Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Сухарев Ю.М. К биографии протоиерея Владимира Александровича Хлынова (11. 07.1875 – 10.08.1932)

2018 год – год столетия гибели последнего Российского Императора и его семьи. Естественен интерес историков, исследователей и общества в целом к различным аспектам этой трагедии. В том числе опубликован ряд статей и книг о духовной жизни Семьи в период её заточения, о священниках, разделявших с Романовыми молитву.

Одним из таких священников  был протоиерей Владимир Александрович Хлынов, в то время — настоятель Тобольского кафедрального собора.

Часто называют последним духовником Царя протоиерея Иоанна Сторожева, настоятеля Екатерининского собора города Екатеринбурга, служившего обедницу в доме Ипатьева за  3 дня до расстрела Семьи. Но духовник есть священник, который принимает исповедь (по отношению к исповедующемуся лицу). Отец Иоанн не исповедовал Романовых. Он не имел с ними даже краткого разговора, даже здоровался молча, движением головы. Это он сам сообщал следствию осенью 1918 г[1].  Называть его духовником неправильно. Не принимал исповеди узников и второй екатеринбургский священник – о.Анатолий Меледин.

Последним духовником Царской Семьи был о. Владимир Хлынов. 9(22) марта 1918 г о. Владимир  в Тобольске, в доме Губернатора, исповедовал всю Семью и это была их последняя исповедь. П.Жильяр записал в дневнике: «В девять часов с четвертью, после вечерней службы, все исповедовались: дети, прислуга, свита и, наконец, Их Величества».[2]

Духовник должен знать и о душевных терзаниях своих чад. Романовы раскрыли ему их в беседах, о чем он в период своего заключения на Соловках рассказывал собратьям по несчастью — священникам. И следователю НКВД в 1932 г, на обвинение в попытке организации побега Императора, он показывал, в частности о беседах с Государем: «Когда мне приходилось лично беседовать с Николаем, то из разговора с ним я вынес определенное заключение, что сам Николай II был очень далек от мысли о побеге из Тобольска»[3].

Отец Хлынов был последним священником Семьи, который их исповедовал, беседовал, знал их духовное состояние…  Историк К.Г.Капков пишет: «Кажется единственным (из священников в период заключения Семьи. –Ю.С.), не вызывающим нареканий по отношению к Венценосцам был протоиерей Владимир Хлынов. Он принимал в Тобольске последнюю исповедь Государя, а в 1932 году мученически скончался в Ташкенте»[4].

Биография о. Владимира Хлынова достаточно хорошо отображена в литературе последних лет. Есть один пробел, который мне бы хотелось заполнить. Пробел этот заключается в том, что авторами не отражается (или отражается слабо) тот факт, что протоиерей  был, не просто как-то связан с Екатеринбургской епархией, – здесь его родовые корни, вся мощная корневая система.

Владимир Хлынов родился 11 июля 1875 г в Екатеринбурге и был крещен 15 июля в Екатерининском соборе. Родители «сего собора священник Александр Васильев Хлынов и законная жена его Екатерина Иванова, оба православные». Восприемники: Екатеринбургский Воинский Начальник Александр Герасимов Лысов и священника Александра Хлынова дочь девица Александра. Таинство крещения совершали священник Николай Словцов  с диаконом Константином Сельменским[5].

Отец новорожденного служил в то время в соборе священником на ставке диакона, при этом законоучительствовал в уездном училище, в 6-м начальном приходском училище,  в школе при детском убежище благотворительного общества, а также в 61-м резервном пехотном батальоне[6]. Этим, наверное, объясняется присутствие в качестве крестного отца высокого воинского начальника.

А крестнику (волей судьбы и правилами своего рода) предстояло стать церковно-священнослужителем в девятом (!) поколении. Предыдущие восемь колен уже почти 200 лет служили Господу в храмах уездов, составивших Екатеринбургскую епархию. Приведу родословную роспись по мужской линии, прямую, без ответвлений. Почти все ответвления – лица духовного звания той же епархии, плотно покрывавшие ее пространство.

 

1.Хлын (Чусовитин) Степан Игнатьев [7] (*ок.1605(?) + не ранее 1682). В1645/46 г  — «Невьянские волости пашенный крестьянин»[8]. В 1659, 1682 гг – крестьянин Краснопольской (самой) слободы[9].

 

  1. Хлынов Терентий Степанов (* ок. 1656 +не ранее 1682). Родился в Краснопольской слободе. В 1670 – крестьянин Краснопольской (самой) слободы[10]. В 1680 г — дьячок в Краснопольской слободе[11]. В 1682 г учтен Крестоприводной книгой, как оброчный крестьянин той же слободы (вероятно, ошибочно)[12].
  2. Хлынов Михаил Терентьев (*ок.1672[13] +не ранее 1710). Родился в Краснопольской слободе. В 1703[14], 1710 записан, как пономарь церкви Краснопольской слободы[15].
    4. Хлынов Иван Михайлов (*ок. 1697 +после 1752). Родился в Краснопольской слободе. В документах 1717, 1748, 1751, 1752 гг числится пономарем при церкви Краснопольской слободы[16].
    5. Хлынов Никита Иванов[17] (*ок.1732 +1783). Родился в Краснопольской слободе. В …1748-1758г.г. служил дьячком при Ильинской ц. Краснопольской слоб. 30 нояб. 1758г рукоположен во священника – к ц. Краснопольской слоб. В 1782г. служил там же.
    6. Хлынов Симеон Никитин [18](* ок.1751 +не ранее 1801). Родился в Краснопольской слободе. В 1769 -1772 г записан дьячком Ильинской ц. Краснопольской слободы. В документах 1782 -1801 гг — Тобольской епархии, Пермского наместничества, Екатеринбургской области, Алапаевского уезда, Аятской слободы Пресвятой и Живоначальной Троицы приходской двуприходной церкви он 1-й священник.       7.Хлынов Афонасий Симонов[19] (*ок.1771 + не ранее 1837). Определен в 1791 г к Троицкой церкви Аятской слободы дьячком и состоял в ней. В 1817 году выбыл Верхотурского уезда в Мурзинскую слободу к Сретенской церкви дьячком же. В 1837 г числился заштатным дьячком той же церкви.                                                                                                    8. Хлынов Василий Афанасьев (*ок.1808 +после 1835). Родился в Аятской слободе. Не позже 1828 г выбыл в Мугайское село Верхотурского уезда дьячком к местной церкви[20].

Состоял дьячком этой церкви по состоянию на 1835 г[21]. Представлял из себя « почти теперь уже исчезнувший тип старинного дьячка-певца, всецело проникнутого сознанием всей важности своего несложного служения и одушевленного глубокой любовью к церковному      богослужению»[22].                                                                                                       9. Хлынов Александр Васильевич[23] (*1835 +23 09.1907). Родился в селе Мугайском Верхотурского уезда. Окончил духовное училище (очевидно, Екатеринбургское) и Пермскую духовную семинарию в 1860 г по 2 разряду. С 1860 по 1863 с служил священником в Мугайском селе Верхотурского уезда, в заводе Ирбитском (1863-1873 г.г.), затем в г. Екатеринбурге при Екатерининском соборе (1873-1884 г.г.), и, наконец, в селе Замараевском (1884-1906 г.г.). Пробыл в священническом сане 46 лет и удостоился, кроме обычных священнических наград, наперсного креста и ордена св. Анны 3 степени. «Вся жизнь этого ревностного труженика на ниве Христовой представляет из себя продолжительный и многоплодный путь напряженного труда на пользу церкви и постоянной борьбы за торжество её высоких начал», сообщалось в некрологе.

            До 9 лет Володя Хлынов проживал в Екатеринбурге с родителями. В 1884 г семья переезжает в с. Замараевское Шадринского уезда, где отцу Александру предоставлено место настоятеля, ранее занимаемое знаменитым математиком  о. Первушиным Иоанном Михеевичем. К слову сказать, погруженный в логарифмы математик довел приход «до ручки», и о. А.Хлынову пришлось поднимать его из руин.[24]

Владимир едва ли успел насладиться сельской вольницей. В 1885 году он уже первоклассник Далматовского духовного училища. «Бурса», вообще, серьезное испытание для «поповичей». Некоторые (например, отец Дмитрия Мамина-Сибиряка) вспоминали о духовном училище с ужасом. К концу 19 века духовная школа реформировалась, но жизнь там все равно была «не сахар» (казенщина, «неуставные отношения» между учениками). Кстати сказать, пару лет он обучался в одном классе с Константином Алексеевым, в будущем – иереем, убитом в 1918 г и ныне прославленным в лике  новомученика.

Во время учебы в духовном училище постигло Владимира и серьезное испытание. В 1888 году заведение перевели из Далматово в Камышлов. Четвертый класс он заканчивает по тупиковому 3-му разряду – без права поступления в семинарию. Конечно, это опечалило отца, не видевшего для сына иного пути, кроме как – через семинарию во священство.

Владимиру Хлынову пришлось пройти повторный курс обучения в последнем классе и уже в 1890 г он поступает в Пермскую семинарию. Но после 1-го курса ему назначена переэкзаменовка по греческому и латинскому.

Неизвестно, как он справился с «хвостами», но следующий год Владимир уже в стенах Тобольской семинарии Он переводится в нее и оканчивает  по высшему 1-му разряду в 1897 г.[25]

Со скрипом начав ученичество, он заканчивает его с помпой: в 1901 г Казанской духовной академией ему присваивается степень кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Кстати, с ним на одном курсе в КазДА обучался иеромонах Владимир (Путята), до пострига – человек, близкий ко Двору, а  впоследствии – одиозный епископ.

Так, собственно, и оказался Владимир Хлынов в пределах Тобольских. До 1905 г Владимир Александрович преподает предметы в Тобольском духовном училище, затем получает место законоучителя Тюменского реального училища. В том же году он рукоположен во иерея и определен настоятелем к Александро-Невской церкви реального училища. До 1917 г служил добросовестно, имел поощрения, под духовным следствием не состоял. Имел пятерых детей (один сын, остальные дочери).

Февральский переворот принял без восторга. Тюменская газета «Ермак» в номере от 7 марта 1917 г сообщала, что о. Хлынов «отличился свой проповедью, произнесенной в защиту старого режима и павшего монархизма». Это был редкий случай, потому он и попал в газету. Газета менторским тоном указала, что, де, каким будет на Руси правление – решит народ, а не отец Хлынов.[26]

Тем не менее, на позициях о. Владимира в епархии этот скандал не отразился. Он был избран на I Всероссийский съезд духовенства и мирян, проходивший в июне 1917 г в Москве[27].

На Тобольском епархиальном небосклоне звезда священника Хлынова зажглась полным светом в июле 1917 г. Зажег ее владыка Гермоген, сменивший в марте «распутинского» архиепископа Варнаву. Исследователь К.Капков нашел в архивах телеграмму о. Владимира (из Тюмени, от 3.07.1917 г) епископу о выполнении некого поручения. Вот ее текст: « Икона, мощи находятся при мне. Передать их кому-нибудь не решаюсь. Восьмого июля прибуду в Тобольск узнать о себе Вашего Преосвященства. Священник Хлынов»[28]. О какой иконе и мощах идет речь не понятно.

И уже 5 июля о. Хлынов назначен настоятелем Тобольского кафедрального собора. Владыке Гермогену пришлось для этого задвинуть двух «варнавинских» назначенцев-священников, ранее служивших в соборе, в дальние углы епархии. 16 июля  о. Владимир был возведен в сан протоиерея[29].

5(18) января 1918 г он первый раз служил в доме Губернатора, сменив провинившегося о. Алексея Васильева (велевшего диакону пропеть многолетие Царской фамилии по полному чину на Рождество).

Домовой храм в доме губернатора, май 1918 г. В алтаре, предположительно, о. В.Хлынов

Надо сказать, что отец В.Хлынов связи с Екатеринбургской епархией не терял. Здесь до 1907 года жил его отец. О. Владимир присутствовал на его похоронах 26 сентября 1907 г[30]. Здесь оставались мать и сестры, многочисленные родственники.

Осенью 1931 г, освободившись из обдорской ссылки, о. В.Хлынов останавливается в Свердловске. Там где он родился. И эта была его последняя встреча с городом своего детства. 1-го февраля 1932 г о. Владимира  арестовывают здесь же, в Свердловске, по сфабрикованному делу епископа Синеокова-Андриевского. 1-м пунктом обвинительного заключения было утверждение, что Хлынов В.А. являлся связником между царем Николаем и епископом Гермогеном, готовившим «побег Николая заграницу».

