Сухарев Ю.М. Люди и судьбы. Поселок Кирилловский
2026 год юбилейный для Рефтинского. Исполняется 60 лет с того дня, когда ему дали имя и утвердили статус. Строящийся энергогигант находился в окружении небольших лесных поселений, каждое из которых имело свою историю, часто уходящую в прошлый 19-й век. Некоторые из этих поселков стали подспорьем при строительстве Рефтинского: в них селились рабочие, их дети учились здесь в местных школах.
Золоторуда, Окунево, Теплый ключ, Кирилловский – вот поселения, помогавшие «Рефтэнергострою» решать насущные бытовые проблемы.
Самым близким к стройплощадке оказался поселок Кирилловский. Он попал в зону затопления Рефтинского водохранилища и был расселен к 1968 году. Его жители получили жилье в Рефтинском и влились в коллективы энергостроителей и энергетиков.
Как лесной кордон Кирилловский известен с 80-х годов 19 века. Сведения об этом кордоне оставил Николай Фёдорович Рубцов – лауреат Государственной премии, автор книги «Город горного льна». Николай Фёдорович с апреля 1919 по осень 1920 г., в возрасте 13-15 лет, работал переписчиком в Райлескоме Грязновской волости, к ведению которого относился и Кирилловский кордон. Он оставил и план кордона по состоянию на то время. На Кирилловском старшим в те годы был Николай Матвеевич Гладких. Николаю Фёдоровичу он запомнился рассказами о своих встречах в лесу с медведями.
Сведения о Кирилловском приводились в моих прежних работах. Здесь бы хотелось сосредоточиться на людях и судьбах его жителей.
Старожилами Кирилловского являлись Ждановы и Микушины.
Вот рассказ правнучки Ждановых – Микушиных, жителей Кирилловского кордона 30-х годов, Деминой Натальи Анатольевны.
«1929 год. Деревня Борчанино Шадринского района Курганской области (сейчас село называется Борчаниново – авт.). Семья Ждановых — Петра Евстафьевича и Анисьи Никитичны. Большая, крепкая семья. /…/И вот их решили раскулачить. Пришли, начали скотину со двора уводить. Сначала пришли в дом сына. А Павел, молодой горячий, жалко ему стало нажитого своим трудом добра, вступил с властями в пререкания, драку. Его схватили, привязали к его же повозке за ноги и ну гонять по деревне на виду у родителей и всех жителей.
Ночью Петр Евстафьевич и Анисья Никитична, дочь Мария, собрав кой-какую поклажу, маленького сына, пешком ушли дворами, лесами. А из Курганской области, сколько идти пешком? Шли по ночам, днем хоронились. /…/ Но пришли они в то место, где сейчас построен профилакторий (имеется в виду территория нынешнего поселка Рефтинского – авт.). Построили землянку, раскопали небольшой участок, посадили картошку и немного зерна. Пошел Петр обратно дочерей собирать, привел всех троих. И поправившуюся Марию, и Татьяну с Вассой.
В этот же год из деревни Калиновка, Буткинского района Свердловской обл. пришла семья Микушиных — Леонтий Ананьевич, жена его Василиса, две дочери Татьяна, Екатерина и сын Никифор. Так и жили они двумя семьями в лесу, в землянках до 1933 года. Относительно недалеко (километра 2), на речке Кирилловке был лесничий кордон
(Кирилловский кордон получил название по названию речки). Только почему-то до 33 года наши предки там не жили. Может, боялись, беглые, без документов, может с лесником не нашли общего языка?
А в 1933 году в лесничестве сменился лесник, лесником стал Сухарев Фрол и жена у него была тетя Паша. И вот тогда наши предки из леса вышли и начали строить бараки, около кордона, а потом здесь была организована вырубка леса, лес сплавляли по реке.
Поселение увеличилось. /…/ Сколько-то лет подряд потом дед Петр ходил в Курганскую область и с ним приходили Ждановы, братья с семьями. Леса здесь были дикие, ягоды, грибы, в реке много рыбы, в лесу зверье разное. Власти не было. /…/[1]».

И Ждановы, и Микушины потеряли на войне самых близких людей.
Сержант Микушин Никифор Леонтьевич, 1913 г.р., погиб 15 июля 1943 г., похоронен в братской могиле в д. Панская Орловской области.

Жданов Василий Петрович, на фронт ушел добровольно, как говорят родственники «сбежал на фронт». Погиб под Ленинградом.
Братья Анатолий и Геннадий Микушины потом работали на строительстве Рефтинской ГРЭС и упоминаются в книге А. Чечулина «Асбест»[2].
Еще один фронтовик с Кирилловского кордона — Бердышев Павел Алексеевич. Родился он в с. Знаменском (по другим сведениям, в Рудянском) 15.01.1908 г. В 1930 г был призван на действительную службу. По возвращении и до начала войны работал лесником на Кирилловском кордоне. Мобилизован в армию 1941 г. Дома осталась жена и пятеро детей, самый старший из которых был 1929 года рождения[3].
По состоянию на июль 1944 г имел звание старшего лейтенанта и служил в должности командира пулеметной роты 291 стрелкового полка 63 Витебской стрелковой дивизии[4].
Был награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени, медалями.
С фронта Павел Алексеевич вернулся с туберкулёзом в открытой форме и с двумя контузиями. От ран и болезни умер рано, в 1955 году.
Чудов Степан Яковлевич – житель Кирилловского и фронтовик. Родился Степан Яковлевич в д.Сергуловка Сухоложского района 10 апреля 1918 г в семье Якова Тимофеевича Чудова, 1876 г.р. Он был самым младшим из родившихся в этой семье. Всего в ней родился 21 (!) ребенок, а выжил лишь он один.
Во время коллективизации попал под раскулачивания отец Степана, Яков Тимофеевич. Примерно в это время умерла мать. С 14 лет Степан работает в колхозе на лесозаготовках. Окончить удалось только 6 классов, но он постоянно занимался самоподготовкой.
С 1935 г по 1949 год Степан работал вздымщиком (а затем мастером подсочки) на Кирилловском участке Алтынайского химлеспромхоза. Работал здесь с двумя перерывами: на срочную службу (1938-40 гг) и фронт (1941-43 гг).
По состоянию на январь 1942 г Степан Чудов сержант, командир отделения 1205 стрелкового полка, член ВЛКСМ. Семья проживала: Сухоложский район, Алтынайский химлеспромхоз, участок Кирилловский[5].
После очередного тяжелого ранения был комиссован и вернулся на Кирилловский. Одна из пуль осталась у него в сердце, врачи не решились ее удалять. Так он с ней и прожил всю жизнь. Был награжден медалью «За боевые заслуги».
В 1949 г Степана Яковлевича перевели в Режевской химлесхоз главным инженером, а позже – директором. В этой должности он и проработал до пенсии. На эти 30 лет выпал рассвет химлесхоза – крупного предприятия, где трудилось более 1000 человек.[6]
В его архиве осталось фото 1944 г сделано на Кирилловском кордоне с правого высокого берега Рефта. Чудов С.Я. стоит напротив участковой конторы химлесхоза. Виден Рефт, окружающая реку местность, внизу, вероятно, баня.
Еще известны фотографии, сделанные в Кирилловском Серухиным Николаем Александровичем, тогда еще школьником. Их семья проживала там в 1965-68 гг, переселившись из поселка Золоторуда.
Серухины уроженцы с. Липовка Режевского района. В 1930-е годы проживали в поселке Золоторуда. Их семья также во время войны понесла потери. Пропал без вести Серухин Николай Зиновьевич (брат отца Николая Александровича).
В мае 1942 г он был выписан из госпиталя легко раненых (ГЛР-42) в батальон выздоравливающих[7]. Госпиталь относился к 42 армии, которая вела оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду.
В списке выписанных значится Серухин Николай Зиновьевич, 1918 г.р., сержант, командир отделения, член ВЛКСМ, прибыл на лечение из 31 стрелкового полка.
Именной список состава роты связи 206 запасного стрелкового полка, убывших в 195 запасной полк 25.06.1942 г дополняет сведения о нем. Призван в 1941 г (дата неразб.), рабочий, образование 7 классов, холост, не судим, семья проживает: Свердловская обл., Сухоложский р-н, уч. Урал-Золото[8].
Других сведений о Николае Зиновьевиче нет. Нет его фамилии и в списке пропавших без вести по данным Сухоложского райвоенкомата от 5.07.1947 г.
После отселения жителей Кирилловского Серухины жили в Рефтинском, трудились на предприятиях поселка. Впрочем, как и другие «кирилловчане».
Г.С.Власова, жившая в Кирилловском (в младшем возрасте) в его последний период, со слов матери приводит некоторые фамилии жителей этого поселения. Кроме старожилов Ждановых и Микушиных, «химлесовские» фамилии – Фокины, Панкрушины. Местными были и Серухины. Лазаревы, Анисимовы, Хохловы, Корнильцевы, Косотуровы, Шулеповы, Вшивцовы – вероятно, строители.
Большинство этих фамилий известны рефтинцам, они наши земляки. Судьбы жителей Кирилловского вплетены в историю Рефтинского. Вплетены они и в историю страны.
Статья представлена на 21 НПК «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 7.02.2026 г
[1] Демина Н.А. Запись воспоминаний родственников о поселении на Кирилловском кордоне. 02.03.2009. Архив автора.
[2] Чечулин А.И. Асбест: -Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989. С.155
[3] .Коковина Т. «Родовая память моих предков»// рукопись. Асбест: 2008
[4] Сведения с сайта «Память народа»
[5] Сведения с сайта «Память народа»
[6] Гайнетдинова Т.Н.,Чудова А.А. Чудов Степан Яковлевич – глава династии//Родовед Режа Вып.19.Режевской леспромхоз 90 лет, 17 конференция РИРО: Реж, 2025.С.56-57
[7] Батальон выздоравливающих — воинская часть периода Великой Отечественной войны, предназначавшаяся для окончательного восстановления боеспособности выписанных из госпиталей раненых и больных, нуждавшихся в амбулаторном лечении и отдыхе сроком до 15 суток.
[8] Сведения с сайта «Память народа»












