Письма священника Афанасия Дмитриевича Золотавина (1854 — 1856 годы)
Ниже представлены письма Афанасия Дмитриевича Золотавина1 к священнику Наркиссу (Наркису) Матвеевичу Мамину2, отцу писателя Дмитрия Наркиссовича Мамина (Мамина-Сибиряка). Наркисс Матвеевич служил священником в Николае-Анатольевской церкви Висимо-Шайтанского завода, Верхотурского уезда, с 1852 г. по 1876 г., там в 1852 г. родился его сын Дмитрий – будущий писатель. С конца 1851 г. в единоверческой Николаевской церкви Висимо-Шайтанского завода служил Афанасий Дмитриевич.
23 ноября 1853 г. Анафасий Дмитриевич провел последний обряд крещения в Висимо-Шайтанском заводе, и был переведен единоверческим священником в Сретенскую церковь Кушвинского завода (того же уезда). Кушвинский завод относился к Гороблагодатским металлургическим заводам вместе с Верхнетуринским (бывш. Туринским), Баранчинским, Серебрянским и Нижнетуринским заводами.
Расшифровка писем выполнена И.А. Барвинским и О.Н. Бородулиной, примечания подготовлены И.А. Барвинским и Ю.М. Сухаревым.
Примечания:
1 Золотавин Афанасий Дмитриевич (1830 — 1890) — сын единоверческого священника Дмитрия Ивановича Золотавина и Фотины Степановны, урожд. Плотниковой (дочери священника Уксянской слободы Степана Ивановича Плотникова); в 1850 году окончил курс Пермской семинарии по 2-му разряду; в 1851 – 1853 гг. — единоверческий священник Николаевской церкви Висимо-Шайтанского завода, Верхотурского уезда; в 1853 – 1858 гг. — единоверческий священник Сретенской церкви Кушвинского завода, Верхотурского уезда; в 1858 – 1862 – единоверческий священник Николаевской церкви села Красноярского, Екатеринбургского уезда; в 1862 – 1871 гг. – священник Михаило-Архангельской церкви села Шлыковского, Оханского уезда; в 1871 – 1890 гг. – священник Свято-Троицкой церкви села Харловского, Ирбитского уезда.
2 Мамин Наркисс Матвеевич (1827 — 1878) – сын диакона Матвея Петровича Мамина и Вассы Федоровны, урожд. Мыльниковой; отец писателя Дмитрия Наркиссовича Мамина (Мамина-Сибиряка); священник.
2.1. Письмо священника Афанасия Дмитриевича Золотавина к священнику Наркиссу Матвеевичу Мамину (15 января 1854 года)
Место хранения: РГАЛИ, ф. 316, оп. 1, д. 191, л. 1 – 4 об.
Лист 1
Приписка сбоку:Любезнейший О. Наркисс Матвеевич, пишите пожалуйста чаще к мне, о новостях Ваших. Мое послание Вас удивит и утомит. Простите, много написал.
Кушва 15 Генваря 1854 года.
Ваше Благословение, Любезнейший Отец, Наркисс Матвеевич!
Милое и приятное писание Ваше с драгоценнейшим для меня уведомлением, посланное Вами от 8 Генваря, я имел счастие получить 10 числа того же месяца. С чувством признательности приношу Вам величайшую благодарность за то, что Вы, не дожидаясь меня, приняли на себя таковой труд и не сочли до селе за гордость и тому подобное – мое томительное для Вас молчание. С радостию и великим удовольствием читая писанцо от Вас Мы с Настасьей Александровной1 видели вашу искренность кажется больше, нежели братского.
Вместе благодарим Вас с Вашею Супругою2 от всего сердца и просим великодушного извинения нашему молчанию. Правда, быть не может, чтобы в течение сего времени не имелось для меня несколько минут для письменной беседы с Вами, и, Вы наверное не извините меня в недостатке времени для написания письма; но при всем том поверьте же, что с переменою наших обстоятельств я действительно не мог приискать доселе таких минут, в которые бы можно было гораздо пообстоятельнее побеседовать с Вами.
И вот открылась ни минута, ни час времени,
Лист 1 об.
но целый вечер порожнего времени для письменной беседы с Вами – мои милые, и, я, не осудите, начал и продолжу Expromtum (экстромпом).
Равным образом, поздравляем и Вас с новым Годом; желаем и вам тех же утешений, радостей и счастия, каких и вы пожелали нам в Вашем письме.
И мы кончили прошедший год, и начали новый на новом месте и среди новых людей нельзя сказать очень скучно, но и не так весело. Во время Святок мне было туда-сюда; по елику ходя с Крестом мне то или другое нравилось, то или другое служило развлечением; но попадье моей было очень скучно. Я хотя и начал с Нового года и завернулся назад, но Теперь совершенно ворочусь, и расскажу – что было по приезде нашем в Кушву.
Мы правили визиты по всему Духовенству Соборнему кроме причта, и, правили уже после сделанного для Единоверцев новоселья. Сперва были у О. Протоиерея Матвея Суворова3, посидели скромненько поговорили тихонько и тем дело кончилось; потом у О. Иоанна Масалкина4 – приняты были гораздо попроще и поговорили побольше; у Отца Василия Пономарева5 не были просимы ни чаем, ни кофем, а поговорили очень довольно. Отец Александр6 принял по товарищески очень хорошо. Здесь ходили по комнате и говорили довольно. О принятии дьяконами и говорить нечего.
Лист 2
Объехали, или лучше посетили сих лиц не много не в один день. После визитов Настасья Алекс.1 простудившись – захворала. Жар и озноб случился с него чрезвычайный. Но Господь милостив чрез три дни стали полегче, и теперь Слава Всевышнему здорова.
По прошествии некоторого времени, на Святках, прислав нам калачи Духовенство Соборное отправляли нам свои визиты. Был в 1х От. Иоанн с маменькою; в 2х Отец Протоиерей Матфей3 спустя немного времени посетил нас один без Маменьки, которая уже тогда хворала. Приняла его одна Настасья Алек.1 Я же был в (де)лах с крестом. После того были отец Дьякон с дьяконицей Бенедиктов7, О. Александр6 с матушкою в один вечер. Они посидели и в карточки, согрешили, но играли. Отец Василий5 с маменькою два раза были близ дома нашего, но нас все не заставали у себя.
Между тем прихожане везут и несут, кто калачи огромные, кто крендели, кто пироги кто пряники и пр. на новоселье; наносили столько, что теперь сполна питаться. Кренделей чуть ли не больше пуда наносили. Во время Святок, мы приглашаемы были прихожанами и у некоторых были. Угощение у них весьма хорошее. Прихожане на первый раз ласковы для нас и довольно вежливы, но не все. Многим, а пьяницам почти
Лист 2 об.
всем я показался строг. А после слабого Священника и наипаче так заставил о себе думать; все говорят, что новый Священник оч. строг и проч.
Со славою по приходу своему мы выходили побольше Висимошайтанского и то ходили через два в третий дом. Здесь почему-то не было обыкновения ходить со Св. водой; несмотря на это, я ходил и выходил около 20 руб. асс. (ассигнациями) На первый раз довольно и того. За сим извещаю Вас, что на прошедшей неделе я купил с откидным бочком фаетончик на одном зимнем ходу для выезду по заводу, и заплатил 17 целк. (целковых) Фаетончик с запятками новенький хорошенький и стоит по крайней мере 25 руб. серебр. (серебром)
Приезжайте — покататься по Кушве. Жалования с доходами за декабрь я получил около 45 целковых; половина из них пошла за фаетон. Здесь не в Висиме, срамиться не хочется. Вот новости по моему хозяйству.
Находясь однажды в Баранчинском Заводе я был у От. Михаила Задорина8 и увидев библиотеку его чрезвычайно удивился. Библиотека на 1,000чу руб. серебр. Кабинет минералогический у него весьма обширнейший и самый редкий; редкости подлинно весьма редки и драгоценные. От него я имею (неразборчиво) по экземплярчику для своего Кабинета.
Отец же Михаил8 отправил уж и мне визит. Он увез от меня пять книг для
Лист 3
чтения и довольно экземпляров камней для своего кабинета. Вот человек – достойный примечания говорит: науки не знают скуки; он же по 30ти проповедей подает, или лучше, пишет в год.
Священники здесь имеют лошадей; поэтому и мне не хочется от них отстать. Думаю завести свою лошадку, но когда куплю, не знаю?!
10 числа сего месяца прибыв в Тагил, я попросил у О. Протоиерея9 лошадей на Черну10; он не отказал, и я вечером на воскресенье был на Черной10 у От. Павлина11; он здравствует с семейством; ему я вручил для передачи вам письмо от Подосёнова. О получении оного – уведомте меня. Оно прислано в одном куверте с письмом к мне от Ивана Степановича Конихова. В Черной10 – новенького ничего нет; мне икону напишут к Масленице. Это – секрет между нами.
В Тагиле, мы имели счастие (видеть) внучат О. Евфимия12 и Матушку его. Грубая политика (…) — равняется бессовестному корыстолюбию самого От. Евфимия12. Вот недотрога – ни на словах, ни на делах! Бог ему Судья, — хочет завладеть моими дровами13. Дай бог ему хватать – да не нахвататься!.. С ним у меня было великое прение во время обеда у О. Протоиерея9 и он доказал свою бессовестность скоро и пред начальством.
Лист 3 об.
Из Тагила мы доехали благополучно.
Хотелось бы побывать в Висимошайтанске, но приведет ли Господь, не знаю. Затруднение состоит в лошадях. Я слышал, что много; говорят про меня, но что остается делать, как не терпеть? Но желательно бы было слышать кто и чего говорит. Прошу Вас очень не поскупиться – написать.
За советы Ваши братски благодарю. Или прошу наставлять на следующее время.
О мат(у)шке Анне Семеновне2 мы весьма сожалеем, — и сожалеем. Да испремет ее Господь!
Не будет ли уже писать? Кажется, время, и перу дать покой. И вы, должно бы по приутомились читать мои пустяки.
Письмо написанное Вами мне прошу непременно выслать чрез нашего О. Протоиерея3 с пересылкой по его благочинию, куда следует. Он в куверте по казенному — что угодно перешлет от Вас – к мне. Об этом я его просил, и он обещал мне. В этом Вас прошу не затрудняться… Благочинный3 не задержит: было бы только от Вас к нему доставлено.
У духовных нас у кого были собрания, но мы на них не были. Со светскими я еще не знаком. Между чиновниками здесь беспрерывные
Лист 4
балы.
Объявите от нас почтение и низкий поклон О. Андрею с Супругою его, Андрею Петровичу с Супругою, Василию Кирилловичу с Супругою, Агапу Яковлевичу, Григорью Ивановичу с их Супругами, Дмитрию Иудовичу, Стефаниде Филимоновне, Бабушке Петровне, и всем знающим нас.
Также прошу объявить почтение Павлу Зотеевичу с Супругою; а после него Евгению Гавриловичу и Памфилу Ермогеновичу, Александру Петровичу с Супругою и пр.
Поклонов куча; раздавать их всем, надо язык поберечь – не измозолить. И так кое кому хоть не всем написанным в письме ему – объявите, если не лень.
Дражайшей Анне Семеновне2 Вашей Вам и Вашему Благословенному Семейству от всех нас на много лет здоровия желаем.
Нас просим не забыть своими посещениями. От Ирбитской нельзя посетить наше убожество; прошу покорно.
С истинным моим уважением и всегдашнею преданностью имею честь быть покорнейшим Слугою Священник Афанасий Золотавин
Гороблагодатских Заводов Кушва.
Лист 4 об.
P.S. Вы ездили в Город Екатеринбург – что слышать весьма приятно. Но что там нового, прошу не поскупиться!!
P:S:P:S: 14 числа сего месяца я лежал на печке читая книгу. Как вдруг тихонько помаленьку пожаловали к мне О. Дьякон с диаконицею, — Василий Смышляев12, сиречь белый. Принявши их как должно, и, занявшись разговорами, спустя времени каких нибудь полчаса вдруг заявляются к нам другие гости, именно О. Василий Пономарев5 со своею Матушкою. Я просил садиться; они сели, и занялись разными комплиментами. Отец Василий5 – страшный политик. Матушка его красивенькая, как видно, простая; одета в Чепчик, платье хорошее на ней; говорит довольно вежливо. Отец Василий5 так углубился в мой кабинет, что непрежде оставил его, как пересмотрев и осязав каждый камешек. Поседели недолго до 10го часа.
А каково русскими турок13 душат? Право, славно! Вы выписываете вероятно и на сей год Ведомости Москов. Это хорошо. Я на этот год хотел сам выписывать, но не имел компанионсов. А посему сам присоединился в компанию Соборного Духовенства выписывать Московские Ведомости. Прощайте. Возлюбленный14.
Примечания:
1 Золотавина Анастасия Александровна, урожд. Попова (? — ?) – дочь единоверческого священника Александра Андреевича Попова, муж: Афанасий Дмитриевич Золотавин.
9 Мамина Анна Семеновна, урожд. Степанова (1831 — 1910) – дочь священника, мать писателя Дмитрия Наркиссовича Мамина (Мамина-Сибиряка); служила учителем в церковно-приходской школе; муж: священник Наркисс Матвеевич Мамин.
3 Суворов Матвей Федорович (? – 1879) – сын дьячка, в 1828 г. окончил курс Казанской семинарии со званием студента, учитель татарского и латинских языков в Пермской духовной семинарии и Пермском уездном училище, с 1831 г. – священник Спасо-Преображенского собора Новоусольска, в 1832 – 1834 гг. – священник Рождественско-Богородицкой церкви г. Перми, с 1832 г. – член и казначей Пермского епархиального попечительства, в 1834 – 1835 гг. – священник Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Перми, с 1834 г. – смотритель пермских училищ, с 1835 г. – священник, далее — протоиерей Свято-Троицкого собора Кушвинского завода, кавалер ордена св. Анны 2-й ст. с императорской короной.
4 Масалкин Иван Иванович (? — ?) — священник Свято-Троицкого собора Кушвинского завода.
5 Пономарев Василий (? — ?) – священник Свято-Троицкого собора Кушвинского завода.
6 Исаков Александр Иванович (? — ?) окончил курс Пермской духовной семинарии в 1846 г., в 1847 и далее — священник Свято-Троицкого собора Кушвинского завода, с 1877 г. – священник Кыштымского завода, Екатеринбургского уезда.
7 Бенедиктов Евгений Васильевич (1822/1823 – до 1870) – сын священника Василия Яковлевича Бенедиктова, диакон Свято-Троицкого собора Кушвинского завода.
8 Задорин Михаил Петрович (1825 — 1888) — священник Баранчинского завода, Верхотурского уезда, позже – протоиерей; в 1884 – 1888 гг. – первый духовник Пермской духовной семинарии; завещал свою библиотеку (более 3000 томов) Пермской духовной семинарии.
9 Пырьев Иван Степанович (? — ?) родился в г. Шадринске, с 1837 г. – единоверческий священник, в 1842 — 1862 гг. — священник, позже протоиерей, Свято-Троцкой (Троице-Никольской) единоверческой церкви Нижнетагильского завода, благочинный единоверческого округа.
10 Черноисточинский завод.
11 Попов Павлин Матвеевич (1828 — ?) – сын священника Матвея Григорьевича Попова, в 1849 – 1855 гг. – священник Петропавловской церкви Черноисточинского завода, Верхотурского уезда; с 1 ноября 1855 г. – священник Свято-Троицкой церкви села Арамильского, Екатеринбургского уезда.
12 Кузовников Евфимий Иванович (? — ?) с 1854 г. – единоверческий священник Николаевской церкви Висимо-Шайтанского завода, был назначен на место Афанасия Дмитриевича Золотавина.
13 Речь идет о дровах, заготовленных во время службы Афанасия Дмитриевича в Висимо-Шайтанском заводе, Афанасий Дмитриевич хотел перевезти их в Кушву.
14 Смышляев Василий Михайлович (? — ?) – диакон Свято-Троицкого собора Кушвинского завода.
15 4 октября 1853 г. Турция объявила войну России в ответ на занятие Россией Молдавии и Валахии, до этого находившихся под российским протекторатом. Этот конфликт после выступления на стороне Турции Великобритании и Франции перерос в Крымскую войну.
16 От «возлюбленный брат мой» — распространенного обращения между христианами.
2.2. Письмо священника Афанасия Дмитриевича Золотавина к священнику Наркиссу Матвеевичу Мамину (2 августа 1854 года)
Место хранения: РГАЛИ, ф. 316, оп. 1, д. 191, л. 5 – 6 об.
Лист 5
Получ. 9 Августа 54 г.