о. В.Хлынов, 1932 г.

 14 мая того же года ему объявлен срок заключения – 5 лет. 10 августа 1932 г он умер в Средне-Азиатском ИТЛ, г. Ташкент[31].

Заканчиваю статью словами К.Г.Капкова о протоиерее Владимире Хлынове: «Именно в его лице Церковь явила последнее на Земле сакральное соединение с Помазанником Божьим»[32]. Эти слова о нашем земляке.

Примечания: 1.Статья была представлена на XVII Уральской родоведческой  научно-практической конференции   Екатеринбург,23–24 ноября 2018 г.

  1. При подготовке статьи использовалась база данных Валерия Богомолова по Екатеринбургской епархии.

[1]Гибель Царской семьи. Материалы следствия  по делу об убийстве Царской семьи (Август 1918 — февраль 1920) //Составитель Николай Росс:- Роssеѵ-Ѵегlаg, V. G оrасhек КG , 1987. Документ№60.

[2] Жильяр П. Император Николай II и его семья. Петергоф, сентябрь 1915 —Екатеринбург, май 1918 г. Вена, 1921. С 197.

[3] Капков К.Г. Последний духовник Императора Николая II и его Семьи: тобольский протоиерей Владимир Хлынов. По архивным документам:- М. Тобольск, 2018. С.88

[4] Капков К.Г. Царский выбор: Духовный мир Императора Николая II и его Семьи. Последние священники при Царе. Вольная жертва. К 100-летию великомученического подвига Царственных страстотерпцев. Село Белянка; М.; Ташкент; Вятка: «Летопись», «Буквица», 2016. Сс. 540-541

[5] ГАСО Ф.6 оп.9.д.767. л.58. -Метрическая книга Екатерининского собора за 1875 г.

[6] Б.С. Священник Хлынов Александр Васильевич (Некролог)// ЕЕВ за 1908 год, т.2, с. 434-440, от 1 июля №25

[7]Сведения Коновалова Ю.В. (Старатель) и Колесова А.В. (АК-63) на форуме http://rodgersforum.borda.ru/?1-29-0-00000098-000-0-0, дата обращения 20.09.2018 г

[8] Крестоприводная книга Верхотурского уезда 1645-1646 г. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 194. Л. 45 об.

[9] Перепись Верхотурского уезда 1659 г. РГАДА. Ф.1111. Оп.4. Д.40. л.218; Крестоприводные книги Арамашевской, Краснопольской, Аятской, Чусовской и Сулемской слобод Верхотурского уезда 1682 года. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 748. Л.84.

[10] Сведения Коновалова Ю.В. (Старатель) и Колесова А.В. (АК-63) на форуме http://rodgersforum.borda.ru/?1-29-0-00000098-000-0-0, дата обращения 20.09.2018 г.

[11] Переписная книга Верхотурского уезда 1680 года. Составлена Львом Мироновичем Поскочиным. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.697 Л.859.

[12] Крестоприводные книги Арамашевской, Краснопольской, Аятской, Чусовской и Сулемской слобод Верхотурского уезда 1682 года. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 748. Л.84.

[13] Сведения Коновалова Ю.В. (Старатель) и Колесова А.В. (АК-63) на форуме http://rodgersforum.borda.ru/?1-29-0-00000098-000-0-0, дата обращения 20.09.2018 г.

[14]  Там же.

[15] 1710 год: Переписная книга Верхотурского уезда. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539. Л.488

[16] Ведомости священно- и церковнослужителей Невьянского Демидовского заказа за 1748 и 1751 годы (1756 год). Гос. архив в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 2226. Лл.3,10 об.; Сведения Коновалова Ю.В. (Старатель) и Колесова А.В. (АК-63) на форуме http://rodgersforum.borda.ru/?1-29-0-00000098-000-0-0, дата обращения 20.09.2018 г.

[17]  Ведомости священно- и церковнослужителей Невьянского Демидовского заказа за 1748 и 1751 годы (1756 год). Гос. архив в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 2226. Лл.3,10 об.; Сведения Коновалова Ю.В. (Старатель) и Колесова А.В. (АК-63) на форуме http://rodgersforum.borda.ru/?1-29-0-00000098-000-0-0, дата обращения 20.09.2018 г.; ГАСО ф.24 оп.1 д.2293 лл. л.405об, 635об,684об,768,1249об  – Дело о взимании штрафов с разночинцев за небытие у исповеди и св. Причастия 1776-1777 г.г.;  ГАПК ф.111 оп.1 д.2981 л.56, – Ревизская сказка служителей церкви Верхотурского уезда, 1795 год.

[18] Ведомости священно- и церковнослужителей Невьянского Демидовского заказа за 1748 и 1751 годы (1756 год). Гос. архив в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 2226. Л.10 об.; ГАСО ф.24 оп.1 д.2293 лл.405об, 635об, 684об, 768, 1249об  – Дело о взимании штрафов с разночинцев за небытие у исповеди и св. Причастия 1776-1777 г.г.;  ГАПК ф.111 оп.1 д.2981 л.64, – Ревизская сказка служителей церкви Верхотурского уезда, 1795 год; ГАСО ф.6 оп.3 д.2 л.355об, – МК церквей г. Верхотурья и Верхотурского уезда за 1801 год.

[19] ГАПК ф.111 оп.1 д.2981 л.64, – Ревизская сказка служителей церкви Верхотурского уезда, 1795 год; ГАПК ф.111 оп.1 д. 2418 л.241об., – Ревизская сказка г. Екатеринбурга и уезда о священно-и церковнослужителях за 1833 год; ГАСО ф.6 оп.3 д.21 л.89об, – МК церквей Верхотурского уезда за 1820 год; ГАСО Ф6 ОП.1 Д.77 Л. 201 — МК Троицкой церкви Аятской слободы 1837 г.

[20] ГАПК ф.111 оп.1 д. 2418 л.241об – Ревизская сказка г. Екатеринбурга и уезда о священно-и церковнослужителях за 1833 год.

[21] ГАПК Ф.37.Оп.3.Д.207 л.197  1828 г  МК Мугайского села ВТУ Пророка-Ильинской ц.

[22] Б.С. Священник Хлынов Александр Васильевич (Некролог)// Екатеринбургские епархиальные ведомости  (ЕЕВ) за 1908 год, т.2, с. 434-440, от 1 июля №25.

[23] Б.С. Священник Хлынов Александр Васильевич (Некролог)// ЕЕВ за 1908 год, т.2, с. 434-440, от 1 июля №25; Пермские епархиальные ведомости (ПЕВ) за 1873 год, т.1, с.119, от 21 февраля № 8; ПЕВ за 1884 год, с.652, от 28 ноября № 48; ЕЕВ за 1897 год, с.296, от 1 июня №11; ЕЕВ за 1906 год, т.2, с.499, от 1 декабря №23; ЕЕВ за 1907 год, т.1, с.308, от 22 июня №24.

[24] Б.С. Священник Хлынов Александр Васильевич (Некролог)// ЕЕВ за 1908 год, т.2, с. 434-440, от 1 июля №25.

[25] ЕЕВ 1886. № 23-24 оф.отд. С.501; ЕЕВ 1889. № 29 оф. отд.; ЕЕВ 1888. № 30 оф. отд.C.695; ЕЕВ 1890 № 26 оф. отд. С 605; ЕЕВ 1891. № 28-29 оф. отд.; ТЕВ. 1897.№ 15. оф. отд.

[26] Капков К.Г. Царский выбор…  С. 344.

[27] О постановлениях Всероссийского съезда православного духовенства и мирян//ТЕВ. 1917. № 25. Оф. отд.

[27] Капков К.Г. Указ. соч. С. 345.

[28] Капков К.Г. Царский выбор… С. 345.

[29] ТЕВ. 1917.  № 28, отд. оф

[30]Б.С. Священник Хлынов Александр Васильевич (Некролог)// Екатеринбургские епархиальные ведомости  (ЕЕВ) за 1908 год, т.2, с. 434-440, от 1 июля №25.

[31]Капков К.Г. Последний духовник Императора Николая II…. С.97.

[32] Там же, с.104.

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты