Сухарев Ю.М. Власик в Асбесте
Здесь приводится (с некоторыми изменениями) фрагмент из книги Сухарев Ю.М. Трудовые лагеря и спецпоселения на территории бассейна реки Рефт:-Асбест, 2009.
20.05.52 заместителем начальника Баженовлага назначен сам генерал-лейтенант Власик Николай Сидорович, бывший начальник Главного управления охраны МГБ.
Сначала о Баженовлаге.
25 мая 1950 г. приказом МВД № 0361 на базе Главного управления асбестовой промышленности, выделенного из Министерства промышленности строительных материалов, было образовано Главное Управление лагерей асбестовой промышленности (Главасбест, ГУЛАП МВД СССР). Этим же приказом был организован единственный в главке Баженовский ИТЛ. Его управление базировалось в г.Асбесте ( почтовый адрес ИТЛ — Свердловская обл., г.Асбест, п/я 35, с 14.06.1950г. — п/я ЕД-35, телеграфный код «Комбинат»).
Получается, в Москве создается главк, в распоряжении которого находится только один лагерь. Зачем? Вот как это объясняют исследователи темы. «Поскольку ИТЛ было уже слишком много (организация еще одного ИТЛ не могла автоматически привлечь внимание высшего руководства министерства, а следовательно, нельзя было рассчитывать на использование потенциала всего МВД или хотя бы его заметной части, если возникли бы трудности при выполнении производственных заданий), для решения задач, признанных особо значимыми, вместо ИТЛ начали создавать производственные главки или управления в прямом подчинении МВД. Неважно, что подчас эти структуры были карликовыми, имевшими в ведении один малочисленный ИТЛ, — главное (в сложившейся полностью централизованной системе) было обеспечить создаваемой структуре такой иерархический уровень, который позволил бы ее руководителям обращаться напрямую к высшему руководству МВД.
С момента организации и до закрытия начальником Главасбеста МВД был горный генеральный директор 3-го ранга А.П.Митюков.[139] Звание, согласитесь, еще то. Да и начальник Митюков был еще тот.
26 декабря 1950-го министр внутренних дел СССР Круглов направил на имя Берии следующее письмо:
«В связи о переводом на работу в Красноярский край в качестве начальника Главного управления «Енисейстрой» и освобождением от обязанностей заместителя Министра внутренних дел СССР тов. Панюкова А. А., переводом на работу в Дальстрой заместителя Министра внутренних дел СССР тов. Митракова И. Л. возникла необходимость подбора заместителя Министра внутренних дел СССР — специалиста инженера-горняка, на которого можно было бы возложить наблюдение за работой таких главных управлений Министерства, как Главспеццветмет, Главслюда, Главасбест и Енисейстрой. Обсудив этот вопрос, считаем возможным рекомендовать на должность заместителя Министра внутренних дел СССР горного генерального директора 3 ранга тов. Митюкова Алексея Петровича, работающего в настоящее время в качестве начальника Главного управления лагерей асбестовой промышленности МВД.
Тов. Митюков А. П. 1903 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1926 года, по специальности горный инженер (окончил Ленинградский горный институт в 1937 году), продолжительное время работающий в системе горной промышленности, имеет большой опыт руководящей и хозяйственной работы. За время работы в системе МВД СССР с мая 1950 года в качестве начальника Главного управления лагерей асбестовой промышленности МВД СССР тов. Митюков зарекомендовал себя положительно.
Прошу Вашего согласия представить в ЦК ВКП(б) на утверждение в качестве заместителя Министра внутренних дел СССР кандидатуру тов. Митюкова А. П.».
Однако Лаврентий Павлович это предложение не принял. Курирование горной темы было поручено замминистра МВД С. С. Мамулову.[85]
Вернемся из высоких кабинетов к самому Баженовлагу. Чем занимался его контингент? Очень многим. Строительство асбестовых предприятий МВД в районе Баженовского месторождения, асбообогатительных фабрик, асбокартонной фабрики, работа в асбестовом карьере, проходка шахт, строительство Ново-механического завода, жилья, ж/д путей, автомобильных дорог, коммунально-бытовых объектов, бетонорастворного, шлакоблочного и кирпичных заводов. А также строительство Уральского завода асботехнических изделий Министерства химической промышленности, работа в хозрасчетном КБ, строительные работы на Старо-механическом заводе, строительство пивоваренного завода в г. Асбесте, геологоразведочные работы, подсобное сельское хозяйство, обслуживание кирпичного и шлакоблочного заводов. Непонятно даже чем занимались вольные жители города…
Дислокация лагерных пунктов не известна. На 26.04.1953г. их было три [67]. Из перечня объектов, опекаемых Беженовлагом, можно предположить, что в Баженово или в Белоярском, лагпункт был. Дело в том, что асбокартонная фабрика существует и поныне в селе Белоярском.
Численность лагеря составляла: 01.07.50г. — 3199 (из них 944 женщины), 01.01.51г. — 5046, 01.01.52г. — 7644, 01.04.52г. — 6802 (из них 666 женщин и 315 осужденных за контрреволюционные преступления), 01.01.53г. — 5965, 15.04.53г. — 5230.[102]
В.Н.Земсков [36] приводит развернутые данные по Баженовлагу на 1 января 1952г. Всего заключенных – 7644 чел., из них: мужчин – 6336, женщин – 1308, политических -446, уголовников -7138.
Теперь о самом охраннике Сталина…
О такой фигуре, как Николай Сидорович Власик нужно сказать особо. Современная публицистика изображает его одиозно, карикатурно.
Родился он 22 мая 1896 года в Западной Белоруссии в бедной крестьянской семье. В три года лишился родителей. Образование: церковно-приходская школа. С 13 лет начал трудовой путь: работал чернорабочим у помещика, землекопом, каменщиком, позднее – грузчиком на бумажной фабрике. В начале 1915 года был призван на военную службу, участвовал в Первой мировой войне. В армии служил младшим унтер-офицером 167 пехотного Острожского полка (03.15—03.17); взводным командиром 251 запасного пехотного полка( 03.17—11.17). .Был отмечен командирами, за храбрость в бою награжден Георгиевским крестом. В 1916-м был ранен, после госпиталя произведен в унтер-офицеры и назначен командиром взвода 25-го пехотного полка в Москве. В первые дни революции вместе со своим взводом перешел на сторону Советской власти, стал членом полкового комитета. В Красной армии — помощник командира роты 33 Рабочего Рогожско-Симоновского пехотного полка (02.18—09.19).[86]
В 1918 году в боях на Южном фронте под Царицыном был тяжело ранен. В сентябре 1919г. его направили в Особый отдел ВЧК к Дзержинскому, оттуда – в Оперативный отдел.
Служебное рвение молодого командира заметили. И в 1927 году поручили возглавить спецохрану Особого отдела ВЧК, Кремля, членов правительства и личную охрану Сталина. Власик отвечал за медицинское обслуживание руководства страны, материальное обеспечение их квартирного и дачного хозяйства, снабжение продуктами и спецпайками, строительство и ремонт служебных помещений ЦК и Кремля, организацию отдыха Сталина, его родственников и детей на загородных дачах и на юге.
Николай Сидорович обеспечивал организацию трех конференций глав участников антигитлеровской коалиции: Тегеран (28.XI – 1.XII. 1943), Ялта (4 – 11.II.1945) и Потсдам (17.VII – 2.VIII.1945). И всегда Власик был рядом со Сталиным – маскировался под фотокорреспондента.
В недоброжелателях у него числились и сам Лаврентий Павлович Берия, и министр МВД Серов. В мае 1952-го неожиданно началась глубокая проверка финансово-хозяйственной деятельности управления охраны. Все выпитое, съеденное и растранжиренное «повесили» на Власика и его заместителя Лынько. И уже с 20 мая он числится в Асбесте, заместителем начальника лагеря. Хотя формально освобожден от должности начальника ГУ охраны МГБ СССР 23.05.52г.
В течение полугода – до декабря 1952-го – он работал в Асбесте и «бомбил» Сталина письмами, в которых клялся в своей невиновности и преданности.
Не много осталось в Асбесте людей, видевших главного телохранителя вождя. Один из них — Рубцов Владимир Николаевич, известный краевед, заведующий музеем завода АТИ. Его семья жила на улице Коммуны. Это был район коттеджей. Власика поселили наискосок, по ул. Осипенко, дом 7. У его резиденции часто стояла служебная «Победа». Николай Сидорович ходил в гражданской одежде, лишь в ненастную погоду одевая офицерскую плащ-палатку во время непременных вечерних прогулок.
Владимир Николаевич вспоминает, что к Власику из Москвы привезли на лето двух близнецов, видимо его племянников, младших школьников. Те воровали у Николая Сидоровича из огромной коробки папиросы и делились ими с Володей Рубцовым, с которым были дружны. Они и сказали приятелю, что их дядя — главный охранник Сталина. А так — он ничем не выделялся из основной массы жителей «города горного льна».
Эти коттеджи сейчас снесены, в связи с расширением асбестового карьера. На месте дома, где жил Власик, построен гаражный бокс.
Генерал-лейтенант не долго проходил в замах у тогдашнего начальника — полковника Трофимова. 15.12.52 г. Власика арестовали. 16 декабря его вызвали в Москву и арестовали по «делу врачей», обвинив в том, что покрывал «вражеские действия» профессоров Егорова, Вовси и Виноградова. По другому источнику, более достоверному, он арестован 15 декабря.
Пока Николая Сидоровича «прессовали» в Лефортово, умер Сталин, расстреляли Берию. Однако сменивший Берию Серов, обещавший стереть Власика в порошок, довел дело до конца. Телохранитель Сталина находился под следствием по 01.55. На суде ему предъявили всякую мелочевку (пьянство, женщины, дружба с обвиненным в шпионаже художником Стенбергом). Обвинен по ст. 193-17 УК РСФСР (простое воинское преступление), осужден ВКВС СССР 17.01.55 на 10 лет ссылки и лишен генеральского звания и наград. Выслан в Красноярск, где находился до 1956 г. По амнистии срок ссылки был сокращен наполовину. Указом Президиума Верховного Совета СССР 15.05.1956 г., подписанным Ворошиловым, освобожден из-под стражи и от дальнейшего отбытия наказания в порядке помилования со снятием судимости; воинское звание не восстановлено. 18 июня 1967 года Н.С.Власик умер от рака легких, так и не добившись реабилитации.[128]
В 1957 году по дорожке, протоптанной опальными генералами, в Асбест прибыл сам Лазарь Моисеевич Каганович, член Политбюро ЦК ВКП(б) с 1930 по 1957 год…
Почему именно г.Асбест избирался в качестве места ссылки советских VIP-персон? Здесь находились объекты (лагеря, предприятия) союзного подчинения и управлять перемещением опальных начальников можно было непосредственно из Москвы. Город был далеко от границ, в стороне от транспортных магистралей, а сети связи того времени легко контролировались. Это обеспечивало их изоляцию. А надзор обеспечивался огромным количеством находящихся здесь работников КГБ, МВД. Ведь кроме Баженовлага в Асбесте дислоцировались крупнейший лагерь военнопленных, спецпоселение немцев-репатриантов.