,- у Бобровки реки и Боровой)».
— «Похоже, что жил тот мужик, где-то тут поблизости?!- и похоронен был, по обычаям в долблёной лодке «обласоке», на высотке в сухом месте,- «чин-чинарём!».
— Похоронен был в преклонном возрасте, так как наряди его в его же кольчугу, так он в ту «долблёнку» никаким образом не «вошел бы!».- Выходит, было,- кому из цельного бревна-дерева «колоду» вырубить. Вероятно, все доспехи, просто положены были в «люльку» к праху и накрыты толстым слоем бересты. Похоже и на то, что не случайно!- воин у той дороги был захоронен.
Получается, что действительно он чей-то был!?- Поди ко, в Зауралье и «семя своё бросил?!»- тот мужик при броне».- «По чужой вине, о его броне слухи одне!..».
—
В энциклопедии (история России 9-17 века) нахожу по описанию похожее вооружение.
— 1. «Хороший меч был очень дорог. На Руси длину лучших клинков для каждого бойца определяли индивидуально, измеряя расстояние от центра груди мечника, до его ладони. Обычно длина такого меча составляла 1м».
— 2. «С 14 века известно использование (байданы)- кольчуги их крупных плоских колец, (надёжно!)- защищавшей ратника».- (Такая кольчуга и была найдена у села Антоново).
— 3. «В 16-17вв. появляется дополнительное защитное вооружение- (зерцало), надевавшееся поверх кольчуги и состоявшее из четырёх крупных стальных пластин, прикрывавших спину, грудь и бока воина. Пластины соединялись ремнями и кольцами».
— 4. «Сферо-конические шлемы русских воинов имели «бармицы» кольчужное прикрытие шеи. Многие шлемы имели «наносники», «личины» (забрала); «прилбицы»- подшлемники из волчьего или барсучьего меха».
—
3).
— В декабре месяце 2010 года, сотрудница Артёмовской городской библиотеки, по моей просьбе, ту статью разыскала, отксерокопировала и продала за четыре «целковых».
Вот она статья и фотография из «Егоршинских вестей» от 9 июня 2000 года.
К показаниям Антонова и Бабаилова ксерокопия статьи с фотографией приложены.
— Записано Корелиным Анатолием Алексеевичем со слов прораба участка ФСУ-810 объединения «Свердловскдорстрой» Тимура Мирхайдарова.- Выдержка: «Захоронение мной было обнаружено в минувшую пятницу 2 июня. Помимо деревянной колоды и костей была обнаружена маленькая кольчужка примерно (40-к на 20-ть сантиметров)- плетёная из медной или латунной проволоки??- на которую все обратили внимание, потом правда она исчезла. Видимо, предприимчивые пацаны из Антоновоского села, прибрали её к рукам: цветные металлы сегодня — это товар».
—
— Прочитал статью и думаю:- «кто же из очевидцев соврал:- Антонов?- Бабаилов?- или Мирхайдаров?». «О шлёме, кольчуге, латах, и мече прораб Мирхайдаров не обмолвился, а вот про малую кольчужку зачем-то упомянул?- Кто его за язык то тянул!?».
И выходит, что,- всяк по своему предоставил словесную «картину»:- кто, сколько видел, да кто,- сколько мог (в силу определённых обстоятельств).
Антонов и Бабаилов указали на одинаковые предметы. А та малая кольчужка (упомянутая Мирхайдаровым) вполне могла быть обязательным атрибутом «бронированного костюма» средневекового воина «бармица»- кольчужное прикрытие шеи. Латы, что имел в виду Николай Степаныч, это видимо?- нагрудная броня, так называемое «зерцало»- (Федя, за давностью лет, не помнит).
По информации моих беспристрастных земляков:- Николая Степановича и Фёдора Анатольевича «почём купили, потом продали!!»- вырисовался весь «арсенал» средневекового воина:- шлем, кольчуга, латы и меч. Вероятно, доспехи были и действительно не рядового воина, коли «броня» покрыта была антикоррозийным слоем.
А коли так!- то и стоило такое вооружение немалых денег в старину!?- (А ноне?..).
— «Была ли это настоящая броня?».- А то, со слов Мирхайдарова, создаётся (навязчивое) впечатление, что у Антоновой в «древнем» захоронении был откопан «наряд скомороха!?». — Якобы, сплетённый:- из медной или латунной проволоки.
Что это, за «броня такая!?»- одна тяжесть!..- а спасения:- от меча, копья и стрелы никакого», тем более от ружья. Не к «Бронзовому же!- веку» относится захоронение.
Всё же прораб, хоть частично да подтвердил цветность металла.
Но понял я, что было недавно очевидным!- теперь «тайна покрытая мраком».
«Слово к делу не пришьёшь!». Предметы утеряны, искать их никто не будет!
Зато со слов Фёдора точно известно место.
—
4).
— Занимаясь «Родовой» (НЕУСТРОЕВЫХ), я не могу оставить без внимания даже (слухи).- А тем более (факт) того, что нечаянно обнаружено древнее захоронение вблизи Антоново (выходит, о нём и упоминали предки). Как теперь знаю, находилось оно за селом у («вогулки» древней дороги в Калмакову «ясачную волость»).- Дорожка, и ныне (моим воображением «просматривается»),- от Антоновой (от речки Бобровки-Ирбитской к речке Ляге-Ирбитской).- Там у речки Ляги в 1710 году был основан Рождественский погост Белослудской слободы.- Ещё в 1720 году, так же в документах, упоминается он как «Калмаков юрт».- («Стриганкой» слободой назван Рождественский погост, вероятно в 1800 году, якобы, от слова «стригуны»).
—
— По слухам (эта нижняя Бобровка-Ирбитская, упоминалась как «Нагибина»).
— (Основание тому)- якобы, в 1659 году до нашествия татаро-башкир (1662-1665г.г.) в деревне на Бобровке (Лебёдкиной) жил (Олешка) Денисов по прозвищу Нагиба (Лебёдкин).- («Нагиба»- в старину звали человека очень высокого роста).
— Для примера, (верхняя Бобровка-Ирбитская называлась в старину «татарская») и был через неё в районе села Покровского брод «калмацкой дороги».
—
5).
— Того же дня, декабря, с газетной статьёй зашел я в Артёмовский краеведческий музей, с надеждой «почерпнуть» там ещё какую-нибудь информацию, зная уже, что кто-то?- из краеведов был на раскопках. «Может и атрибуты…- там?». В музее познакомился я с Воробьёвым Валентином Ивановичем. Прочитав…- статью Валентин Иванович сказал, что был он тогда на раскопках у Антоновского села среди Артёмовской делегации. Валентин Иванович добавил и то, что помимо «долблёнки» и разбросанных костей в канаве, под толщей земли в нетронутом откосе были видны ещё доски. Что, однако, и указывало на кладбище. Доспехов, никаких, он не видел и не слышал о них.
— «Если приехали вы через несколько дней…- так за это время и вороны, найденное «добро» по своим гнёздам могли растащить!»- подумалось мне:- «зато кто-то не поленился, подсуетился…».- (Никчемное «барахло…»- никто бы оттуда не утащил!).
Ещё Валентин Иванович показал мне талмут, где записано было кто, якобы, в 1643 году жил в пределах нонешного села Антоново.- (Информацию он из Интернета добыл).
Они с директором музея Воробьёвой Натальей Юрьевной сделали по ксерокопии, с газетной статьи, а после мы уж и «откланялись: друг,- другу!..».
—
— Очевидцы на раскопках (2000 года) по хронологии на окончание 2010-го года:
— Антонов Николай Степанович управляющий отделением совхоза (его слова дословно озвучил Пётр Ильич Таран).
— Бабаилов Фёдор Анатольевич непосредственный рабочий (грейдерист).
— Через газетную статью Мирхайдаров Тимур (прораб).
— Корелин Анатолий Алексеевич (журналист).
— Валентин Иванович Воробьёв (краевед).
—
6).
— 19.03.2011 года заехал я в гости к дружку Сергею Алексеевичу Замараеву, в село Осинцево. Прочитал ему вышеуказанный материал.
Сергей сказал, что выходит не всех ты свидетелей опросил!?- Так как по его слухам разрыто было тогда у Антоновой, как минимум:- две могилы!- где покоились мужчина и женщина. Про доспехи и мечь не слышал!- а то, что в другой могиле были найдены женские украшения да хорошо сохранившиеся длинные чёрные волосы слух был.
