Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Сухарев Ю.М. На Белое озеро золотой осенью. 03.10.2019 г.

Любая лесная экспедиция, кроме прочих благ, дает и эстетическое наслаждение. Золотой осенью на Белое озеро… Чувствуете ?  Даже слова эти несут запах багульника и свежеопавшей листвы, передают палитру октябрьского уральского леса.

Лежало озеро с отбитыми краями…  

Вокруг него берёзы трепетали,  

и ели, как железные, стояли….

Да. Но, чтобы видеть эту красоту, дышать этой свежестью – нужно постараться.

Нужно встать сильно затемно. Нужно выпить ежедневные таблетки за полчаса до чая. Собрать рюкзак, благословиться у жены  и выйти в утренние прохладные потемки. Ба, оказывается в Рефтинском по утрам петухи поют… Никогда не слышал…

В этот раз едем на уазике. Машине, уважаемой охотниками, путешественниками и прочими неспокойными людьми. За рулем Дмитрий Клюкин, место штурмана занимает его отец Николай Викторович.

Также в состав бригады вошли непременные участники подобных программ  Александр Копырин и Владимир Рубцов, а также автор этого текста.

Попрощаться с нами вышел Олег Михайлович Кожевников, который в этот год занялся преподавательской работой (в ущерб экспедиционной).

От п. Малышева – до бывшего Малорефтинского (Известкового) кордона. Дорога просто ужасная. Ладно бы до кордона, его давно уже нет, до головной насосной, обеспечивающей водой город. Просто кошмарная дорога. До этой насосной на берегу Малого Рефта плюс еще три километра до последней скважины добираемся часа пожалуй полтора. А это максимум 25 км.

Река Кайгородка Малая. Вот зачем нам уазик. «Буханка» смело и уверено преодолевает ее и мы продвигаемся на восток еще на два километра. Вроде немного, но это (если туда-обратно) – час пути.

Дальше – все. Дальше болотная полоса, которую лучше пешком.

Идем пешком.

Река Кайгородка Большая препятствием для пешей группы не является. Но речка заметная, стоит внимания.

Идем между болот Островистое и Источное. Оба, кстати, клюквенные. И богатые зверьем. Следы лосей, свидетельства кабаньей поросячьей жизни – много. С лиственниц поднимались глухари, провожаемые прищуром наших экспедиционных охотников, сегодня – безоружных.

За охотничьими рассказами, о том, как медведь здесь утащил у охотников пол туши добытого лося, идя по генеральной просеке нашего края, незаметно доходим до каменного столба, известного краеведам и туристам.

Камень был установлен геодезистами в далеком 1898 г. О нем подробно рассказывалось ранее.

Радуемся, что столб цел и невредим.

Осматриваем и второй столб, уже не просечный, а лесной. Надпись в нижней части (год установки 1898) была открыта нами 2 года назад. 

Следующий пункт программы – осмотр площадки бывшего поселка Островного. Этот «хим-дымовский» поселок существовал (по нашей оценке) в 1950-е – 1970-е годы.  Показан в административном справочнике 1968 г, как относящийся к Режевскому горсовету и присутствует на единственной найденной «союзлесхозовской» карте 1967 г выпуска.

Поселок был большим, на две улицы. Имелась своя пекарня, да, очевидно, и другие объекты цивилизации (магазин, н.п.).

В перечне избирательных участков 1963 г(?) поселение названо участком Химлесхоза «Белое озеро».

Решением  облисполкома  №778 от 11.10.1972 исключен из учетных данных  населенный пункт,  прекративший существование: пос.Островной пригородной  зоны г.Режа.

Был здесь прудик на русле ручья.

Нашли колодец со срубом.

Сегодня родник, питающий ручей, заилился. Но чуть отгребя сапогом грязь, увидели – жив, курилка, бодренько зажурчал старый ключик, чуть поразмыслив.

В 1978 году группа туристов из Артемовского прошла от верховий Малого Рефта по реке и до Покровского. Осматривали они и Островной. Сохранилось фото уже брошенного поселка, которое Сергей Жериков размещал на одном их форумов.

Ну что ж, земля Островному пухом. Мы не зря посетили его площадку, несколько отклонившись от маршрута. Это нужно для энциклопедии поселений края, в которую войдут и «живые», и «мертвые».

Еще на пути к Островному у дороги — разбитый муравейник. Медведь, больше некому.

Кстати, на обратном пути, прямо на дороге, увидели медвежьи свежие (извиняюсь) экскременты. Это усилило подозрения, что косолапый где-то рядом. Может, посматривает на нас из чащобы, прикидывая: не годимся ли мы в качестве звена для его пищевой цепочки?

Идем по дороге дальше.

На пути болото Источное, из которого вытекает одноименная речка. Александр Леонидович ходил  на Белое зимой на лыжах и уверял, что переправа вполне приличная. Но вот где она? Дорога уперлась прямо в воду. «Переправа, переправа, берег левый, берег правый»…

Как будто правее повеселее… Пробуем…

На самом деле, путевый переход был метрах в десяти левее… Но как это поймешь…

Прыгая по кочкам, преодолевая множество проток, насилу вышли на другой берег.

Из десяти наличествующих в экспедиции сапог, пять жалко хлюпали  водой и болотной ржавой грязью…

Но как хорошо идти по-суху, оказывается… Даже в мокрых штанах и под некстати начавшем моросить дождичком.

И вот, наконец, выходим к Белому!

Это одно из самых крупных озер края. Его зеркало больше пяти квадратных километров. Ширина 2-3 км. Вода идеально прозрачна. Дно – рафинированный песок!

Вот бы дорогу сюда – для Асбеста, Рефтинского и Малышева не найдешь лучшего места отдыха. И от труб дымовых, и от асбестовой пыли – далеко, далеко…

Но пока этим наслаждаемся только мы.

Находим  рыбацкий сарайчик, со столом, скамьями и кострищем. Чай, бутерброды и домашние овощи еще сильнее улучшают настроение.

Место благодатное, но осенний день короток. И с сожалением, что не можем бывать здесь часто, оставляем его.

Обратный путь прошел чисто.

Вышли на правильную переправу и прошли болото «аки по-суху», лишь завершающие метры пришлось преодолеть эксцентрично.

Вот и Кайгородка. Старый таежник Владимир Рубцов пьет ее свежащую воду, подавая и нам пример.

За день ветер насрывал с деревьев листья и они лежали перед нами  цветным ковром.

Как нас в школе учили заканчивать сочинение? «Усталые, но счастливые…»?

Усталые. Но – счастливые.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты