Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Сухарев Ю.М. К житию священномученика Платона Горных (необходимые поправки)

Житие священномученика Платона  Горгониевича Горных  (настоятеля храма в селе Покровском Ирбитского уезда с 1894 по 1918 г) представлено в книге «Жития святых Екатеринбургской епархии»[1].

Книга издана в 2008 г и имеет неточности в  изложении существенных обстоятельств жизни и гибели о. Платона. Другие источники[2], опубликовавшие житие позднее, в основном придерживаются канвы первого  издания, впрочем, добавляя и своих ошибок.

При этом в нескольких  таких публикациях (в том числе и Википедии, тоже повторяющей ошибки первоисточников) имеется ссылка на мою статью  «Этих кровавых два месяца»  (Перечитывая свидетельства о. Флорентия Троицкого)»[3], указывающую, как раз, на главные неточности  в жизнеописании мученика.

Здесь  будут указаны и другие отклонения официальных текстов от подлинной биографии о. Платона. Начнем с семейного положения. Вот строчки из жития.

«В июле 1918 го­да крас­но­гвар­дей­цы во­шли в дом свя­щен­ни­ка, ко­гда ма­туш­ка го­то­ви­ла зав­трак. Она сна­ча­ла рас­те­ря­лась, но, взяв се­бя в ру­ки, спо­кой­но и веж­ли­во при­гла­си­ла незва­ных го­стей за стол»[4].

Игумен Дамаскин заменяет слово «матушка» (которое, по смыслу, может обозначать не только жену священника) на более конкретное. «Выехали красногвардейцы в Покровское еще до восхода солнца и подошли к дому священника в тот момент, когда его супруга готовила завтрак[5]».

Первоисточником сведений являются воспоминания командира отряда железнодорожников Павловского.

«Выехали в Покросвкое село до восхода солнца. В Покровск приехали, только начал восход солнца. Попадья была только что вставши с постели, готовила кофе и украинские вареники, и перашки. При появлении нашем растерялась, но скоро оправилась и стала приглашать пить кофе и скушать пирошка. Я посмотрел на товарищей, которые были в разведке утомлены и голодны. Я приказал ребятам хорошенько закусить. Одним словом, не стесняться, что грязны руки попу и попадье не нравятся. Но приём зделали, как милым гостям. Покуда товарищи не позавтракали, цель нашего посещения не сказал. Ну, зато попадья щебетала, как майский соловей. Смотрю на своих ребят,  как уничтожают с аппетитом поповские пирошки»[6].

Что смущает в этих текстах, согласующихся друг с другом?

Дело в том, что жена священника Горных умерла за 20 лет до описываемых событий.

«26 января 1898 года умерла, 29-го погребена этой церкви священника Горных Платона Горгониева жена Елисавета Александрова 38 лет, от чахотки»[7].

Излишне разъяснять здесь о запрете второбрачия для вдовых священников и о воспрещении вдовому священнику держать в дому лиц женского пола, кроме матери, сестры, тетки, дочери[8].

Скорей всего за супругу  священника Павловский принял сестру или тетку о. Платона.

Говоря о семейном положении священника, следует сказать и еще об одном несчастье, постигшем его в c. Покровском. 23 апреля 1904 года умерла, 25-го погребена с. Покровского священника Горных Платона Горгониева дочь Мария 15 лет, от чахотки, похоронена на приходском кладбище[9].

Говоря о месте убийства о. Платона повторю здесь фрагмент из своего исследования, на который ссылается Википедия и др. источники.

Священник Платон Горных был убит и похоронен не в с. Покровском, как указывают в его житие, а в д. Сарафановой[10].

О. Флорентий пишет: «27 числа (09.08.1918 н.с.- Ю.С.) в 2 часа утра в село наше по доносу одного из крестьян неожиданно приехал карательный отряд с пулеметами, оцепив все село и, прежде всего, арестовали меня с сыном и о. Платона. Меня арестовали в тот самый момент, когда я, услыхав шум, побежал было в лес, о. же Платона нашли и арестовали в школе»[11].

Понятно, что священник Горных в приходской  школе грамотности д. Сарафановой той ночью укрывался от большевистских властей.

«/…/ После полдня был вынесен приговор: меня отправить на суд в Егоршинский штаб, а о. Платона и двух моих прихожан расстрелять на страх другим.

Незаконный приговор был приведен в исполнение около 2-х часов дня в небольшом леску в версте от храма. О. Платон убит двумя пулями. Одна — в сердце, а другая — в правое легкое. Смерть была моментальная! Встретил ее о. Платон мужественно, со сложенными крестом на груди руками и поднятыми глазами к небу».

«29-го июля (11.08.1918 г н.с. – Ю.С.). Сегодня утром похоронили на приходском кладбище, но без отпетия и гробов, расстрелянных о. Платона и двух моих прихожан».

«4-го сентября (17.09.1918 г н.с. – Ю.С.) в 40-й день расстрела в нашем селе о. П. Горных и двух моих прихожан тихонько ночью отпел их на кладбище».

            Ошибочные данные о том, что о. Платон погиб в с. Покровском, указаны в известной помянной листовке 1918 г. Оттуда они перешли  в книгу протоиерея  Лавринова «Екатеринбургкая епархия», а далее — в житие новомученика после канонизации.