— «Значит вслед за доспехами «ушли» (на сдачу в «цветмет!?») и украшения средневековой женщины.- «Были да сплыли!».- Получается, что кроме СЛУХОВ и действительно!..- ничегошеньки-то не осталось».
— (Слух…- «осинят» от Сергея, созвучен слуху…- Надежды Ивановны от «лебедаев»).
Значит, наткнувшись на захоронение у Антоновой, дорожники работы приостановили да вызвали из Артёмовска краеведов, и других дел «ведов». И вышло, что члены «авторитетной-комиссии» на раскопках гробы да кости повидали, на дальнейшее рытьё земли «добро дали!..». А, что они могли?!- коли приехали туда из «праздного любопытства». А чего уж там после:- нарыли-накопали строители?- никому дорожники не доложили. Да и некому. Только слухи в народе какое-то время ползли…- да забудутся!..
— Весь (2011-й) год фактических результатов мне не принёс.- Только появился слух, о том, что ещё один человек из Лебёдкиной (сын Анны Афанасьевны, Андрей Лебёдкин работал тогда с дорожниками) может «пролить свет» на события у Антоновой в лето 2000 года. В силу того, что к матери из Екатеринбурга приезжает нечасто, с Андреем не беседовал.
—
7).
— В начале 2012 года беседовал я с Корелиным Анатолием Алексеевичем.
Из разговора выяснилось, что были они тогда у Антоновой с Шарафеевым.
В газете «Егоршинские вести» от 09.06.2000 года статья была написана Корелиным Анатолием Алексеевичем исключительно со слов прораба Мирхайдарова.
Корреспонденты, на раскопки к Антоновскому селу, приезжали не в составе специальной комиссии, а уже после как от них же узнали.
Приехав туда «газетчики» увидели на раскопках уже: две большие и две маленькие долблёнки, длинные чёрные волосы женщины и лохмотья её одежды.
Анатолий сказал, что кладбище находилось в сухом месте, а в канаве, где поработал экскаватор, стояла вода. Фотографий корреспондентами, тогда, было сделано несколько.
Был разговор, что специалисты по костям планировали установить возраст кладбища.
Комиссия, обещала во всём разобраться, поэтому статья в газете короткая.
(Похоже, Артёмовской комиссии не в чём разбираться не пришлось, обошлось!).
8).
— Весной 2012 года (ещё по снегу) всё же удалось мне в Лебёдкино переговорить с Андреем. И оказалось, что о «древнем» кладбище он ничего не знает, и о броне.
Тогда я заподозрил, что речь (однако?)- идёт о разных местах у новой дороги.
После его слов, я (внимательно рассмотрел план Антоновског села 1895 года), и сделал вывод.- При строительстве дороги у Антоновой, на её задворках, дорожниками был раскопан район старого кладбища-погоста.- Новая дорога по нему и проложена.
В то время, у свердловских дорожников, якобы, в вагончиках даже пепельницы были из человеческих черепов.
«На костях мужики ели бульники, танцевали на гробах богахульники!».
Порядком?!- выходит, свердловские дорожники (с прорабом Мирхайдаровым) там на ворочали гробов…:- «наломали дров!..». Вот и выходит, что к старому «погосту»- слова оптимистичной песенки уж никак не подходят!- «что на кладбище всё спокойнинько!- не врагов, не друзей, не видать, всё культурненько да пристойненько, исключительная благодать!!!».
Почему же Федя ничего мне про это не рассказывал?- выходит, что не знал, не видел.
—
9).
— Летом 2012 года решил я показать Карелину «порог» на Бобровке реке «Усориху».
Поехали…- попутно я и остановился у раскопанного «древнего» кладбища.- (Что показал Федя). Анатолий Алексеевич сказал,- «что это другое место у новой дороги, они с Шарафеевым были, но не здесь. То место у Антоновой мы уже давно проехали, там, на раскопках мы и фотографировали, и с Мирхайдаровым беседовали, затем статью в газете опубликовали 09.06.2000 года, а про это место ничего не ведаю».
Теперь, я уже точно был уверен, что у дороги два абсолютно разных места раскопок.
— И только поздней осенью 2012 года, Анатолий показал мне, в каком именно месте, летом 2000-го года они были. Теперь, тут как раз остановка, у дороги против Антоновой на старом погосте стоит.- Сориентировались по фотографии, указала то же место.
Измерили расстояние,- между древним и старым кладбищем.
(Ещё одного человека в Лебёдкино надо расспросить).
10.
— Им оказался Юрий.- Свозили мы его с Федей к Антоновой. (17 марта 2013 года) он рассказал нам:- «от поворота дороги шедшей из Антоновой в Лебёдкину, и до теперечной остановки у новой дороги, справа же, копали водоотводную канаву.
— Выкапывались гробы да кости. Полежав на солнышке, они быстро сами по себе разваливались. Юрий (как и Андрей) работал у дорожников по вахте. Фёдор и Юрий друг друга не знают.
«Давно…- ещё при строительстве здания МТМ в Антоновой, слышал, тоже выкапывали гробы да кости»- сказал Юра.
Юрию, место «древнего кладбища» мы с Федей тоже показали, и рассказали, что тут было найдено.- Говорит:- «ничего не слышал, ничего не видел.- Наверное?- не в мою вахту»- (по две недели была вахта).
— Вот оно, как оказалось!:- что Карелин говорил, то и Андрей с Юрием указали на раскопки старого Антоновского погоста. Про другую раскопку не знают, не слышали.
— Вышло так, что (я свалилась вся информация) в одну кучу и «ломал голову»,- не понимая: «что к чему??». Только теперь стало ясно:- места и время раскопок разное.
— Старый Антоновский погост, при строительстве новой дороги, варварски (якобы по незнанию!?)- начали рыть ещё осенью 1999 года.- (Копать канаву от места, где с 1804-1830гг. стояла кладбищенская церквушка).- Продолжили весной 2000-го года, со слов Мирхайдарова летом. Юрий упоминал работы в мае месяце.
—
— А древнее кладбище, у той же дороги, разрыли осенью в сентябре 2000 года.- Фёдор вспомнил одну немаловажную деталь, а именно:- «по окончании работ в ноябре, а дошли мы тогда до речки Боровой.- Впопыхах я уехал домой, а назавтра планировал грейдер перегонять на базу, и всю ночь переживал!..- что не слил на грейдере с радиатора воду.
— Был действительно ноябрь. Вот и получается, если я работал на дороге два месяца, то: кольчуга, шлем и меч найдены были в сентябре. И получается, как минимум, через три месяца после раскопок на Антоновском погосте».
—
— В итоге.- Факты добывал с: 22 сентября 2010 года по 17 марта 2013 года.
Очевидцы (по дневниковой записи):- Пётр Ильич Таран (со слов Николая Степановича Антонова); очевидец Бабаилов Фёдор Анатольевич (грейдерист); Тимур Мирхайдаров прораб ФСУ 810 на участке дороги (через газетную статью); Воробьёв Валентин Иванович (член Артёмовской делегации краеведов); корреспондент газеты «Егоршинские вести» Карелин Анатолий Алексеевич; из Лебёдкиной: рабочие на дороге (вахтой) Андрей, и Юрий.
Итого:- семь человек прояснили события 13-ти летней давности у Антоновой.
—
— В талмуте Воробьёва Валентина Ивановича, человек в районе Антоновой у Бобровки фигурирует в 1643 году.
— Антоновский родовед, упоминала основание Антоновой за 1630-м годом.
—
Деревня (Бориса) у бобровой реки, уже с 1625 года пустовала.
— Михаил Борисов по прозвищу (НЕУСТРОЙКО) 1604гр. ушел из родительской деревни осенью 1625 года в возрасте 21 год, в Н.Невьянскую слободу.
Его дети Борис и Симан Михайловы (НЕУСТРОЕВЫ) вернулись на вотчину к Бобровке, с семьями ранней весной, в 1709 году.- С ними же, от Режа из деревни Костиной, пришли четыре семьи Костиных, сородичи по женской линии.
Примечание редактора сайта: Неустроев Геннадий Федорович — самобытный автор. Редактор не счел возможным «причесывать» текст, так как это бы нарушило оригинальность работы.