Гороблагодатских заводов Кушва 1854 года Августа 2го дня
Любезнейший Отец Наркисс Матвеевич, С Драгоценною Вашею, Анной Семеновной1!
Хотя я не вправе ждать от Вас уведомления, однако, зная Вас неспесивый характер медлил писать, и, между прочим ожидал от вас какого либо известия.
Давно бы надо было уведомить Вас кое о чем; но простите моему нерадению, куча обстоятельств было немаловажным препятствием сему. По приезде моем с родины /16 Июля/ я занялся страдой, и какой хороший домохозяин, до сих пор не могу окончить оную. Вчера сметал пять копен, и сегодня осталось столько же сгрести. Вот и страда! Словом; и сказать так стыдно; да Господь не давал ведра до сего времени, так что станешь делать. Привелось протянуть до сего времени и Вас быть может, вывести из терпения своим молчанием. Но простите всею душой.
Да у меня есть покос и покос не на шутку, достоин примечания. Разве на первый раз и описать Вам о нем. Не мешает! Он лежит в 4 верстах по дороге в Пермь; местность довольно ровная, но к сожалению в лесу. Не доезжая до него весьма видно Верхно Туринскую Церковь. Остожье2 покосное окружают следующие растения: кедры, с которых мне привелось снять шишек до 50, множество кустов рябины, калины, черемухи, малины, земляники и костяники и проч. 4 елки около остожья2 образовали своими ветвями непромокаемый балаган. Этим окончу мой рассказ только скажу что под балаганом очень хорошо чай пить.
С прошедшею почтою я думал решительно кое о чем известить Вас но не известил, потому, что уехал верст за 20 в лес за малиной вместе с
Лист 5 об.
моей Анастасией Александровной3. Мы натыкались на такой малинник, что какой я и сроду не видывал. Это необъятное облако малины; где Вашим белым горам вмещать в себе такую благодать; кажется во сне не привидится. Это по причине благодать. В первый раз мы привезли с Настасьей Александровной3 4 небольших буранька4, а в второй, 2ва полу или более , ведерных бурака4; только брали втроем. Итак у нас тут очень много малины. Только некогда не с кем ездить в малинник. Нет и ни Наркисса Матвеевича… Вы не поверите, что теперь то наиболее /т.е. в это время/ разлука с Вами весьма ощутительна. До сих пор мы ни с кем так не знакомы, как были с вами. Теперь то я сознаю, что потерял друга, ощутительнее потери брата. Не нахожу человека, которому бы передать свои мысли чувства и пр. Каждый день встаем и поминаем во 1х квартиру в 2х Вас с Анной Семеновной1. Вот приметы в Вашем, незабвенные для нас. Каждый раз, поминая Вас, мы утешаемся предположением, что Вы скоро посетите нас. Пусть предположение наше вскоре оправдается на самом деле и, Вы Отец Наркисс с Анной Семеновной1 не забудете нас!..
Талисман Ваш, ожидает Вас в Кушве. И право, доколе не будете в Кушве дотоле часы Ваши намерены гостить у меня. Они идут ныне верно, идут, и не останавливаются.
Теперь скажу о поездке своей. Да кстати позвольте Вас поздравить с приездом. Я чуда чуда не преследовал. Вам в городе Екатеринбурге, где слышал что вы ехали во благе, чему я очень долго радовался.
Поездка моя не весьма замечательна, то есть в моем путешествии особенного ничего не случилось.
Лист 6
Дорогою было весьма скучно; погода была ведренна5 и ненастна. Гостили мы довольно весело. Были сначала в Никитиной, потом в Улугушах у брата Александра6 – у новобрачного, поздравили его с законным браком и с новорожденным сыном по имени Дионисием7 и пр. Он не копается спасибо – позаботился всего прежде о умножении рода Человеческого… Здесь разумеется, попили, поели, погуляли, повеселились и кончилось тем, что молодой с молодой решились с нами ехать до брата Евграфа Дмитриев.8 У брата Евграфа Д.8 мы гостили сутки и гостили весьма весело. Я подарил ему свой пояс вышитый Сашенькой9. А как поезда к нему лежала через Шутихинское10, в котором жил Марко Дмитр.11 то мы и тут у вдовушки /моей крестной/ и сестры ночевали две ночки и тут также повеселились. Вся поездка стоила не менее 100 рублей. И неудивительно – проводилась ижде на свой счет повеселиться. Это бы все ничего, если бы расположение благочинного, было старопрежнее. Право лишившись Висимошайтанского места, я лишился как бы и расположения своего Начальника – Благочинного12. И напротив получив место Кушвинское, я вместе с местом вошел в то же нерасположение Начальства. О. Евфимий13, что наследовал мое место и то же расположение, каким пользовался я от Начальника – Благочинного12. Пожалей друг, пожалей меня, что уже вне расположения О. Иоанна Пырьева12; но пожалей один и только с Анной Семеновной1, а ни с кем другим. Особенного ничего не вижу, кроме того, что О. Иоанн12 стал в отношении к мне очень холоден. Но это прошу принять за секрет, который я сообщаю Вам как искреннему Другу. Приезжай к мне, я расскажу все поподробнее. На бумаге же все не напишешь. Приезжай, и я наделю тебя, чем могу.
Лист 6 об.
Людиньку14 мы оставили у бабушки, а Количка15 начинает чуть не ползать уже.
Церковь мою штукатурят, и, в Октябре уже выштукатурят. К 15 Августа будто бы обещается посетить нас опять Его Высокопреосвященство16. Квартира моя Вам не понравится – наперед говорю. И я сам не глядел бы на оную. К зиме непременно переменю квартиру.
Матушка Анастасия Александровна3 с Коленькой Афанасьевичем15 и От. Афанасием свидетельствуют Вам всем наиглубочайшее уважение и кланяются до самой земли, что всего паче желают, много лет здравствовать.
С истинным уважением и совершенною преданностию имею счастие быть Вашим
покорнейшим слугою нежно и навсегда преданный Вам друг
Кушвинский Единоверческий Священник Афанасий Золотавин
P.S: Писал худо, так зато подписал хорошо.
Объявите от нас почтение и признательность О. Андрею с матушкой, Его Андрею Петровичу с Супругою, Ивану Федоровичу, Димитрию Иудовичу, Агапу Яковлевичу, Павлу Зотеевичу /при случае/ и О. Диакону.
Об осях (неразборчиво) у Дмитрия Иудовича не позабудьте. Я вам заплачу, если Вы из привезете к мне отделанными. А Вам если понадобятся вафельные доски17 или суши18 утюг сковороды чугунные ступки, то пишите и я приготовлю к Вашему приезду.
У Дмитрия Иудовича попросите на меня бумажки с пол стопы всякой. Ему от меня нижайше поклонитесь. Пусть едет к мне в гости. Я его угощу.
P.S. Прощайте пока люб. О. Наркисс и Анна Семеновна1, прощайте! За угощение Ваше позабыл благодарить, извините!
Не поскупитесь в свою очередь и меня уведомить, я тут что-то скучаю.
Теперь бы побывал, пожалуй в Висиме.
Примечания:
1 Мамина Анна Семеновна, урожд. Степанова (1831 — 1910) – дочь священника, мать писателя Дмитрия Наркиссовича Мамина (Мамина-Сибиряка); служила учителем в церковно-приходской школе; муж: священник Наркисс Матвеевич Мамин.
2 Остожье – участок, где находятся стога сена.
3 Золотавина Анастасия Александровна, урожд. Попова (? — ?) – дочь единоверческого священника Александра Андреевича Попова, муж: Афанасий Дмитриевич Золотавин.
4 Бурак — цилиндрический сосуд из бересты с деревянным дном и крышкой.
5 Здесь описка, должно быть: ветрена и ненастна; ведренная – ясная солнечная.
6 Золотавин Александр Дмитриевич (1835 – 1894) — сын единоверческого священника Дмитрия Ивановича Золотавина; с 1853 г. служил дьячком Казанско-Богородицкой церкви села Улугушского, Шадринского уезда; священник (с 1887 г.).
7 Золотавин Дионисий Александрович (1854 — ?) — сын Александра Дмитриевича Золотавина, с 1870 г. по 1875 г. находился на военной службе, далее был на частной службе.
8 Золотавин Евграф Дмитриевич (1824 — ?) — сын единоверческого священника Дмитрия Ивановича Золотавина, с 1846 г. служил священником в Вознесенской церкви села Вознесенского, Шадринского уезда.
9 Пономарева Александра Дмитриевна, урожд. Золотавина (1823 — 1857) — дочь единоверческого священника Дмитрия Ивановича Золотавина, муж: диакон Марк Дмитриевич Пономарев.
10 Шутинское село.
11 Пономарев Марк Дмитриевич (1816/1817 – 1854), диакон; жена: Александра Дмитриевна, урожд. Золотавина.
12 Пырьев Иван Степанович (? — ?) родился в г. Шадринске, с 1837 г. – единоверческий священник, в 1842 — 1862 гг. — священник, позже протоиерей, Свято-Троцкой (Троице-Никольской) единоверческой церкви Нижнетагильского завода, благочинный единоверческого округа.
13 Кузовников Евфимий Иванович (? — ?) с 1854 г. – единоверческий священник Николаевской церкви Висимо-Шайтанского завода, был назначен на место Афанасия Дмитриевича Золотавина.
14 Ашихмина Людмила Афанасьевна, урожд. Золотавина (1851 — 1876) — дочь священника Афанасия Дмитриевича Золотавина, муж: священник Иван Константинович Ашихмин.
15 Золотавин Николай Афанасьевич (1853 – 1928) — сын священника Афанасия Дмитриевича Золотавина, земский врач, санитарный врач, коллежский советник (чин 6-го класса табеля о рангах); теоретик и практик санитарного дела, теоретик организации благотворительности; автор более 100 печатных работ.
16 Иона (Ипполит Леонтьевич Капустин) (1890 – 1867) — епископ Екатеринбургский, викарий Пермский (в 1846 – 1859 гг.).
17 Чугунные вафельные доски выпускались Кушвинским чугуноплавильным заводом.
18 Сушь – особый вид печенья, распространенный на Урале, для изготовления которого применялись круглые формы, имеющие сложный орнамент на рабочей стороне. Чугунные формы для сушь выпускались Кушвинским чугуноплавильным заводом.
2.3. Письмо священника Афанасия Дмитриевича Золотавина к священнику Наркиссу Матвеевичу Мамину (14 сентября 1854 года)
Место хранения: РГАЛИ, ф. 316, оп. 1, д. 191, л. 7 – 10 об.
Лист 7
14е Сентября 54 г.
Ваше Благословение
Честнейший и Любезнейший
Наркисс Матвеевич
Письмо Ваше, посланное от 4 Августа отнюдь не утомительно для меня содержанием я имел счастие получить 16 числа того же месяца. Удивительно, как медленно между нами почтовая корреспонденция, в двенадцать с лишком дней дошло до меня Ваше письмо, тогда, как, расстояние между нами не более 100 верст – по всей вероятности оно долго пролежало в Тагиле, где и мое Вам письмо от того же месяца и кажется числа, встретилось с Вашим в получении которого, прошу меня покорнейше известить – поскорее.
Да искреннее Ваше уведомление приношу чувствительнейшую благодарность; за новости изложенные в письме Вашем также не могу не благодарить Вас; Вы доставили мне своим письмом – большое удовольствие; за доставление всего позвольте мне поквитаться с Вами, чем могу, — прошу не осудить. Впрочем и еще желательно мне, чтобы вы в своих письмах были еще откровеннее. Мы слышим
Лист 7 об.
гораздо больше, чем сколько Вы пишете… После новостей в письме Вашем Вы изволите просить меня не оставить Вас в неведении, касательно препровождения нынешнего лета и описать Вам свое путешествие – на родину. В предыдущем сему письме, которое не знаю: получено ли Вами, я хотя коротенько, а однако о всем известил Вас и потому теперь не считаю нужным говорить снова о том же. Поговорить нужным более нахожу о том, где был в гостях по приезде с родины и кто был у меня в гостях. Это почти новенькие.
9 числа Августа мы изволили быть у Именин(ни)ка О. Протоиерея Матвея1. В сей день у него было собрание, собрание говорю, не маленькое а слишком из 50 человек. Тут было много Духовных, светских, военных, с Супругами, Дамами, баричами, баришнями. Угощение на собрании очень соответствовало торжеству и многолюдству собрания, — решительно всего было довольно. На часах пробило 3 и мы возвратились домой. Собрание это нас кое с кем познакомило.
14 числа пожаловали к нам гости верхнесалдинских тоже? Подумаешь ты! Никита Ива-
Лист 8
нович с Федосьей Веденеевной – мой прежний друг. Этим гостям, дотоле неслыханным, я или лучше мы, удивились и приезду их весьма обрадовались. С этими гостями мы погуляли по Кушве, показали им заводское действие и угостили их очень хорошо. Подробности обращения этих гостей и рассказы кои очень очень занимательны и доставили нам большое удовольствие. От нас не ушел и Висим… Повторяю, что описать то, что говорили – невозможно. Никите Ивановичу я подарил маленький крест чугунной на тумбе с позолоченным Спасителем вылитый в Кушве сковородки и пр. у нас это дешево. Они ночевали ночку и уехали. После сего был у нас О. протоиерей Матвей1 с Матушкою /которая еще в первый раз пожаловала/. Вечер с ними провели весело; в этот же был у нас и О. Иоаким Голубчиков2. Спустя день пожаловал (к) нам Пр. О. Иоанн3 с Диаконом и детьми, которых они решились проводить до Кушвы. О. Протоиерея3 я угостил возможными кушаниями и напитками и провожал за Кушву 7 верст разумеется не без водки какой-либо, и, кажется старое все забывается в его глазах. Во всю эту неделю все были гости, решительно каждый день божий.
Приписка сбоку: У нас теперь Воздвиженская ярмарка и довольно большая. Приезжайте кое что купить!
Лист 8 об.
На другую неделю тоже. Был О. Василий4 с Матушкою и Семинаристом; были от. Диаконы с Диаконицами, да пожалуй гости то и надоели. Почему и начал я подумывать куда бы скрыться от гостей. А как раз числа около 3го сего месяца получаю от О. Протоиерея3 своего приглашение служить вместо него в Св. Троицкой. За отсутствием его в Г. Екатеринбурге. Вот — так хорошо! Приготовив росписи и нашед другую лошадку, да и пошел с попадьей5 в Тагил; доехали благополучно; Службу отправил как следует; Протоиерея3 встретил из Екатеринбурга; отобедали с ним и так далее после обеда ездили на рынок заезжали к Козме Федотовичу; у него пробыли часика полтора и возвратились к О. Протоиерею3. Тут меня позвали в Церковь, и, я окрестил младенца слишком 18 лет; чуть чуть не утопил – Диво да и только, как тяжела новокрещенная!! За сим выпросил у Отца Протоиерея3 подводу и куда же? Не домой, не на Висим, а в Салду – к Никите Ивановичу. В понедельник утром от О. Александра6 я отправился с Настенькой5 в Салду, куда прибыли благополучно. Федосья Веденеевна со старушкою встретили нас с радостию. Вскоре пришел Н. Иванович; начали обед. После обеда ходили в завод и церковь и проч. Часу в 3м поехали мы и Никита
Лист 9
Иванович с Федосьей Веденеевной в Нижне Салдинский завод к Андрею Лазаревичу, куда прибыли также благополучно и встречены были очень радостно. Андрей Лазаревич, как и Никита Иванович живут очень богато, не то что в Висиме! После чаю здесь, мы пошли в завод смотреть заводское действо. Здесь приказано Андреем Лазаревичем снести в его квартиру для меня разного железа довольно. По обозрений в заводе, мы прошли в Церковь, где встретили, где встретили (знакомого) — довольно давнего, а оттоле отправились к О. Якову7, где побыли довольно времени. О. Яков7 живет с О. Василием8 в одном доме каменном, О. Василья8 не было дома и с Матушкою – они в Перми. Простившись не совсем с О. Яковом7 ходили к Отцу Алексею Дергачеву9. Тут также приняты оч. хорошо. А потом опять к Отцу Якову7, где я поиграл, согрешил, — на гуслях – Матушки О. Василия8. В комнатах дома О. Василия8 и От. Якова7 очень хорошо и весело. По свенчании свадьбы О. Яков7 возвратился домой и начался в непродолжительном времени ужин. После ужина мы отправились к Андрею Лазаревичу ночевать. Замечательно здесь было то, что Андрей Лазаревич подарил Никите Ивановичу
Приписка сбоку: Р.S. Хотел коротенько сказать, да и не мог. Он набралось довольно…!?
Лист 9 об.
хорошую бритву за то, чтобы Никита Иванович позволил мне у Андрея Лазаревича ночевать. Мы с попадьей5 ночевали в Нижне Салдинске а Никита Иванович уехали ночью домой. Андрей Лазаревич спасибо наделил меня кое чем и железным и медным и стальным. Вот так куманек правской10. На утро он решился провожать меня до Верхней Салды и мы на двух парах с колокольцами приехали опять в Верхнюю Салду. В то время, когда Никита Иванович припасал для меня железа, мы с Анд. Лазаревичем были у Петра Ивановича Шорина /отца Николая Петровича/; потом перебрались к О. Николаю11. У него мы попили, поели, или лучше, закусили, поиграли на гуслях и проч. Здесь был и Никита Иванович; Он отселе увел нас и О. Николая11 обедать к себе, где мы точно по(о)бедали. После обеда нас провожали почти до Салки12 От. Николай на своих рысаках, а прочия на господских конях. Ну право, весело и очаровательно в Салдах, особенно при веселых людях, …
Этим еще не кончилось наше путешествие в Тагил. Ночевав на среду на Вые у О. Александра6, мы с Настенькой5 отправились в Лаю Демидову13.
Лист 10
Оттуда мне нужно было совершить требу в Д. Ясьву /верст 20/ я поехал, а попадья5 осталась в Лае. Проводивши меня попадья5 приказав заложить лощадей думала уехать до Лаи Государевой14 и на пути завернулась отправить от Никиты Ивановича Петру Ивановичу низенький поклончик. Здесь она поговорив кое о чем вышла было взглянуть на ямщика, а его уже не бывало. Он на конюшне и с лошадьми. Возвратившись она спросила Пет. Ивановича, где мои лошади а он отзываясь незнанием из приглашал матушку5 мою обедать! Она изъявила согласие, и, они обедали. На обед был приглашен Отец Александр Гаряев15. После обеда они вздумали ехать встречать меня до деревни Балакиной, куда они действительно прибыли, но дождаться меня не могли, ибо я не заехал в Балакину деревню. Я приехал (к) ним с Ясьвы, а они /т.е. Петр Ив. попадья и супруга его Марья Леонтьевна/ прибыли из Балакиной. Здесь /т.е. в Лае/ чаю напились и в(з)думали в Кушву, а Петр Иванович, а Петр Иванович с Марьей Леонтьевной
Приписка сбоку: Я и Семейство мое нижайше кланяемся Вам всем и желаем много лет здравствовать.
Лист 10 об.
решились нас провожать до Кушвы. Приказав по сем заложить лошадей: нашу пару и для себя тройку, мы все в 7 часов вечера отправились в Кушву, куда прибыли к 10 часу. У меня Петр Ив. ужинали и ночевали; а на утро после легонькой закуски отправились домой. Причиной ему или тому, что мало погостили был приезд Генерала Глинки16 в Кушву, отчего Петр Иванович очень поторопился. Петра Ивановича я провожал до своей Лаи, где мне надлежало крестить младенца и здесь то мы распростились с гостями и по исполнению требы и возвратились домой. Да будет ли конец, скажете вы, этой сказке? Ну вот и конец! Чай попритупились Ваши очи?! Согреших – Прости! Много глаголах, — прости! И повеселих, — прости!
Извещаю Вас, что орехи ныне дороги 5 руб. сырые а сушеные 8 руб. у нас. Ныне или неурожай в наших краях.
Люденька17 гостит у бабиньки своей в Никитиной. Мы об ней довольно скучаем.
Ждем и не дождемся вас в гости в себе. Часы гостят и ходят верно; квартира у нас все еще таже. Отстраивают для нас дом каменный, но отстроят или нет к Октябрю, не знаю. Удастся ли нам перейти в него, не знаю. Примите уверение в беспредельной преданности к Вам чувств Кушв. Свящ. Афанасий Золотавин
Приписка сбоку: Настасья Александровна5 вышивает мне опять такой же пояс по канве и берлинскими гарусами18.
Примечания:
1 Суворов Матвей Федорович (? – 1879) – сын дьячка, в 1828 г. окончил курс Казанской семинарии со званием студента, учитель татарского и латинских языков в Пермской духовной семинарии и Пермском уездном училище, с 1831 г. – священник Спасо-Преображенского собора Новоусольска, в 1832 – 1834 гг. – священник Рождественско-Богородицкой церкви г. Перми, с 1832 г. – член и казначей Пермского епархиального попечительства, в 1834 – 1835 гг. – священник Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Перми, с 1834 г. – смотритель пермских училищ, с 1835 г. – священник, далее — протоиерей Свято-Троицкого собора Кушвинского завода, кавалер ордена св. Анны 2-й ст. с императорской короной.
2 Голубчиков Иоаким Степанович (? — ?) — священник Свято-Троицкого собора Кушвинского завода.
3 Пырьев Иван Степанович (? — ?) родился в г. Шадринске, с 1837 г. – единоверческий священник, в 1842 — 1862 гг. — священник, позже протоиерей, Свято-Троцкой (Троице-Никольской) единоверческой церкви Нижнетагильского завода, благочинный единоверческого округа.
4 Пономарев Василий (? — ?) – священник Свято-Троицкого собора Кушвинского завода.
5 Золотавина Анастасия Александровна, урожд. Попова (? — ?) – дочь единоверческого священника Александра Андреевича Попова, муж: Афанасий Дмитриевич Золотавин.
6 Попов Александр Андреевич (? — ?) – отец Анастасии Александровны Золотавиной, крожд. Поповой, тесть Афанасия Дмитриевича Золотавина; в 1854 г. — священник Выйской Христорождественской единоверческой часовни Нижнетагидьского завода; в 1856 — 1860 годах священник Выйской Богородице-Казанской единоверческой церкви Нижнетагидьского завода.
7 Пономарев Яков (? — ?) – священник Николаевской церкви Нижнесалдинского завода.
8 Вышегородский Василий (? — ?) – священник Николаевской церкви Нижнесалдинского завода.
9 Дергачев Алексей Алекчсеевич (? — ?) – священник Николаевской единоверческой церкви Нижнесалдинского завода.
10 Правской — заправский, правдивый, истинный, подлинный, настоящий (В.И. Даль).
11 Хаймин Николай (? — ?) – священник Иоанно-Богословской церкви Верхнесалдинского завода.
12 Салка – река на пути между Верхней Салдой и Нижним Тагилом.
13 Лая (Лая Демидова, Большая Лая, Лайский завод) – село на дороге из Нижнего Тагила в Кушву; Лайский железоделательный завод был построен Акинфием Демидовым.
14 Лая Государева — Малая Лая.
15 Гаряев Александр (? — ?) – священник Магдалино-Мариинской церкви Лайского завода.
16 Глинка Владимир Андреевич (1790 — 1862) — генерал от артиллерии, главный начальник горных заводов Уральского хребта (с 1837 по 1856 г.), сенатор (с 1856 г.).
17 Ашихмина Людмила Афанасьевна, урожд. Золотавина (1851 — 1876) — дочь священника Афанасия Дмитриевича Золотавина, муж: священник Иван Константинович Ашихмин.
18 Гарус – шерстяные нитки.
2.4. Письмо священника Афанасия Дмитриевича Золотавина к священнику Наркиссу Матвеевичу Мамину (1 ноября 1855 года)
Место хранения: РГАЛИ, ф. 316, оп. 1, д. 191, л. 11 – 12 об.
Лист 11
Получено 21го Ноября
Ваше Благословение,
Пречистейший Отец Наркисс Матвеевич!
Ужели Ваша благословенная рука столько занята по вашей должности и обязанности, что ей не сходится времени предать бумаге, рано или поздно рождающееся чувство между быва(лы)ми друзьями – чувство преданности и незабвенного приятства! Впрочем самое чувство незабвенных висимцев, подобно Мрамору , не охладело к тем, которых Судьба разрознила на известное пространство местности, и, которые хотя нечасто, но с великою приятностию припоминают о бывших некогда близких Соседях и вечерних Собеседников. Да, Любезный Отец Наркисс, не мог я дождаться от Вас ни малейшего уведомления до сего времени, и смею думать, что Вы нажив более приятнейших соседей, позабыли вспомянуть о нас. Постоянно питая к Вам более…, чем Вы я не удовольствуюсь тем, что писал Вам писем/ от которого числа не упомню/ и не получил на него никакого ответа, снова начинаю обременять Вас слух своим
Лист 11 об.
пустозвучным разговором в надежде, что вызову и Вас на подобный поединок. Достигну или нет своей цели, но постараюсь разлучить Вас с Вашими иногда да довольно скучными Висимскими занятиями.
Удивительно однако, что Вы столько времени молчали, да Анна Семеновна1 в этом Вам компанирует.
Не знаю, что будет у Вас завтра; хотя не со мной, но Вы будете говорить. Ваша игривая фантазия подвизаясь завтра на одном поприще с прочими фантазиями не дастся в обиду, подобно русским в штурме б. (неразборчиво). Что же такое имеет моя рука; к чему такой переход в письме; от чего переменяется тон письма; и на что намекает моя рука??! Я думаю для Вас задача! Да не завтра ли перемирие у русских с …… Не знаю, право не знаю! А любопытно бы знать, что это такое, или что за штука; Это не штука, а веселое пиршество! Ну это правда! Да, где с чего и почему! Да в Висим – Отец Наркисс – Именинник. Вот так ни что! Это новенькое для нас!
Итак поздравляю Вас с днем Вашего Ангела и душевно желаю Вам на будущий год столько благ земных, а паче небесных сколько Вы бог и неже
Лист 12
тоже говорит сидящая подле меня моя Матушка Анастасия Александровна2. Дай Бог, чтобы и пиршество Ваше окончилось благополучно, и нас бы Господь пособил вам уведомить о всем торжестве – случившемся на Именинах.
Новости: Сестру мою Пашиньку3 выдали за Егора Александр. Кокшарского4; Выдавали у О. Евграфа5. На свадьбу мы не ездили по причине страдней поры. Торжество, пишет брат, было необычайное. О Воздвижении ныне у нас были гости из Турьинских рудников6. Зять О. Александр7 с сестрой Олимпиадой8 погостили превесело: Приезжайте же скорее в гости к нам, а то осержусь и гусли отошлю брату Евграфу5. Только для Вас они еще гостят у меня.
Мы ныне * намерены ехать Шайтанку – к О. Николе.
Анне Семеновне1 и семейству Вашему и Вам нижайше кланяется Настасья Александровна2, Количка9 и Людичка10. Коля9 у меня давно уже бегает (неразборчиво).
* (cноска в тексте): (неразборчиво).
Лист 12 об.
Оси (неразборчиво) у Вас, надолго ли?
Присным моим: Дмитрию Иудичу с супругою и проч. кланяйтесь.
9го числа Октября я был с Тагиле, а оттуда и в Черной11, но Отца Павлина12 не застал дома.
С истинным моим уважением преданностию имею честь быть Кушвинский Священник
Афанасий Золотавин
NB. Извините мою пустую болтовню. Что нового у вас пожалуйста уведомите не скупясь. Писал сие письмо слишком скоро, а потому и худо – Извините. Надо было застать почту!
Прощайте!
Ноября 1го дня
1855 года
Кушвин
Гора Благодать
Примечания:
1 Мамина Анна Семеновна, урожд. Степанова (1831 — 1910) – дочь священника, мать писателя Дмитрия Наркиссовича Мамина (Мамина-Сибиряка); служила учителем в церковно-приходской школе; муж: священник Наркисс Матвеевич Мамин.
2 Золотавина Анастасия Александровна, урожд. Попова (? — ?) – дочь единоверческого священника Александра Андреевича Попова, муж: Афанасий Дмитриевич Золотавин.
3 Кокшарская Павла Дмитриевна, урожд. Золотавина (1839 — ?) — дочь единоверческого священника Дмитрия Ивановича Золотавина, муж: единоверческий священник Георгий Александрович Кокшарский.
4 Кокшарский Георгий Александрович (1830 — ?) — сын священника Александра Степановича Кокшарского, единоверческий священник; жена: Павла Дмитриевна, урожд. Золотавина.
5 Золотавин Евграф Дмитриевич (1824 — ?) — сын единоверческого священника Дмитрия Ивановича Золотавина, с 1846 г. служил священником в Вознесенской церкви села Вознесенского, Шадринского уезда.
6 Турьинские рудники (с 1869 — село Турьинское), Верхотурского уезда – ныне г. Краснотурьинск, Свердловской обл.
7 Кубасов Александр Петрович (1820 — ?) – священник; жена: Олимпиада Дмитриевна, урожд. Золотавина.
8 Кубасова Олимпиада Дмитриевна, урожд. Золотавина (1826 — ?) — дочь Дмитрия Ивановича Золотавина; муж: священник Александр Петрович Кубасов.
9 Золотавин Николай Афанасьевич (1853 – 1928) — сын священника Афанасия Дмитриевича Золотавина, земский врач, санитарный врач, коллежский советник (чин 6-го класса табеля о рангах); теоретик и практик санитарного дела, теоретик организации благотворительности; автор более 100 печатных работ.
10 Ашихмина Людмила Афанасьевна, урожд. Золотавина (1851 — 1876) — дочь священника Афанасия Дмитриевича Золотавина, муж: священник Иван Константинович Ашихмин.
11 Черноисточинский завод.
12 Попов Павлин Матвеевич (1828 — ?) – сын священника Матвея Григорьевича Попова, в 1849 – 1855 гг. – священник Петропавловской церкви Черноисточинского завода, Верхотурского уезда; с 1 ноября 1855 г. – священник Свято-Троицкой церкви села Арамильского, Екатеринбургского уезда.
2.5. Письмо священника Афанасия Дмитриевича Золотавина к священнику Наркиссу
Матвеевичу Мамину (16 декабря 1855 года)
Место хранения: РГАЛИ, ф. 316, оп. 1, д. 191, л. 13 – 14 об.
Лист 13
1855 года
Декабря 16 дня Гороблагодатск
Ваше Благословение,
Препочтенейший О., Наркисс Матвеевич!
Возвращаясь домой из Шайтанского завода я имел великое удовольствие получить и читать два весьма приятные для меня Ваши письма, писанные Вами: первое от 21 Ноября, мною полученное 7 Декабря; а второе от 11 Декаб и мною полученное 14 декабря.
Видите Почтеннейший О. Наркисс, как в доставлении первого письма Вашего почтовая Экспедиция замедлила, и оно шло до меня не менее 17 дней, а почему, и до сем не могу дать себе отчету.
В нем предупреждая меня, Вы пишите, чтобы я приостановил мою поездку хотя до половины Декабря. По моим расчетам – это было невозможно; по сему поездка моя мимо Вас тесно была сопряжена не с тем, чтоб только погостить у Вас и еще кой у кого на пути; исполнить Христианский долг
Приписка сбоку: Не знаю, найдется ли времечка – посетить Вас в Висиме по Вашей вторичной просьбе. Не угодно ли на Святках пожаловать к нам?
Лист 13 об.
который только – только успел исполнить, ибо если бы полчаса времени я бы не застал о. Николая, отправившегося по Благочинию, и, которому уже подана была для него пара лошадей. Да, он имеет ныне Монаршую награду – скуфью. Мы у него погостили не больше суток – в течении коих, я отслужил Литургию, за которой Мамин(ь)ка Настасья Александр.1 Приобщалась Св. Тайн, и проч. Кстати, или некстати, скажу здесь Вам, что вперед я заезжал в Чернореченск2, где быв ненадолго у О. Павлина3, получившего уже указ на место в Арамиль – узнал, что вы уехали в Горный щит.
Второе письмо Ваше наполнено просьбами – о вторичном посещении мною Ваших краев. Между тем, Вы представляете множество причин и неудобств посетить меня в Кушве. Положим, что для меня действительно сойдется более времени к тому, чтобы побывать в Висиме и погостить у Вас, но что будет, если погощу у Вас также, как в ныне совершенную мной поездку; О! Это право нелестно; — и к тому же – паче, что вы опять о опять ехать хотите!
Приписка сбоку: В свою очередь я прошу пожаловать к нам в Кушву посмотреть нашу бедность; сделайте милость не откажитесь. От Настасьи Александровны1 и моего семейства засвидетельствуйте Анне Семенове2 почтение и признательность.
Лист 14
Ну, да и дай Бог счастливо!
Подлинно наше душевное желание и сердечное влечение между прочим направлено было направлено к тому, чтобы видеть Вас, Анну Семеновну4, детей Ваших, Ваши Палаты и картины и проч. но к несчастию мы ничего не удостоены. В Добавок Вы, так внимательны к гостям, позвольте Вам объясниться, — оставили прекрасную Доможитицу и , которая хотя замерзла под окном, она не тут то и было затвердила: не пускаю никого, как попугай и кончено!.. Что прикажете делать; О. Афанасий раздосадованный неблагородным обхождением Вашей Доможитицы побрел по Сумерку, почерпнув полные сапоги снегу — к своей повозке… Ну, на первый раз думаю себе – что я не Хранцус а мерзну его пуще; а цыганский кот так крепко прильнул к мне, что и расстаться ему со мной не хочется. Подходя к повозке, я говорю: вот те и О. Наркисс – прекрасно угощает, а (неразборчиво) его уф-как велик – ровно нарочно состряпан для Кушвинцев! Но это все ничего. Каково то было его Маминьке; ну не знаю; а она говорит, что тепло, и, Слава Богу! Скажу Вам, что у меня Филимоновну Вашу гораздо лучше угостили: она пила чай у меня и проч. и в благодарность за это —
Приписка сбоку: Агапу Яковлевичу с Гавриловной Александру Агаповичу с Александрой Зотеевной Дмитрию Июдичу с Марией Зотеевной и Иуде Самойловичу с Супругою – Павлу Зотеевичу поклонитесь на особицу!
Лист 14 об.
изволила сказать в Висиме, что живу худо бедно и проч. как у ней поворотило язык на такие слова. Я думал, что она благочестивая Старушка, а верно – иначе… Прошу О. Наркисс объявить благодарность от меня, чтобы впредь она этого не говорила. Это все между прочим заворотившись от Вас, мы подъехали к Конторе Вашей, где по прочем, Агап Яковлевич пригласил нас ночевать – и мы у него ночевали. Спасибо – старик предобрый – так угостил, что чудо – Пожалуйста объявите от нас ему величайшую и нелицемерную благодарность. На обратном пути мы стали у Димитрия Юдича. А это потому, что стыдно было вторично беспокоить Агапа Яковлевича, который право захлопотался для нас. У Димитрия Юдича мы погостили превесьма – весело; Вы я думаю слышали от него, ибо я просил его секретно обсказать Вам наши Гостины. Благодарю от души благодарю и Димитрия Юдича за его угощение и эту благодарность объяаите ему и его Супруге. Данный им Помянник мне – занесен в церковный Синодик. Это также объявите ему. Скажите ему – что секретно, то пусть будет секретно.
Истинно уважающий Вас и нежно преданный Анне Семеновне4 и Вам Ваш Друг и Доброжелатель Священник Афанасий Золотавин.
Приписка сбоку: Вы хотя и заганули загадочку; но я едва ли с Настасьей Александр.1 не разгадаю по вашим поездкам частым. Не хочет ли быть убыль у Анны Семеновны4 в Семействе…
Примечания:
Примечания:
1 Золотавина Анастасия Александровна, урожд. Попова (? — ?) – дочь единоверческого священника Александра Андреевича Попова, муж: Афанасий Дмитриевич Золотавин.
2 Черноисточинский завод.
3 Попов Павлин Матвеевич (1828 — ?) – сын священника Матвея Григорьевича Попова, в 1849 – 1855 гг. – священник Петропавловской церкви Черноисточинского завода, Верхотурского уезда; с 1 ноября 1855 г. – священник Свято-Троицкой церкви села Арамильского, Екатеринбургского уезда.
4 Мамина Анна Семеновна, урожд. Степанова (1831 — 1910) – дочь священника, мать писателя Дмитрия Наркиссовича Мамина (Мамина-Сибиряка); служила учителем в церковно-приходской школе; муж: священник Наркисс Матвеевич Мамин.
2.6. Письмо священника Афанасия Дмитриевича Золотавина к священнику Наркиссу Матвеевичу Мамину (4 сентября 1856 года)
Место хранения: РГАЛИ, ф. 316, оп. 1, д. 191, л. 15 – 16 об.
Лист 15
4 Числа Сентября 1856 г.
Ваше Благословение,
Честнейший Отец Наркисс Матвеевич!
Письмо Ваше, посланное от 3 Августа, я имел счастие получить 1 Сентября, /ровно в месяц/. Долгонько же шло Ваше писание, но зато хотя послано было безденежно (неразборчиво). Благодарю Вас как за написание оного, так, и хлопоты – переслать ко мне следующую мне маленькую награду за училище в Висимо-Шайтанское. Имею честь поздравить и Вас и Анну Семеновну1 с получением награды и желаю, дабы Вы оную употребили нескоро, и, с пользою для себя великою, и, впредь заслужили бы в трое больше оной.
Да, где ни разу, а у нас два изволил побывать Его Высокопреосвященство2 и, мы два раза должны были встречать и провожать Его. Двукратное посещение Его Высокопреосвященства2 у меня подробно описано на 3 листах так бы и посланы к Вам, но написано оно довольно дурно, и, Вы скоро не разберете, а потому не посылано. В нем т.е. в описании моем изложено: что после чего обозревал Преосвя-нный В. (Владыка)2 и какие делал отзывы, и, как его встречали и проч. Впрочем хотя коротенько, но опишу Вам приезды преосв. Владыки2
Приписка сбоку: У нас теперь гостят два Его Высокопре-ства Генералы Глинка3 и Иесса – из Петербурга. Какая церемония была в 30 число, это чудо. Сколько чиновников со всех заводов было в Кушве этому счету нет. Тогда бал имя(ни)нник наш Горный Начальник. За неприбытием из Перми протоиерея Суворова4, который увез детей в Гимназию вызван был Верхотурский Архимандрит Гавриил5. *
Сноска в тексте: *, который отозвался о церемонии, что это просто Петербург. Все чиновники во всей — форме и при Орденах, рота солдат, полная духовая музыка из Богословских зав. (заводов) вытребованная, это право лучше, чем в Перми.
Лист 15 об.
в Кушву, и, не оставлю Вас в совершенном неведении касательно оных.
В первый раз Преосвящ. Владыко2 изволил прибыть из Серебрянского завода в Кушву в 9 часов вечера. У серебрянской заставы его встречали, полицеймейстер, два казака верхом, два казака с фонарями, множество народа и наш староста, который рапортиций Полицмейстера приглашал его в свою Церковь, где я был в полном облачении и ожидал с приезду в свою Церковь; но Владыка2 объявил /из кареты/ старосте: после дядюшка, после!, а, проехал прямо в Собор, к которому начиная с плотины поставлены и зажжены были плошки, и который весь был иллюминирован. При входе владыки в Собор зажжены были два бенгальских огня – это рассказывают, — чудо, как хорошо они загорели разными огоньками. Преосвященный2 взошел в Собор обыкновенно при Колокольном Звоне, который начался часа за 1½ до прибытия Владыки в Кушву, обозрел легонько, и вышел из оного – при ослепительной Иллюминации и воз(в)ратился на ночлег к О. Матвею Суворову4, куда и мы с Протоиереем Иоанном6 пришли – явиться Ему. Наконец всего О. Иоанн6 предоставил меня преосвященному2, который спрашивал меня довольно кое о чем /приезжайте так увидите из описания моего/ и, я отвечал Ему, что требовалось. После разговора получив благословение мы вышли /довольны/. На другой день
Приписка снизу: Настасья Александровна7, Количка8 и Людичка9 кланяются всем Вам. Настенька7 сейчас кончила мне суконный подрясник в 10 сереб. руб.
Приписка сбоку: Из Богословских заводов зять10 гостил у меня 5 дней, он повез в Екатерин. училище двоих детей. Ну уж мы погуляли с ним на Благодатной, в Вами верно не приведется так, а жалко! Я впрочем не отчаиваюсь в этом, и позвольте ожидать Вас с Анной Семеновной1
Лист 16
при обыкновенном звоне на всех Церквах Преосв.2 Отправился в 10 часов утра в Лаю, где обедал, а наш О. Благочинный6 отправился в 7 часов утра из Кушвы, также прежде в Лаю, а потом в Тагил встретя Владыку2 – в Кушве.
26го вечером опять мы все в церквах, опять звон, и опять тот же Посетитель2 со всей Свитой, приезжает прямо к О. Матфею4, где и ночевал. Вечером было всенощное бдение, и у нас тоже на Единоверческой, а утром в 9 часов три вымпела (выстрела) и(з) 100 пудовой пушки возвестили благовест к Обедне /пушка лежала на плотине, а Единорог11 медный из роты находился в саду около Собора, из которого перед обедней были сделаны также три выстрела/.
Описывать все будет долго, да и много надо бумаги и времени; бумага то правда есть а времени то мало, надо уж нести письмо на почту, потому я что думал, из того еще сокращу; за обеднею было из Единорога11 24 вымпелов (выстрелов) и шесть из 100 пуд. Пушки; вымпелы (выстрелы) были приспособлены к Богослужению… После молебна Пресвященный2 взошел в Дом Горного Начальника с поздравлением, куда подали ему дышловую коляску и он изволил отправиться в Единоверческую церковь с О. только Алексием12 Архимандритом5. День был ясный, веселый, в Церкви моей полное пасхальное освещение, я в самой хорошей ризе, у западных врат
Приписка сбоку: Ах! Мало бумаги то, — то бы еще прибавить… Шурин – философ отгостив у меня вакацию уехал в Пермь. Третьего дня у меня ночевали дети О. И. Гуляева, О. Василия Вышегородского13, О. Якова Пономарева14 Алапаевского. Они на переменных едут в Пермь и за недостатком лошадей на почтовом дворе должны были ночевать, а перед ними были дети нашего протоиерея Пырьева6.
Лист 16
встретить Преосв. В. (Владыку)2 с подобающей честию. Приложась к кресту Преосвященный В.2 шел медленно по церкви при пении от Клира Церковного Гимна: днесь благодать Св. Духа нас собра и проч. потом вошел в Алтарь, с ним О. Архимандрит5, и, О. Прот. Иоанн Пырьев6, а я положа крест, покров и блюдо стоял по правую сторону Престола, и, при входе Его в Алтарь получил благословение, не сходя с места своего. Преосвященный2 спрашивал: какие иконы и откуда стоят на горнем месте, Ему отвечали из часовни пересланные; потом смотрел книгу Маргарит15, в сосудохранительнице – блюда, подсвечники, воздуха16 тут же лежащие, сосуды на жертвеннике, ризы и прочая, только взглянув на престол Пр. Владыко2 увидав под дарохранительницею малахитовый пьедестальчик, сказал: вот это хорошо, хорошо!! И потом приложась к престолу начал выходить, а я получил благословение и по выходе Его затворил Царские Врата, и вышед сам стал возле правый клирос, где крылашане17 пели стих: Подаждь утешение рабом своим пречистая, и проч. Преосвященный2 вышел из церкви южными дверьми, куда подана была ему коляска, и уехал к Горному Начальнику обедать, где по(о)бедал. При тостах за здоровье Государя Императора были сделаны три, за здравие Преосв. В. (Владыки)2 три же и Горного Начальника один выстрел из пушки. Чудо-чудо была встреча Пр. Владыки2 я думаю во всей Епархии этого он не увидал, что для него у нас было… Ну право устала рука моя! Пора бросить перо и бежать на почту.
Приписка сбоку: С истинным почтением имел честь быть Старый Сосед
Священник Афанасий Золотавин
Приписка сверху: Генералы все при ментах18, а певчьи /в наряде/ в позументах19! Певчи(и) у нас поют превосходно; из одевает сам Начальник наш. Огурцов сняли мы мало очень; грибы у нас есть. За вафельными досками20 приезжайте сами.
Примечания:
1 Мамина Анна Семеновна, урожд. Степанова (1831 — 1910) – дочь священника, мать писателя Дмитрия Наркиссовича Мамина (Мамина-Сибиряка); служила учителем в церковно-приходской школе; муж: священник Наркисс Матвеевич Мамин.
2 Иона (Ипполит Леонтьевич Капустин) (1890 – 1867) — епископ Екатеринбургский, викарий Пермский (в 1846 – 1859 гг.).
3 Глинка Владимир Андреевич (1790 – 1862) – участник Отечественной воны 1812 года, с 1818 г. по 1821 г. был участником тайного общества «Союз благоденствия», но к следствию по делу декабристов не привлекался; подполковник (с 1813 г.), полковник (с 1820 г.); главный начальник горных заводов Уральского хребта (с 1837 г. до 1856 г.); генерал-лейтенант (с 1837 г.); генерал от артиллерии (с 1852 г.); сенатор (с 1856 г.); член военного совета (с 1857 г.).
4 Суворов Матвей Федорович (? – 1879) – сын дьячка, в 1828 г. окончил курс Казанской семинарии со званием студента, учитель татарского и латинских языков в Пермской духовной семинарии и Пермском уездном училище, с 1831 г. – священник Спасо-Преображенского собора Новоусольска, в 1832 – 1834 гг. – священник Рождественско-Богородицкой церкви г. Перми, с 1832 г. – член и казначей Пермского епархиального попечительства, в 1834 – 1835 гг. – священник Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Перми, с 1834 г. – смотритель пермских училищ, с 1835 г. – священник, далее — протоиерей Свято-Троицкого собора Кушвинского завода, кавалер ордена св. Анны 2-й ст. с императорской короной.
5 Гавриил (Григорий Леонтьевич Любомудров) (? – 1880) – сын священника Калужской епархии; в 1825 г. окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата; с 1827 г. – священник Вятского собора; с 1831 г. – протоиерей; в 1845 г. пострижен в монахи с именем Гавриил; в 1846 – 1847 гг. – инспектор Астраханской духовной семинарии; в 1847 – 1850 гг. — преподаватель церковной истории в Вятской семинарии; в 1850 – 1854 гг. – архимандрит Слободского Крестовоздвиженского монастыря Вятской епархии; с 1854 г. — архимандрит Николаевского Верхотурского монастыря.
6 Пырьев Иван Степанович (? — ?) родился в г. Шадринске, с 1837 г. – единоверческий священник, в 1842 — 1862 гг. — священник, позже протоиерей, Свято-Троцкой (Троице-Никольской) единоверческой церкви Нижнетагильского завода, благочинный единоверческого округа.
7 Золотавина Анастасия Александровна, урожд. Попова (? — ?) – дочь единоверческого священника Александра Андреевича Попова, муж: Афанасий Дмитриевич Золотавин.
8 Золотавин Николай Афанасьевич (1853 – 1928) — сын священника Афанасия Дмитриевича Золотавина, земский врач, санитарный врач, коллежский советник (чин 6-го класса табеля о рангах); теоретик и практик санитарного дела, теоретик организации благотворительности; автор более 100 печатных работ.
9 Ашихмина Людмила Афанасьевна, урожд. Золотавина (1851 — 1876) — дочь священника Афанасия Дмитриевича Золотавина, муж: священник Иван Константинович Ашихмин.
10 Кокшарский Георгий Александрович (1830 — ?) — сын священника Александра Степановича Кокшарского, единоверческий священник; с 1855 г. по 1864 г. служил в Иоанно-Богословской единоверческой церкви села Богословского, Шадринского уезда; жена: Павла Дмитриевна, урожд. Золотавина.
11 Единорог – орудие, занимавшее промежуточное положение между пушкой и гаубицей.
12 Предположительно Дергачев Алексей Алекчсеевич (? — ?) – священник Николаевской единоверческой церкви Нижнесалдинского завода.
13 Вышегородский Василий (? — ?) – священник Николаевской церкви Нижнесалдинского завода.
14 Пономарев Иаков Степанович (? — ?) в 1838 – 1852 гг. – священник Николае-Анатольевской церкви Висимо-Шайтанского завода; в 1852 г. – священник Богородицкой церкви Нижнеисетского завода, Екатеринбургского уезда; в 1852 – 1855 гг. – священник Николаевской церкви Нижнесалдинского завода; с 1855 г. – священник Алексеевской церкви Алапаевского завода; благочинный; награжден камилавкой, орденом Св. Анны 3-й степени.
15 Маргарит (с греческого – жемчужины) – сборник бесед Иоанна Златоуста.
16 Возду́х – тканый покров, предназначенный, в частности, для покрытия святых даров, приготовленных к освящению.
17 Крылашане – члены клира.
18 Менты – от ментик (короткая одежда гусаров вроде куртки, обложенная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, в холодное время надевали, как куртку, в другое — носили накинутым на одно плечо). По-видимому, здесь речь идет не о ментике, а о доломане — короткой (до талии) однобортной куртке с длинными рукавами со стоячим воротником, который имел такой же узор из шнуров, как и ментик, но не имел меха на воротнике. На Урале гусарских полков не было, поэтому одежда генералов выглядела экзотично.
19 Позумент — золотая, серебряная, медная или оловянная тесьма.
20 Чугунные вафельные доски выпускались Кушвинским чугуноплавильным заводом.
Заставка: фото надгробного камня Золотавина Аф. Дм. у церкви села Харловского.