Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Рубцов В.Н. Село Грязновское. Начало 20 века

Дом моего деда, Фёдора Захаровича находился через два дома от лавки Грязновского общества потребителей. Он был построен дедом  после его возвращения с Русско – Японской войны на месте старой избы на три окошка прадеда Захара Фёдоровича. Дом был уже пятистенным . 

Из воспоминаний моего отца Николая Фёдоровича: «До мельчайших подробностей я запомнил свой дом. Это был обычный крестьянский «пятистенок». Сначала при входе – сенки, направо – дверь в чулан.

Дом выглядел примерно так.

 В избе, при входе – вправо, помещалась огромная русская пекарная печь. Рядом с ней «голбчик» — это такая лежанка на высоте метра полтора от пола. Под голбчиком стояла «лохань», над ней висел «рукомойник» (умывальник). Рядом – вход в «голбец» (подполье). Это западня, на некотором возвышении над полом. На кромке печи лежала широкая, всегда тёплая доска «ленивка». «Ленивка» и «голбчик» — это любимые места отдыха старших.

            Ребятишкам милее были полати. Здесь было более просторно. Это было место, где в детстве пришлось спать и играть. Мне приходилось падать и с «голбчика» и с полатей. Запомнилось на всю жизнь.

            Место впереди печи, собственно кухня, называлась «середа». Через неё был вход в горницу. «Середа» отделялась занавеской. На «середе», около печи «лавка» называлась «залавок». На «середе» стоял обязательный «треног» (кадка для воды). Тут же имелась откидная «столешница» для раскатывания теста и «сельница» с мукой, на гвоздике висело сито для просеивания муки. Тут же стоял самовар, стояла «квашня» и лежали «мутовки».

            Сколько припоминается всяких деревенских названий, связанных с русской пекарной печью:

 «Шесток» — место перед топочным отверстием («устьем»). Для закрывания «устья» имелась железная «заслонка» с ручкой. Нижняя плоскость внутри печи называлась «под». После того как топливо прогорало, угли загребались в «загнёту» или в железную «тушилку», которая всегда стояла около печи. «Под» вычищался от золы «помелом», на него высаживались для выпечки калачи и булки, а потом сюда же ставились горшки и чугунки для варки пищи, или просто для нагрева воды. Ниже «шестка» помещался «подпечек». Здесь хранились «ухваты», «помело», сковородник и клюка.

 Выше «шестка» в «челе» были устроены «печурки» для хранения мелкого кухонного инвентаря и спичек. В верхней части «чела» — вьюшка для закрывания трубы, А ещё выше «самоварник» — вьюшка для установки трубы от самовара.                                       

В левом переднем углу избы висели иконы. На «божнице» за иконами хранился «поминальник» и восковые свечи. Перед божницей висела «лампадка», заправленная «елеем» — специальным маслом. «Елей» покупался в церкви у церковного старосты. Там же покупались восковые свечи и «ладан».

 Вдоль стен в самой избе сделаны были широкие «лавки» — сидения. Часть лавки у задней стены, при входе, называлась «коник». В нашей избе, как и во всех избах села, имелась «зыбка» для укачивания ребят. Подвешивалась она на конце «о́чепа», просунутого в кольцо, закрепленного в матке. В качестве «о́чепа» использовалась березовая жердь.

Всему было собственное место. Так под полатями в стене были воткнуты – шило, хомутная иголка, висели «верви» для починки обуви. Тут же, на специальном крючке, висели «рукотерники» (полотенца): синее для рук и белое для лица. Оба, конечно, холщёвые, самодельные.     

 Не менее отчетливо помню я наш двор, до последнего закоулка. Это потому, что с малых лет мне пришлось мести в ограде, за оградой, убирать навоз в пригоне, в задней ограде, в конюшнях. Зимой весь двор очищался от снега, а снег вывозился к дороге в «коробках», а чаще «доской» — специальным остроумным приспособлением, запряженной лошадью».

  В этом доме жила семья брата моего деда – Петра Захаровича.  Семья у него была большая: семь сыновей и две дочери. Один из сыновей, Павел Петрович в будущем стал генералом. В 50-е годы часто приезжал сюда из Харькова.

Недалеко от этого дома стоял дом Земского начальника.                     

Из воспоминаний Н. Ф. Рубцова:

«Не помню, по окончании – ли школы, или на другой год после неё, я месяца два «служил» в канцелярии Земского начальника Солнцева Григория Ивановича. Нас там было несколько таких гавриков. Работа была не сложная: подшивали бумаги в дела, писали приходящим мужикам прошения и др. Канцелярия была в двух комнатах полуподвального этажа, а вверху была квартира начальника. В дальней комнате был кабинет, а во второй комнате, проходной, стоял большой стол, вокруг которого и сидели мы, служащие. Из небольшой прихожей была лестница в квартиру. Земского начальника мы называли: «барин», «Ваше благородие», а чаще по имени, отчеству – Григорий Иванович. Он был очень хороший человек, не гнушался с нами разговаривать, как и его жена — Нина Ивановна. Она часто спускалась вниз и разговаривала с нами. А вот кухарка частенько нами командовала, заставляла носить воду, выносить помои и т. д. Не помню, при каких обстоятельствах закончилась моя «служба» у земского начальника, он дал мне 3 рубля и я сияющий принёс домой свою первую зарплату.

После учёбы в Камышлове в 1917 – 1918 годах, зимой 1918 – 1919 годов я учился в своём селе, где открылось такое же, как в Камышлове ВНУ (высшее начальное училище). Интересно отметить, что это новое училище помещалось в квартире бывшего Земского начальника. Классы располагались в самой квартире, на верхнем этаже. Что стало с Земским начальником, куда он девался из Грязновского, я так и не знаю. Из его имущества в школе осталось только пианино, на котором играла одна из учительниц – Эльза Эдуардовна. Что там нам преподавали и как мы учились – всё выветрилось из головы».

            Из воспоминаний Н. Ф. Рубцова: 

«Всю масляную неделю народ был на улицах, собирались преимущественно у катушек. Здесь же бывала разная «художественная» самодеятельность. Один такой «номер» наблюдали не далеко от базара. Снегу было много. Тем и интереснее был этот «номер».

А было так: Смотрим, по дороге идёт лошадь, запряженная в телегу. За телегой привязана вторая лошадь, запряженная в сабанные передки. На телеге лежат две бороны, сабан, а сверху сидят двое: Вересовский (так называлась одна из улиц) мужик Иван и парень его Сёмка. Не вступая в разговоры с народом, Иван остановил лошадь, свернув в сторону от дороги, выпряг её и припрёг на пару с той, которая была запряжена в передки. Потом он приладил к передкам сабан, снял шапку, перекрестился на восток и начал пахать снег. Всё это на полном серьёзе.

 Народу набралось видимо невидимо. Вокруг артистов образовался широченный круг. А между тем действие разворачивалось. Сёмка оказался тоже «артистом» не хуже отца. Оставшись у телеги один, он снял с неё бороны и прилёг на телегу якобы отдохнуть. Потом поднялся, потянулся и закричал: – Тятя! Обедать-то скоро будем? Отец остановился, посмотрел из-под руки и ответил: — Эк те не терпится! Вот допашу леху, тогда и пообедаем. Ты молоко-то поставь под телегу, а то шибко нагреется на солнышке-то. Ни Иван, ни Сёмка не отвечают на реплики зрителей, как будто они действительно одни в поле. Наконец Иван закончил пахать. Выпрягли они лошадей, поставили их к телеге кормить, а сами, расстелив полог, уселись хлебать молоко. Да ведь не просто сели, а сняли шапки, перекрестились на восток, как это обычно бывает. Потом нарезали хлеба, вытащили из мешка деревянные ложки, налили в чашку молоко и давай хлебать. Кругом смех стоит как на настоящем представлении.

 Но на этом дело не кончилось: это было только первое действие. Поевши молока, Иван с Сёмкой запрягли лошадей в бороны, Сёмка залез на вершну и начал боронить. Иван потоптался у телеги и завалился на неё, как бы поспать. А потом, накинув на шею лямку, подвесил впереди себя лукошко и начал ходить по «пашне», имитируя сев зерна. Сёмка боронит и во всю голову песни орет.

 Это действие продолжалось не долго. Перепрягли они лошадей – одну в телегу, другую в передки, уложили на телегу бороны, сабан, сами уселись сверху и поехали домой. Только отъехав от народа метров сто, оба обернулись, сняли шапки и раскланялись. Разговоров об этом спектакле хватило надолго.

