Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Силуков И.А. Помог энтузиазм

Фото 3.Заливка полотна дорогиПредисловие: статья первостроителя Силукова И.А. была опубликована в газете «Энергостроитель» за 1987 г.

У строителей первой дороги  до нынешнего поселка были трудности по механизации работ, порой не разрешимые в короткие сроки. Бывают и теперь вынужденные простои, которые иногда даже объясняются объективными причинами. В тот период подобного коллектив строителей допустить не мог. Небольшая руководящая группа  инженерно-технических работников (инженеры Еловиков, Кислицын, во главе с начальником строительства Малевинским)

должна была находить выход из трудностей, чтобы не задерживать процесс подготовительных  работ, а главное – не потерять веру рабочих в своих руководителей.

На четвертом километре трассы началось болото, с довольно глубоким сырым слоем торфа (до четырех метров). Обойти его мы не имели морального права: дорога на крупнейшую ГРЭС в Европе должна быть прямой, как стрела. В Асбестовских организациях болотного экскаватора тоже не нашлось. Посоветовали  ехать в Монетный к торфодобытчикам. Там к нашей просьбе отнеслись с сочувствием и показали полузатонувший, списанный болотный экскаватор. Вытянули «болотник»  бульдозерами. Своего хода у него уже не было. Притащили на железных листах. На его ремонт наши механизаторы (бульдозеристы Никишев, Соколов, Кузнецов) без задержки основной работы потратили несколько вечеров  и ночей. Вскоре ожил из мертвых болотник и приступил к выемке торфа на обочину дороги, а вот продвигаться он мог только вперед, и свзь с ним, смена, обеспечение горючим, ремонт производилась с помощью боя и плотов по водной глади трассы. Этот «инвалид всех групп» сумел пройти километровое болото, после чего встал намертво и был сдан в металлолом.

2022122014_0000

Но нас ждала следующая трудность. И мы не имели права назвать её объективной. Дорога требовала основного заполнения камнем, а для такого болота камня нужно было много. В тресте «Союзасбест» нам разрешили брать камень в Северном отвале, но дать для погрузки экскаватор не имели возможности. Инженерно-технические работники совещались, вспоминали, не приходилось ли кому-нибудь грузить без экскаватора. Я рассказал, как в тридцатые годы при строительстве МТС, когда на село экскаваторов не давали, для погрузки сыпучих грузов (грунта, песка, камня) устраивали деревянные эстакады.

Что ж, тот час же мне и мастеру Куликову  поручили это выполнить. Наши лесорубы, вырубая лес на трассе, выбрали нам крупные хлысты лиственницы. Бульдозером на естественном  откосе каменного отвала сделали террасу, уложили хлысты, выпустив комли на 4-5 метров над скосом, остальную часть стволов загрузили камнем, а в комлевом выпуске  устроили загрузочное окно. Машина подходила под это окно, а бульдозер, продвинувшись на 3-4 метра, надвигал камень на окно, и машина уходила с полным грузом.

2022122014_0002

В последующие годы строительства ГРЭС часто приходилось наблюдать, как подходят МАЗы, КРАЗы к отвалу за камнем или в карьер за песком и ждут, когда придет (приползет) экскаватор. Шоферы в это время курят. А придет, или трайлер привезет экскаватор, у которого обычно емкость ковша  0,25 – 0,5 кубометра, и грузится пяти-шеститонная машина  20-30 минут. И смотрим мы, вспомнив наши погрузки, не с завистью, а с сожалением. Если мы примитивным способом могли загрузить машину за 3-5 минут, то что ж это теперь при обилии механизмов так не ценят производственное время.

2022122014_0001

Вот весьма  небольшой  по времени и объему период начала сооружения Рефтинской ГРЭС. Строители прибывали с Яйвинской ГРЭС, объем работ все расширялся. К нам стали поступать грузы по железной дороге, нужны стали разгрузочные площадки. Место для них выделяли, но все с ограничением по времени. Нам пришлось организовать их  сначала в  одиннадцатом тупике, потом на Северном отвале и последнюю – в болоте, у  четвертой фабрики. Эта площадка вплотную примыкала к железной дороге, но из-за глубокого торфяного болота не осваивалась. А мы при энтузиазме и большой активности строителей и здесь смогли в кратчайший срок сделать выторфовку (бутовкой и заполнением камнем выжимали торф). Невзирая на большие сомнения  местных строителей, даже установили козловый кран и поставили склады. И все это «сомнительное» по устойчивости оборудование, отслужив нам, сейчас используется четвертой фабрикой.

Первые три месяца мы, строители, прибывшие с Яйвинской ГРЭС, считались в командировке, у нас не было управления, бухгалтерии и других обслуживающих отделов. Но приехавшие с нами жены смогли успешно выполнять эти  функции. Приступили к работе Ануфриева, Мишина, чуть позднее – нормировщица Кувшинова, сметчицы Шульпина, Мартова, бухгалтер Силукова и др.

фото1 ЗИМА 1963 Г НАЧАЛО НАЧАЛ

                В 1964 году дорога на стройплощадку ГРЭС была готова до реки Рефт и местоположения постоянного поселка. Организованное управление строительства широким фронтом развернуло сооружение ещё одного временного поселка, вблизи будущего основного моста через Рефт, подъездных железнодорожных путей. Но об этом следующий разговор.

И.Силуков,

ветеран стройки.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты