Сухарев Ю.М. Детские приюты (ясли) в Екатеринбургской епархии (в т.ч. Ирбитском уезде) в годы 1-й мировой войны
Ознакомившись с сообщениями уважаемых докладчиков об истории дошкольного образования в Артемовском районе (конференция УИРО 30.09.2017 г, г. Артемовский), обратил внимание на то, что самые ранние сведения о данной сфере относятся к концу 20-х годов прошлого века.
На самом деле история дошкольных учреждений в нашем крае более протяженная.
С началом 1-й мировой войны распоряжением церковно-началия на каждом приходе были созданы Приходские Попечительные Советы помощи воинам и их семьям.
Определением Священного Синода от 8 апреля 1915 г, за № 2585 Попечительским Советам было указано проявить себя в „заботе об уходе за детьми, кои во время полевых работ останутся дома без должного призора».
Вот как писала о проблеме Екатеринбургская епархиальная газета:
«Кто живал летом в деревне, тот знаком с условиями деревенского быта в страдную пору и хорошо знает, какою обузою для семьи в это горячее время являются дети: они мешают взрослым… Родители — и те тяготятся ими и бросают их дома на произвел судьбы.
Последствия такого ненормального положения известны: огромная смертность детей и часто опустошительные пожары по вине детей…
Ныне, с призывом в ряды армии многих жителей деревни, нужда в рабочих руках скажется еще сильнее, а потому едва ли мы ошибемся, если скажем, что ныне выйдут на работу даже и те, кто несколько лет уже сидел дома. Следовательно, беспризорность детей нынешним летом еще увеличится, а вместе с нею увеличатся и печальные её последствия для деревни.
Учитывая это и желая придти на помощь оставшемуся населению деревни, особенно женщинам, на которых ляжет усиленный труд, Св. Синод призывает позаботиться о том, чтобы матери-жены наших доблестных воинов, а затем и все вообще женщины, имеющие малолетних детей, оказались свободными на время полевых работ от дневных забот о своих детях, и чтобы эти дети были окружены должным уходом -накормлены, одеты и находились под надлежащим надзором.
Осуществить все это, по мнению Св. Синода, возможно лучше всего при помощи устройства во всех селениях особых временных детских приютов или так называемых яслей». [1]
В свою очередь епископ Екатеринбургский призвал епархиальное духовенство посвятить этому святому делу свои силы и способности: «В епархии не должно быть ни одного уголка, где не было бы организовано приюта дневного для малых детей».
Прежде всего рекомендовалось решить вопрос о помещении. «Если в известном селении нет школы ни земской, ни церковной, ни пустующего помещения бывшей винной лавки, то наверное уже найдется пустующая изба, хозяева которой не живут дома, а если и этого нет, то ужели же в деревне не найдется доброй души, которая, не согласилась бы отдать свое помещение для дневного пользования под квартиру для яслей?».
Вопрос кадров предлагалось решать таким образом: «В каждой деревне, можно наметить для каждого помещения заведующую из наличных интеллигентных девушек и женщин, двух—трех или нисколько помощниц её из среды местных жительниц».
Вопрос питания: «Молоко, хлеб, яйца — это в деревне, хотя и не в изобилии, но всегда найдется, поэтому вопроса о пище быть не может, горячую же похлебку сварить большого труда не составит. Во всяком случае, без покупки пищевых продуктов, при условии доставления пищи родителями, обойтись в деревне возможно. Также возможно обойтись и без расхода на белье, одежду, отопление, приспособление помещения и т. п. Из расходов по устройству яслей мы считаем неизбежным расход иа приобретение самых необходимых и простых медикаментов — касторка, хинин, капли Боткина и пр. рублей на 5 — 10 на весь сезон». [1]
Примерно так и было сделано. Епископ Екатеринбургский лично проверял устройство яслей в уездах. «В уездах Екатеринбургском, Ирбитском, Шадринском и Камышловском. Владыка лично посетил ряд таких приютов, выслушал от о.о. благочинных и о.о. настоятелей доклады не об одном десятке яслей. Отрадно было видеть некоторых „матушек», с какою любовью относятся они к яслям, как заботятся о призреваемых детях, являясь истинными помощницами своим „батюшкам».
Чаще всего ясли размещали в зданиях церковно-приходских школ, а воспитателями служили учителя этих школ, пожертвовав своим отпуском.
В селе Покровском Ирбитского уезда ясли помещались в министерском 2-х классном училище, и заботу о детях взяли на себя, соответственно, педагоги этого училища.
«В иных приходах вопрос о яслях разрешался просто и оригинально: за невозможностью найти помещениѳ или по ограниченности своих средств или по др. каким причинам, Приходской Попечительный Совет нанимал в известной деревне какую-нибудь женщину, которой жены призванных и оставляли своих детей, уходя на полевые работы». [2]
Полного списка яслей, организованных в те годы в Ирбитском уезде, нет. Но, основываясь на обсуждении этой темы Екатеринбургскими епархиальными ведомостями за 1915-1916 годы, можно сделать вывод, что подобные приюты существовали практически на всех приходах и в большинстве деревень этих приходов.
Какие условия содержания были в яслях? Есть данные по с. Куяш Екатеринбургского уезда. Возможно, они были лучше, чем обычно.
«В приют принимаются дети не старше 8 лет, матери которых уходят на дневную работу (это обязательное условие приема детей в ясли). Дети тех матерей, которые за дальностью полей не имеют возможности рано возвращаться домой, оставляются в яслях на ночлег.
Утром детям дается чай с молоком и хлебом, а маленьким разваренные крошки (из сухарей). В 12 часов бывает обед, на который дается каша, яичница, молоко с хлебом. Вечером чай, и для остающихся на ночь ужин (каша и молоко). За детьми смотрит заведующая яслями (она тоже солдатка и при том совершенно без всяких средств) и три няньки. Все они получают жалование 30 руб. в месяц при готовом общем столе. Дети—подростки также помогают ухаживать за маленькими. При школе большой двор и порядочный сад, где дети и проводят почти весь день, играя в свои незамысловатые детские игры, под надзором заведующей и нянек. Ни ссор, ни ругани, ни драк, к чему дети так привыкли на улице, здесь нет. Почти каждую неделю детей осматривает фельдшер». [3]
Это совпадение, но вот какой случай описывает Ю.В. Иванов, бывший директор Рефтинской ГРЭС, в своей книге. Случай этот произошел в том же районе, где находится с. Куяш, но во время Великой Отечественной войны.
«Однажды нас в конце сентября или в октябре привезли в маленькую башкирскую деревню жать серпами нескошенный и уже перезревший ячмень. Мы приехали рано утром, когда на траве еще не растаяла ночная изморозь. В одной избе входная дверь была открыта настежь, и около нее прямо на замерзшей траве ползали грудные дети. Они плакали во весь голос и мяукали, как беспомощные котята. Это была дикая картина. Наши девочки – некоторые из них даже заплакали- схватили их на руки и начали отогревать. Оказалось, все население деревни вышло в поле жать ячмень, а детей, которые еще не умеют ходить, оставили в одной избе на попечении пожилой женщины. Няня скоропостижно скончалась, и дети выползли наружу». [4]
Источники:
- Новая очередная задача приходского духовенства// ЕЕВ № 16 1915 но с. 307-311
- Маленькие письма по большим вопросам// ЕЕВ 1915 г № 45 но с.773-776
- Из Куяшского прихода// ЕЕВ 1916 г № 40 но с.341-342
- Иванов Ю.В. Так было…:-Екатеринбург,2015
Фото из открытых источников в Интернете.