 Весной 1917 года у нас в селе была манифестация по случаю свержения самодержавия. На площади перед церковью стояла бочка, и на ней кто-то из служащих лесничества выкрикивал «революционные» лозунги. Вот это и была февральская революция. Не помню, где были в это время волостной старшина, урядник и земской начальник. Наверное, тут же на площади. В общем, особых изменений в общественной жизни села тогда не произошло.                                                       

Летом 1918 года, когда белые занимали наши места, отец забрал нас (меня и моих сестер) и на лошади мы уехали в лес, на «Безумов лог». Там стояла изба одного Грязновского мужика, который выселился из села и жил там с семьёй и со своим хозяйством. Там, около этого дома мы поставили палатку и в ней жили. Это называлось у нас – «спасаться». Многие выехали тогда в лес, так как боялись, что в Грязновском будут бои. Но боев в селе и около него не было. Моя мать и бабушка в это время были дома.

С «Безумого лога» мы слышали орудийные выстрелы где-то по направлению Егоршино и Сухого лога. Домой мы вернулись, когда там хозяйствовали белые.

В селе появились колчаковцы, проходили какие-то чехословацкие части. Началось вылавливание Советских работников и просто сочувствующих Советской власти. В один из жарких июльских дней в здании волостного правления состоялся «суд». Согнали население. Народу набралось много, полное здание, да и вокруг него были толпы. «Суд» проводил отряд поручика Бирюкова. Из всех задержанных двух человек отпустили, а двух человек взяли на поруки. Эти отпущенные и взятые на поруки тут же скрылись из села и не появились до прихода красных в 1919 году.

Пять человек из задержанных были посажены на телегу и под усиленным конвоем увезены из села на расстрел. Мне было тогда 12 лет, но я всё живо помню. Приговоренные попрощались с родными. Уже когда этот поезд тронулся, один из них – Василий Солдатов громко произнес: «Прощайте, товарищи!». Их расстреляли в районе Барабинской будки, что в 2-х километрах от станции Грязновской в сторону Богдановича.  

Расстреляны были: 

1.Матрос Заплатин Александр Демьянович;  

Солдаты, вернувшиеся с фронта:

2. Солдатов Василий Егорович; 

3. Нестеров Фёдор Михайлович;

 4. Бирючев Карпей Александрович;

 5. Башкиров Михаил Ильич.

Через 2-3 недели снова были расстреляна группа людей, на этот раз в березняке, около западного семафора станции Грязновской.

Расстреляны были:

1. Заплатин Евгений Григорьевич – военный комиссар асбестовых рудников;                                                                                                             2. Голошейкин Иван Иванович – председатель Совета рабочего контроля асбестовых рудников;    

3. Измоденов Иван Севастьянович; 

4. Измоденов Егор Иванович; 

5. Измоденов Володя, 14-летний подросток, брат Измоденова Ивана Павловича – Председателя Грязновского Волисполкома, погибшего в бою около станции Егоршино.                                                           

            При отступлении белых в 1919 году меня, 14-летнего и всех моих сверстников, наравне с взрослыми, белые забрали на рытье окопов. Наступление красных шло со стороны Белоярского, поэтому нас угнали к «Осиновому колку» на Сибирском тракте, где мы и рыли окопы весь день и всю ночь. Но боев тут так и не было. Отступление белых было стремительным.

Отца на лошади забрали «в подводы», он доехал до Камышлова и оттуда ночью скрылся. Домой приехал какими-то боковыми дорогами, забрал вторую лошадь и уехал в лес. Домой вернулся, когда в селе уже были красные.

            Через год, когда наши места были освобождены от колчаковцев, все расстрелянные были перезахоронены в одну братскую могилу около монастырской церкви.                                                               

В эту же братскую могилу был перезахоронен и Измоденов Иван Павлович. Позднее здесь же были перезахоронены ещё четыре человека, погибшие в других местах.

 Все последующие годы во время революционных праздников на братской могиле состоялись митинги. Произносились речи, и пел наш клубный хор. Иногда производился салют из ружей и винтовок».                                                                                                       

При подготовке доклада использованы фото из интернета и из личного архива В. Н. Рубцова.

Статья представлена на НПК «Возрождение родословных традиций» 26.02.2022 г, п. Рефтинский.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты