Сухарев Юрий

Календарь

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Сухарев Ю.М. Верховья Пышмы на чертежах «Хорографической книги Сибири» Семена Ремезова

«Хорографическая чертежная книга», выполненная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым (1642-после 1721), стала известна широкому кругу исследователей сравнительно недавно. Оригинал «Хорографической книги» был обнаружен в архиве древних актов России в начале XX века. В 1918 г он был выкраден историком Л. С. Багровым, с 1956 г. и по настоящее время хранится в Гутоновской библиотеке Гарвардского университета.

В 2011 г  книга была отсканирована и издана в Росии тиражом 600 экз. Российское издание отличается от подлинника тем, что в него не включены  попорченные листы. Оба варианта можно найти в Интернете.

Считается, что работа над книгой велась С.Ремезовым и его командой с 1697 по 1711 г. Некоторые исследователи утверждают, что картографическое описание было начато с бассейна рек Исети и Пышмы зимой 1696/97 гг.

 С этим, видимо, надо согласиться. И вот почему: следующая работа Ремезова это «Чертежная книга Сибири», датируемая 1700 г. Сравнивая чертежи верховий Пышмы, приведенные в этих двух изданиях, видим, что существенные ошибки Хорографической книги в Чертежной книге  отсутствуют, т.е. к 1700 г  данные  Хорографической книги были уже переработаны и исправлены.

Возьмем реку Рефт, левый приток Пышмы. В Хорографической книге ее устье показано примерно там, где оно и есть фактически. Но притоков нет, да и с размером, равным «коротышке» Сергуловке, мы согласиться не можем, даже учитывая условность картографии того времени.

Название реки – Реутова. Это нормально. В 1670 г реку именовали Ревут, в 1679 г – Ревутинка. В соответствии с законами фонетики  звук «в» выпал (туда ему и дорога), а антропонизации гидроним подвергнут ошибочно. Этимология от старо-русского слова «ревут», означающего некий ревущий объект. Тут нечего и рассуждать. Подробнее в моей книге «Реки нашего края».

Но… Тут меня Ремезов удивил необычайно. В самом верховье реки Пышмы, также  «по левому борту», впадает в Пышму… Рефт, вытекающий из некого неведомого озера Шит, относящегося к Арамильской слободе. А это откуда взялось?

Понятно, что бригада Ремезова сама Рефт не обследовала, а опиралась на показания местных жителей. В первом случае – «сухоложцев» (применим современное наименование). Во втором – белоярцев.

В первом случае картографы «напоролись» на свидетелей, не знавших протяженность Ревута и его притоков. Такое может быть, местные крестьяне поселились здесь 10-15 лет назад и шибко глубоко местность еще не обследовали.

Во втором случае, похоже, белоярцы вообще не поняли, что от них хотят. «Есть такая река Ревт, впадает в Пышму». А где впадает? И сейчас-то не все карты читают. «Вроде здесь…». Белоярская слобода основана в 1687 г, и к 1697 г ее жители знали территорию еще хуже новопышминцев.

Почему название записано, как Рефт? Звукосочетания «вт» и «фт» неразличимы  на слух. А записывалось на слух.

Почему тогда Ревт, а не Ревут? Звук «у» тоже легко выпадает из слова Ревут, особенно если слово произносилось, как Рёвут (звук «ё» был испокон, а буква вошла в алфавит только в конце 18-го века). Белоярцы могли произносить название реки несколько иначе, чем «сухоложцы», это нормально. А про озеро «Шит» даже и предположений нет. Озеро Шитовское входит в бассейн реки Исеть, питает ее верховья.

Теперь смотрим реку на чертеже Верхотурского города из «Чертежной книги Сибири». Все нормально. Получается, за 3 года с ней разобрались. Река Ревть, соответствующих размеров, приток – Малая Ревть. В устье – деревня Усть-Ревтинка.

Заметим, что название опять претерпело деформацию, но смысловое «рев» сохранено. Причем деформации происходили на картах, а старики-сухоложцы, жители ближних к этой реке сел, еще и 20 лет назад произносили «Рёвут».

Теперь о составе слобод, как они отражены на хорографическом чертеже. Начнем с пышминских поселений Невьянского Богоявленского монастыря. Заимка (деревня) этой обители появилась здесь около 1660 г и в 1662 г претерпела набег кочевников. В переписных и отдаточных книгах 1703 и 1704 гг. вдруг обнаружила в себе четыре населённых пункта. Это деревни Кекурская (на Пышме в устье Кунары), по реке Кунаре:   Мельнишная, Кашина, Глухово.

Очевидно, что под понятием заимка  эти поселения прятались давно. Вот и в Хорографии Ремезова мы видим деревни Кекур, Мелнишна, Глухова. Нет деревни Кашина, и это не означает, что ее не было на самом деле. Но те поселения, которые есть на карте – были точно и в натуре. Эту  аксиому автор повторять уже не будет, но её нужно помнить.

