Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Сухарев Ю.М. Митрополичье село Воскресенское в ревизии 1763 г. Экспресс-анализ.

Село Воскресенское расположено на левом берегу реки Миасс в 80 км от её устья. С одной стороны периметр села ограничен левым притоком главной реки– речкой Боровлянкой, впадающей здесь в Миасс. В 17-м веке такое размещение поселений не было случайным: русла рек являлись дополнительной защитой от воинствующих кочевников, прикрывая с двух сторон.

Про основание села в переписной книге Тобольского уезда сказано так: «Да в прошлом во 187-м году [1678 — 1679гг..] … по государеве грамоте дано в Софейской дом преосвященному Павлу митрополиту Сибирскому и Тобольскому из дикого поля вверх по Миясу реке от Тобольска в трехстах верстах выше Окуневские слободы на речке Боровлянке под селидьбу и под пашню и сенные покосы и озера и всякие угодья»[1].
Диким поле было для русских поселенцев, направленных сюда Тобольским архиереем. А для кочевников это естественная среда обитания, которую они зачищали от пришельцев, считая их законной добычей.

Положение новой митрополичьей вотчины было очень уязвимым. Если вниз по Миассу были русские поселения (и то не близко, Окуневский острог в 30 верстах, основан в 1676 г), то вверх по реке поселений не было на 100 верст. Лишь в 1684-м г появилась Верх-Миасская Чумлякская слобода в 70 верстах от Митропольей деревни, но она была малонаселенной.

Защищаться митрополичьим крестьянам надо было самим, без большой надежды на помощь. В 1685 г здесь была построена «крепость, город рубленной в клетках под крышкою мерою 40 сажень поперек 30 сажень, вышины оная крепость 5 аршин 3 четверти, по углам в том городе 4 башни, пятая проезжая, круг оного города ров и рогатки мерою 103 сажени, да кругом оного села крепость забран заплот, 3 караульные каланчи, кругом оной крепости рогатки мерою 800 сажень»[2].

Кроме центрального укрепления, существовала оборонительная стена, окружавшая все село, представлявшая собой заплот протяженностью около 1700 м[3].

Некоторые деревни вотчины также строились по типу крепостей, позволяющих держать оборону[4].

Митрополичья  вотчина подвергалась нападениям кочевников регулярно. Киргизкайсаками «в 1690 году в результате нападения “Казачьей орды” было убито 70 человек, а 20 взято в плен, отогнали рогатого скота 300 голов и 200 лошадей». В 1706 г. «от воров башкирцев убито 60 чел., в полон взято 40 чел., рогатого скота и лошадей отогнали без остатку»[5].

31 июня 1736 г «воры башкирцы человек 500 Воскресенского села прибежали в поскотину и лошадей и скота отогнали не малое количество. Из того села, стоящие тут на форпосте драгуны и крестьяне с человек 60 ходили за ними ворами в погоню и, догнав, был бой, причем воров несколько побило и ранено и воры убили крестьян 24, ранили 2-х»[6].

К слову сказать, Воскресенским село стало называться после постройки здесь  Воскресенской церкви (ок.1700 г). До этого именовалось Митропольим.

В 1740-е гг положение несколько улучшилось после устройства Уйской пограничной линии и Карачельского форпоста (1743 г), закрывшего брешь между Чумлякской и Воскресенской слободами.

Однако постоянное нахождение в экзистенциальном  состоянии наложило, видимо, отпечаток на воскресенских крестьян. Они регулярно и по разным поводам выступали против начальства, прогоняли приказчиков, отказывались выполнять урочные работы. Выступления крестьян фиксировались в 1726, 1727, 1731, 1740, 1746, 1750, 1758, 1760 гг[7]. Своего апогея бунтарские настроения достигли во время Пугачевского восстания, когда с. Воскресенское стало, по сути, базой пугачевцев в Примиассье[8].

Некоторые исследователи считают, что «нахождение Воскресенской вотчины Тобольского Софийского дома в зоне постоянных территориальных конфликтов с башкирами и киргиз-кайсаками… существенным образом определяло повседневную жизнь крестьян. Это выразилось в их активной позиции в отстаивании права на освоение и заселение новых земель, а также права на их управление, что ярко проявилось в волне протестов второй половины XVIII в»[9].

Ревизская сказка 1763 г [РГАДА Ф.280.Оп.4.Д.2700а ] – последний документ, зафиксировавший село Воскресенское в «митрополичьем» состоянии. 26 февраля (8 марта) 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель, и около двух миллионов душ монастырских и митрополичьих крестьян были переданы в ведение Коллегии экономии. С этого момента  такие крестьяне  стали называться экономическими.

Нам же важно знать, как сформировалось население села в период управления им Софийским домом, т.е. тобольскими архиереями.

Происхождение жителей с. Воскресенского можно выявить путем сопоставления данных ревизии 1763 г с данными Переписной книги переписи тобольского «по выбору» дворянина Василия Савича Турского 1710 г[10] и переписью Льва Мироновича Поскочина 1680-1683 г.

Однако, между 1763 и 1710 гг интервал слишком большой, может смениться два поколения и след рода потеряется… Да, но в третьей ревизии ретроспективно приведены сведения о крестьянах, живших в период второй ревизии, 1747 г. И это оказывает поддержку исследованию.

Трудность создает перепись села 1710 г. Большая часть крестьян показана без фамилии, а там где есть фамилия – отсутствует отчество. Надо сказать, что переписи других территорий Урала и Зауралья были более детальны, чем перепись Турского.

Состав вотчины по сравнению с 1747 г не изменился: село и десять деревень. Деревни: Шаламова, Куликовская, Купайская, Грязнуха, Мезенцева, Березов мыс, Качегарова, Дубровная, Черемных, Сатраковая. В 1710 г деревни не показаны, все население записано в селе.

Третья ревизия записывает всех, но считает только лиц мужского пола, находящихся в подушном окладе.  В 1710 г таких было 350 (правда вместе с церковниками и прикащиком), в 1747 – 1124, в 1763 – 1832 человека. Если между 1710 и 1747 г рост численности происходил за счет заселения  в вотчину новых семей, и в немалом количестве, то между 1747 и 1762 г заселено только 7 семей, то есть рост численности, главным образом, за счет рождаемости.

Анализом ревизии выявлена 261 позиция, но не каждая позиция отображает домохозяйство. Например, отставные солдаты, записанные отдельно, наверняка проживали во дворах своих родственников, а не обособленно. Оценочно количество дворов в селе в 1762 г – около 240. В 1710 г  крестьянских дворов было 102. То есть численность дворов выросла в 2,5 раза, а численность населения – в 5 раз.

Исследованием удалось связать 87 семей, переписанных в Воскресенском в 1710 г, с семьями вотчины 1762 г.

В тоже время, в 1710 г еще 27 семей проживали в митрополичьей Усть-Ницинской слободе, 13 семьи в государственной Тебеняцкой слободе, 5 – в Верхницинской . К сожалению нет возможности ознакомиться с переписью 1710 г Софейской митропольей Покровской слободы на реке Туре, многие «воскресенцы» переведены оттуда в период между 1710 и 1747 гг.

Если появление в Воскресенском жителей государевой Верхницинской слободы можно отнести на некую флуктуацию, то переселение 13 семей из Тебеняцкой требует объяснения. Но его нет. Несколько семей до Тебеняцкой  проживали в митрополичьей Усть-Ницинской. Может быть и Тебеняцкая была какое-то время митрополичьей?

Сравнивая ревизию 1762 г с переписями 1680-х гг, можно сказать, что в конце 17-го века предки «воскресенцев» проживали в Усть-Ницинской  митрополичьей слободе – 53 семьи, в Покровской митрополичьей слободе – 16 семей, в заимке Невьянского Богоявленского монастыря на Пышме – 2 семьи, в митрополичьей слободе на Пышме – 12 семей. Еще 3 семьи из государевых Верхницинской и Миасской слобод.

Открытием для автора стало проживание в селе Воскресенском выходцев с Пышмы. История там такая.

  В  7182 г.от сотворения мира, «без  Великого Государя указу и без грамоты» была основана  слобода (заимка) Тобольского архиерейского дома (т.н. «Митрополия»). Из дальнейшей ее истории известно, что возникла она на правом берегу Пышмы и двор[11] ее находился тремястами метрами ниже устья речки Брусянки. Сейчас это северная оконечность села Знаменского.

Дату основания Митрополии мы знаем из того, что  на допросе, учиненном в 1679 г. верхотурским сыном боярским Микитой Несенцовым, «софейский прикащик» Петр Безсонов и житничный старец Михайло сказали: «А владеют они тое Митропольи слободы пашенными землями и сенными покосы вверх Пышмы реки данною с Верхотурья столника и воеводы Федора Хрущова да за прописью подьячего Саввы Тютчева со 182 году».[12]

Кроме того 5 крестьян (глав домохозяйств) этого поселения в 1679 г показали, что на Пышму переведены из Покровской и Усть-Ницинской слобод именно «в 7182 г».

7182 г от сотв. мира соответствует 1673-1674 гг от Р. Х. (с 1 сентября 1673 до 31 августа 1674). Понятно, что переселялись крестьяне весной, т.е. в 1674 г, чтобы жилище себе к зиме построить, сена накосить, посеять хоть что-то. К 1679 г. здесь  было 16 крестьянских дворов.

Митрополичья слобода, как административная единица, просуществовала до 1679 г. Как построенная без разрешения Государя, она была упразднена, митрополичьи крестьяне должны были возвратиться на места прежнего проживания. Выезжали они, надо сказать, неохотно и просили отложить переезд до «зимнего пути», т.к. речного пути не было («река Пышма мелка и перекатиста»), а вести крестьянский скарб на телегах по лесным дорогам затруднительно.

Как оказалось, возвращены они были не в Усть-Ницинскую и Покровскую митрополичьи слободы, откуда они пришли на Пышму, а на Миасс, к речке Боровлянке, в новую Софийскую слободу. Годы ее основания и выселения митрополичьих крестьян  с Пышмы совпадают. В Переписи  Поскочина этих крестьян нет ни в Покровском, ни в Усть-Ницинском, что меня раньше удивляло. Оказалось, вот они где!

Они, определенно, были первыми поселенцами Воскресенского. В миасской вотчине они носили фамилии Киршиных, Ефремовых, Артемьевых, Мешковых,Чичилановых, Зотеевых, Малковых, Томиловых.

Всего выяснено происхождение 107 фамилий села Воскресенского и его деревень из ревизии 1762 г. Это чуть меньше половины. Остальные, получается, были прибраны Софийским домом из переселенцев «с Руси» и направлены в Воскресенское после переписи Поскочина до 1710 г, либо между 1710-м и 1747-м гг. Установление их происхождения возможно при изучении 1-й и 2-й ревизии, либо других документов Тобольского архиерейского дома того периода.

Надо сказать, что ряд выводов сделаны автором предположительно.

Таким образом, очевидно, что село Воскресенское формировалось путем переселения крестьян из других вотчин Тобольского архиерейского дома, главным образом из Усть-Ницинской, Покровской и упраздненной митрополичьей слободы на Пышме. Роль государевой Тебеняцкой слободы в этом процессе требует уточнения.

Приложение: Экспресс-анализ 3-й ревизии с.Воскресенского


[1]  РГАДА, ф. 214, оп. 5, д.232, л. 3 об.

[2] РГАДА, ф. 199, оп. 2, портф. 481, ч. I, д. 6 (3), л. 141 об.

[3] Самигулов Г.Х. Об оборонительных сооружениях слобод и деревень Южного Зауралья XVII — начала XVIII веков [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://uralhistory.livejournal.com/2602.html.

[4] Щербич С. Воскресенская вотчина Тобольского Софийского дома в конце XVII — XVIII в.// Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 1 (20) с.104-110

[5] РГАДА, ф. 199, оп. 2, портф. 481, ч. 1, д. 6 (3), л. 143

[6] РГАДА, ф. 199, оп. 2, портф. 481, ч. 1, д. 6 (3), л. 204 об.–205

[7][7] Щербич С. Воскресенская вотчина Тобольского Софийского дома в конце XVII — XVIII в.// Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 1 (20) с.104-110

[8] Сухарев Ю.М. Пугачевщина в миасских слободах Исетской провинции// Генеалогия и архивы: Материалы 6-й Всерос. Науч.-практ. конференциии : Челябинск, 2024. С.550-564

[9] Щербич С. Воскресенская вотчина Тобольского Софийского дома в конце XVII — XVIII в.// Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 1 (20) с.104-110

[10] РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1526. Л. 1-372

[11] Двор это площадка, где располагались часовня, дом управителя слободы, башня, «да под башнею две избы», хлебные амбары. (см. РГАДА Ф.214.Оп.1.Д.487Л.165)

[12] РГАДА Ф.214.Оп.1.Д.487Л.165

Комментарии запрещены.

Полезные сайты