            Был ли  священник П.Г.Горных перезахоронен в с. Покровское? Мы это не знаем. Вероятность этого мала, скорей всего он покоится на кладбище села Сарафаново.

В «Житиях святых Екатеринбургской епархии» говорится иное: «При­бли­зи­тель­но в это вре­мя в се­ле По­кров­ском крас­ны­ми бы­ла объ­яв­ле­на мо­би­ли­за­ция, од­на­ко кре­стьяне при­ня­ли ее очень неохот­но; под­ле­жав­шие при­зы­ву ста­ли скры­вать­ся в ле­сах. По до­но­су од­но­го из кре­стьян в ночь на 27 июля/9 ав­гу­ста 1918 го­да в се­ло По­кров­ское во­рвал­ся от­ряд ка­ра­те­лей. Отец Пла­тон и отец Фло­рен­тий Тро­иц­кий бы­ли вновь аре­сто­ва­ны[12]». Как видно из выше изложенного, село Покровское здесь обозначено ошибочно.

Игумен Дамаскин приводит и цитирует свидетельства о. Флорентия Троицкого, но выходит из положения, назвав Сарафаново «соседним селом»[13]. Вроде бы, два рядом расположенных села, одна площадка, в Сарафаново арестовали, а в Покровском расстреляли… Это бы примирило житие с показаниями о. Флорентия Троицкого. Но между ними 20 км по прямой. Это другая часть района.

Другие источники[14] соединяют два события – расстрел  о. Платона и подавления бунта в с. Покровском, в одно. «Между тем, в начале августа вдоль железных дорог в районе станции Егоршино начались бои, фронт Красной армии был прорван, и Белая гвардия стала одерживать победы. Для укрепления Красной армии стали насильно мобилизовать население Ирбитского уезда что вызвало резкое сопротивление. Красноармейцы подошли к селу Покровское, подтянули кавалерию и артиллерию. Были сожжены около 100 домов, разграблен Покровский храм. Священник Платон был вновь арестован. Ему был вынесен приговор: расстрелять на страх другим[15]».

На самом деле, расстрел о. Платона Горных был совершен 9 августа 1918 г (в д.Сарафаново), а разгром с. Покровского красными силами – 12 сентября 1918 г[16] (здесь даты по новому стилю).

«На пути правды – жизнь, и на стезе её нет смерти». Притч.12,28

При работе над статьей использовалась База данных по Екатеринбургской епархии, составленная Валерием Богомоловым.

Статья представлена на региональной НПК  «Край родной — люди, история»   в селе Покровском Артёмовского района  16 апреля 2019 года,

[1] Жития святых Екатеринбургской епархии / Подгот. текстов и фотоматериалов Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информ. изд. отд. Екатеринбургской епархии. 2008. С. 282–288.

[2] Например: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.2: — Тверь, 2016. С.141-145; Священномученик Платон Горных. http://kamensk-eparhiya.ru/svyatye-eparkhii/153-svyashchennomuchenik-platon-gornykh.html (дата обращения к ресурсу 28.02.2019); Священномученик Платон Горных, иерей 1860 —1918 URL: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/saints/gornyh/ (дата обращения к ресурсу 03.03.2019);

[3] Кроме сайта  Юрия Сухарева, статья опубликована (под другим названием): Сухарев Ю.М. Из воспоминаний священника Флорентия Троицкого// Материалы научно-практической конференции “Край родной – земля уральская» (4 апреля 2015 года): — Артёмовский, 2016. С.92-99’

[4] Жития святых Екатеринбургской епархии… стр. 284;

[5] Игумен Дамаскин (Орловский), ук. соч. стр. 141;

[6] ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.120.Л.9-10. Орфография первоисточника сохранена.

[7] ГАСО ф.6 оп.14 д.36 л.116об-117;  – МК ц.с. Покровского, Ирбитского уезда за 1898 год:

[8] От правил Никоновых: Аще у попа жена умрет, не подобает ему у себя в дому от иных лиц зазорных никого же имети, разне трех – матери, сестры, тетки пресвитеры и причетницы, не имы жены чужая да не держать, в дому своем, разне матери, иль сестры, иль дщери и тетки родные (Рукоп. Сборн. Кирилл. Мон. XV в, № 9 203, л. 9 об., и 21).

[9] ГАСО ф.6 оп.14 д.55 л.144об-145; – МК ц.с. Покровского, Ирбитского уезда за 1904 год;

[10] Отец Флорентий в своих воспоминаниях называет деревню Сарафанову селом не без оснований, так как здесь была церковь. Но официально поселение такой статус ещё не имело, что видно и из определения о. Троицкого на приход (« к ц. в дер. Сарафановой»);

[11] Здесь и далее см. Троицкий Ф., священник. Из пережитого. «Известия Екатеринбургской церкви» № 17-18, (15 (28) сентября – 15 (28) октября 1918 г;

[12] Жития святых Екатеринбургской епархии… стр.287;

[13] Игумен Дамаскин (Орловский), ук. соч. стр. 144;

[14] Например: Священномученик Платон Горных, иерей 1860 —1918 URL: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/saints/gornyh/ (дата обращения к ресурсу 03.03.2019);

[15] Там же;

[16] Кручинин А.М. Зачарованный фронт. Бои в Лесном Зауралье в июле-октябре 1918 года. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2016. С. 100-101.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты