Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Сухарев Ю.М. К истории Новопышминской слободы (местоположение, хронология)

%d1%81%d1%85%d0%b5%d0%bc%d0%b0-1703Статья посвящена не изученной до сего времени теме – установлению местонахождения поселения Новопышминской слободы после её переноса в 1684 г. Автор исследует известные документы и делает обоснованные выводы о размещении на местности этого старинного поселения в период времени с конца XVII до начала XIX века. Цель исследования – устранение пробелов в истории Верхнепышминского края. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

            Ключевые слова: Новопышминская слобода, Новопышминский острог, река Пышма, река Сергуловка, заимка Невьянского монастыря, Михайло-Архангельская церковь, храм во имя святого Николая Чудотворца.

            Редкая судьба у административного центра Новопышминской слободы. Напомним его историю до 1684 г.

В 1673-1674 гг основана слобода (заимка) Тобольского архиерейского дома. Известно местоположение дворового места слободы (вблизи устья р. Брусянки., ныне – северная прибрежная окраина с. Знаменское). Как административная единица митрополичья заимка просуществовала до 1679 г.

01-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b8

На карте 20-го века показаны границы владений двора Невьянского Богоявленского (Спасского) монастыря (синим) и слободы Архиерейского Тобольского дома (т.н. Митрополии) (красным) по состоянию на 1679 г. Синий треугольник — двор Невьянского монастыря, красный — дворовое место «Митрополии».

            С 1679 г. право обладания территорией митрополичьей слободы перешло «новой Пышминской слободе» Верхотурского уезда. К декабрю 1680 г. на  дворовом месте митрополичьей слободы был поставлен острог

В 1681 г.  новое оборонительное сооружение осматривал Михайло Мещеряков и докладывал Верхотурскому воеводе: «А новой Пышминской острог стоит не у места, в косогоре, и крепостей никаких нет, приступ со всех сторон». Кроме того, с  высокого левого берега и с правобережной горки чуть ниже острога все происходящее внутри укрепления просматривалось, как на ладони. (14)

                В 1684 г свою лепту в охаивание острога внесли и неспокойные крестьяне слободы. В своей челобитной они жаловались, что, де, «острог пошатился и розвалился и башни не довершены и в осадное время им крестьянам от воинских людей сидеть будет негде».

             5 марта 1684 г. верхотурские власти  велели новопышминскому приказчику Матвею Якубовскому «тот острог на иное место перенести против заимки Спаские на Пышму ж реку на туж Катайскую болшую проезжею дорогу на гору, где бывало старое татарское городище у старого Калмытцкого броду». (6)

            Первый вопрос, на который должна ответить эта статья: куда в 1684 г перенесли Новопышминский острог, и, соответственно,  одноименный административный центр слободы? Ответ, разумеется, должен содержать понятные сегодняшнему читателю топонимы, ибо такие обороты, как «старое татарское городище у старого Калмытцкого броду» ничего, увы, нам не несут.

            Сухоложский краевед Афанасьев А.А. давал многовариантный ответ на этот вопрос. «По одним данным сама деревня находилась на месте нынешней Поварни, по другим — на месте деревни Мельничной, имеется еще вариант — на Архангельской горе (в прошлом, пионерлагерь з-да ВЦМ). (1)

            Ю.В.Коновалов, цитируя приведенный здесь наказ о переносе острога с указанием его местоположения, заключает: «На описанном месте и в наши дни стоит село Новопышминское».

            Но сегодня село Новопышминское раскинулось по обоим берегам Пышмы и по обоим берегам его левого притока Сергуловки. Для острога же, размером «кругом 200 сажен», желаемо местоположение уточнить…

            В  статье 2011 г  я обращал внимание, что на  чертеже города Верхотурья 1699-1700 гг. Новопышинская слобода на левом берегу Пышмы. (12)

 Причём, показаны мелкие подробности этого района, как-то — дороги, соединяющие её с соседними поселениями. (13)

Однако окончательный вывод тогда не был сделан — в ожидании дополнительных доказательств.

             Но начнем анализ источников информации с этой карты С.У. Ремезова. Слобода Новопышминская показана на ней в левобережье Пышмы, на участке между устьями рек Сергуловка (левый приток) и Кунара (правый приток). Название первой речки, правда, на карте искажено до неузнаваемости  («Северехака»), но нет сомнения, что это она.

02-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-1700-%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0

Напротив слободы, на правом берегу Пышмы, двор Невьянского монастыря. Двор монастыря – это площадка, где находилась инфраструктура монастырской  заимки, т.е. дворы  для посельского старца и наёмных работников, скотский двор, хлебные амбары. В данном случае монастырский двор это главное поселение заимки Невьянского Спасо-Богоявленского монастыря.  Позже оно стало именоваться деревней Кекур. Термин «заимка» применялся (как в нашем случае) и для обозначения поселений на новых землях, находящихся далеко от основного «материнского» (например и чаще всего – монастыря).

Пока размещение Новопышминской слободы на карте Ремезова согласуется с наказом о переносе острога —  «против заимки Спаские на Пышму ж реку». Но где Катайская большая проезжая дорога? На чертеже ее нет, видимо, по тому, что дорога эта относилась к разряду «заповедных», т.е. запрещенных для проезда из Руси в Сибирь и обратно. На картах такие дороги не показывали.

В своей работе «Заповедные дороги Зауралья» я (опираясь на межевые описания слобод) показывал контуры одного из ответвлений Казанской тропы. Дорога шла со стороны Катайска, пересекала Кунару  в районе нынешнего Богдановича, затем — вдоль левого берега этой реки и уходила на  левый берег Пышмы где-то в близи устья  той же Кунары. Дальше заповедная тропа пролегала на восток, на расстоянии 4-15 км от Пышмы. Вероятно, в районе  Камышловской слободы она уходила (либо ответвлялась) на Ирбит – Туринск. (11)

Конечно, дорога не должна была проходить прямо через острог, дабы не допустить врага в свою цитадель. Но надо ей (и броду через реку) быть на виду служивых слободчан, чтобы проход воинских людей «перенять мочно».

Где же пересекала  дорожка Пышму? В древних документах есть подсказка. Семен Булдаков сообщал в 1681 г: «<…> идут с Руси крестьяне с женами и с детьми мимо Невьянского монастыря заимки…».  (14)

Значит, дорога проходила через Спасскую заимку. Но заимка включала в себя несколько поселений… Ещё подсказка: посельский старец Дорофей проводил с прохожими агитационную работу, чтобы те в Новопышминскую слободу не селились. Значит, дорога проходила через резиденцию старца, через  монастырский двор заимки, тот, который напротив острога, на правой стороне Пышмы. Где-то здесь, стало быть,  находился и брод, названный в наказе «старым Калмытцким».

            Ещё одно соображение о месте нахождении брода. Исследуемый нами участок Пышмы – между точками впадения в нее рек Сергуловки и Кунары (расстояние 2700 м). Обычно в устье притоков основная река шире из-за заливов.  Скорей всего  брод был, как минимум, несколькими сотнями метров ниже устья Сергуловки, либо выше устья Кунары.

            В наказе велено размесить острог у брода, «на гору, где бывало старое татарское городище». Есть ли на изучаемом левобережье Пышмы нечто похожее на гору?

            Есть. Перечисляя варианты возможного местоположения острога, Афанасьев А.А называет Архангельскую гору. При этом он ссылается на существующее предание.

            Думаю, это редкий случай, когда предание точно зафиксировало факт. Правда, Афанасьев А.А подразумевал 1-й острог 1680 г,  что является ошибкой.

            В 1960 г на Архангельской горе был построен пионерлагерь «Восток» завода ВЦМ. Он показан на картах. Находится бывший лагерь на расстоянии 900 м ниже устья р. Сергуловки, 200 м от русла Пышмы. На другой стороне реки еще 100 лет назад находилась  деревня Кекур, до закрытия Невьянского монастыря именовавшаяся монастырским двором заимки.

            Почему гора называется Архангельской? А почему, например, в Екатеринбурге  горка именуется Вознесенской?  Не забудем, что Новопышминская церковь – Михаило-Архангельская. Существовала она ещё в острожные времена, что мы увидим ниже.

10-%d0%bb%d0%b0%d0%b3%d0%b5%d1%80%d1%8c

            Предположение  о местоположении 2-го Новопышминского острога на Архангельской горе согласуется с:

 1) наказом 1684 г о переносе острога на иное место;

2) чертежом  1699-1700 гг С.У.Ремезова;

3) известными данными о трассе Катайской (Казанской) дороги в этом районе;

4) обоснованными суждениями  о месте нахождения  Калмыцкого брода;

5) этимологией названия горы, безусловно исходящей от  имени острожного храма;

6) народным преданием.

На плане 1703 г, размещенной в «Служебной чертежной книге» Семена Ремезова с сыновьями.(Тобольск, 2006 г), показан Новопышминский острог с прилегающей местностью. Острог показан на левом берегу Пышмы. На каждом из его углов – сторожевые башни, плюс со стороны реки одна башня проходная.  («4 башни на углах, 5 проезжая», — это описание 1-го острога 1680 г, похоже, острог был действительно перенесен, а не построен заново). Внутри, как положено, папертью на запад, алтарем на восток – церковь Божья.

Кроме того во дворе острога некие строения, вероятно, житницы или приказная изба. (В 1-м остроге были «анбар зелейной, другой анбар – хлеб кладут». Скорее, они же перекочевали во 2-й).

Западнее острога луг, дворы и некая площадка. Восточнее – лес. Через Пышму, напротив проходной башни острога, мост на правый берег реки. Вдоль правого берега показаны дворы. (4)

03-%d1%81%d1%85%d0%b5%d0%bc%d0%b0-1703-%d0%b3

Новопышминская слобода в правой части рисунка (слева — Белоярская)

Фрагмент плана не раскрывает нам  принадлежность этих дворов. Однако, выше говорилось, что междуречье Пышмы и Кунары принадлежало Невьянскому монастырю, а против острога находился двор этой обители. Не забываем, что в 1703 г крестьяне Невьянского монастыря были переданы заводам Демидова с землею и угодьями. В 1706 г Государь вернул монастырю земли и крестьян, кроме села Покровского.

Мы видим, что план 1703 г не конфликтует с нашим предположением о местонахождении поселения Новопышминской слободы, а подтверждает его и дополняет.

 Почему мы считаем, что острожная церковь носила имя Архангела Михаила? Исследователь истории Далматовского монастыря протоиерей Плотников в своей статье 1868 г сообщает, что в 1719 г в Далматовском заказе, под управлением настоятеля монастыря, состояли 42 церкви, (в том числе, между прочим, «Брусянского погоста Знаменская»), а также и «Ново-Пышминской слободы Михайло-Архангельская». Других церквей на территории слободы не было. (2)

А.Афанасьев писал, что первая деревянная церковь в Новопышминском построена в 1697 г (правда, не указывая источник). В любом случае – первая новопышминская церковь —  Архангельская.

Из ранних источников (данные 30-40 гг 18-го века) левобережное местоположение Новопышминской слободы подтверждается и Г.М.Миллером (правда, он путает ее с Пышминской Ощепковской слободой по году основания и имени основателя). «Я не могу указать точно положение этой слободы относительно других, ранее построенных слобод. От Беляковской слободы до нее считали вверх по реке Пышме 122 версты; таково же примерно было и ее расстояние от Ирбитской слободы, если плыть вверх по реке Ирбиту до озера, из которого она вытекает, ибо от этого озера до Новопышминской слободы не более 20 верст. Новопышминская слобода лежит на северном берегу реки Пышмы». (7)

По сути, приведенными источниками и их анализом местоположение поселения Новопышминской слободы и её острога после 1684 г можно считать установленным, и закончить статью в мажорном тоне.

            Но… Мы же знаем, что неспокойная слобода позднее оказалась на правом берегу реки, а оставленная ей левобережная территория долго именовалась селом  Поварненским…

            Вот как это происходило.  На карте лесных угодий Каменского завода (составлена геодезистом  Яковом Мельниковым в 1755 г) поселение слободы Новопышминской уже по обоим берегам реки Сергуловки. Но на правый берег Пышмы она еще не покушается: старцы Невьянского монастыря  цепко держатся за свою землю, владея ею к тому времени почти 100 лет. На карте на своем месте показана заимка этой обители.

04-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-1755-%d0%b3-2

            И на карте Оренбургской губернии 1772 г (составлена Иоганно Трускотио) Новопышимнская слобода на старом месте – в левобережье Пышмы.

05-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-1772-%d0%b3

Но на карте Палласа, помещенной а Атласе к его  «Путешествиям по разным провинциям Российского  государства» 1788 г издания, слобода уже на землях заимки Невьянского монастыря, в междуречье Пышмы и Кунары. (8)

06-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-%d0%bf%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d0%b0%d1%81%d0%b0

            Очевидно, в 1760-80-е годы и перешагнула Новопышминская с «темной» лесной стороны Пышмы на степную правую, богатую пашенными землями и сенокосными угодьями. Дело в том, что в 1764 г указом Императрицы ЕкатериныII была осуществлена секуляризация монастырей. Невьянский Богоявленский попал в число ликвидируемых. Вся  его собственность переходила государству: земли, угодья, крестьяне. Ликвидация  обители затянулась на 20 лет. Лишь в 1783(4?) году оставшиеся иноки были переведены в новый Абалакский монастырь. Однако земли  её, конечно, перешли к государству много раньше, что и позволило Новопышминской слободе расширить свои владения в этот период.

            Книга  «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданная в 1902 году, пишет про правобережное село Новопышминское: «Первый храм в селе деревянный, по догадкам, был заложен  в конце XVII в.; второй, тоже деревянный, в 1768 г.; третий, существующий ныне, каменный, в 1796 г». (9)

            Местонахождение первого  Михайло-Архангельского храма мы знаем. Оно было на левом берегу Пышмы, на Архангельской горке. Второй деревянный храм  (естественно, Архангельский) строился  (уже на южном берегу !) в 1768 г. Из этого следует, что в 1768 г новопышминцы уже возводили на новом месте  свои строения общественного назначения.

            Этот же источник сообщает про левобережную часть Новопышминского (именуемое уже селом Поварненским):   «Первый храм был устроен в 1752 г. из существовавшей раньше часовни. Нынешний храм заложен в 1835 г. и освящен в 1842 г».

            Из этой информации следует, что до 1752 г в слободе была часовня. Уж не та ли «часовня теплая Архистратига Михаила да великого святого Николы Чудотворца» из  Митропольей слободы?  Заметим, что  храм 1752 г (как и его преемница, существующая ныне каменная церковь, 1842 г постройки) — Никольские.

И второе. Получается, что  ещё до занятия монастырских земель, находясь исключительно  в левобережье Пышмы, с 1752 по 1768 г в поселении   Новопышминской слободы было две церкви – старая на Архангельской горе и новая Никольская (перестроенная из часовни).

К началу 19-го века левобережная часть поселения слободы уже обособилась, но не тотально. В отдельных документах она обозначалась, как село Поваренное (Поварненское). В других – как часть поселения Новопышминской слободы.

Так, «Историческое –географическое описание Пермской губернии» 1801 г давало описание трассы дороги на Ирбит: «через речку Кунару, деревни Кашину и Сметанину в Новопышминскую слободу… Из сей слободы идет дорога через Пышму, речку Сергуловку при селе Поваренном и ещё через нее мимо деревни Сергуловки…». (5)

            Однако, исповедные росписи приходов Камышловского уезда 1822 г Поварню в отдельное село не выделяют и дает данные о «Николаевской церкви Новопышминской слободы». (3)

            С конца 18-го века в Пермской губернии проходила административная реформа. На смену слободскому управлению пришло волостное. Слободы, погосты становились селами. Но приживалось это плохо. В различных документах Новопышминская слобода фигурирует таковой до середины 19-го века. Например, в ревизских сказках  Камышловского Духовного Правления за 1833 год. (10)

Но на карте  Пермской губернии 1821 г Новопышминское – село на правом берегу Пышмы. А  на Плане генерального  межевания этой губернии (проводилось в период 1822-1843 гг) и левобережное село поименовано  — с. Поваренное.

07-%d0%bf%d0%b3%d0%bc

Такая диспозиция окончательно закрепилась в 50-х годах  19-го века.

09-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%b0-20-%d0%b2

Лишь в 20-м веке села воссоединились.

            Подведем итоги исследования. 

Острог новой Пышминской слободы, построенный в 1680 г на месте заимки Тобольского архиирейского дома на правом берегу Пышмы (на прибрежном уклоне  ниже 300-500 метрами устья реки Брусянки), в 1684 г был перенесен в левобережье Пышмы (ниже устья реки Сергуловки). Туда же перемещена иная слободская инфраструктура, которая, с совокупностью крестьянских дворов, образовала поселение Новопышминской слободы. К началу 18-го века там существовала церковь во имя Архангела Михаила. Предположение о том, что острог размещался на Архангельской горе (900 м ниже устья р. Сергуловки) согласуется со всеми известными данными – документальными, картографическими, топонимическими.

К середине 18-го века  поселение Новопышминской слободы разрослось и находилось на обоих берегах р. Сергуловки. В 1752 г здесь перестроен из часовни и освящен второй храм – во имя святого Николая Чудотворца. Вероятно, он стоял в правобережье  р. Сергуловки, так как в противоположной части слободы уже был Архангельский храм.

В конце 1760-х годов слободская инфраструктура переносится на правый берег Пышмы, против устья р. Сергуловки – на земли ликвидированного Невьянского монастыря. В 1768 г там построен деревянный Архангельский храм. Старый левобережный одноименный храм вероятно к тому времени обветшал.

К концу 18-го века северная часть поселения Новопышминской слободы стала обособляться в с. Поваренное (Поварнинское). К середине 19-го века (под воздействием административной реформы)  правобережная часть слободы именовалась селом Новопышминским, а левобережная – селом Поваренным.

Примечание: Статья была представлена на V региональную НП конференцию «Сухоложье в истории: связь времен» 19.11.2016 г

Источники:

1.Афанасьев А.А. Сухоложье. Неизвестные страницы. 2004

2.Взгляд на училище при Далматовском монастыре, с 1719 по 1819 г. по актам архивным//Пермские епархиальные ведомости № 1, 1868 г, отд. неофиц. с.2

3.ГАСО. Ф.6. Оп.2. Д.443

4.Иллюстрация из книги: Байдин В.И., Грачёв В.Ю., Коновалов Ю. В., Мосин А.Г. Уктус, Уктусский завод и его окрестности в XVII –XVIII вв. – Екатеринбург: ООО ≪Грачёв и партнёры≫, 2011. — 68 с.

5.Историческое –географическое описание Пермской губернии, сочиненное для атласа 1800 года:-Пермское губернское правление,1801

6.Коновалов Ю.В. Из истории формирования населения поселка Рефтинский.http://www.okorneva.ru/publikatsii—konovalova-yuriya-vitalevicha/iz-istorii-formirovaniya-naseleniya-poselka-reftinskiy/

7.Миллер Г. Ф. История Сибири, Том III. Восточная литература. М. 2005

8.Паллас П.С. Путешествиям по разным провинциям Российского  государства.Атлас. С.-П., при Императорской Академии наук, 1788

9.Приходы и церкви Екатеринбургской епархии:- 1902

10.Ревизские сказки Камышловского Духовного Правления за 1833 год –    ф.111 оп.1 д.2712 – Фотоархив УЦИО

11.Сухарев Ю.М. Заповедные дороги Зауралья//Сухоложье в истории Урала: связь времен. Материалы второй региональной научно-практической конференции/ Уральское церковно-историческое общество. -Екатеринбург; Изд-во «ТРИКС», 2014. 114 с

12.Сухарев Ю.М. Основание Новопышминской слободы//Рефтинская старина, 2011

13.Чертёжная книга Сибири 1701 г., составленная С.У.Ремезовым и его сыновьями. Без выходных данны

14.Шишонко В. Пермская летопись с 1263-1881 г. Четвёртый период с 1676-1682г. Пермь, типография Губернской земской управы, 1884

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты