Сухарев Ю.М. К биографии священника сел Антоновского и Бичур Ирбитского уезда Иоанна Соболева (1837-1902)
Имя священника Иоанна Васильевича Соболева крепко связано с историей Антоновской волости. Достаточно сказать, что постройка Свято-Троицкого храма в Антоново и Модестовского в Бичуре – его прямая заслуга.
Иван Соболев родился около 1837 года (в клировых ведомостях за 1838 г. он показан годовалым)[1]. Расскажем о его родителях, сестрах и брате.
1
Отец – диакон Соболев Василий Степанович (Стефанович), ок. 1807 г.р., сын дьячка Тульской епархии. Из учеников среднего отделения Тульской духовной семинарии. По увольнению из семинарии 17 июля 1833 г определен на причетническое место к Покровской церкви с. Волчьей Дубравы Чернского уезда Тульской епархии, до приискания места диакона.
По переводу принят в Пермскую епархию и определен к градо-Пермскому Петропавловскому собору на место причетника 5 апреля 1835 г. 8 мая 1835 г рукоположен во диакона к Крестовоздвиженской церкви с. Сылвинского Кунгурского уезда[2], где прослужил до смерти. В 1840 г был поручителем (по невесте) при венчании Стефановского села Предтечевской церкви пономаря Василия Михайлова Будрина и Бизярского завода Христорождественской церкви священника Евфимия Посохина дочери девицы Мариамны[3]. Очевидно, что Посохиным он был человеком не чужим. А с Будриными позже Соболевы сроднились. Умер Василий Стефанович до 1857 г.
Есть сведения и об его старшем брате, одновременно с ним переселившимся с Пермскую епархию. Соболев Георгий Степанович (Стефанович), диакон, (ок. 1792 г.р.), сын пономаря. Вышел из второго класса Епифанского приходского духовного училища Тульской епархии. Произведен в пономаря к Тихвинской церкви с. Бучалки Епифанского уезда 25 марта 1811 г. Принят в Пермскую епархию в 1835 г. Произведен во диакона к церкви с. Тазовского Кунгурского уезда Пермской епархии 9 апреля 1835 г. Жена Екатерина Трофимовна (ок. 1792 г.р.). Известны дети: Никанор Покровский (ок. 1819 г.р.), обучался в ПДС; Анна (ок. 1822 г.р.); Иоанн Милованов (ок. 1823 г.р.), обучался в ПДУ; Александра (ок. 1825 г.р.); Капитон (ок. 1828 г.р.), обучался в ПДУ; Агрипина (ок. 1831 г.р.).[4]
Заметим, что сыновьям о. Георгия Соболева поменяли фамилию во время учебы. Известен и другой случай. В конце 19 века в Екатеринбургской епархии на многих приходах служили диаконы Василий Ильич и Михаил Ильич Соболевы. Они сыновья дьячка Черновской Свято-Троицкой церкви Пермской епархии Ильи Алексеева Кобелева[5]. В какой момент поменялась фамилия непонятно.
Матерью Ивана Соболева была Параскева Матвеевна Попова, (ок. 1808 г.р.), дочь дьячка Спасо-Преображенской церкви с. Сылвинского Кунгурского уезда. Они из «сылвинских» Поповых. Отец изобретателя радио – священник Стефан Петрович Попов (27.07.1827-20.02.1897) был ей в родстве. Его дед, Семен (Симеон) Петрович Попов, священник Крестовоздвиженской церкви села Сылвинско-Крестовоздвиженского, был родным братом деда Параскевы Матвеевны — Николая Петровича Попова, пономаря той же церкви.
Сылвинское село
Общим предком этих ветвей был Петр Ананьев Попов ( в 1782-87 гг — священник Крестовоздвиженской церкви с Сылвинского), — прапрадед священника Иоанна Васильева Соболева и изобретателя радио Александра Стефанова Попова.[6]
Кроме Ивана, в семье сылвинских Соболевых были другие дети: Глафира (ок. 1836 г.р.)[7]; Александра (ок. 1846 г.р.), Дмитрий (ок. 1840 г.р.), Анфиса[8].
Глафира вышла замуж за Пономарев Андрея Ефимова, который служил диаконом, позже священником в Юговском заводе. В 1860 г у них родился сын Михаил[9]. Были и другие дети. В 1868 г Глафира в восприемниках при рождении сына Михаила же у сестры Анфисы[10].
Александра в 1865 г обвенчалась с псаломщиком Градо-Пермского Кафедрального Собора Александром Ивановым Кетовым[11]. Дальнейших сведений нет, нет Кетова и в известных списках пермского духовенства последних десятилетий 19 века.
Больше известно о семье Анфисы. В замужестве она Ляпустина. Ее муж Николай Алексеевич Ляпустин. Родился он в с. Воденяковском Шадр.у. ок. 1845 г., сын священника. Обучался в Пермской семинарии, из коей уволен по прошению и с 1866 г определен в Пермскую Рождество-Богородицкую церковь причетником. С конца октября 1866 – пономарь при той же церкви. Со второй половины 1868 – диакон при Градо-Чердынской Преображенской церкви.
Дальше его служба пошла под уклон, что, разумеется, сказалось на семье. С 5.11.1870 г – запрещенный диакон, переведен псаломщиком к церкви Цидвинского с. Чердынского уезда. С апреля 1872 г – диакон при Градо-Чердынском Воскресенском соборе. С января 1881г по 1885 г – диакон при Петропавловской церкви с. Космодемьянского Соликамского уезда. В начале 1885 г – запрещенный диакон, с августа 1885 – и.д. псаломщика там же.[12]
В 1890 г находился под судом и арестом[13]. Анфиса с 1888 г добывала скудное пропитание исполнением должности просфорни[14]. В 1908 – просвирня с. Лобановского Перм. губ.
Детей у них, впрочем, родилось много. Кроме Михаила 1868 г.р., о котором больше ничего сказать не можем, были и другие. Димитрий (1870 — 30.06(03.07)1912 Пермь, 43 л..,от чахотки) (Успенское кладбище)[15], потомственный почетный гражданин; Мария (30.06.(02.07.)1872 г. Чердынь (Воскресенский собор) — ?) Муж: Сапожников Илия Николаев (?-?) — вятский мещанин, в 1897 – запасной рядовой из мещан г. Вятки[16]; Александра (16(18).02.1874 г. Чердынь (Воскресенский собор) — ?)[17]; Николай (01(02).04.1876 г. Чердынь (Воскресенский собор) — ?), [18] псаломщик; Елизавета (14(17).04.1886 с. Космодемьянское Солик. у[19] — ?), в 1908 г — учительница Верх-Култымского земского училища Пермской губ.
Судьба Дмитрия, младшего брата о. Иоанна Соболева, более печальна. Из Пермской семинарии он уволен в июле 1858 г, в возрасте 18 лет. Значит, прошел не весь курс, а лишь класса три. Определен 25 июля того же года и.д. псаломщика к градо-Пермскому Кафедральному собору. 19 октября того же года — посвящен в стихарь . 14 июля 1859 года переведён к Троицкой церкви г. Перми на пономарскую должность.[20]
К 1861 г он уже женат. Его избранница – Анна Павлова Будрина, дочь дьячка церкви Кунгурского уезда Тазовского села Павла Иванова Будрина. В октябре 1861 г у них рождается сын Петр[21]. В июне 1862 г сын Петр 8 месяцев умирает «от поносу»[22].
1862 г. 22 октября этого года Дмитрий рукоположен во диакона к Пермской Гимназической Пансионерской Благовещенской церкви. В августе в семье появилась дочь Ольга.
В августе 1863 г семья в Курашимском заводе, видимо, проводят отпуск. Здесь служил священником о. Иоанн Соболев. 2-го августа умирает «градо-Пермской Гимназической Благовещенской церкви диакона Дмитрия Васильева Соболева дочь Ольга. 12 месяцев. От поносу»[23]. Отпевает ее о. Иоанн Соболев.
В июле 1864 г у о. Дмитрия рождается сын Константин. Через полторы недели он умирает от того же поноса.[24]
В ноябре 1865 г крестят новорожденную Марию Соболеву[25]. Кстати сказать, общество старается поддержать молодого диакона, в восприемниках младенцев при крещениях Соболевых именитые люди: директор гимназии Грацинский, жена генерал-майора Анна Васильева де-Сент-Лоар. Не помогает. В апреле 1866 г Мария умирает 6 месяцев. «От поноса и рвоты»[26]…
В 1867г рождается дочь Надежда. Возможно, имя младенца отразило чаяние семьи – надежду на жизнь младенца. Смена места службы и жительства давала этой надежде шанс. Диакон Пермской Гимназической Пансионерской Благовещенской церкви Соболев Димитрий Васильев 30 августа 1868 года переведён к Невьянского села Ирбитского уезда Богородицкой церкви[27].
К слову сказать, за два месяца до того в Невьянском умер от дизентерии Высокопреосвященнейший Неофит, архиепископ Пермский и Верхотурский. Правда, заразу он подхватил где-то под Камышловом, откуда направлялся в Верхотурье.
По клировой ведомости 1869 г в семье диакона Дмитрия Соболева жена Анна Павлова 25 лет; дочери: София 1 месяц, Надежда 2 года[28]. Жива Надежда и родилась София! Забегая вперед – София будет жить и дальше.
В 1872 г о. Дмитрий принимал участие в освящении в селе обновленного придельного храма во имя свт Николая и часовни во имя священномученика Неофита, в память о почившем в Невьянском селе 5 июля 1868 года архиепископе Неофите.[29]
Осенью 1873 г диакон Ирбитского уезда, Невьянского села Соболев Димитрий произведен в сан священника к ц.с. Мостовского, Екатеринбургского уезда[30]. Пермские епархиальные ведомости сообщили об этом 24 октября.
А 28 октября того же года священник Соболев Дмитрий умер[31]…
В 1874 г назначено епархиальное пособие умершего священника Соболева Димитрия дочерям Софии 5 лет, Надежде 4 лет, по малолетству и значительному семейству и бедности их деда псаломщика Будрина – 18 р. в год[32].
Неизвестно, что стало с их матерью, Анной Павловной, но в документах попечительства фигурирует только отец Анны, псаломщик Павел Будрин. В 1881 г Пермское епархиальное попечительство, слушав прошение псаломщика Павла Будрина, определило: принять на средства попечительства в училище при Кунгурском женском монастыре — Екатеринбургского уезда Мостовского села умершего священника Дмитрия Соболева дочь Надежду 11 лет, обучавшуюся в Тазовском народном училище[33]. Дальнейшая судьба детей о. Дмитрия нам неведома.
Как видим, «сылвинские» Соболевы, будучи выходцами из другой епархии, за полвека вполне встроились в родовое сословное сообщество пермско-екатеринбургского духовенства.
2
Двигался по обычной для детей духовенства того времени стезе и Соболев Иван Васильевич. В 1860 году, в возрасте 22 лет, он оканчивает полный курс Пермской духовной семинарии по 2-му разряду. Как правило, выпускники семинарии в течении первого после выпуска года венчались и их рукополагали во иерея с назначением на приход. У некоторых с женитьбой дело затягивалось, и они год-два служили псаломщиками. Жениться можно было только на девице – или о священстве следовало забыть. В том числе и по этой причине большинство кандидатов во иереи выбирали невест из семей духовенства – их поведение контролировалось епархией.
Избранницей Ивана Соболева стала Елена Алексеевна. Какую фамилию она носила до замужества – точно сказать не можем, есть только предположения. Но по нашим данным она была 1845 года рождения, значит, венчаться могла не раньше 1861 г (достижение совершеннолетия).
Получается, рукоположение Иоанна Соболева состоялось в 1861-62 гг. С июня 1863 г Иоанн Соболев служит священником в Курашимском заводе[34]. Это поселение в 50 верстах южнее Перми, где с 18-го века работал медеплавильный завод. Завод этот за убыточностью закрылся как раз накануне приезда туда священника Соболева – в 1862 г. То есть окормлять ему довелось глубоко депрессивную территорию. К тому же с большим процентом старообрядцев.
Курашим
Служба его в Курашиме началась со скорби. В июне 1863 г 12 числа умерла, а 14 числа отпета «означенной церкви священника Иоанна Васильева Cоболева дочь Федора 4 мес. от поносу, [похоронена] на приходском [кладбище]»[35]. А в августе пришлось отпевать и дочь брата Дмитрия (об этом говорилось выше).
Здесь в Курашиме о. Иоанн Соболев служил до 1865 года, а в конце его был переведен в Суксунский завод, став в истории заводской Вознесенской церкви десятым по счету священником.
Суксун, ц.Вознесения, нач 20 в.
Вот что можно прочитать об этой церкви. «Главный Вознесенский храм был потрясающе большим, вместительным и красивым. Он привлекал своей архитектурой и внутренним убранством. Главной его гордостью являлись высокая колокольня и звонница, где были устроены колокола, вес которых достигал до 100 и переходил за 200 пудов. Отливали их суксунские мастера — Трофимовы, Ерофеевы, Калинины. Для звонкости колоколов мастера использовали свои секреты: прибавляли к колокольной меди цинк, сурьму либо серебро…. Старики говорили, что голос колокола был слышен даже в Красноуфимске и Кунгуре! »[36].
Суксун, 1860 г
Суксунский железо-плавильный завод в то время работал, хоть и не так продуктивно, как при Демидовых. Экономическое благополучие территории и положение служащего здесь духовенства сильно связаны. Что, впрочем, не гарантирует благополучия семейного: в семье Иоанна Соболева мы не знаем детей, родившихся в Курашиме и Суксуне. Верней всего они умирали в младенчестве…
В 1868 г в Ирбитский уезд перемещается диакон Дмитрий Соболев. А уже в конце следующего 1869-го священник Красноуфимского уезда Суксунского завода Соболев Иоанн переведён на священническое место к церкви Антоновского села Ирбитского уезда[37].
На его месте остался служить священник Андрей Яковлев Попов – однокурсник о. Иоанна по ПДС и не только. Иерей Иоанн Васильев Соболев был восприемником сына Андрея Попова Александра при его крещении 28.01.1869 г[38].
Антоновское село расположено на правом берегу реки Бобровки. Старая книга сообщает, что «местность, окружающая село, возвышенная, покрытая хвойным лесом и потому благоприятная для здоровья». Возможно, этот вывод и стал определяющим для Соболевых при выборе места служения.
Основное занятие населения – земледелие. Почва в основном суглинистая и глинистая; реже чернозем. «Рожь сеется до последних чисел августа, а яровые с 1 мая до половины оного. Пашни уноваживаются скотским назьмом в месяце июне и по первому зимнему пути. В смочные годы больший урожай бывает, нежели в засушливые. Скота пущают в зиму всякого роду от 5 до 10 зажиточные, а средние от 2 до 3; дворовых птиц также все содержат, кроме индейских кур»[39].
Кроме неплохих условий для землепашества-скотоводства, прибавляло достатку антоновцам и местоположение села: у дороги из Режевского завода в Ирбит. Ирбит это ярмарка российского масштаба. Проезжий и в церковь зайдет, и в лавку. Подкову лошади в местной кузнице поменяет, а то и тележное колесо у плотника. И оставит здесь свою «копеечку».
Приход церкви села Антоновского в 1870 г включал в себя, кроме села, население деревень Неустроевой, Лебедкиной, Бичур, Кострома (в 5-12 верстах от храма). По данным Сергея Аристарховича Удинцева, население Антоновской волости в 1889 г составляло 3736 чел[40], что примерно в 2 раза больше цифры, приводимой в епархиальных адрес-календарях того времени (видимо, епархия учитывала только мужской пол).
«Жалование на церковь — 204 рубля, руга по 25 копеек с души, платят неисправно. Земли пахотной 30 десятин и сенокосной 5 десятин; дом 1»[41] — вот материальное обеспечение антоновского духовенства.
Что представляла из себя церковь села Антоновского в 1870 г, когда настоятельство над ней принял о. И.Соболев? Главным храмом считался каменный во имя Св. Прокопия, Устюжскаго Чудотворца, освященный в 1822 г. В 1830 – 1831 г.г. под колокольней этого храма была устроена придельная Богоявленская церковь. По данным же Адрес-календарей Екатеринбургской епархии за 1885 и 1887 гг Богоявленская церковь построена в 1841 г. Оба храма были маловместительны, а то, что их два – проблемы не решало, так как единственный священник не мог служить одновременно в обеих.
Очевидно, что первые годы службы о. Иоанн Соболев погружался в проблему, искал пути ее решения, согласовывал проект переустройства с сельским обществом и епархией. Искал средства на строительство: огромные деньги должен найти и собрать приход. Строительство храма всегда было подвигом – и тогда, и сейчас. И о. Иоанн был таким подвижником.
В 1875 году Прокопиевский храм был разобран, а в следующем 1876 году (20 марта) на его месте заложен новый каменный храм. Строительство продолжалась 13 лет. Конечно, главная нагрузка ложилась на плечи настоятеля.
Каких это стоило денег можно судить по этому документу. «Разрешено в Прокопиевской церкви Антоновского села Ирбитского уезда устроить 2 иконостаса и киоты, с написанными в них 55 икон, … написать в переднем окне икону Христа Спасителя через иконостасных дел мастера екатеринбургского купца Кожевникова Петра за 8500 рублей – 20 сентября 1884 г»[42]. Сумма, уплаченная за иконостас, равнялась доходу церкви за 20 лет.
Основатель иконостасной мастерской Пётр Осипович Кожевников хорошо владел иконописным искусством. Когда в Екатеринбург на открытие Урало-Сибирской выставки в 1887 году прибыл Великий князь Михаил Николаевич и отцы города были озабочены подысканием достойного подарка, Пётр Осипович изготовил и вручил ему «икону своей работы Архистратиг Михаил», о чём вслед за событием сообщила «Екатеринбургская неделя». Хозяин мастерской придавал большое значение рисунку: и сам, и оба его сына — Иван и Александр — хорошо рисовали и грамотно чертили детали проектируемых иконостасов. На выставке (1887) Пётр и Александр Кожевниковы удостоились награды за изящество рисунков и чертежей в иконостасном деле и в резьбе по дереву. Петр Осипович умер в 1888 году, оставив мастерскую жене, а управление производством — сыновьям.[43]
«Храм… окончен постройкою в 1889 году и освящен во имя Живоначальныя Троицы. Свято-Троицкий храм имеет два боковых придела: с правой стороны во имя св. Прокопия, Устюжскаго Чудотворца, а с левой – во имя преп. Антония, Леохновскаго Чудотворца; последний сооружен в память чудеснаго спасения Императора Александра III и Его Августейшей Семьи при крушении поезда 17 Октября 1888 года»[44].
Каким прекрасным получился храм села Антоновского, можно увидеть на фотографии 1900 г. И селу Антоновскому, и священнику Соболеву было чем гордиться!
Антоновское, 1900 г
Надо сказать, что наградами о. Иоанн был не избалован. В 1877 году он удостоен благословения Священного Синода[45]. До 1882 г награжден набедренником[46]. Это, пожалуй, все.
Еще не окончено строительство храма в волостной столице, а уже ведется подготовка к постройке церкви в деревне Бичур. Согласно архива Екатеринбургской духовной консистории в 1885 году уже существует сборная книга, отражающая собранные на богоугодное дело средства. 24 августа 1885 года по приговору прихожан Антоновской церкви выдана сборная книга на постройку церкви в дер. Бачурской Антоновской волости на имя крестьянина Антонова. А 5 сентября 1886 года консистория слушала вопрос о выдаче сборной книги дер. Бичур на имя Порфирия Малыгина.[47]
Естественно, и строительство храма в селе Бичур было заботой священника Иоанна Васильевича Соболева. И эта нагрузка была на его плечах. Храм был построен к концу 1888 г.
«Приходский храм деревянный, однопрестольный, построен иждивением прихожан и усердием доброхотных дателей и освящен 18 Декабря 1888 года во имя Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимскаго. Иконостас в храме трехставный, ветхий, купленный за 75 рублей в Аромашевском селе Верхотурскаго уезда. Домов церковных 2. Есть церковно-приходская школа (смешанная), сущ. с 1885 года; она помещается в собственном здании»[48].
Бичур, 1940-е гг
Последняя фраза из приведенной цитаты выводит нас на тему народного образования в Антоновской волости. И здесь заслуги о. Иоанна несомненны.
Вот что писал С.А.Удинцев в 1892 г. «Довольно заметную роль в развитии школьного дела играет инициатива отдельных лиц из сельских жителей, что видно например на Антоновской волости, где из 5 селений в 4-х имеются школы (1 нормальное училище, 1 параллельное отделение и 2 школки (школы грамотности. -Ю.С.); в открытии этих школ (кроме нормального училища) не малое значение имело влияние священника»[49].
Благодаря влиянию о. Иоанна школьное образование в Антоновской волости в 1870-80-е гг заметно улучшилось. В 1883/84 г в Антоновском даже вели занятия со взрослыми – проведено 100 уроков с 6 учащимися[50].
В 1889 г обучалось детей в Антоновском земском одноклассном училище – 49 (35 мальч., 14 дев.), в Неустроевском параллельном отделении училища – 32 (23 мальч., 9 дев.), в Лебедкинской школе грамотности – 35 (31 мальч., 4 дев.), в Бичурской школе грамотности – 29 (23 мальч., 6 дев.). По доле обучающихся от общего количества жителей Антоновская волость занимала второе место среди 12 западных волостей Ирбитского уезда.
Неплохой была в Антоновском и библиотека, главным образом направленная на учеников: 59 томов фундаментальных изданий, 201 том ученических изданий, 609 томов ученических пособий (данные за сентябрь 1887 г)[51].
Священник Соболев, кроме влияния на общество в школьном деле, являлся законоучителем и в училищах, и в «школках». До 1888 г он был единственным священником в волости. А школы грамотности (позднее – церковно-приходские) полностью находились на содержании и попечении местной церкви.
Церковные службы, требы, настоятельство над действующей и строительство двух новых церквей, духовное окормление прихода, попечение о двух отдаленных от Антоновского школах, законоучительство в 4-х школах – вот неполный перечень обязанностей о. Иоанна . Только в 1888 г назначен священник в новую церковь села Бичур – Михаил Борков. Он снял с плеч о. Соболева часть «груза».
Осенью 1893 года перемещены священники: Бичурского села Борков Михаил и Антоновского села Соболев Иоанн – один на место другого[52]. Возможно причиной такого перемещения стала накопившаяся усталость от непомерного продолжительного труда, либо болезни. Все-таки приход в Бичуре был более спокойным. Второе селение прихода (д. Кострома) всего в 3-х км. Одна школа, прямо в селе.
Однако тихой размеренной жизни не получилось. 3 июля 1895 года умирает его жена – матушка Елена Алексеевна в возрасте 50 лет от рака. Погребена в ограде Модестовской церкви[53].
Летом 1899 г сгорел дом и имущество Соболевых. Епархиальное попечительство выделило пособие от 19 июля 1899 года: «погорельцу священнику Соболеву Иоанну – 300 р»[54].
Такие утраты не сломили батюшку. В епархиальном отчете о состоянии школ сообщается: «Заведующий и законоучитель ц.школы священник Соболев И. отличился наибольшей ревностью и успешностью в ведении школьного дела и преподавания Закона Божьего в 1900-1901 учебном году»[55].
Впрочем, Иоанну Васильевичу не довелось прочитать в епархиальной газете похвальные строки о себе. Он умер 10 января 1902 г в возрасте 63 лет «от болезни сердца и печени». Исповедовал и причащал священник Михаил Борков. [56].
Священик Иоанн Соболев был отпет и погребен у алтаря Модестовской церкви пятью священниками:
— Петром Ипполитовым Пономаревым из села Костинского;
— Николаем Грамолиным из с. Осинцевского;
— Михаилом Ивановичем Борковым с диаконом Анатолием Поповым из с. Антоновского;
— Александром Богородицким с диаконом Алексеем Федоровским из с. Скородумовского;
— Иоанном Стефановским с псаломщиком Григорием Будриным из с.Зайковского.[57]
Временем и недобрыми людьми надгробья священника и его супруги стерты с лица земли. Стерто из памяти жителей района и имя о. Иоанна Васильевича Соболева, столь много сделавшего для Антоновской волости – и в церковном строительстве, и в просвещении…
3
Некоторые сведения о двух дочерях о Иоанна.
Анна Иоанновна вышла замуж 29 июля 1898 года в возрасте 17 лет за псаломщика Модестовской церкви с. Бичур Григория Евлампиевича Будрина, которому было 19 лет[58] .
Псаломщик Будрин Григорий Евлампиев, 24 лет, родился 19 января 1879 года в селе Невьянском, Ирбитского уезда, сын псаломщика. Окончил курс в Камышловском духовном училище – 12 июня 1895 года. Согласно прошения определен к церкви села Бичурского, Ирбитского уезда и.д. псаломщика – 15 марта 1896 года. Утвержден в должности – 15 мая 1898 года. Посвящен в стихарь епископом Христофором – 11 июня 1898 года. 21 декабря 1900 года являлся в г. Ирбите к исполнению воинской повинности, но был освобожден от неё, как занимающий штатную должность православного псаломщика. По распоряжению Епархиального Начальства был перемещен к церкви Кунгурского села, Екатеринбургского уезда — 4 июня 1903 года. В сем 1903 году состоял под следствием о нетрезвости. В семье: жена Анна Иоаннова 22 лет, родилась 28 марта 1881 года в селе Антоновском Ирб.у. Дети их: Будрин Николай 3 лет, родился 24 ноября 1900 года; Будрина Рахиль 1 месяца, родилась 12 ноября 1902 года.. (Клировые вдомости Ек.у. за 1903 года)[59].
В 1907 г псаломщик церкви села Кунгурского, Ек.у. Будрин Григорий перемещен к церкви Быньговского завода, Ек.у.[60]. Дальнейший след Григория Будрина и его семьи теряется. На Быньговском заводе ставка псаломщика в 1909 г вакантна.
Дочь Зоя Иоанновна вышла замуж 30 октября 1900 года в возрасте 20 лет «за сына умершего псаломщика Акслипподота Алексеевича Арефьева», которому исполнилось 22 года. Он проживал в селе Еланском Тобольской губернии, куда и уехали молодые. Дальнейшая их судьба в глубинах Тобольской губернии. Среди духовенства Тобольской епархии нач. 20 века Акслипподота Арефьева нет.
Автор не случайно назвал статью «К биографии…», а не «Биография…». На сегодняшний день жизнеописание священника Иоанна Васильева Соболева не полно. Есть «белые пятна».
1.Неизвестно место его служения с 1860 г (окончание ПДС) до июня 1863 г (Курашимский завод);
2. Происхождение его жены Елены Алесеевны (ок. 1845 г.р., ум. 1895 г., с. Бичур от рака);
3. Дети — известны Зоя и Анна. Возможно, были еще.
Нет и фотографии этого достойного человека. Тех, кто имеет дополнительные сведения об о. И.Соболеве – прошу сообщить через Форум Уральской Генеалогии, где в разделе «Духовенство» есть тема, посвященная Соболевым.
Благодарю за представленную информацию участников Форума уральской генеалогии: Красноперову Н.В., Рябухо Л.В., Медведеву Н.А., Любовь Л и др. При написании использовалась база данных Валерия Богомолова.