На правом берегу Пышмы, вблизи устья Кунары – дворец монастыря. По другому сказать – двор монастыря, где была сосредоточена инфраструктура заимки: дома  посельского старца и наёмных работников, амбары для зерна, собираемого в качестве оброка и др.

Ранее автор предполагал, что двор монастыря располагался в деревне Кекур. Получается – рядом с Кекуром, но отдельно. Это новое в познании монастырской заимки.

Заметим, что мы рассматриваем на чертеже деревни монастыря в известных нам границах, тех, которые сообщил старец Невьянского монастыря в 1679 г. переписчикам.  Деревни на чертеже по правому берегу Кунары (Секина, Крутой лог, Филатова, Маханова и др.) относились к Калиновской слободе.

Переходим к Новопышминской слободе. Ее столица показана на левом берегу Пышмы, в устье реки Сергуловки. Это контрольный выстрел в тех маловеров, фарисеев и книжников, которые до сих пор утверждают, что Новопышминское  было образовано по правому борту Пышмы. Нет, в правобережье это поселение перекочевало во второй половине 18-го века. Аминь.

В Хорографической книге указывались некоторые подробности местоположения слобод. Так и с Новопыщминской. На старо-славянском указано, что «ходу 7 верст». Подразумевается, что это расстояние до лежащей ниже по реке слободы – Калиновской. Версты были 1000 саженными, т.е. 2 км. Значит «7 верст» это 14 км. Так, примерно, и есть.

Другая надпись сообщает  расстояние до Верхотурья. «До Верхотурья езду 7 днищ или 50 чюмкасов». Так прочитал эту фразу я. Чюмкас – «зырянская мера длины, которая приблизительно была равна 5 русским верстам».

 Каким верстам – 500, 700 или 1000 саженным, непонятно. До Верхотурья, на самом деле, 250 км по прямой. Если исходить из этого, чюмкас = 5 км.

Смотрим, какие еще поселения на территории слободы. Границы ее мы представляем примерно, так как межевание новопышминское осуществлялось при межевании смежных слобод. Своего отвода у Новопышминской не было.

Вот некая деревня: Лапасова… Ляпасова… так это же Ряпасова!  В Чертежной книге 1700 г уже без «приколов» — Ряпасова. Все, Ряпасова, зачет! А остальным новопышминским деревням нужно еще доказать, что они из 17-го века.

Странная история у Ряпасовой. У Ремезова в  1697 и 1700 г она имеет это название. В переписях, начиная с 1705 г пишется, как Темная. В 19 веке – то Темная, то Ряпасова.

Думаю, дело в том, что между 1700 и 1705 г деревня переехала на левый «темный» (т.е. лесной) берег Пышмы. Возможно, это было связано с угрозой нападения кочевников,  для которых правобережная степная сторона реки была родной и легко доступной. Во всяком случае на ланд-карте «ведомства Екатеринбургского…» 1734-35 гг Темная по левому борту Пышмы. Во второй половине 18-го века деревня вернулась на степную сторону, но название сохранилось. Впрочем, и прозвание «Ряпасова» совсем не отлипло.

Какие еще новопышминские деревни видим мы на чертеже? Явно ничего другого и не видим. Ближе к верховьям Кунары деревня Бухвотова. Возможно, это прообраз деревни Кунарской?

Рядом с озером Куртугуз три деревни без имени. Видимо, одна из них промелькнет в переписи 1710 г под названием Ершовая. Но это – догадки.

Конфузия ожидает нас в устье речки Брусянки. Где же одноименная речке деревенька? Она ведь была до 1697 г (после переноса в 1684 г с устья Брусянки острога новой Пышминской слободы так стали именовать оставшееся там поселение). Была она и после – в переписях 1705 г, 1710 и т.д., до сего дня. Причем по численности дворов ее опережала только слободская столица.

На карте в этом месте деревня Заимка… Под таким названием появится поселение на Кунаре, между Мельничной и Кашино, но позднее. Причем, у ремезовской Заимки стоит знак «м» в кружочке, что означает принадлежность земель монастырю (или митрополиту?). Но после ликвидации здесь (в устье Брусянки) митрополичьей слободы в 1679 г эти земли отошли государству (Верхотурью). Или Тобольск с этим не смирился и продолжал маркировать земли, как митрополичьи?

Но и на чертеже 1700 г Брусянская не обозначена. На ее месте деревни Болша и Мосина. Возможно, при оформлении рабочих материалов названия были перенесены на «чистовик»с ошибками и Болша-Мосина это искаженный до предела топоним Брусяна? Вполне. На этой карте вместо Шата – Тапса, вместо Сергуловка – Северехака…

Что еще можно сказать о чертеже из Хорографической книги? Всегда обращаю внимание на юрты кочевников. Здесь они только у речки, именуемой Шейтанка. Видимо, сегодня речка называется Исток (впадает в Пышму у д. Маханова). На чертеже 1700 г юрты в верховьях Кунары – Конарски юрты.

Вот такие сведения можно почерпнуть, читая карты Ремезова.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты