Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Старков Н.Р. Молодость отца

1. Паровозная бригада асбестового предприятия1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Грянула первая мировая, которая явилась причиной многих бед, в том числе и для всех жителей нашей Родины. На следующий день 2 августа в семье крестьянина  села Ильинское, Камышловского уезда,   Старкова Ивана  и его жены – Харитины , родился шестой ребенок, которого окрестили Романом. 

Село по тем временам было большое — население превышало 5 тыс. человек.  Впервые в документах  село Латышево  было упомянуто в 1681 году. В 1788 г. почти через 100 лет по решению жителей  было переименовано в Ильинское – по названию церкви в честь святого Илии Пророка. 

Население в основном занималось сельским хозяйством.  Среди сельского населения были также ремесленники: сапожники, портные, кузнецы, печники, пимокаты, коновалы  и многие др.

Коновалом называли ветеринара-ремесленника, который, не имея специального  образования, занимался кастрацией и лечением скота, преимущественно лошадей. Этим  промышляли ходившие по деревням крестьяне, подрабатывал на этом поприще и мой дед – Иван Ермолаевич. 

Мальчик Рома 7 лет учился в соседнем городе Камышлове. В 1929 году 15-летним подростком устроился гонщиком лошадей на асбестовую фабрику «Октябрьская» треста «Ураласбест». Короткое время работал штукатуром, затем  бурильщиком геологоразведочной партии. Но деревенского парнишку тянуло к паровозам – это было и романтично и престижно и денежно.

Первые паровозы узкой колеи (600 мм) на асбестовых карьерах появились уже в 1910 г, а в середине 20-х годов  паровозы применялись уже очень широко. С 1932 Рома пошел работать  кочегаром, затем  помощником машиниста паровоза. 

1. Паровозная бригада асбестового предприятияПаровозная бригада асбестового предприятия

В 1934 году после окончания курсов и сдачи экзамена был допущен к работе в качестве машиниста паровоза Ураласбокомбината.

3. Удостоверение машиниста паровоза

В то время это была профессия очень высокой квалификации. Машинисты паровоза были настоящей элитой рабочего класса. Я горжусь тем, что мой отец в 20 лет стал машинистом паровоза. В 1935 году он женился,  родилась дочка Аля, а в 1940 году сын Витя.

 В 1936-37 годах отец был призван в армию и служил  водителем 103 мехбригады в г. Борисов, в Белоруссии.

4

После мобилизации 1937-38 годах снова работал машинистом паровоза в Асбесте.

Отец был  общительным и веселым парнем. Любил петь и играть на гармошке.

2.

Он был активным комсомольцем, и коммунистом.  Закончил курсы при Свердловском облисполкоме.  Руководители  города привлекали его к административной и общественной работе. 

6. Активисты-общественники асбопредприятияАктивисты общественники асбокомбината

С 1938 по 1941 год он работал : зав. кадрами райисполкома;  предс. профсоюза гортопа;  инстр. отд. кадров горкома комсомола;  инстр. военного отдела горкома партии; председателем городской военно-патриот. организации ОСОВИАХИМ;

5. Отец. 30-е годы

  Жизнь налаживалась, но опять грянула беда – снова война с Германией.

30 июня 1941 года (через неделю после начала войны) мобилизован в армию и около года служил в Забайкалье, под Читой помощником командира взвода 924 эвакогоспиталя.

7. г. Чита 1941 год.

 В 1942 году, как специалист-железнодорожник, отец  демобилизован и направлен на работу в качестве помощника машиниста паровоза в депо Свердловск-пассажирское.

8

В военное время к составу прикреплялся  вагон для сменной локомотивной бригады, и две бригады посменно вели поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.

9. Жена и дети. 1943гЖена и дети, 1943 г

Через год, как  умерла его первая жена,  отец женился на моей маме Парасковье Васильевне.         

Президиум Верховного Совета СССР 15 апреля 1943 года принял Указ «О введении военного положения на всех железных дорогах». Все работники железнодорожного транспорта на период войны считались мобилизованными и закреплялись для работы на железнодорожном транспорте. Устанавливалась ответственность работников железнодорожного транспорта наравне с военнослужащими Красной Армии в военное время. Вводилась воинская дисциплина.

10

После окончания войны медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» были награждены около 1 млн.  железнодорожников, в том числе и мой отец – Старков Роман Иванович.

11. Победа!

В 1946 году родился я, и моему поколению не досталось и 100 части тех трудностей и страданий, через которые с достоинством  прошло поколение моих родителей. За это им низкий поклон и благодарность потомков!

Доклад был представлен на конференции УИРО, Рефтинский 11.02.17 г видеоверсией https://youtu.be/nLqq_uYMVM0

Комментарии запрещены.

Полезные сайты