[1] ГАПК. Ф.198. Оп.1. Д. 207. Л. 60;
[2] Там же;
[3] ГАПК Ф.37.Оп.3.Д.6. Л.17 1840 г. Зап.№ 13. Бизярского завода Осинского уезда Христорождественской церкви Бракосочетание 25 августа Стефановского села Предтечевской церкви пономарь Василий Михайлов Будрин, православного вероисповедания, первым браком, 18 л. Бизярского завода Христорождественской церкви священника Евфимия Посохина дочь девица Мариамна, православного вероисповедания, первым браком, 16 л. Венчал Стефановского села Предтеческой церкви благочинный священник Евфимий Неаполитанский, Сылвенского села Крестовоздвиженской церкви диакон Василей Соболев и Бикбардинского завода дьячок Алексий Яковкин. По женихе: Стефановского села Предтеческой церкви дьячок Алексндр Космин Хлопин, Пермской семинарии ученик богословия Павел Михайлов Будрин, Бымовского г. Демидовых завода служитель Иван Егоров Суковский. По невесте: Кунгурского уезда Сылвенского села Крестовоздвиженской церкви диакон Василий Стефанов Соболев, ученик семинарии среднего отделения Василей Григорьев и Бизярского завода пономарь Прокопий Посохин;
[4] ГАПК. Ф. 198. Оп.1. Д. 207. Л.100 об.- 101;
[5] Указ Его Императорского величества, Самодержца Всероссийского, при переписке Духовной Консистории, Архивариусу оной Стефану Попову. Вследствие прошения поваренного мастерового Петра Иванова Соловьева о выправке метрического свидетельства о рождении и крещении Диакона градо-Екатеринбургской вознесенской церкви Василия Соболева, но по справке на консистории запросы события крещения означенного Диакона Соболева за 1829,1830 и 1831 годы не оказалось, почему и было произведено формальное следствие о родопроисхождении Диакона Соболева и оказалось, что действительно Соболев есть родной сын умершего дьячка Черновской Свято-Троицкой церкви Ильи Алексеева Кобелева. А потому Пермская Духовная Консистория предписывает Вам записать событие рождения Диакона Соболева от дьячка Кобелева за 1830 год при Чернавской Свято-Троицкой церкви (л.165) с таковым присовокуплением, что Диакон Василий Соболев, а не Кобелев. Августа 18 дня 1842 года. Член Консистории Протоиерей А.Будрин И.д. Секретаря Удинцев ГАПК Ф.37. Оп. 2. Д. 43б Лл.164-164 об.;
[6] Могильников В.А., Красноперова Н.В., Кондаков М.С. Родословие русского ученого и изобретателя А.С.Попова сс.143 -184// Генеалогический вестник. Выпуск 54 СПб., 2017;
[7] ГАПК. Ф.198. Оп.1. Д. 207. Л. 60;
[8] По сведениям из метрических книг, где они прходят как восприемники;
[9] ГАПК Ф.719. Оп.1. Д..340 Л..92 1860 г. №243.Ноябрь 4/7 Михаил. Местный священник Юговского Христорождественского собора Андрей Евфимьев Пономарев, и законная жена его Глафира Васильева (урожд. Соболева-Ю.С.), оба православного вероисповедания. Восприемники: Инженер Подполковник Максим Иванов Стрижев и местного священника того же собора Алексия Михайлова Бирюкова жена Екатерина Михайлова. Священник Иоанн Пономарев с диаконом Никандром Порошиным и пономарем Иоанном Богоявленским;
[10] ГАПК Ф.37. Оп.6. Д.311 Л..141 1868 г. Май 22/24 Михаил Сей церкви пономарь Николай Алексеев Ляпустин и жена его Анфиса Васильева. Восприемники: Гимназической церкви диакон Дмитрий Васильев Соболев и Юговского казенного завода Священника Андрея Пономарева жена Глафира Васильева.
Таинство совершали протоиерей Андрей Будрин с диаконом Николаем Будриным и пономарем Алексеем Будриным;
[11] ГАПК Ф.37. Оп.6. Д.305 Л..325 Пермь г., Свято-Троицкая (Слудская) церковь, метрическая книга за 1865 г. Часть вторая. О бракосочетавшихся 1865 г. май 28.Жених: Исправляющий должность Псаломщика Градо Пермского Кафедрального Собора Александр Иванов Кетов, православного вероисповедования первым браком. 20 л.
Невеста: Дочь умершего Диакона Кунгурского уезда Силвинского села Василия Соболева девица Александра, вероисповедования православного, первым браком. 19 л. Священник Петр Черепанов с диаконом Михаилом Арефьевым
Поручители по жениху: Пермского Кафедрального собора Псаломщик Михаил Александров Арефьев и ученик Семинарии Петр Яковлев Пономарев. По невесте: Градо-Пермской Благовещенской церкви Диакон Дмитрий Васильев Соболев и Диакон Рождество Богородицкой церкви Николай Павлов Будрин;
[12] Сведения собраны и предоставлены действ. чл. УИРО Л.В.Рябухо;
[13] В метриках Воденяковской ц. (ГАШ) есть письмо (арестанское) от судебного следователя Перм. окр. суда г. Перми от 9.08.1890 — просят справку о рождении Ляпустина Ник. Алексеева, «которому сейчас 45 лет». Сообщила Л.В.Рябухо;
[14] Письмо благочинного протоирея П. Черепанова причту и старосте Петропавловского собора об определении в собор на «праздное просфорническое место» Анфисы Ляпустиной 04.04.1888 ГАПО. Ф.191. Оп.10. Д.170. Л.42;
[15] ГАПК Ф. 37 Оп. 6 Д..1046 Лл. 295об., 296;
[16] ГАПК Ф. 719 Оп.11 Д.96 зап. № 20;Там же, Д.88,Лл.242,243, зап.№20;
[17] ГАПК Ф. 719 Оп.11 Д.96, Лл. 355,356 зап. № 16 за 1874;
[18] ГАПК 719Ф. Оп..11, Д.96(?)(88), Лл. 498,499, зап.№ 7 за 1876;
[19] .ГАПО Ф.37 Оп.2 Д.529, Лл.193об.,194,зап. №52;
[20] ГАСО ф.6 оп.22 д.10 Л..234об;
[21] Пермь г., Свято-Троицкая (Слудская) церковь, метрическая книга за 1861 г. ГАПК Ф.37. Оп.1. Д.500 Л.268;
[22] Пермь г., Свято-Троицкая (Слудская) церковь, метрическая книга за 1862 г. ГАПК Ф.37. Оп.6. Д.301 Л.274;
[23] Метрические книги Предтеченской церкви Курашимского завода, церквей сел Краснослудского и Слудского Пермского уезда. ГАПК Ф. 37. Оп. 1. Д. 326 Л..232;
[24] Пермь г., Свято-Троицкая (Слудская) церковь, метрическая книга за 1864 г. ГАПК Ф.37. Оп.6. Д.303 Л.270; там же, Л.348;
[25] Пермь г., Свято-Троицкая (Слудская) церковь, метрическая книга за 1865 г. ГАПК Ф.37. Оп.6. Д.305Л..300;
[26] Пермь г., Свято-Троицкая (Слудская) церковь, метрическая книга за 1866 г. Часть третья Об умерших ГАПК Ф.37. Оп.6. Д.307Л.413;
[27] ГАСО Ф.6 Оп.22 Д.10 Л..234об;
[28] Там же;
[29] ПЕВ за 1872 год, т.2, Н.О., с.426-427, от 8 ноября №45;
[30] ПЕВ за 1873 год, т.2, с.516, от 24 октября №43;
[31] Адрес-календарь ПЕ за 1885 год, с.201;
[32] ПЕВ за 1874 год, т.2, с.384, от 4 сентября №36;
[33] ПЕВ. №39. 30 сентября 1881 г. С.485;
[34] ГАПК Ф.37. Оп.1. Д.326 Л.191;
[35] Курашимский (Курашим) завод, Иоанно-Предтеченская церковь МК за 1863 г Ф.37. Оп.1. Д.326 Л.226;
[36] Токарева Н. Заводские: записки краеведа. — С.-Петербург: Издательство «Маматов», 2013;
[37] ПЕВ за 1870 год, т. 1, с. 31, от 14 января № 2;
[38] ГАСО Ф.754 Оп.1 Д.27, Л. 120об.-121;
[39] Историко-географическое описание Пермской губернии, сочиненное для атласа 1800 года;
[40] Очерк развития народного образования в Ирбитском уезде Пермской губернии / сост. С. А. Удинцев. — Ирбит : тип. насл. Е. Е. Хитровой, 1892. Ведомость № 4.;
[41] ПЕ Адрес-календарь за 1882 г., с.167;
[42] ПЕВ за 1884 год, с. 649, от 28 ноября № 48;.
[43] Девиков Е. И. Иконостасное дело на Урале. http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=235888;
[44] Материал из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году;
[45] ПЕВ за 1877 год, т. 1, с. 182, от 13 апреля № 15;
[46] ПЕ Адрес-календарь за 1882 г., с.16;
[47] Журналы ЕДК за 1885 год – ГАСО ф.6 оп.4 д.1 л. 61, 61 об.; Журналы ЕДК за 1886 г. – ГАСО ф.6 оп.4 д.29 л.122-122об;
[48] Материал из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году;
[49] Очерк развития народного образования в Ирбитском уезде Пермской губернии / сост. С. А. Удинцев. — Ирбит : тип. насл. Е. Е. Хитровой, 1892. С. 38;
[50] Там же, с.104;
[51] Там же, вед. №10;
[52] ЕЕВ за 1893 год, с.1040, от 16 октября №42;
[53] Бархатова Н.А.Родословная книга «Память Бичурской земли».- пос.Рефтинский, 2016. с.79;
[54] ЕЕВ за 1899 год, с.397, от 16 августа №16
[55] ЕЕВ за 1902 год, т.1, с.154, от 1 апреля №7
[56] ЕЕВ за 1902 год, т.1, с.50, от 1 февраля №3; Бархатова Н.А.Родословная книга «Память Бичурской земли».- пос.Рефтинский, 2016. с.79;
[57] Бархатова Н.А.Родословная книга «Память Бичурской земли».- пос.Рефтинский, 2016. с.79;
[58] Там же, с.80;
[59] ГАСО Ф.6 оп.4 д.164 Лл.99-99 об;.
[60] ЕЕВ за 1907 год, т.1, с.266, от 22 мая №20.