Сухарев Ю.М. К биографии священника сел Антоновского и Бичур Михаила Боркова
Биография священника Михаила Иоанновича Боркова исследовалась действительным членом УИРО Бархатовой Н.А. Результатом этой работы были доклады на форумах и статьи в различных изданиях. Несколько страниц посвящено о. Михаилу в ее книге «Память Бичурской земли» (Рефтинский, 2016). Стараниями Нины Алексеевны, над заброшенной могилой батюшки установлен крест.
Напомним известные факты жизни священника. После окончания курса Пермской духовной семинарии, в 1886 г он определен псаломщиком к вновь построенной церкви села Шогрыш Ирбитского уезда[1].
В 1888 г он рукоположен и назначен священником ко вновь открытой церкви в с. Бичур[2].
В 1893 г священники Бичурского села Борков Михаил и Антоновского села Соболев Иоанн перемещены один на место другого[3].
Колокольня, оставшаяся от храма с. Антоновское
В 1902 г, после смерти о. Соболева, о. Михаил возвращен в Бичурский приход из Антоновского и прослужил в церкви села до самого ее закрытия в 1935 году[4].
Умер батюшка Михаил в 1943 г здесь же в селе Бичур, в возрасте 80-ти лет, последние годы скитаясь по чужим дворам Христа ради[5].
Фундамент храма с. Бичур, 2017 г
Долгое время не удавалось установить происхождение священника Боркова. Собственно, ответом на этот вопрос и является данная статья.
Было ясно, что о. Михаил выходец из семьи духовного звания. Об этом говорит его обучение в духовном училище: в 70-е годы 19-го века «бурса» была уделом детей церковносвященнослужителей (исключения крайне редки). Но в адрес-календарях Пермской епархии конца позапрошлого века Иоанна Боркова нет.
Зато нашлись Иваны Борковы в Справочной книге всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии. И нашлось сразу два, что усложнило поиск.
Среди выпускников семинарии 1852 года «Иван Борков 1-й (М.), свящ. Гробовского с., +1869 г)» и «Иван Борков 2-й (Сем.) +»[6].
Борков Иоанн Симеонович найден в книге «Материалы к Русскому некрополю»: «(—1866.12.26) диакон Свято-Троицкой ц. [Похоронен] в ограде Свято-Троицкой ц. Юго-Кнауфского з-да Осинск.у. [Пермской губернии][7]».
Ни клировых ведомостей, ни метрических книг по этой церкви за интересуемый период в ГАПК нет. То есть определить состав семьи рано ушедшего диакона нет возможности.
Однако, факт обучения Михаила Боркова в Екатеринбургском духовном училище говорит о том, что родитель Михаила как-то связан с Екатеринбургским уездом (или Верхотурским) – оттуда принимались в ЕДУ дети духовенства.
Да, но село Гробовское то, где служил Иван Борков 1-й, в Екатеринбургском уезде. Смотрим этот вариант и находим Ведомость о Пророко-Илиинской церкви Гробовского села за 1866 г[8].
У священника Иоанна Матфеева Боркова единственный сын Михаил 3-х лет. Поскольку клировые ведомости заполнялись в конце отчетного года или начале следующего, значит Михаил родился в 1863 или начале 1864 г. Пока метрические книги за эти годы не просмотрены, но другие факты семьи Борковых ограничат зону поиска.
5 января 1865 у священника Иоанна Матфеева Боркова родилась дочь Мария[9]. Следовательно, родиться Михаил мог, самое позднее, в начале 1864 г, более вероятно – в 1863 г.
В Справочной книжке за 1915 г возраст о. Михаила Боркова указан 49 лет (вроде как, г.р. 1866). Нужно учитывать то, что сведения для издания собирались в 1914 г, а использовались для этого, скорей всего, клировые ведомости 1913 г. Это частично объясняет ошибку. Возраст – та категория, с которой особо не заморачивались (о чем знают все, кто занимался родословием).
В 1866 г у Михаила появляется брат. 12 января родился и 12-го крещен сын Петр, священника Боркова Иоанна Матфеева и его жены Ларисы Димитриевой. Восприемники: крестьянин Е.К. Копистов и Оханского уезда, Вознесенского села заштатного диакона Боркова Матфия жена Евдокия Доримедонтова[10].
Получается, что при крещении присутствовала мать о. Иоанна. Жив был в тот год и отец Матфей. Нет сомнения, что заштатный диакон Борков Матфей – отец Иоанна Матфеева.
Прожил Петр только 9 дней. «21 января умер, 23-го погребен священника Боркова Иоанна сын Петр 9 дней, от слабости»[11].
Мать помочь дитю в его слабости не могла. «14 января умерла, 16-го погребена священника Боркова Иоанна Матфиева жена Лариса Димитриева 30 лет, от родов»[12].
Прибавим к этому, что дочь Мария до 1866 года тоже не дожила и попробуем представить тоску о. Иоанна, оставшегося вдвоем с сыном. Лучше не пробовать…
Что сообщают нам клировые ведомости 1866 г об о. Иоанне?
«Священник Иоанн Матфеев Борков 37 лет. Пономарский сын.
По окончании курса в Пермской духовной семинарии, 1852 г. июля 15 дня уволен с аттестатом 2 разряда.
1853 г. сентября 8 дня Преосвященным Ионою, епископом Екатеринбургским, рукоположен во диакона Красноуфимского уезда, Верхне-Сергинского завода, к Спасо-Преображенской церкви.
1861 г. декабря 24 дня Высокопреосвященнейшим Неофитом, архиепископом Пермским и Верхотурским, рукоположен во священника Екатеринбургского уезда, Гробовского села, к Пророко-Илиинской церкви.
С поступления своего на настоящее место проходит должность наставника в Гробовском приходском училище.
Грамоты и указы имеет.
В год говорил 3 проповеди по назначению и 4 по произволу.
Поведения очень хорошего.
Ни с кем не в родстве.
Судим и штрафован не был, под следствием или судом не состоял и не состоит.
Вдов.
В семействе у него: сын его Михаил, 3 лет[13]».
В 1868 г он представлен к награждению набедренником «за добрую и честную жизнь и усердное служение»[14].
Его добрая честная жизнь закончилась через несколько месяцев, Умер священник Борков Иван в 1869 году[15].
Родился он около 1829 г. Его отец Матфей Логинов Борков на момент рождения сына Ивана служил, получается, пономарем (и пока мы не знаем где). Затем диаконом на приходах Оханского уезда Пермской епархии. Служащим в дьяконском достоинстве он зафиксирован в метрических книгах Сретенской церкви с. Очерского начиная с августа 1834 г.
Кроме Иоанна, известно о нескольких детях о. Матфея и матушки Евдокии Доримедонтовны.
Иаков Матфеев родился 22.10.1834 г (крещен 22.10). Место крещения: Оханский уезд села Очерского Сретенская церковь (во владении Госпожи Графини Строгановой). Восприемниками были села Дальнодубровского Георгиевской церкви дьячек Михаил Покровский, восприемницей того же села священника Евтихия Фролова жена Анастасия Иванова (?)[16].
Вероятно, была какая-то связь семьи Борковых с с. Дальнедубровским.
Боркова Марфа Матфеева родилась 01.09.1836 г тоже в с. Очерском[17].
Борков Стефан Матфеев появился на свет 24.03.1840 г там же[18].
Был ещё Александр Матвеев Борков, дьякон Добрянского завода. Родился он около 1832 г. Вот что известно о нем из клировой ведомости.
«Добрянский завод
Рождество-Богородицкая церковь
1862 г.
Запрещённый диакон Александр Матфеев Борков, 30 лет, диаконский сын, обучался в высшем отделении Пермской Духовной Семинарии, по исключении из оной в 1852 году; по указу Пермской Духовной Консистории от 28 июня того же года за № 4737 исправлял Дьяческую должность при Нытвинской Спасской церкви и 14 сентября того же года посвящен в стихарь и определен дьячком к той же Спасской церкви; 1859 года марта 29 дня Высокопреосвященнейшим Неофитом рукоположен во диакона к означенной выше церкви Нытвинского завода, с оставлением на дьяческой вакансии; 1861 года июля 6 дня указом из Пермской Духовной Консистории за № 5485, запрещен в священно-служении и определен для исправления пономарской должности к сей церкви.
Грамоты дьяческую и диаконскую и указы имеет.
Читает и поёт исправно, катехизис, св. историю и скрижаль знает с понятием.
Поведения хорошего.
В семействе у него: жена Анна Павлова, дьяческая дочь, 24 лет.
Сын их: Александр, 5 лет.
Зять дьячку Ефиму Калачникову.
По указу Пермской Духовной Консистории от 6 июля 1861 года за 3 5485, за небрежностью по должности отрешен от места, занимаемого при Спасской церкви Нытвинского завода и определен на праздное место к сей церкви, с запрещением в священнослужении, пока не заслужит одобрительной рекомендации о исправности своей по должности и поведению[19]».
Отошел к Господу диакон Александр Борков в возрасте 34 года 3 февраля 1867 г в Добрянском заводе скоропостижно от грудной болезни и похоронен на приходском кладбище[20]. Последние пару лет запрещение было с о. Александра снято и он служил полноценным дьяконом.
В этот же год, 07.05.1867 г умер его сын Иоанн в возрасте 2,5 лет от горячки и похоронен в с. Дальнедубровском Оханского уезда.[21] Здесь мать Иоанна, Боркова Анна Павлова, после смерти мужа служила просфорней и числилась вдовой при Дальне-Дубровской Георгиевской церкви Оханского уезда, упоминается там в 1884-1894 гг.
Дальнедубровское – родное село Анны Павловны. Здесь она родилась 02.12.1838 г в семье пономаря Калачникова Павла Петровича и его жены Александры Алексиевны, здесь была крещена[22]. Здесь же 27 января 1857 г она обвенчалась с Александром Борковым, тогда еще дьячком церкви Нытвинского завода[23].
Пожалуй, иерей Иоанн Матфеевич и диакон Александр Марфеевич – те из детей диакона Матфея Боркова, кто выбрал судьбу священнослужителя. Оба умерли очень рано. Об Иакове и Стефане ничего не известно.
Но судьба, жестокая к роду Борковых, не лишила его продолжения. Два потомка Матфея Логиновича стали священниками. Это Михаил Иоаннович, о котором идет речь. И Александр Александрович, сын дьякона Александра Матфеевича.
Александр Александров Борков родился 2 апреля 1858 в Нытвинском заводе[24]. Был первым ребенком в семье. И, похоже, единственным выжившим. В 8 лет остался без отца. Окончил ПДУ и 4 класса Пермской ДС. Учеба давалась ему тяжело и в 1877 г на 5 курс семинарии не пустила академическая задолженность по психологии и обзору философских учений[25].
До 1885 г мы его теряем из вида и застаем уже дьяконом Ирбитской Сретенской церкви[26]. В октябре следующего года он переведен в село Ключевское, Ирбитского уезда [27], а в 1894 г рукоположен во священника к Введенской церкви Красносельской женской общин[28].
В 1896 г о. Александр Борков награжден архипастырским благословением[29]. В сентябре 1897 года, согласно прошения, перемещен в село Ольховское Шадринского уезда[30].
Ольховский храм один из лучших в благочинии. ко дню Пасхи 1907 г священник Борков Александр награждается скуфьей[31].
Здесь он служит, как минимум, до 1917 г[32]. В 1920 г, как сообщает источник, «Екатеринбургская ЧК приговорила к длительному заключению в “концентрационном лагере» о. Александра. Эта информация из книги В. Русака «История Российской Церкви». Автор указывает 4-х священников, в т.ч. и о. Боркова, попавших в лапы ЧК. Из них только имя священника с. Кочневское, Камышловского у., о. Димитрия Горных (приговор — 5 лет концлагеря) фигурирует среди жертв репрессий в книге протоиерея Лавринова «Екатеринбургская епархия». В.Русак приводит и обвинения иереям, но не указывая, кому они предъявлены персонально: «1) За то, что один из них, чтобы “сорвать всеуральский субботник,” на этот же день назначил приходское собрание. 2) За отказ отпевать убитых белыми красноармейцев. 3) За то, что “чересчур усердно старался отвоевать у исполкома… церковный дом.” 4) За то, что “травил” в проповедях коммунистов и советскую власть за ее зверское отношение к Церкви»[33].
Дальнейшая судьба о. Александра Боркова не известна.
В родственниках о. Иоанна Боркова мы пытаемся разобраться, чтобы ответить на вопрос: кто воспитывал Михаила после смерти отца? Осиротел он в 6 лет, в 1869 г. В Екатеринбургское же духовное училище же поступил в 1875 году.
Пока ответа на этот вопрос нет. Его опекуны должны были получать пособие от Епархиального попечительства о бедных духовного звания, на него, как полного сироту. Но в списках попечительства его имени-фамилии нет.
Дальнейшая история его жизни, до окончания семинарии, пунктиром здесь уже обозначена. Прибавим только детали. В ЕДУ Михаил учился ровно, но не блестяще. В 1879 г, в выпускном 4 классе, он по собственному желанию остается на второй год обучения, чтобы подтянуться и получить перевод в семинарию (очевидно с первого захода это не получилось).
Нужно также прибавить к биографии о. Михаила Боркова известные данные о его жизни после 1935 г (когда церковь в Бичуре была закрыта). Точно можно сказать, что служил он в Николаевской церкви с. Шогрыш.
Закрыта она была в 1938 г. Документом, это подтверждающим, является прошение о. Михаила к митрополиту Сергию (будущему патриарху). Дело в том, что к 1938 году церковное управление екатеринбургской епархией было совершенно разрушено (архиереев на кафедре не было) и за назначением на приход священники вынуждены были обращаться в Московскую Патриархию.
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему
Сергию, Митрополиту Московскому и
Коломенскому.
Бывшего священника Николаевской церкви
села Шогрыш Егоршинского района
Свердловской области Михаила Иоаннова
Боркова
Покорнейшее прошение
В селе Леневском, Режевского района, Свердловской области уже полтора года нет священника[34] и церковь не закрыта. Прихожане пригласили меня быть у них священником и я изъявил согласие. Режевской РИК не регистрирует меня, так как у меня нет назначения от Вашего Высокопреосвящен- (обор.) ства, поэтому прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, благословите меня на служение в церкви Трех Святителей в селе Леневском, Режевского района, Свердловской области и благоволите послать назначение на бытие мне священником в вышеозначенной церкви.
По следующему адресу: г. Свердловск, Ивановское кладбище, левый подвал, церковному Совету, для Боркова Михоила Иоанновича.
1938 год. Октября 18 дня.
Священник Михаил Иоаннов Борков
На 1 листе штамп « Москоская Патриархия вх. № 812 27 X 1938 г»
Резолюция карандашом: Назначается. (подпись) МСергий
Ниже другим почерком: Справка № 780
Вот эта справка.
Штамп:
Московская патриархия
ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ
27 октября 1938 г
№ 789
МОСКВА
СПРАВКА
Настоящая дана священнику БОРКОВУ Михаилу Ивановичу в том, что он назначается штатным священником к церкви Трех-Святителей села Леневского, Режевского района, Свердловской области.
Состоит в общении с Московской Патриархией и в священнослужении не запрещен.
Патриарший Местоблюститель Сергий Московский
Печать круглая
Управляющий делами московской Патриархии Протод. Р. …незаров
Но дело этим не закончилось.
Его Высокоблагословению,
о. Благочинному Режевского района, протоиерею
Ивано-Предтеченской церкви
Архангельскому Николаю Александровичу
Заштатного священника
Николаевской церкви села Шогрыш
Егоршинского района
Заявление
В виду того, что я неправильно сообщил название церкви в селе Леневском, а именно «Трехсвятительской», что было и помечено в указе Блаженней- (обор.) шаго Митрополита Сергия, а нужно было пометить Кресто-Воздвиженской.
На основании этого Режевской РИК в регистрации мне отказал.
В виду выше изложенного прошу Ваше Высокоблагословение ходатайствовать перед Блаженнейшим Митрополитом Сергием через Вас нового указа о назначении меня к Кресто-Воздвиженской церкви села Ле (обор.) невского Режевского района Свердловской области. 14 июля 1939 г Священник Борков Михаил Иоаннов.
Штамп: Московская патриархия
Вх.№ 436
20/VII- 1939 г
Вверху листа напечатано: свящ. Борков Мих. Иванович
Карандашом: Свердл.
Его Блаженству, Патриаршему Местоблюстителю Сергию Митрополиту Московскому
Исп. Дол. Благочиннаго Режевского района Свердловской области, протоиерея Режевской нагорной Иоанно-Предтеченской церкви
(почт. отд. Режевское, Свердловской области, ул. 1-я Краснологовская,дом.№ 21)
Архангельскаго Николая Александровича
Рапорт
Прилагая при сем справку свя (дальнейшего текста нет)[35]
Однако, эта переписка результата не достигла. Согласно книги протоиерея Лавринова «Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы», церковь в селе Леневском юридически не закрывалась, но службы в ней не проводились с 1937 г «из-за отсутствия священника».
Статья представлена в форме доклада на II региональной научно – практической конференции «Мой край – Моя Россия!», с. Лебедкино Артемовского района Свердловской обл.,27.03.2018 г.
[1] ЕЕВ за 1886 год, т.1, с.474, от 26 июля №22
[2] ЕЕВ за 1888 год, с.878, от 1 октября №38
[3] ЕЕВ за 1893 год, с.1040, от 16 октября №42
[4] ЕЕВ за 1902 год, т.1, с.50, от 1 февраля №3
[5] Бархатова Н.А. Память Бичурской земли:- Рефтинский, 2016
[6] Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии//Издание священника Иоанна Шестакова:- Пермь, Типография Н-ко Каменского,1900
[7] Мат-лы к Русск.некрополю. В.1. СПб.,2003
[8] ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 600. Клировые ведомости 3 округа Екатеринбургского уезда. Л. 34 об. — 35.
[9] ГАСО Ф 6 оп.1. д.21.
[10] ГАСО ф.6 оп.1 д.230. л.2об;
[11] ГАСО ф.6 оп.1 д.230. л.27об;
[12] ГАСО ф.6 оп.1 д.230 л.27об;
[13] ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 600. Клировые ведомости 3 округа Екатеринбургского уезда. Л. 34 об. — 35.
[14] ПЕВ за 1868 год, с.525, от 25 декабря №52
[15] Адрес-календарь за 1885 год, с.195
[16] ГАСО Ф.37 Оп.2 Д.11 л. 81
[17] ГАПК Ф.37.Оп.2.Д.64 — Метрическая книга Васильевская церковь, уезд Оханский, вол. Больше-Сосновская, с. Больше-Сосновское.
[18] ГАПК Ф.37.Оп.2.Д.80 — Метрическая книга Сретенская церковь, Оханский уезд, с. Очерское
[19] ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 49. Л. 69 об.-71.
[20] ГАПК Ф.37. Оп.1. Д.340 л.100
[21] ГАПК Ф.37.Оп.2.Д.144 — Метрическая книга Георгиевская церковь, Оханский уезд, с. Дальне-Дубровское.
[22] ГАПК Ф.37.Оп.2.Д.70 — Метрическая книга Георгиевская церковь, Оханский уезд, с. Дальнодубровское
[23] ГАПК Ф.37. Оп.1 д.282
[24] ГАПК Ф.37. Оп.2. Д.207
[25] Пермские епархиальные ведомости. 1877. № 30 с.369
[26] Адрес-Календарь НЕ за 1885 г., с.120
[27]Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ) за 1886 год, т.2, с.812, от 18 октября №36-37
[28] ГАСО ф.698 оп.1 д.346 с.144; – летопись.
[29] ЕЕВ за 1896 год, т.1, с.120, от 3-10 февраля №5-6
[30] ГАСО ф.698 оп.1 д.346 с.144; – летопись
[31] ЕЕВ за 1907 год, т.1, с.205, от 8 апреля №14.
[32] Календарь-справочник на 1917 год, издание Шадринского земства. с.72-73.
[33] Русак В. История Российской Церкви//Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. Издание второе, исправленное и дополненное, 2002 год. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-rossijskoj-tserkvi/
[34] В 1937 году был арестован участник восстания 1918 г в Невьянске, в тот момент священник села Леневка Режевского района, отец Иоанн Рыболовлев. По обвинению в контрреволюционной пропаганде и дискредитации советской власти он был приговорен определением специальной коллегии Верховного Суда РСФСР от 13 августа 1937 года к семи годам тюремного заключения, которые должен был отбывать в свердловской тюрьме. (с.115; Кручинин А.М. Невьянский набат: Народное восстание на Среднем Урале в июне 1918 г. Серия «Очерки истории Урала», вып.60. –Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010).
[35] Документы из фондов ЕДС.